Планы семинарских занятий
Дисциплины
Философия
__________________________________________________________
(наименование дисциплины)
(индекс по ГОС ВПО и/или рабочему учебному плану)
Специальность (код) 080105 - «Финансы и кредит»
(наименование специальности)
Специализация __________________________экономист__________________________________
(наименование специализации)
Цели и задачи дисциплины
Дисциплина «Философия» относится к общеобразовательному и социально-экономическому циклу и обеспечивает логическую взаимосвязь и имеет своей целью: на основе понимания философских проблем развивать мыслительные процессы студентов, повысить их эрудицию, направить к исследованиям и осознанию общественных процессов и явлений.
Задачи дисциплины:
1)образовательная: студенты должны получить знания о специфике философского миропонимания, усвоить этапы развития философии, освоить содержание классических философских систем, знать основных деятелей и течения.
2)воспитательная: на основе полученных знаний студентам необходимо уметь высказывать свою точку зрения, видеть актуальность философских проблем в современном мире, понять связь философии с духовной культурой, социальной практикой, житейской повседневностью, раскрыть закономерности историко-философского процесса.
3)развивающая: посредством дискуссий у учащихся должно сформироваться свое миропонимание, мировоззрение должно с этапа обыденного перейти в разряд теоретического, научного, изучение курса способствует развитию мыслительных процессов, способствовать формированию целостной и логически последовательной системы философских взглядов.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен
- Знать:
-- основные философские понятия,
-- основных деятелей философии,
-- этапы становления и развития философской мысли,
-- идейные основы и течения философии.
- Уметь:
применять полученные знания на практических занятиях и в обыденной жизни, уметь ставить проблемы, отвечать на поставленные вопросы, участвовать в дискуссии.
- Демонстрировать способность и готовность:
к самообразованию, повышению уровня своей эрудиции, проявлению стремления к коллективизму, совершенствованию нравственных и моральных ценностей.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 34 лекционных и 34 практических часов, 20 часов на самостоятельную работу.
Содержание дисциплины
Разделы дисциплин и виды занятий
Наименование раздела. Наименование темы дисциплины. | ||||
лекции | семинары | Самостоятельная работа | ||
Тема 1. Предмет философии. | ||||
Тема 2. Учение о бытии. | ||||
Тема 3. Учение о познании | ||||
Тема 4 Проблема человека в философии. | ||||
Тема 5. Социальная философия. | ||||
Тема 6.Философия истории. | ||||
Тема 7. Философские проблемы культуры. | ||||
Тема 8.Учение о ценностях. | ||||
Тема 9.Философия и методология науки. | ||||
Тема 10. Будущее человечества и глобальные проблемы современности. | ||||
Экзамен. | ||||
Всего часов |
Содержание разделов дисциплины
ТЕМА 1. Предмет философии. Основные направления, история философии.
Предмет философии. Становление философии. Философия и мифология. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Понятие мировоззрения и его структура. Специфика философского решения мировоззренческих вопросов. Философия в контексте культуры. Философия и искусство. Философия и религия. Философия и наука. Философия - особая форма культуры. Функции философии.
ТЕМА 2. Учение о бытии.
Учение о бытии. Зарождение и эволюция понятия материи в истории человеческой культуры. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Движение, пространство и время. Движение и развитие, диалектические закономерности. Прогресс и регресс. Научные, философские и религиозные картины мира.
ТЕМА 3. Учение о познании.
Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Познавательная деятельность человека.
Основные свойства истины. Проблема критериев истины. Действительность, мышление, логика и язык.
ТЕМА 4. Проблема человека в философии.
Философский подход к познанию человека. Свойства сознания. Психика и сознание. Психофизическая проблема. Сознание и бессознательное. Функции сознания. Деятельность человека в зеркале культуры. Биологическое и социальное в человеке. Человек как личность. Социализация личности.
ТЕМА 5. Социальная философия.
Специфика социального познания. Предмет и функции социальной философии. Общество как предмет исследования. Проблемное поле социальной философии. Специфика социальной реальности. Состав социальной реальности. Социальные структуры. Гражданское общество и государство.
ТЕМА 6. Философия истории.
Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Проблема прогресса: технический и духовный прогресс. Социальная философия о характере исторического процесса.
ТЕМА 7. Философские проблемы культуры.
Философский взгляд на культуру. Человек как творец и творение культуры. Культура и история. Культура и цивилизация. Динамика культуры.
ТЕМА 8. Учение о ценностях.
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Личность в поисках смысла жизни. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
ТЕМА 9. Философия и методология науки.
Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания. Его методы и формы. Эмпирическое и теоретическое исследование. Роль творческого воображения. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Социокультурные ориентиры науки.
ТЕМА 10. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.
Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Глобализация с точки зрения социальной синергетики.
Темы семинарских занятий
Темы дисциплины | Темы семинарских занятий |
Тема 1. Предмет философии. | Тема 1. Специфика философского знания: миф, религия, философия. Функции философии. |
Тема 2. Учение о бытии. | Тема 2. Онтология. Идея субстанции. Материя. Модель материального объекта. |
Тема 3. Учение о познании. | Тема 3. Познавательная деятельность человека. Теория истины. |
Тема 4. Проблема человека в философии. | Тема 4. Философский подход к познанию человека. Философская антропология. |
Тема 5.Социальная философия. | Тема 5. Общество как предмет исследования. Социальная реальность. Специфика социального познания. |
Тема 6. Философия истории. | Тема 6. Социальная философия о характере исторического процесса. |
Тема 7.Философские проблемы культуры. | Тема 7. Культура: слово, понятие, проблема. Динамика культуры. |
Тема 8. Учение о ценностях. | Тема 8. Понятие ценности. Виды ценностей. Человек и мир ценностей. |
Тема 9. Философия и методология науки. | Тема 9.Специфика научного знания. Научное исследование. Закономерности роста научного знания. |
Тема 10.Будущее человечества и глобальные проблемы современности. | Тема 10. Глобальные проблемы современности. |
5.1.Руководство:
Планы семинарских занятий призваны помочь организации как аудиторной, так внеаудиторной самостоятельной работы студентов. В результате должны выработаться навыки непредвзятой оценки философских и научных течений, сформироваться способность выявлять многомерные аспекты изучаемых вопросов, а также получить развитие умение логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем.
Планы семинарских занятий предполагают двухуровневое изучение предмета, исходя из различных познавательных интересов студентов (либо довольствующихся обязательным минимумом знаний, либо стремящихся к углубленному изучению философии). Благодаря этому студенты под руководством преподавателя получают возможность расширить представления о мировом и отечественном философском процессе, который остается за пределами учебной программы, ограниченной недостаточным количеством аудиторных часов. Каждая тема сопровождается списком литературы, в котором студенты могут выбрать наиболее интересные и доступные для себя источники.
В ходе чтения философской литературы полезно составлять конспекты, которые помогут собрать материал для доклада на семинаре, ответа на экзамене, научно-исследовательской работы. Конспекты не следует делать слишком подробными: лучше коротко записывать своими словами основные идеи: это развивает способность к свободному и самостоятельному размышлению, что особенно ценно для философии.
Важной задачей работы при подготовке к семинарскому занятию является написание плана и текста доклада или реферата.
Общая структура плана доклада или реферата обычно включает в себя введение, основную часть и заключение. В вводной части следует разъяснить актуальность темы доклада или реферата. В основной части раскрывается содержание, а в заключении формулируются выводы, которые можно сделать из рассмотрения данной темы.
Текст доклада писать не рекомендуется, так как его наличие приковывает внимание к листу бумаги, блокируя возможность общения с аудиторией и в ряде случаев делает сам доклад неинтересным для других студентов.
Текст реферата должен быть авторским, а не списанным целиком из литературы. Цитаты должны быть отмечены ссылками на тот источник, из которого заимствована данная цитата.
5.2.Содержание тем:
Тема 1. ФИЛОСОФИЯ И МИР (2 часа).
1.Понятие философии.
2.Проблемное поле философии. Основные разделы философского знания.
3.Мировоззренческая, методологическая, гносеологическая и аксиологическая функции философии.
4.Роль философии в культурной жизни общества.
5.Философия и личность. Проблемы духовного поиска и самоопределения личности.
Литература.
БЕРТРАН М. Бессознательное в работе мысли. // Вопросы философии. - 1993. № 12.
ВАСИЛБЕВ Г.И. Возможность понимания. –Алма-Ата, 1994.
ВВЕДЕНИЕ в философию: Тексты лекций. / Под. ред. В.М. Фигуровской. - Новосибирск, 1993.
ЖЮЛБ К.К. Философия для любознательных: Пропедевтика к философии или предварительное знакомство с основными разделами философских знаний. - М., 1993.
ЛОСЕВ А.Ф. Дерзание духа. - М., 1988.
МАМАРДАШВИЛИ М. Введение в философию. // Мамардашвили М. Необходимость себя. - М., 1996.
МАМАРДАШВИЛИ М.К. Философия и личность. // Человек. - М., 1991. Вып. 5.
МИР философии. - М., 1991.
МОТРОШИЛОВА Н.В. Рождение и развитие философских идей. - М., 1991.
ЧЕЛОВЕК. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Ч. 1: Древний мир - эпоха Просвещения. - М., 1991; Ч. 2: XIX век. -М., 1995.
Тема 2. Философия мифа(2 часа).
1.Мифологическая картина мира и своеобразие мифологии.
2.Трансформация мифологического сознания и возникновение философского мышления.
З.Мифы в современной культуре.
Литература.
АФАНАСЬЕВ А. Происхождение мифа. - М., 1996.
БАРТ Р. Мифологии. - М., 1996.
БАШЛЯР Т. Психоанализ огня. - М., 1993.
ВЕРНАН Ж. Происхождение древнегреческой мысли. - М., 1998.
ГОЛОСОВКЕР Я.Э. Логика мифа. - М., 1987.
ГРЕЙВС Р. Мифы Древней Греции. - М., 1991.
ИОРДАНСКИЙ В. Хаос и гармония. - М., 1982.
КЛИКС Ф. Пробуждающееся мышление, У истоков человеческого интеллекта. - М., 1983.
ЛАРИЧЕВ В.Е. Мудрость змеи. - Новосибирск, 1989.
ЛЕВИ-БРРОЛБ Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М., 1994.
ЛЕВИ-СТРОСС К. Первобытное мышление. М., 1994.
ЛОСЕВ А.Ф. Философия, мифология, культура. - М., 1991.
ЛОСЕВ А.Ф. Диалектика мифа II Из ранних произведений. - М., 1990.
МАКОВСКИЙ М.М. У истоков человеческого языка. - М, 1995.
МЕЛЕТИНСКИЙ Е.М. Поэтика мифа. - М, 1995.
МИФЫв искусстве старом и новом. Историко-художественная монография (по Рене Менару). - СПб., 1993.
МИФЫнародов мира: В 2 т. - М., 1994.
НЕМИРОВСКИЙ А.И. Мифы и легенды древнего Востока. - М., 1994.
НОРМАП Д. Символизм в мифологии. - М., 1997.
ОСАЧЕЫКО Ю.С, ДМИТРИЕВА Л.В. Введение в философию мифа. - М., 1994.
ПРОПП В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л., 1986.
ПЯТИГОРСКИЙ A.M. Мифологические размышления: Лекции по феноменологии мифа. - М., 1996.
СИДИ Ф.Х. От мифа к логосу. - М., 1972.
СМИРНОВ М.Ю. Мифология и религия в российском сознании. - СПб., 2000.
ТАИЛОР Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989.
ФРАНКФОРТ Г., ФРАНКФОРТ Г.А., УИЛСОН Дж., ЯКОБСЕН Т. В преддверии философии. - М., 1984.
ФРЕЗЕР Д. Золотая ветвь. - М., 1986.
ФРЕЙД 3. Психоанализ. Религия. Культура. - М., 1992.
ХЮБНЕР К. Истина мифа. - М., 1996.
ЭЛИАДЕ М. Аспекты мифа. - М., 2000.
Ю.КОСАРЕВ А.Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость.- М, 2000.
ЮНЕ К. Архетип и символ. - М., 1991.
Тема 3. Философия Востока(4 часа).
3.1. Индийская философия(2 часа).
1.Основные черты культуры Древней Индии.
2.Человек, мир, природа в Ведах. Влияние Вед на философскую традицию Древней Индии.
3.Традиционные школы древнеиндийской философии.
4.Основные положения философии и моральные заповеди джайнизма.
5.Философские аспекты буддизма.
6.Учение о долге и бескорыстном деянии в «Бхагавадгите».
7.Учение М.К. Ганди о ненасильственном гражданском неповиновении.
Литература.
АНДРОСОВ В.Н. Нагарджуна и его учение. - М., 1990.
АНИКЕЕВА Е.Н. Индийская предфилософия ведического периода.- М., 1997.
БОКГАРД-ЛЕВИН Г.М.: Индия в древности. - М., 1985.
БХАГАВАДГИТА. (Любое издание).
ГАНДИ М.К. Моя жизнь. – М., 1969.
ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ философия. Начальный период. - М., 1972.
ИСАЕВ Н.В. Шанкара и индийская философия. - М., 1991.
КЛЮЕВ А.Г. Аюрведа: Единство философии и практики в ведическом знании. - М., 1999.
КОСТЮЧЕНКО B.C. Классическая веданта и неоведантизм. - М., 1983.
ЛУННЫЙ свет Санкхьи. - М., 1995.
ЛЫСЕНКО В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия: Учебное пособие. - М., 1994.
МЮЛЛЕР М. Шесть систем индийской философии. - М., 1995.
ОСНОВЫбуддийского мировоззрения: Индия, Китай: Учебное пособие. - М., 1994.
ПРОВОЗВЕСТИЕ Рамакришны. - Рига, 1992.
РАДХАКРИШНАН С. Индийская философия: В 2 т. - СПб., 1994.
РИГВЕДА. Мандалы I-IV. - М., 1989,
РОЗЕНБЕРГ О.О. Труды по буддизму. - М., 1991.
РУДОЙ В.И., ОСТРОВСКАЯ Е.П. и др. Классическая буддийская философия: Учебное пособие. - СПб., 1999.
УПАНИШАДЫ: В 3 кн. - М., 1992.
ШОХИН В.К. Первые философы Индии. - М., 1997.
ШРИ АУРОБИНДО. Час Бога. Йога и ее цели. Мать. Мысли и озарения. - Л., 1991.
ЭЛИАДЕ М. Йога: Свобода и бессмертие. - Киев, 2000.
3.2. Китайская философия(2 часа).
1.Основные образы мифологии Древнего Китая. Философско-мифологические идеи «Книги перемен».
2.Философские идеи даосизма.
3.Философия Конфуция.
4.Легисты и конфуцианцы об управлении государством.
5.Китайская буддийская философия.
Литература.
АБАЕВ Н.В. Чань-буддизм и. культурно-психологические традиции в средневековом Китае. - Новосибирск, 1989.
АФОРИЗМЫстарого Китая. - М., 1987.
ВАСИЛЬЕВ Л.С. История Религии Востока. - М., 1988.
ВЕЛИКИЙ учитель Син-юнь. Чаньские беседы. - СПб., 1998.
ГРИГОРЬЕВА Т.П. Дао и логос (встреча культур). -М., 1992.
ДАО и даосизм в Китае. - М., 1982.
ДАОССКАЯ йога. - Бишкек, 1993.
ДЗЭН-буддизм. - Бишкек, 1993.
ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ философия: Собрание текстов: В 2 т. Т. 1.-М., 1972; Т. 2. -М., 1973.
ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ философия. Эпоха Хань. - М, 1990.
ИСТОРИЯ китайской философии. - М., 1989.
КИТАИСКАЯ философия: Энциклопедический словарь. - М., 1994.
КИТАЙСКИЕ социальные утопии. - М., 1987.
КОНФУЦИЙ. Изречения. - М., 1994.
КОНФУЦИЙ. Я верю в древность. - М., 1995.
ЛАО ЦЗЫ. Книга пути и благодати. Дао Цзин. - М., 1994.
ЛУКЬЯНОВ А.Е. Начало древнекитайской философии. - М., 1994.
МАЛЯВИН В.В. Конфуций. - М., 1992.
МЭН-ЦЗЫ. - СПб., 1999.
ПЛОТБ и кость Дзэн. - Калининград, 1992.
4.Философия Античности(2 часа).
Изучение темы на семинарском занятии предполагает свободный выбор изучаемых проблем. Студенты выступают с рефератами по интересующим темам, готовят презентации, выполняют творческое задание.
Тема 5. Средневековая философия(2 часа).
1.Своеобразие средневековой культуры и философии.
2.Этапы средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика.
З.Августин Блаженный как систематизатор христианского вероучения.
4.Спор о природе общих понятий (универсалий): реализм, номинализм и концептуализм.
5.Фома Аквинский и расцвет схоластики. Доказательства бытия Бога.
б. Еврейская философия средневековья.
7.Арабская философия средневековья (Ибн Сина, Аль-Газали, Ибн Рушд). Влияние арабской философии на европейскую схоластику.
Литература.
АБЕЛЯР П. Теологические трактаты. - М., 1995.
АВГУСТИН А. Исповедь. - М., 1991.
АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ. Сочинения. - М, 1995.
БОГОСЛОВИЕ в культуре средневековья. - Киев, 1991.
БОЛОТОВ В.В. Учение Оригена о Троице. - М., 1998.
БОНАВЕНТУРА Дж. Ф. Путеводитель души к Богу. - М., 1993.
БЫЧКОВ В.В. Эстетика Аврелия Августина. - М., 1984.
ГАИДЕНКО П.П. Понимание бытия в античной и средневековой философии // Античность как тип культуры - М., 1988.
ИБН РУШД. Опровержения. - СПб., 1999.
ИБН СИНА. Избранные философские произведения. - М., 1990.
ИСТОРИЯ философии: Запад-Россия-Восток. Кн. 1: Философия древности и средневековья. / Под ред. Н.М. Мотрошиловой. - М., 1995.
КАРСАВИН Л.П. Святые Отцы и Учители Церкви - М., 1994.
КЕРН К. Патрология. - М., 1995.
ЛАБИРИНТЫдуши: Августин Аврелий. Исповедь; Блез Паскаль. Письма к провинциалу. - Симферополь, 1998.
ЛОССКИЙ В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. - М., 1991.
РАННЕХРИСТИАНСКИЕ апологеты. - М., 2000.
СВЕТЛОВ Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика. - СПб., 1996.
СИДОРОВ А.А. Курс патрологии. - М., 1996.
СОКОЛОВ В.В. Средневековая философия. - М., 2001.
СОЧИНЕНИЯ древних христианских апологетов. - СПб, 1999.
ТЕРТУЛЛИАН. Избранные сочинения,- М, 1994.
ТРУБЕЦКОЙ С.Н. Учение о Логосе в его истории. // Трубецкой С.Н. Сочинения. - М, 1994.
ФЛОРОВСКИЙ Г.В. Византийские отцы V-VIII веков. - М., 1992.
ФЛОРОВСКИЙ Г.В. Восточные отцы IV в. - М, 1992.
ФОМА АКВИНСКИЙ. О началах природы. //Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековой. - М, 1991.
Тема 6. Философия эпохи Возрождения(4 часа).
1.Своеобразие философии эпохи Возрождения.
2.Гуманизм как мировоззрение Возрождения. Проблема человека (М. Фичино, Дж. Пико делла Мирандола, Л. Валла, Эразм Роттердамский, М. Монтень).
3.Общественно-политическая мысль Возрождения:
• утопические проекты общественного устройства (Т. Мор, Т. Кампанелла);
• учение Н. Макиавелли..
4.Натурфилософия эпохи Ренессанса (Николай Кузанский, Б. Телезио, Дж. Бруно).
Литература.
БАТКИН Л.М, Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. - М, 1978.
БАТКИН Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. — М, 1989.
БОКАЧЧО Дж. Декамерон (любое издание).
БРАГИНА Л.М. Итальянский гуманизм. - М, 1977.
БРАТИНА Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов. - М, 1983.
БРУНО Дж. Героический энтузиазм. - М, 1996..
ВАЛЛА Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. - М, 1989.
ВИНДЕЛЬБАНД В. История новой философии. Т. 1: От Возрождения до Просвещения. - М, 2000.
ГОРФУНКЕЛЬ А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М, 1980.
ДАНТЕ. Божественная комедия (любое издание).
ЖИЗНЬ Николо Макиавелли. - СПб, 1993.
ЛОСЕВ А.Ф. Эстетика Возрождения. - М, 1978.
МАКИАВЕЛЛИ Н. Государь. - М, 2001.
МАКИАВЕЛЛИ Н. Князь. - Минск, 2000.
МОНТЕНЬ М. Опыты: В 3 кн. - М, 1997.
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ. Сочинения: В 2 т. - М, 1979.
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ. Философские произведения. - М, 1987.
Тема 7. Философия Нового времени (4 часа).
1.Научная революция XVII в. и кризис средневекового мировоззрения. И. Ньютон и становление механистической картины мира.
2.Проблема метода в научном познании.
3.Рационализм в философии XVII в. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц).
4.Эмпиризм в философии XVII-XVIII вв. (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Э.Б. Кондильяк).
5.Агностицизм Дж. Беркли и Д. Юма.
6.Философия Т. Гоббса.
7.Философские взгляды Б. Паскаля.
8.Социальная философия эпохи Просвещения (Д. Дидро, П. Гольбах, Ш. Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеций).
Литература.
3АИЧЕНКО Г.А. Джон Локк. - М., 1988.
БЕРКЛИ Дж. Алкифон или Мелкий философ. - СПб, 1996.
БЕРКЛИ Дж. Сочинения. - М, 1978.
БОГУСЛАВСКИЙ В.М. Скептицизм в философии. - М, 1990.
БЭК0Н Ф. Сочинения: В 2 т. - М., 1977-1978.
ВОЛГИН В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. - М., 1977.
ВОЛЬТЕР. Собрание сочинений: В 3 т. / Под ред. Б.Т. Грибанова. - М., 1998.
ГАССЕНДИ П., Сочинения: В 2 т. - М., 1966-1968.
ГЕЛЬВЕЦИЙ К. Сочинения: В 2 т. - М, 1973-1974.
ГОББС Т. Сочинения: В 2 т. - М., 1991.
ГОЛЬБАХ П. Избранные произведения: В 2 т. - М., 1963.
ГОЛЬБАХ П. Письма к: Евгении. Здравый смысл. - М., 1956.
ДЕКАРТ Р. Разыскание истины. - СПб., 2000.
ДЕКАРТ Р. Сочинения: В 2 т. - М., 1994.V
ДИДРО Д. Сочинения: В 2 т. - М., 1986-1991.
ДЛУГАЧ Т.Б. Дени Дидро. - М., 1986.
ДЛУГАЧ Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности. - М., 1995.
КОНДИЛЬЯК Э.Б. Сочинения: В 3 т. - М., 1980-1983.
КУЗНЕЦОВ В.Н., МЕЕРОВСКИЙ Б.В., ГРЯЗНОВ А.Ф. Западноевропейская философия XVIII в. - М, 1986.
КУЧЕРЕНКО Г.С. Исследования по истории общественной мысли Франции и Англии. - М., 1981.
ЛАБИРИНТЫдуши: Августин Аврелий. Исповедь; Блез Паскаль. Письма к провинциалу. - Симферополь, 1998.
ЛАМЕТРИ Ж. Сочинения. - М., 1983.
ЛЕЙБНИЦ Г.В. Сочинения: В 4 т. - М, 1982-1983.
ЛОКК Дж. Сочинения: В 3 т. - М., 1985-1988.
МАМАРДАШВИЛИ М. Картезианские размышления (январь 1981 г.). - М., 1993.
МОНТЕСКЬЕ Ш. О духе законов. - М., 1999.
МОНТЕСКЬЕ Ш. Персидские письма. - Элиста, 1988.
НАРСКИЙ И.С. Западноевропейская философия XVIII в. - М., 1973.
ПАСКАЛЬ Б. Мысли. - М., 1994.
РУССО Ж.-Ж. Избранное. - М., 1996.
РУССО Ж.-Ж. Об общественном договоре: Трактаты. - М., 1998.
СОКОЛОВ В.В. Европейская философия XV-XVII bb.-М.,1984.
СПИНОЗА Б. Сочинения: В 2 т. - СПб., 1999.
ЮМ Д. Сочинения: В 2 т. - М., 1996.
ЮМ Д. Трактат о человеческой природе: В 2 т. - М, 1995.
Тема 8. Немецкая классическая философия (2 часа).
1.Предпосылки расцвета немецкой философии и культуры на рубеже XVIII и XIX столетий.
2.Критическая философия И. Канта.
3.Проблема свободы в философии И. Фихте.
4.Философия Ф. Шеллинга.
5.Философская система Г. Гегеля.
6.Антропологическая философия Л. Фейербаха и критика религии.
Литература.
БУРХАНОВ Р.А., ЛЮБУТИН К.Н. Классическая философская антропология. И. Кант и Л. Фейербах. - Екатеринбург, 1995.
БЫКОВА М.Ф. Гегелевское понимание мышления. - М., 1990.
БЫКОВА М.Ф. Мистерия логики и тайна субъективности. О замысле феноменологии и логики у Гегеля. - М., 1996.
ВИНДЕЛЬБАНД В. От Канта до Ницше. - М., 1998.
ВЛАСОВ А.Д. Словарь по философии Гегеля. М., 1997.
ГАБИТ0ВА P.M. Философия немецкого романтизма: В 2т.-М., 1988-1989.
ГЕГЕЛЬ Г.В.Ф. Лекции по истории философии. - СПб., 1999,
КАНТ И. Критика чистого разума. - М., 1994.
КАНТ И. Пролегомены. - М., 1993.
КАНТ И. Трактаты и письма. - М., 1980.
КУЗНЕЦОВ В Л. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX в. - М., 1986.
ЛАЗАРЕВ В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. - М., 1990.
ЛЮБУТИН К.Н. Фейербах: философская антропология. - Свердловск, 1998.
МАМАРДАШВИЛИ М.К. Кантианские вариации. - М., 1997.
НЕМЕЦКАЯ классическая философия: Сб.: В 2 т. / Сост. В. Шкода. - Харьков, 2000.
ФЕЙЕРБАХ Л. Сочинения: В 2 т. - М., 1995.
ФИХТЕ И.Г. Сочинения: В 2 т. - СПб., 1993.
ШЕЛЛИНГ Ф. Философия искусства. - М., 1999.
ШЕЛЛИНГ Ф. Философия откровения. СПб., 2000.
ШЕЛЛИНГФ. Сочинения. - М., 1998.
Тема 9. ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫXIX-XX вв.(4 часа).
1.Социально - экономические и идейно-политические причины возникновения и развития марксистской философии.
2.Философский анализ экономических проблем и материалистическое понимание истории в марксистской философии.
3.Кризис рационализма в философии и обращение к иррационализму.
4.Философия А. Шопенгауэра.
5.Фр. Ницше; жизнь и философское творчество.
6.Философия жизни А. Бергсона.
7.Феноменология Э.Гуссерля: метод и основные процедуры.
8.Бытие и сущее в философии М. Хайдеггера.
9.Проблема человека и смысл истории в экзистенциализме К. Ясперса.
10.Конт о соотношении науки и метафизики.
11.Неопозитивизм и постпозитивизм.
12.Структура психики в учении 3. Фрейда.
13.Фромм о свободе и отчуждении в современной индустриальной цивилизации.
14.Философская эволюция от марксизма к постмодернизму.
Литература.
АББАНЬЯН0 Н. Экзистенция как свобода. // Вопросы философии. - 1992. № 8.
АНДЕРСОН П. Размышления о западном марксизме. - М, 1991.
АСМУС В.Ф. Бергсон и его критика интеллекта. // Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. – M., 1984.
БЕРГСОН А. Творческая эволюция. - М., 2000.
БЕРДЯЕВ Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М, 1990.
ВАСИЛЬЕВА Т.С., ОРЛОВ В.В. Социальная философия. - Пермь, 1993.
ВИНДЕЛЬБАНД В. История новой философии. Т. 2. От Канта до Ницше. - М., 2000.
ВЛАСЮК В.И. Идеализм современного материализма. Основы теории общественного развития. - М., 1994.
ГАЙДЕНКО П.П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Эдмунда Гуссерля. // Вопросы философии. - 1992. №7.
ГАЙДЕНКО П.П. Трагедия эстетизма. - М., 1970.
ГАЛЕВИ Д. Жизнь Фридриха Ницше. - Рига, 1991,
ГАРОДИ Р. Марксизм XX века. - М., 1994.
ГОРСКИЙ Д.П. Ошибки гения самые опасные: Развитие теории Маркса и ее изъяны. - М., 1995.
ГОРСКИЙ Д.П. Учение Маркса об обществе: Критический анализ. - М., 1994.
ГУССЕРЛЬ Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. // Вопросы философии. - 1992. № 7.
ГУССЕРЛЬ Э. Кризис европейского человечества и философия. // Культурология XX век. - М., 1994.
ГУССЕРЛЬ Э. Собрание сочинений. Т. 1. -М., 1994.
ГУССЕРЛЬ Э. Философия как строгая наука. - Новочеркасск, 1994.
ДЕЛЕЗ Ж. Логика смысла. - М., 1995.
ЖАК Деррида в Москве: реконструкция путешествия. - М., 1993.
ЗОТОВ А.Ф., МЕЛЬВИЛЬ Ю.К. Западная философия XX в.: Учебное пособие. - М., 1998.
ИЛЬИН И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М., 1996.
КАМЮ А. Бунтующий человек. - М., 1990.
КАМЮ А. Избранное. - М., 1988.
КЬЕРКЕГОР С. Наслаждение и долг. - Киев, 1994.
ЛЕВИН К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. - М., 2002.
МАРЕЕВ С.Н., МАРЕЕВА Е.В., АРСЛАНОВ В.Г. Философия XX века. - М., 2001.
МАРКС К. К критике политической экономии. // Соч. 2-е изд. Т. 13.
МАРКС К., ЭНГЕЛЬС Ф. Немецкая идеология.// Соч. 2-е изд. Т. 3.
МАРКУЗЕ Г. Одномерный человек. - М., 1994.
МАРКУЗЕ Г. Эрос и цивилизация. - Киев, 1995.
МИР Кьеркегора. Русские и датские интерпретации творчества Серена Кьеркегора. - М., 1994.
НИЦШЕ Ф. Воля к власти. - М., 1994.
НИЦШЕ Ф. Рождение трагедии. - М., 2001.
НИЦШЕ Ф. Сочинения: В 2 т. - М., 1990.
НИЦШЕ Ф. Сумерки богов. Антихрист. Esse Homo. -М.,2001.:
НИЦШЕ Ф. Так говорил Заратустра. - М., 2001.
ПЛЕХАНОВ Г.В. Избранные философские произведения. М., 1956.П0ППЕР К. Открытое общество и его враги: В 2 т. - М, 1992.
ПОППЕР К. Нищета историзма. // Вопросы философии. - 1992, №8,9.
РАЙХ В. Психология масс и фашизм. - СПб., 1997.
РАЙХ В. Сексуальная революция. - М., 1997.
САРТР Ж.-П. Бытие и ничто. - М., 1999,
САРТР Ж.-П. Стена. - М., 1992.
СОЛОВЬЕВ Э.Ю. Прошлое толкует нас. - М., 1991.
СУМЕРКИ богов. / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлев. - М., 1990.
ФИЛОСОФИЯ Мартина Хайдеггера и современность. - М., 1991.
ФИШЕР К. Артур Шопенгауэр. - СПб., 1999.
ФРЕЙД 3. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1991.
ФРЕЙД 3. Толкование сновидений. - М., 2001.
ФРЕЙД 3. Я и Оно: Труды разных лет. - М., 1998.
ФРОММ Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М, 1994.
ФРОММ Э. Бегство от свободы. - М., 1995.
ФРОММ Э. Искусство любви: Исследование природы любви. - М, 1990.
ФРОММ Э. Психоанализ и этика. - М., 1993.
ФУКО М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. - М., 1996.
ФУКО М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - М, 1994.
ХАБЕРМАС Ю. Модерн - незавершенный проект. // Вопросы философии. - 1992. № 4.
ХАИДЕГГЕР М. Европейский нигилизм. Письмо о гуманизме. // Проблема человека в западной философии. - М., 1988.
ХАИДЕГГЕР М. Слова Ницше «Бог мертв». // Вопросы философии. - 1990. № 7.
ХАЙДЕГГЕР М. Бытие и время. - М., 1997.
ХАЙДЕГГЕР М. Основные понятия метафизики.// Вопросы философии. - 1989. № 9.
ХАЙДЕГГЕР М. Разговор на проселочной дороге. - М., 1991.
ЦВЕЙГ С. Фрейд: врачевание и психика. - Л., 1990.
ШЕСТОВ Л. Кьеркегард и экзистенциальная философия. - М., 1992.
ШОПЕНГАУЭР А. Афоризмы житейской мудрости. - СПб., 2001.
ШОПЕНГАУЭР А. Афоризмы и максимы. Харьков, 2001.
ШОПЕНГАУЭР А. Избранные произведения.- М., 1993.
ЭНГЕЛЬС Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Соч. 2-е изд. Т. 21.
ЭТКИНД A.M. Эрос, невозможного. История психоанализа в России. - СПб., 1993.
ЮНГ К.Г. Архетип и символ. - М., 1991.
ЮНГ К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы, М., 1994. 20.ЮНГ К.Г. Психологические типы. - М., 1995.
ЯСПЕРС К. Ницше и христианство. - М., 1994.
ЯСПЕРС К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.
Тема 10. Русская христианская философия (2 часа).
1.Основные этапы становления, идеи русской философии.
2.Персоналии на выбор.
Литература.
АЛЕКСАНДРОВ И.А. Начала космической философии: основы методологии познания единого и целостного мира. - М., 1997..
АХИЕЗЕР А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. 1.-Новосибирск, 1997.
БЕРДЯЕВ Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990.
БЕРДЯЕВ Н.А. Самопознание. - СПб., 1999.
БЕРДЯЕВ Н.А. Смысл творчества. - М., 1989.
БЕРДЯЕВ Н.А. Философия свободного духа. - М., 1994.
БЕРДЯЕВ Н.А. Судьба России. - М., 1990;
БУЛГАКОВ С.Н. Загадочный мыслитель (Н.Ф. Федоров). // Сочинения: В 2 т. Т. 2. -М., 1993.
БУЛГАКОВ С.Н. Свет Невечерний. - М., 1993.
БУЛГАКОВ С.Н. Сочинения: В 2 т. Т. 1: Философия хозяйства. - М., 1993.
ВВЕДЕНИЕ в русскую философию: Учеб. Пособие. / Лазарев В.В., Абрамов А.И., Авдеева Л.Р. и др. - М., 1995.
ВВЕДЕНСКИЙ А.И., ЛОСЕВ А.Ф. и др. Очерки истории русской философии. - Свердловск, 1991.
ВЕРНАДСКИЙ В.И. и современная наука. - Л., 1988.
ВЕРНАДСКИЙ В.И. Научная мысль как планетное явление. - М., 1977..
ВЕХИ. Из глубины. - М., 1991. 9.*ГАЙДЕНКО П.П. Человек и человечество в учении B.C. Соловьева// Вопросы философии. - 1994. № 6.
ГЛОБАЛЬНЫЕ проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990.
ГРЕЗЫо Земле и небе: Антология русского космизма. - СПб., 1995.
ЗВОЗДНИКОВ А.А. Достоевский и православие: Предварительные заметки. // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. - Петрозаводск, 1994.
ЗЕНЬКОВСКИЙ В.В. История русской философии. -
ЗЕРНОВ Н. Русское религиозное возрождение XX в. - М, 1993.
КАСАТКИН Н.В., КАСАТКИНА В.Н. Тайна человека: своеобразие реализма Ф.М. Достоевского. - М., 1994.
ЛЕВИЦКИЙ С.А. Очерки по истории русской философии: В2т, - М., 1996.
ЛОСЕВ А.Ф. Владимир Соловьев. - М., 1994.
ЛОССКИЙ И.О. История русской философии. - М., 2000.
ЛОССКИЙ. Н.О. Избранное. - М., 1991.
М.,2001.
НЕРУССКАЯ философия: Малый энциклопедический словарь. / Отв. ред. А.И...Алешин. - М., 1995.
НОВИКОВ А.И. История русской философии Х-ХХ вв.: Учебное пособие для вузов. - СПб., 1998.
РЕРИХ Е.И. У порога нового мира. - М., 1994.
РЕРИХ Н.К. Нерушимое. - Рига, 1991.
РЕРИХ Н.К. Пути Благословения. - Минск, -1991.
РУССКАЯ душа: Тысяча лет отечественного любомудрия. - М., 1994.
РУССКИЕ эмигранты о Достоевском. - СПб., 1994.
РУССКИЙ космизм и ноосфера: В 2 ч. - М, 1989.
СМЫСЛ жизни: Антология. - М., 1994.
ТАЛАКТИОНОВ А.А., НИКАНДРОВ П.Ф. Русская философия XI-XIX вв. - Л., 1970.
ФЕДОРОВ Н.Ф. Сочинения: в 2 т. - М„ 2000.
ФИЛОСОФИЯ русского космизма. - М., 1996.
ФИЛОСОФЫРоссии XIX-XX столетий (биографии, идеи, труды). / Гл. ред. П.В. Алексеев. - М., 1989.
ФЛОРЕНСКИЙ П. Сочинения: В 4 т. - М., 1994-2001.
ЦИОЛКОВСКИЙ К.Э. Неизвестные разумные силы. - М., 1991.
ЧИЖЕВСКИЙ А.Л. Земное эхо солнечных бурь. - М., 1996.
Тема 11. Онтология (2 часа).
1.Природа онтологического знания.
2.Объективная и субъективная реальность. Монистическая и плюралистическая картина бытия.
3.Обыденная, научная и религиозная картины мира.
4.Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной.
Литература.
АСТРОНОМИЯ и современная картина мира. - М., 1996.
ГОРЕЛОВ А. А. Концепции современного естествознания. - М., 1997.
КАРПЕНКО М.А. Вселенная разумна. - М, 1992.
КНЯЗЕВА Е.Н., КУРДЮМОВ СП. Синергетика как новое мироведение. // Вопросы философии. -1992. № 12.
ЛОСЕВ А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М, 1991.
МЕЛЬНИКОВА Н.А. Образ мира. - М., 1998.
МОИСЕЕВ Н.Н. Восхождение к разуму. - М., 1993.
ПРИГОЖИН И., СТЕНГЕРС И. Порядок из хаоса. - М.; 1986.
СТЕПИН B.C., КУЗНЕЦОВ Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994.
ТЕЙЯР де ШАРДЕН Феномен человека. - М., 1987.
Тема 12. Гносеология (2 часа).
1.Что есть знание (знание и непосредственное переживание; знание и вера; знание и эстетическое восприятие)?
2.Проблема познаваемости мира. Сущность агностицизма.
3.Проблема объекта и субъекта познания.
4.Чувственное и рациональное познание:
• основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление;
• основные формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение;
• соотношение чувств и разума.
5.Сенсуализм и рационализм в европейской философии Нового времени. Культурная обусловленность познания.
6.Специфика социального познания.
Литература.
БЭКОН Ф. Вторая часть сочинения, названная новый органон, или истинные указания для истолкования природы. // Сочинения: В 2 т. - М., 1972. Т. 2.
ВИЛЕЦКИЙ И.П. Познание и действительность. - Харьков, 1999.
ВИТГЕНШТЕЙН Л. Голубая книга. / Пер. с англ. В. Руднева. - М., 1999.
ВИТГЕНШТЕИН Л. Коричневая книга. / Пер. с англ. В. Руднева. - М., 1999.
ВЫГОТСКИЙ Л.С. Речь и мышление. // Соч. Т. 2. М., 1987.
ДЕКАРТ Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. // Сочинения: В2т.-М., 1989. Т. 1.
КАНТ И. Критика чистого разума. // Сочинения. Т. 3. -М., 1964.
ЛЕКТОРСКИЙ В. А. Субъект, объект, познание. - М., 1980.
РАЙКОВ В.Л. Сознание и познание в III тысячелетии. - М, 1999.
РАССЕЛ Б. Человеческое познание: Его сфера и границы. - М.51957.
ТЕОРИЯ познания: В 4 т. - М., 1988-1994.
ФЕЙНБЕРГ Е.Л. Две культуры. Интуиция в искусстве и науке. - М., 1992.
Тема 13. Актуальные философские проблемы современности (4 часа).
1.Наука как зн