Планы семинарских занятий. Цели и задачи дисциплины




Планы семинарских занятий

Дисциплины

 

Философия

__________________________________________________________

(наименование дисциплины)

 

(индекс по ГОС ВПО и/или рабочему учебному плану)

 

Специальность (код) 080105 - «Финансы и кредит»

(наименование специальности)

 

Специализация __________________________экономист__________________________________

(наименование специализации)

 

 


Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Философия» относится к общеобразовательному и социально-экономическому циклу и обеспечивает логическую взаимосвязь и имеет своей целью: на основе понимания философских проблем развивать мыслительные процессы студентов, повысить их эрудицию, направить к исследованиям и осознанию общественных процессов и явлений.

 

Задачи дисциплины:

1)образовательная: студенты должны получить знания о специфике философского миропонимания, усвоить этапы развития философии, освоить содержание классических философских систем, знать основных деятелей и течения.

2)воспитательная: на основе полученных знаний студентам необходимо уметь высказывать свою точку зрения, видеть актуальность философских проблем в современном мире, понять связь философии с духовной культурой, социальной практикой, житейской повседневностью, раскрыть закономерности историко-философского процесса.

3)развивающая: посредством дискуссий у учащихся должно сформироваться свое миропонимание, мировоззрение должно с этапа обыденного перейти в разряд теоретического, научного, изучение курса способствует развитию мыслительных процессов, способствовать формированию целостной и логически последо­вательной системы философских взглядов.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен

  • Знать:

-- основные философские понятия,

-- основных деятелей философии,

-- этапы становления и развития философской мысли,

-- идейные основы и течения философии.

  • Уметь:

применять полученные знания на практических занятиях и в обыденной жизни, уметь ставить проблемы, отвечать на поставленные вопросы, участвовать в дискуссии.

  • Демонстрировать способность и готовность:

к самообразованию, повышению уровня своей эрудиции, проявлению стремления к коллективизму, совершенствованию нравственных и моральных ценностей.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 34 лекционных и 34 практических часов, 20 часов на самостоятельную работу.

Содержание дисциплины

Разделы дисциплин и виды занятий

 

Наименование раздела. Наименование темы дисциплины.  
 
 
    лекции   семинары   Самостоятельная работа  
Тема 1. Предмет философии.        
Тема 2. Учение о бытии.        
Тема 3. Учение о познании        
Тема 4 Проблема человека в философии.        
Тема 5. Социальная философия.        
Тема 6.Философия истории.        
Тема 7. Философские проблемы культуры.        
Тема 8.Учение о ценностях.        
Тема 9.Философия и методология науки.        
Тема 10. Будущее человечества и глобальные проблемы современности.        
Экзамен.        
Всего часов        

Содержание разделов дисциплины

ТЕМА 1. Предмет философии. Основные направления, исто­рия философии.

Предмет философии. Становление философии. Филосо­фия и мифология. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Понятие мировоззрения и его структура. Специфика философского решения мировоззренческих вопросов. Филосо­фия в контексте культуры. Философия и искусство. Философия и религия. Философия и наука. Философия - особая фор­ма культуры. Функции философии.

ТЕМА 2. Учение о бытии.

Учение о бытии. Зарождение и эволюция понятия материи в истории человеческой культуры. Монистические и плюрали­стические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Движение, пространство и время. Движение и развитие, диалектические закономерности. Про­гресс и регресс. Научные, философские и религиозные карти­ны мира.

 

ТЕМА 3. Учение о познании.

Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познаватель­ной деятельности. Познавательная деятельность человека.

Основные свойства истины. Проблема критериев истины. Действительность, мышление, логика и язык.

ТЕМА 4. Проблема человека в философии.

Философский подход к познанию человека. Свойства соз­нания. Психика и сознание. Психофизическая проблема. Соз­нание и бессознательное. Функции сознания. Деятельность человека в зеркале культуры. Биологическое и социальное в человеке. Человек как личность. Социализация личности.

 

ТЕМА 5. Социальная философия.

Специфика социального познания. Предмет и функции социальной философии. Общество как предмет исследования. Проблемное поле социальной философии. Специфика соци­альной реальности. Состав социальной реальности. Социаль­ные структуры. Гражданское общество и государство.

 

ТЕМА 6. Философия истории.

Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Проблема прогресса: технический и духов­ный прогресс. Социальная философия о характере историче­ского процесса.

ТЕМА 7. Философские проблемы культуры.

Философский взгляд на культуру. Человек как творец и тво­рение культуры. Культура и история. Культура и цивилизация. Динамика культуры.

ТЕМА 8. Учение о ценностях.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобо­да и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравст­венные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Личность в поисках смысла жизни. Эс­тетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религи­озные ценности и свобода совести.

 

 

ТЕМА 9. Философия и методология науки.

Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Струк­тура научного познания. Его методы и формы. Эмпирическое и теоретическое исследование. Роль творческого воображения. Рост научного знания. Научные революции и смены типов ра­циональности. Наука и техника. Социокультурные ориентиры науки.

ТЕМА 10. Будущее человечества. Глобальные проблемы совре­менности.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Глоба­лизация с точки зрения социальной синергетики.

Темы семинарских занятий

Темы дисциплины Темы семинарских занятий
Тема 1. Предмет философии. Тема 1. Специфика философ­ского знания: миф, религия, философия. Функции филосо­фии.
Тема 2. Учение о бытии. Тема 2. Онтология. Идея суб­станции. Материя. Модель материального объ­екта.
Тема 3. Учение о познании. Тема 3. Познавательная дея­тельность человека. Теория ис­тины.
Тема 4. Проблема человека в философии. Тема 4. Философский подход к познанию человека. Философ­ская антропология.
Тема 5.Социальная философия. Тема 5. Общество как предмет исследования. Социальная ре­альность. Специфика социаль­ного познания.
Тема 6. Философия истории. Тема 6. Социальная философия о характере исторического про­цесса.
Тема 7.Философские проблемы культуры. Тема 7. Культура: слово, поня­тие, проблема. Динамика куль­туры.
Тема 8. Учение о ценностях. Тема 8. Понятие ценности. Ви­ды ценностей. Человек и мир ценностей.
Тема 9. Философия и методоло­гия науки. Тема 9.Специфика научного знания. Научное исследование. Закономерности роста научного знания.
Тема 10.Будущее человечества и глобальные проблемы совре­менности. Тема 10. Глобальные проблемы современности.

5.1.Руководство:

Планы семинарских занятий призваны помочь организации как аудиторной, так внеаудиторной самостоятельной работы сту­дентов. В результате должны выработаться навыки непредвзятой оценки философских и научных течений, сформироваться спо­собность выявлять многомерные аспекты изучаемых вопросов, а также получить развитие умение логично формулировать, изла­гать и аргументировано отстаивать собственное видение рас­сматриваемых проблем.

Планы семинарских занятий предполагают двухуровневое изучение предмета, исходя из различных познавательных интере­сов студентов (либо довольствующихся обязательным миниму­мом знаний, либо стремящихся к углубленному изучению фило­софии). Благодаря этому студенты под руководством препо­давателя получают возможность расширить представления о ми­ровом и отечественном философском процессе, который остается за пределами учебной программы, ограниченной недостаточным количеством аудиторных часов. Каждая тема сопровождается списком литературы, в кото­ром студенты могут выбрать наиболее интересные и доступные для себя источники.

В ходе чтения философской литературы полезно составлять конспекты, которые помогут собрать материал для доклада на семинаре, ответа на экзамене, научно-исследовательской работы. Конспекты не следует делать слишком подробными: лучше ко­ротко записывать своими словами основные идеи: это развивает способность к свободному и самостоятельному размышлению, что особенно ценно для философии.

Важной задачей работы при подготовке к семинарскому за­нятию является написание плана и текста доклада или реферата.

Общая структура плана доклада или реферата обычно вклю­чает в себя введение, основную часть и заключение. В вводной части следует разъяснить актуальность темы доклада или рефе­рата. В основной части раскрывается содержание, а в заключении формулируются выводы, которые можно сделать из рассмотре­ния данной темы.

Текст доклада писать не рекомендуется, так как его наличие приковывает внимание к листу бумаги, блокируя возможность общения с аудиторией и в ряде случаев делает сам доклад неин­тересным для других студентов.

Текст реферата должен быть авторским, а не списанным це­ликом из литературы. Цитаты должны быть отмечены ссылками на тот источник, из которого заимствована данная цитата.

5.2.Содержание тем:

Тема 1. ФИЛОСОФИЯ И МИР (2 часа).

 

1.Понятие философии.

2.Проблемное поле философии. Основные разделы фило­софского знания.

3.Мировоззренческая, методологическая, гносеологическая и аксиологическая функции философии.

4.Роль философии в культурной жизни общества.

5.Философия и личность. Проблемы духовного поиска и са­моопределения личности.

 

Литература.

 

БЕРТРАН М. Бессознательное в работе мысли. // Вопросы философии. - 1993. № 12.

ВАСИЛБЕВ Г.И. Возможность понимания. –Алма-Ата, 1994.

ВВЕДЕНИЕ в философию: Тексты лекций. / Под. ред. В.М. Фигуровской. - Новосибирск, 1993.

ЖЮЛБ К.К. Философия для любознательных: Пропедев­тика к философии или предварительное знакомство с основными разделами философских знаний. - М., 1993.

ЛОСЕВ А.Ф. Дерзание духа. - М., 1988.

МАМАРДАШВИЛИ М. Введение в философию. // Мамардашвили М. Необходимость себя. - М., 1996.

МАМАРДАШВИЛИ М.К. Философия и личность. // Чело­век. - М., 1991. Вып. 5.

МИР философии. - М., 1991.

МОТРОШИЛОВА Н.В. Рождение и развитие философ­ских идей. - М., 1991.

ЧЕЛОВЕК. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Ч. 1: Древний мир - эпоха Просве­щения. - М., 1991; Ч. 2: XIX век. -М., 1995.

Тема 2. Философия мифа(2 часа).

1.Мифологическая картина мира и своеобразие мифологии.

2.Трансформация мифологического сознания и возникновение философского мышления.

З.Мифы в современной культуре.

 

Литература.

 

АФАНАСЬЕВ А. Происхождение мифа. - М., 1996.

БАРТ Р. Мифологии. - М., 1996.

БАШЛЯР Т. Психоанализ огня. - М., 1993.

ВЕРНАН Ж. Происхождение древнегреческой мысли. - М., 1998.

ГОЛОСОВКЕР Я.Э. Логика мифа. - М., 1987.

ГРЕЙВС Р. Мифы Древней Греции. - М., 1991.

ИОРДАНСКИЙ В. Хаос и гармония. - М., 1982.

КЛИКС Ф. Пробуждающееся мышление, У истоков человеческого интеллекта. - М., 1983.

ЛАРИЧЕВ В.Е. Мудрость змеи. - Новосибирск, 1989.

ЛЕВИ-БРРОЛБ Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М., 1994.

ЛЕВИ-СТРОСС К. Первобытное мышление. М., 1994.

ЛОСЕВ А.Ф. Философия, мифология, культура. - М., 1991.

ЛОСЕВ А.Ф. Диалектика мифа II Из ранних произведе­ний. - М., 1990.

МАКОВСКИЙ М.М. У истоков человеческого языка. - М, 1995.

МЕЛЕТИНСКИЙ Е.М. Поэтика мифа. - М, 1995.

МИФЫв искусстве старом и новом. Историко-художественная монография (по Рене Менару). - СПб., 1993.

МИФЫнародов мира: В 2 т. - М., 1994.

НЕМИРОВСКИЙ А.И. Мифы и легенды древнего Восто­ка. - М., 1994.

НОРМАП Д. Символизм в мифологии. - М., 1997.

ОСАЧЕЫКО Ю.С, ДМИТРИЕВА Л.В. Введение в фи­лософию мифа. - М., 1994.

ПРОПП В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л., 1986.

ПЯТИГОРСКИЙ A.M. Мифологические размышления: Лекции по феноменологии мифа. - М., 1996.

СИДИ Ф.Х. От мифа к логосу. - М., 1972.

СМИРНОВ М.Ю. Мифология и религия в российском сознании. - СПб., 2000.

ТАИЛОР Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989.

ФРАНКФОРТ Г., ФРАНКФОРТ Г.А., УИЛСОН Дж., ЯКОБСЕН Т. В преддверии философии. - М., 1984.

ФРЕЗЕР Д. Золотая ветвь. - М., 1986.

ФРЕЙД 3. Психоанализ. Религия. Культура. - М., 1992.

ХЮБНЕР К. Истина мифа. - М., 1996.

ЭЛИАДЕ М. Аспекты мифа. - М., 2000.

Ю.КОСАРЕВ А.Ф. Философия мифа: Мифология и ее эври­стическая значимость.- М, 2000.

ЮНЕ К. Архетип и символ. - М., 1991.

Тема 3. Философия Востока(4 часа).

3.1. Индийская философия(2 часа).

1.Основные черты культуры Древней Индии.

2.Человек, мир, природа в Ведах. Влияние Вед на философ­скую традицию Древней Индии.

3.Традиционные школы древнеиндийской философии.

4.Основные положения философии и моральные заповеди джайнизма.

5.Философские аспекты буддизма.

6.Учение о долге и бескорыстном деянии в «Бхагавадгите».

7.Учение М.К. Ганди о ненасильственном гражданском не­повиновении.

Литература.

 

АНДРОСОВ В.Н. Нагарджуна и его учение. - М., 1990.

АНИКЕЕВА Е.Н. Индийская предфилософия ведического периода.- М., 1997.

БОКГАРД-ЛЕВИН Г.М.: Индия в древности. - М., 1985.

БХАГАВАДГИТА. (Любое издание).

ГАНДИ М.К. Моя жизнь. – М., 1969.

ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ философия. Начальный период. - М., 1972.

ИСАЕВ Н.В. Шанкара и индийская философия. - М., 1991.

КЛЮЕВ А.Г. Аюрведа: Единство философии и практики в ведическом знании. - М., 1999.

КОСТЮЧЕНКО B.C. Классическая веданта и неоведантизм. - М., 1983.

ЛУННЫЙ свет Санкхьи. - М., 1995.

ЛЫСЕНКО В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буд­дийская философия: Учебное пособие. - М., 1994.

МЮЛЛЕР М. Шесть систем индийской философии. - М., 1995.

ОСНОВЫбуддийского мировоззрения: Индия, Китай: Учебное пособие. - М., 1994.

ПРОВОЗВЕСТИЕ Рамакришны. - Рига, 1992.

РАДХАКРИШНАН С. Индийская философия: В 2 т. - СПб., 1994.

РИГВЕДА. Мандалы I-IV. - М., 1989,

РОЗЕНБЕРГ О.О. Труды по буддизму. - М., 1991.

РУДОЙ В.И., ОСТРОВСКАЯ Е.П. и др. Классическая буддийская философия: Учебное пособие. - СПб., 1999.

УПАНИШАДЫ: В 3 кн. - М., 1992.

ШОХИН В.К. Первые философы Индии. - М., 1997.

ШРИ АУРОБИНДО. Час Бога. Йога и ее цели. Мать. Мысли и озарения. - Л., 1991.

ЭЛИАДЕ М. Йога: Свобода и бессмертие. - Киев, 2000.

3.2. Китайская философия(2 часа).

1.Основные образы мифологии Древнего Китая. Философско-мифологические идеи «Книги перемен».

2.Философские идеи даосизма.

3.Философия Конфуция.

4.Легисты и конфуцианцы об управлении государством.

5.Китайская буддийская философия.

Литература.

АБАЕВ Н.В. Чань-буддизм и. культурно-психологические традиции в средневековом Китае. - Новосибирск, 1989.

АФОРИЗМЫстарого Китая. - М., 1987.

ВАСИЛЬЕВ Л.С. История Религии Востока. - М., 1988.

ВЕЛИКИЙ учитель Син-юнь. Чаньские беседы. - СПб., 1998.

ГРИГОРЬЕВА Т.П. Дао и логос (встреча культур). -М., 1992.

ДАО и даосизм в Китае. - М., 1982.

ДАОССКАЯ йога. - Бишкек, 1993.

ДЗЭН-буддизм. - Бишкек, 1993.

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ философия: Собрание текстов: В 2 т. Т. 1.-М., 1972; Т. 2. -М., 1973.

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ философия. Эпоха Хань. - М, 1990.

ИСТОРИЯ китайской философии. - М., 1989.

КИТАИСКАЯ философия: Энциклопедический сло­варь. - М., 1994.

КИТАЙСКИЕ социальные утопии. - М., 1987.

КОНФУЦИЙ. Изречения. - М., 1994.

КОНФУЦИЙ. Я верю в древность. - М., 1995.

ЛАО ЦЗЫ. Книга пути и благодати. Дао Цзин. - М., 1994.

ЛУКЬЯНОВ А.Е. Начало древнекитайской филосо­фии. - М., 1994.

МАЛЯВИН В.В. Конфуций. - М., 1992.

МЭН-ЦЗЫ. - СПб., 1999.

ПЛОТБ и кость Дзэн. - Калининград, 1992.

4.Философия Античности(2 часа).

Изучение темы на семинарском занятии предполагает свободный выбор изучаемых проблем. Студенты выступают с рефератами по интересующим темам, готовят презентации, выполняют творческое задание.

 

Тема 5. Средневековая философия(2 часа).

 

1.Своеобразие средневековой культуры и философии.

2.Этапы средневековой философии: апологетика, патристи­ка, схоластика.

З.Августин Блаженный как систематизатор христианского вероучения.

4.Спор о природе общих понятий (универсалий): реализм, номинализм и концептуализм.

5.Фома Аквинский и расцвет схоластики. Доказательства бытия Бога.

б. Еврейская философия средневековья.

7.Арабская философия средневековья (Ибн Сина, Аль-Газали, Ибн Рушд). Влияние арабской философии на европей­скую схоластику.

 

Литература.

 

АБЕЛЯР П. Теологические трактаты. - М., 1995.

АВГУСТИН А. Исповедь. - М., 1991.

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ. Сочинения. - М, 1995.

БОГОСЛОВИЕ в культуре средневековья. - Киев, 1991.

БОЛОТОВ В.В. Учение Оригена о Троице. - М., 1998.

БОНАВЕНТУРА Дж. Ф. Путеводитель души к Богу. - М., 1993.

БЫЧКОВ В.В. Эстетика Аврелия Августина. - М., 1984.

ГАИДЕНКО П.П. Понимание бытия в античной и средне­вековой философии // Античность как тип культуры - М., 1988.

ИБН РУШД. Опровержения. - СПб., 1999.

ИБН СИНА. Избранные философские произведения. - М., 1990.

ИСТОРИЯ философии: Запад-Россия-Восток. Кн. 1: Фи­лософия древности и средневековья. / Под ред. Н.М. Мотрошиловой. - М., 1995.

КАРСАВИН Л.П. Святые Отцы и Учители Церкви - М., 1994.

КЕРН К. Патрология. - М., 1995.

ЛАБИРИНТЫдуши: Августин Аврелий. Исповедь; Блез Паскаль. Письма к провинциалу. - Симферополь, 1998.

ЛОССКИЙ В.Н. Очерк мистического богословия Вос­точной церкви. Догматическое богословие. - М., 1991.

РАННЕХРИСТИАНСКИЕ апологеты. - М., 2000.

СВЕТЛОВ Р.В. Античный неоплатонизм и александрий­ская экзегетика. - СПб., 1996.

СИДОРОВ А.А. Курс патрологии. - М., 1996.

СОКОЛОВ В.В. Средневековая философия. - М., 2001.

СОЧИНЕНИЯ древних христианских апологетов. - СПб, 1999.

ТЕРТУЛЛИАН. Избранные сочинения,- М, 1994.

ТРУБЕЦКОЙ С.Н. Учение о Логосе в его истории. // Тру­бецкой С.Н. Сочинения. - М, 1994.

ФЛОРОВСКИЙ Г.В. Византийские отцы V-VIII веков. - М., 1992.

ФЛОРОВСКИЙ Г.В. Восточные отцы IV в. - М, 1992.

ФОМА АКВИНСКИЙ. О началах природы. //Время, исти­на, субстанция: от античной рациональности к средневековой. - М, 1991.

 

Тема 6. Философия эпохи Возрождения(4 часа).

 

1.Своеобразие философии эпохи Возрождения.

2.Гуманизм как мировоззрение Возрождения. Проблема че­ловека (М. Фичино, Дж. Пико делла Мирандола, Л. Валла, Эразм Роттердамский, М. Монтень).

3.Общественно-политическая мысль Возрождения:

• утопические проекты общественного устройства (Т. Мор, Т. Кампанелла);

• учение Н. Макиавелли..

4.Натурфилософия эпохи Ренессанса (Николай Кузанский, Б. Телезио, Дж. Бруно).

Литература.

БАТКИН Л.М, Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. - М, 1978.

БАТКИН Л.М. Итальянское Возрождение в поисках инди­видуальности. — М, 1989.

БОКАЧЧО Дж. Декамерон (любое издание).

БРАГИНА Л.М. Итальянский гуманизм. - М, 1977.

БРАТИНА Л.М. Социально-этические взгляды итальян­ских гуманистов. - М, 1983.

БРУНО Дж. Героический энтузиазм. - М, 1996..

ВАЛЛА Л. Об истинном и ложном благе. О свободе во­ли. - М, 1989.

ВИНДЕЛЬБАНД В. История новой философии. Т. 1: От Возрождения до Просвещения. - М, 2000.

ГОРФУНКЕЛЬ А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М, 1980.

ДАНТЕ. Божественная комедия (любое издание).

ЖИЗНЬ Николо Макиавелли. - СПб, 1993.

ЛОСЕВ А.Ф. Эстетика Возрождения. - М, 1978.

МАКИАВЕЛЛИ Н. Государь. - М, 2001.

МАКИАВЕЛЛИ Н. Князь. - Минск, 2000.

МОНТЕНЬ М. Опыты: В 3 кн. - М, 1997.

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ. Сочинения: В 2 т. - М, 1979.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ. Философские произведе­ния. - М, 1987.

Тема 7. Философия Нового времени (4 часа).

 

1.Научная революция XVII в. и кризис средневекового ми­ровоззрения. И. Ньютон и становление механистической картины мира.

2.Проблема метода в научном познании.

3.Рационализм в философии XVII в. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц).

4.Эмпиризм в философии XVII-XVIII вв. (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Э.Б. Кондильяк).

5.Агностицизм Дж. Беркли и Д. Юма.

6.Философия Т. Гоббса.

7.Философские взгляды Б. Паскаля.

8.Социальная философия эпохи Просвещения (Д. Дидро, П. Гольбах, Ш. Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеций).

 

Литература.

 

3АИЧЕНКО Г.А. Джон Локк. - М., 1988.

БЕРКЛИ Дж. Алкифон или Мелкий философ. - СПб, 1996.

БЕРКЛИ Дж. Сочинения. - М, 1978.

БОГУСЛАВСКИЙ В.М. Скептицизм в философии. - М, 1990.

БЭК0Н Ф. Сочинения: В 2 т. - М., 1977-1978.

ВОЛГИН В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. - М., 1977.

ВОЛЬТЕР. Собрание сочинений: В 3 т. / Под ред. Б.Т. Грибанова. - М., 1998.

ГАССЕНДИ П., Сочинения: В 2 т. - М., 1966-1968.

ГЕЛЬВЕЦИЙ К. Сочинения: В 2 т. - М, 1973-1974.

ГОББС Т. Сочинения: В 2 т. - М., 1991.

ГОЛЬБАХ П. Избранные произведения: В 2 т. - М., 1963.

ГОЛЬБАХ П. Письма к: Евгении. Здравый смысл. - М., 1956.

ДЕКАРТ Р. Разыскание истины. - СПб., 2000.

ДЕКАРТ Р. Сочинения: В 2 т. - М., 1994.V

ДИДРО Д. Сочинения: В 2 т. - М., 1986-1991.

ДЛУГАЧ Т.Б. Дени Дидро. - М., 1986.

ДЛУГАЧ Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности. - М., 1995.

КОНДИЛЬЯК Э.Б. Сочинения: В 3 т. - М., 1980-1983.

КУЗНЕЦОВ В.Н., МЕЕРОВСКИЙ Б.В., ГРЯЗНОВ А.Ф. Западноевропейская философия XVIII в. - М, 1986.

КУЧЕРЕНКО Г.С. Исследования по истории обществен­ной мысли Франции и Англии. - М., 1981.

ЛАБИРИНТЫдуши: Августин Аврелий. Исповедь; Блез Паскаль. Письма к провинциалу. - Симферополь, 1998.

ЛАМЕТРИ Ж. Сочинения. - М., 1983.

ЛЕЙБНИЦ Г.В. Сочинения: В 4 т. - М, 1982-1983.

ЛОКК Дж. Сочинения: В 3 т. - М., 1985-1988.

МАМАРДАШВИЛИ М. Картезианские размышления (январь 1981 г.). - М., 1993.

МОНТЕСКЬЕ Ш. О духе законов. - М., 1999.

МОНТЕСКЬЕ Ш. Персидские письма. - Элиста, 1988.

НАРСКИЙ И.С. Западноевропейская философия XVIII в. - М., 1973.

ПАСКАЛЬ Б. Мысли. - М., 1994.

РУССО Ж.-Ж. Избранное. - М., 1996.

РУССО Ж.-Ж. Об общественном договоре: Трактаты. - М., 1998.

СОКОЛОВ В.В. Европейская философия XV-XVII bb.-М.,1984.

СПИНОЗА Б. Сочинения: В 2 т. - СПб., 1999.

ЮМ Д. Сочинения: В 2 т. - М., 1996.

ЮМ Д. Трактат о человеческой природе: В 2 т. - М, 1995.

Тема 8. Немецкая классическая философия (2 часа).

 

1.Предпосылки расцвета немецкой философии и культуры на рубеже XVIII и XIX столетий.

2.Критическая философия И. Канта.

3.Проблема свободы в философии И. Фихте.

4.Философия Ф. Шеллинга.

5.Философская система Г. Гегеля.

6.Антропологическая философия Л. Фейербаха и критика религии.

Литература.

 

БУРХАНОВ Р.А., ЛЮБУТИН К.Н. Классическая фило­софская антропология. И. Кант и Л. Фейербах. - Екатеринбург, 1995.

БЫКОВА М.Ф. Гегелевское понимание мышления. - М., 1990.

БЫКОВА М.Ф. Мистерия логики и тайна субъективности. О замысле феноменологии и логики у Гегеля. - М., 1996.

ВИНДЕЛЬБАНД В. От Канта до Ницше. - М., 1998.

ВЛАСОВ А.Д. Словарь по философии Гегеля. М., 1997.

ГАБИТ0ВА P.M. Философия немецкого романтизма: В 2т.-М., 1988-1989.

ГЕГЕЛЬ Г.В.Ф. Лекции по истории философии. - СПб., 1999,

КАНТ И. Критика чистого разума. - М., 1994.

КАНТ И. Пролегомены. - М., 1993.

КАНТ И. Трактаты и письма. - М., 1980.

КУЗНЕЦОВ В Л. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX в. - М., 1986.

ЛАЗАРЕВ В.В. Философия раннего и позднего Шеллин­га. - М., 1990.

ЛЮБУТИН К.Н. Фейербах: философская антропология. - Свердловск, 1998.

МАМАРДАШВИЛИ М.К. Кантианские вариации. - М., 1997.

НЕМЕЦКАЯ классическая философия: Сб.: В 2 т. / Сост. В. Шкода. - Харьков, 2000.

ФЕЙЕРБАХ Л. Сочинения: В 2 т. - М., 1995.

ФИХТЕ И.Г. Сочинения: В 2 т. - СПб., 1993.

ШЕЛЛИНГ Ф. Философия искусства. - М., 1999.

ШЕЛЛИНГ Ф. Философия откровения. СПб., 2000.

ШЕЛЛИНГФ. Сочинения. - М., 1998.

 

Тема 9. ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫXIX-XX вв.(4 часа).

1.Социально - экономические и идейно-политические при­чины возникновения и развития марксистской философии.

2.Философский анализ экономических проблем и материа­листическое понимание истории в марксистской философии.

3.Кризис рационализма в философии и обращение к ирра­ционализму.

4.Философия А. Шопенгауэра.

5.Фр. Ницше; жизнь и философское творчество.

6.Философия жизни А. Бергсона.

7.Феноменология Э.Гуссерля: метод и основные процедуры.

8.Бытие и сущее в философии М. Хайдеггера.

9.Проблема человека и смысл истории в экзистенциализме К. Ясперса.

10.Конт о соотношении науки и метафизики.

11.Неопозитивизм и постпозитивизм.

12.Структура психики в учении 3. Фрейда.

13.Фромм о свободе и отчуждении в современной индуст­риальной цивилизации.

14.Философская эволюция от марксизма к по­стмодернизму.

 

Литература.

 

АББАНЬЯН0 Н. Экзистенция как свобода. // Вопросы философии. - 1992. № 8.

АНДЕРСОН П. Размышления о западном марксизме. - М, 1991.

АСМУС В.Ф. Бергсон и его критика интеллекта. // Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. – M., 1984.

БЕРГСОН А. Творческая эволюция. - М., 2000.

БЕРДЯЕВ Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М, 1990.

ВАСИЛЬЕВА Т.С., ОРЛОВ В.В. Социальная филосо­фия. - Пермь, 1993.

ВИНДЕЛЬБАНД В. История новой философии. Т. 2. От Канта до Ницше. - М., 2000.

ВЛАСЮК В.И. Идеализм современного материализма. Основы теории общественного развития. - М., 1994.

ГАЙДЕНКО П.П. Научная рациональность и философ­ский разум в интерпретации Эдмунда Гуссерля. // Вопросы фило­софии. - 1992. №7.

ГАЙДЕНКО П.П. Трагедия эстетизма. - М., 1970.

ГАЛЕВИ Д. Жизнь Фридриха Ницше. - Рига, 1991,

ГАРОДИ Р. Марксизм XX века. - М., 1994.

ГОРСКИЙ Д.П. Ошибки гения самые опасные: Развитие теории Маркса и ее изъяны. - М., 1995.

ГОРСКИЙ Д.П. Учение Маркса об обществе: Критический анализ. - М., 1994.

ГУССЕРЛЬ Э. Кризис европейских наук и трансценден­тальная феноменология. // Вопросы философии. - 1992. № 7.

ГУССЕРЛЬ Э. Кризис европейского человечества и фи­лософия. // Культурология XX век. - М., 1994.

ГУССЕРЛЬ Э. Собрание сочинений. Т. 1. -М., 1994.

ГУССЕРЛЬ Э. Философия как строгая наука. - Новочеркасск, 1994.

ДЕЛЕЗ Ж. Логика смысла. - М., 1995.

ЖАК Деррида в Москве: реконструкция путешествия. - М., 1993.

ЗОТОВ А.Ф., МЕЛЬВИЛЬ Ю.К. Западная философия XX в.: Учебное пособие. - М., 1998.

ИЛЬИН И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М., 1996.

КАМЮ А. Бунтующий человек. - М., 1990.

КАМЮ А. Избранное. - М., 1988.

КЬЕРКЕГОР С. Наслаждение и долг. - Киев, 1994.

ЛЕВИН К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. - М., 2002.

МАРЕЕВ С.Н., МАРЕЕВА Е.В., АРСЛАНОВ В.Г. Фило­софия XX века. - М., 2001.

МАРКС К. К критике политической экономии. // Соч. 2-е изд. Т. 13.

МАРКС К., ЭНГЕЛЬС Ф. Немецкая идеология.// Соч. 2-е изд. Т. 3.

МАРКУЗЕ Г. Одномерный человек. - М., 1994.

МАРКУЗЕ Г. Эрос и цивилизация. - Киев, 1995.

МИР Кьеркегора. Русские и датские интерпретации твор­чества Серена Кьеркегора. - М., 1994.

НИЦШЕ Ф. Воля к власти. - М., 1994.

НИЦШЕ Ф. Рождение трагедии. - М., 2001.

НИЦШЕ Ф. Сочинения: В 2 т. - М., 1990.

НИЦШЕ Ф. Сумерки богов. Антихрист. Esse Homo. -М.,2001.:

НИЦШЕ Ф. Так говорил Заратустра. - М., 2001.

ПЛЕХАНОВ Г.В. Избранные философские произведе­ния. М., 1956.П0ППЕР К. Открытое общество и его враги: В 2 т. - М, 1992.

ПОППЕР К. Нищета историзма. // Вопросы философии. - 1992, №8,9.

РАЙХ В. Психология масс и фашизм. - СПб., 1997.

РАЙХ В. Сексуальная революция. - М., 1997.

САРТР Ж.-П. Бытие и ничто. - М., 1999,

САРТР Ж.-П. Стена. - М., 1992.

СОЛОВЬЕВ Э.Ю. Прошлое толкует нас. - М., 1991.

СУМЕРКИ богов. / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлев. - М., 1990.

ФИЛОСОФИЯ Мартина Хайдеггера и современность. - М., 1991.

ФИШЕР К. Артур Шопенгауэр. - СПб., 1999.

ФРЕЙД 3. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1991.

ФРЕЙД 3. Толкование сновидений. - М., 2001.

ФРЕЙД 3. Я и Оно: Труды разных лет. - М., 1998.

ФРОММ Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М, 1994.

ФРОММ Э. Бегство от свободы. - М., 1995.

ФРОММ Э. Искусство любви: Исследование природы любви. - М, 1990.

ФРОММ Э. Психоанализ и этика. - М., 1993.

ФУКО М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. - М., 1996.

ФУКО М. Слова и вещи. Археология гуманитарных на­ук. - М, 1994.

ХАБЕРМАС Ю. Модерн - незавершенный проект. // Во­просы философии. - 1992. № 4.

ХАИДЕГГЕР М. Европейский нигилизм. Письмо о гума­низме. // Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

ХАИДЕГГЕР М. Слова Ницше «Бог мертв». // Вопросы философии. - 1990. № 7.

ХАЙДЕГГЕР М. Бытие и время. - М., 1997.

ХАЙДЕГГЕР М. Основные понятия метафизики.// Во­просы философии. - 1989. № 9.

ХАЙДЕГГЕР М. Разговор на проселочной дороге. - М., 1991.

ЦВЕЙГ С. Фрейд: врачевание и психика. - Л., 1990.

ШЕСТОВ Л. Кьеркегард и экзистенциальная философия. - М., 1992.

ШОПЕНГАУЭР А. Афоризмы житейской мудрости. - СПб., 2001.

ШОПЕНГАУЭР А. Афоризмы и максимы. Харьков, 2001.

ШОПЕНГАУЭР А. Избранные произведения.- М., 1993.

ЭНГЕЛЬС Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Соч. 2-е изд. Т. 21.

ЭТКИНД A.M. Эрос, невозможного. История психоанали­за в России. - СПб., 1993.

ЮНГ К.Г. Архетип и символ. - М., 1991.

ЮНГ К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы, М., 1994. 20.ЮНГ К.Г. Психологические типы. - М., 1995.

ЯСПЕРС К. Ницше и христианство. - М., 1994.

ЯСПЕРС К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

Тема 10. Русская христианская философия (2 часа).

1.Основные этапы становления, идеи русской философии.

2.Персоналии на выбор.

 

Литература.

 

АЛЕКСАНДРОВ И.А. Начала космической философии: основы методологии познания единого и целостного мира. - М., 1997..

АХИЕЗЕР А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. 1.-Новосибирск, 1997.

БЕРДЯЕВ Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990.

БЕРДЯЕВ Н.А. Самопознание. - СПб., 1999.

БЕРДЯЕВ Н.А. Смысл творчества. - М., 1989.

БЕРДЯЕВ Н.А. Философия свободного духа. - М., 1994.

БЕРДЯЕВ Н.А. Судьба России. - М., 1990;

БУЛГАКОВ С.Н. Загадочный мыслитель (Н.Ф. Федоров). // Сочинения: В 2 т. Т. 2. -М., 1993.

БУЛГАКОВ С.Н. Свет Невечерний. - М., 1993.

БУЛГАКОВ С.Н. Сочинения: В 2 т. Т. 1: Философия хо­зяйства. - М., 1993.

ВВЕДЕНИЕ в русскую философию: Учеб. Пособие. / Ла­зарев В.В., Абрамов А.И., Авдеева Л.Р. и др. - М., 1995.

ВВЕДЕНСКИЙ А.И., ЛОСЕВ А.Ф. и др. Очерки истории русской философии. - Свердловск, 1991.

ВЕРНАДСКИЙ В.И. и современная наука. - Л., 1988.

ВЕРНАДСКИЙ В.И. Научная мысль как планетное явле­ние. - М., 1977..

ВЕХИ. Из глубины. - М., 1991. 9.*ГАЙДЕНКО П.П. Человек и человечество в учении B.C. Соловьева// Вопросы философии. - 1994. № 6.

ГЛОБАЛЬНЫЕ проблемы и общечеловеческие ценно­сти. - М., 1990.

ГРЕЗЫо Земле и небе: Антология русского космизма. - СПб., 1995.

ЗВОЗДНИКОВ А.А. Достоевский и православие: Пред­варительные заметки. // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. - Петрозаводск, 1994.

ЗЕНЬКОВСКИЙ В.В. История русской философии. -

ЗЕРНОВ Н. Русское религиозное возрождение XX в. - М, 1993.

КАСАТКИН Н.В., КАСАТКИНА В.Н. Тайна человека: своеобразие реализма Ф.М. Достоевского. - М., 1994.

ЛЕВИЦКИЙ С.А. Очерки по истории русской философии: В2т, - М., 1996.

ЛОСЕВ А.Ф. Владимир Соловьев. - М., 1994.

ЛОССКИЙ И.О. История русской философии. - М., 2000.

ЛОССКИЙ. Н.О. Избранное. - М., 1991.

М.,2001.

НЕРУССКАЯ философия: Малый энциклопедический словарь. / Отв. ред. А.И...Алешин. - М., 1995.

НОВИКОВ А.И. История русской философии Х-ХХ вв.: Учебное пособие для вузов. - СПб., 1998.

РЕРИХ Е.И. У порога нового мира. - М., 1994.

РЕРИХ Н.К. Нерушимое. - Рига, 1991.

РЕРИХ Н.К. Пути Благословения. - Минск, -1991.

РУССКАЯ душа: Тысяча лет отечественного любомуд­рия. - М., 1994.

РУССКИЕ эмигранты о Достоевском. - СПб., 1994.

РУССКИЙ космизм и ноосфера: В 2 ч. - М, 1989.

СМЫСЛ жизни: Антология. - М., 1994.

ТАЛАКТИОНОВ А.А., НИКАНДРОВ П.Ф. Русская фи­лософия XI-XIX вв. - Л., 1970.

ФЕДОРОВ Н.Ф. Сочинения: в 2 т. - М„ 2000.

ФИЛОСОФИЯ русского космизма. - М., 1996.

ФИЛОСОФЫРоссии XIX-XX столетий (биографии, идеи, труды). / Гл. ред. П.В. Алексеев. - М., 1989.

ФЛОРЕНСКИЙ П. Сочинения: В 4 т. - М., 1994-2001.

ЦИОЛКОВСКИЙ К.Э. Неизвестные разумные силы. - М., 1991.

ЧИЖЕВСКИЙ А.Л. Земное эхо солнечных бурь. - М., 1996.


Тема 11. Онтология (2 часа).

1.Природа онтологического знания.

2.Объективная и субъективная реальность. Монистическая и плюралистическая картина бытия.

3.Обыденная, научная и религиозная картины мира.

4.Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной.

Литература.

 

АСТРОНОМИЯ и современная картина мира. - М., 1996.

ГОРЕЛОВ А. А. Концепции современного естествозна­ния. - М., 1997.

КАРПЕНКО М.А. Вселенная разумна. - М, 1992.

КНЯЗЕВА Е.Н., КУРДЮМОВ СП. Синергетика как но­вое мироведение. // Вопросы философии. -1992. № 12.

ЛОСЕВ А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М, 1991.

МЕЛЬНИКОВА Н.А. Образ мира. - М., 1998.

МОИСЕЕВ Н.Н. Восхождение к разуму. - М., 1993.

ПРИГОЖИН И., СТЕНГЕРС И. Порядок из хаоса. - М.; 1986.

СТЕПИН B.C., КУЗНЕЦОВ Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994.

ТЕЙЯР де ШАРДЕН Феномен человека. - М., 1987.

 

Тема 12. Гносеология (2 часа).

 

1.Что есть знание (знание и непосредственное переживание; знание и вера; знание и эстетическое восприятие)?

2.Проблема познаваемости мира. Сущность агностицизма.

3.Проблема объекта и субъекта познания.

4.Чувственное и рациональное познание:

• основные формы чувственного познания: ощущение, вос­приятие, представление;

• основные формы рационального познания: понятие, суж­дение, умозаключение;

• соотношение чувств и разума.

5.Сенсуализм и рационализм в европейской философии Но­вого времени. Культурная обусловленность познания.

6.Специфика социального познания.

Литература.

 

БЭКОН Ф. Вторая часть сочинения, названная новый ор­ганон, или истинные указания для истолкования природы. // Со­чинения: В 2 т. - М., 1972. Т. 2.

ВИЛЕЦКИЙ И.П. Познание и действительность. - Харьков, 1999.

ВИТГЕНШТЕЙН Л. Голубая книга. / Пер. с англ. В. Руднева. - М., 1999.

ВИТГЕНШТЕИН Л. Коричневая книга. / Пер. с англ. В. Руднева. - М., 1999.

ВЫГОТСКИЙ Л.С. Речь и мышление. // Соч. Т. 2. М., 1987.

ДЕКАРТ Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направ­лять свой разум и отыскивать истину в науках. // Сочинения: В2т.-М., 1989. Т. 1.

КАНТ И. Критика чистого разума. // Сочинения. Т. 3. -М., 1964.

ЛЕКТОРСКИЙ В. А. Субъект, объект, познание. - М., 1980.

РАЙКОВ В.Л. Сознание и познание в III тысячелетии. - М, 1999.

РАССЕЛ Б. Человеческое познание: Его сфера и грани­цы. - М.51957.

ТЕОРИЯ познания: В 4 т. - М., 1988-1994.

ФЕЙНБЕРГ Е.Л. Две культуры. Интуиция в искусстве и науке. - М., 1992.

 

Тема 13. Актуальные философские проблемы современности (4 часа).

 

1.Наука как зн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: