Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 1 им. П.И.Чайковского»
Методическое сообщение:
«Адаптация ребенка в первый год обучения в музыкальной школе»
Преподаватель Е.М. Кузнецова
Адаптация ребенка в первый год обучения в музыкальной школе
Адаптационный период - это временной отрезок, в течение которого происходит привыкание первоклассника к условиям, требованиям, системе обучения в школе.
Основными критериями адаптированного первоклассника являются:
- положительное отношение к школе
- умение входить в контакт со взрослыми и сверстниками и поддерживать его
- адекватное восприятие школьных требований, лёгкое усвоение учебного материала
- проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений
- благоприятное статусное положение в классе и др.
· Значительная часть детей (их обычно 50-60%) адаптируется в течение первых двух-трёх месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребёнок привыкает к коллективу, ближе узнаёт своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учёбе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
· Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни.
· Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении программ.
· И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста.
Советы родителям:
Музыкальная школа является дополнительным образованием. Но это не кружок, а именно школа. С первых дней необходимо настроить ребенка на серьезное отношение к посещению школы.
Как известно, лучший прием воспитания это собственный пример, поэтому от Вашего отношения к музыкальной школе, будет зависеть отношение к ней вашего ребенка. Если вы будете интересоваться классической, живой музыкой, то и ваш ребенок будет увлечен ей. Слушайте такую музыку дома, смотрите концерты классической музыки. Строго соблюдать режим дня. Использовать фразы, помогающие создать ситуацию успеха:
- Высокая оценка детали – “У тебя эта часть замечательно получилась.”
- Авансирование – “У тебя получится.”
- Скрытая инструкция - “Ты же помнишь, что…”.
- Усиление мотивации - “Нам это так нужно для…”.
- Персональная исключительность – “Только у тебя и может получиться”.
Если же ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладываете на потом, выслушайте его ведь, это не займет много времени.
Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние дела, телевизионные передачи, общение с другими членами семьи.
Первое время необходимо постоянно контролировать выполнение домашних заданий по музыке, пока ребенок не привыкнет к новому режиму дня. А режим дня должен быть у младшего школьника обязательно.
И даже если ваш ребенок уже не первоклассник в общеобразовательной школе и у него уже выработался свой режим, то с поступлением в музыкальную школу необходимо внести соответствующие изменения в его режим.
Важно организовать малышу спокойное пробуждение и последовательные, деловитые, неторопливые сборы в школу. Психологи напоминают, что утренняя спешка, суматоха, то, что на научном языке называется «стресс ограничения времени», задает нервное настроение на весь день: все из рук валится, ничего делать не хочется.
Ученик первого класса должен спать не менее 10 часов, поэтому приложите все усилия, чтобы он ложился в 9-10 вечера и вставал в 7 утра.
Встать с постели нужно за час - полтора до начала занятий. Это время следует скорректировать в зависимости от того, как далеко от школы находится ваш дом.
Ни в коем случае нельзя превращать занятия музыкой в наказание. Например, говорить: «Ты получил плохую отметку в школе и поэтому будешь заниматься музыкой на 15 минут больше». Такие условия выработают негативное отношения к музыке у ребенка. Музыкой необходимо заниматься каждый день.
На выходных можно устраивать семейные концерты, на которых дети смогут продемонстрировать вам свои достижения.
Очень рекомендуется родителям вместе с детьми посещать концерты в музыкальной школе. Это сблизит, и позволит более легко достигнуть взаимопонимания с ребенком.