Рабочая программа воспитателя детского сада
Рабочая программа характеризует систему организации образовательной деятельности педагога детского сада и является локальным и индивидуальным документом. Локальность документа заключается в создании его для конкретной образовательной организации, а индивидуальность – в том, что разрабатывается педагогами для организации своей деятельности.
Рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий (информационного, технического обеспечения и др.), образовательных потребностей и уровней развития детей педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС ДО.
Требования к структуре рабочей программы для ДОО в нормативных документах не определены. Структурные компоненты рабочей программы должны соответствовать структуре основной образовательной программы и может включать 7 основных структурных элементов: пояснительная записка, содержание рабочей программы, учебно-тематический план, результаты освоения содержания программы детьми, систему мониторинга достижения детьми результатов освоения программы, учебно-методическое и информационное обеспечение программы, список литературы.
Анализ ситуации показывает, что педагогические работники ДОО испытывают серьезные затруднения в составлении рабочей программы по образовательным областям ФГОС ДО. У них возникают вопросы, связанные с проектированием образовательного процесса в обязательной части содержания образования и содержания, формируемого участниками образовательного процесса, в том числе национально-региональных особенностей его осуществления, а также с расчетом общего объема каждой части.
Рассмотрим разработку такого раздела рабочей программы, как «Учебно-тематический план». В этом разделерабочей программыдолжна фиксироваться последовательность освоения детьми содержания одной или нескольких образовательных областей. Ниже предлагается таблица оформления календарно-тематического плана и дан примерный образец его заполнения в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» на примере реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе на основе тем «Международный женский день» и «Народная культура и традиции» (табл.1). В учебно-тематическом плане в соответствии с ФГОС ДО находит отражение обязательная часть содержания образования, а также содержание, формируемое участниками образовательного процесса, с определением тем, на основе которых решаются развивающе-образовательные задачи. Кроме того, он предусматривает четыре компонента образовательного процесса: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей и взаимодействие с семьями по реализации образовательной программы детского сада. Из опыта БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии.
Таблица 1.
Учебно-тематический план работы
по реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
месяц | тема недели | основные направления работы | тема и форма организации образовательной деятельности | обязательная часть содержания образования | содержание, формируемое участниками образовательного процесса | ||
непосредственно образовательная деятельность | образовательная деятельность в режимные моменты | ||||||
совместная деятельность педагога с детьми | самостоятельная деятельность детей | ||||||
март | Международный женский день (1-7 марта) | Развитие продуктивной деятельности (рисование) | «Картинка про то, как я дарю маме букет цветов» [6]. Работа в творческой мастерской | Обучать детей рисованию фигуры людей, передавая их пропорции и различия по величине (взрослый человек и ребенок). Закреплять умение изображать простейшие движения фигуры. Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление сделать ей приятное. | Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (как постепенно раскрывается утром изакрывается вечером венчик цветка). | ||
Развитие продуктивной деятельности (аппликация). Развитие детского творчества | «Ваза с ветками» [6]. Работа в творческой мастерской | Упражнять детей в вырезывании симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. Развивать зрительно-двигательные координации. Воспитывать стремление дополнять изображение, добиваясь выразительности. | |||||
Развитие детского творчества | По замыслу [6]. Эксперимент с пластическими материалами | Развивать умение задумывать содержание лепки, приемы исполнения и последовательность создания изображения. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Развивать самостоятельность, творчество. | |||||
Народная культура и традиции (9-23 марта) | Приобщение к изобразительному искусству | «Путешествие в страну красивых вещей». Выставка произведений прикладного искусства [1, с. 79-82] с участием родителей | Игра «Найди такой же узор». Цель: обучать нахождению определенных узоров (на изделии, иллюстрации, фотографии). Игра «Что изображает узор». Цель: закрепить смысловое значение чувашских узоров. Игра «Найди одинаковые узоры». Цель: обучение нахождению одинаковых узоров (на изделии, иллюстрации, фотографии). Игра «О чем рассказывает масмак». Цель: закрепить знания и представления о духовно-содержательном смысле изделий. Игра «Отгадай загадку». Цель: обучать соотнесению речевой формы описания предметов с графической формой – орнаментальным рисунком. | Дать почувствовать общее впечатление мажорности звучания предметов декоративно-прикладного искусства, созданных чувашским, русским, татарским и др. народами | |||
Приобщение к изобразительному искусству | «Радуга и солнце на вышитом холсте (небесный мир на головной повязке «масмак»). Игровая ситуация [1, с. 89-93] | Подводить детей к пониманию того, что в национальном костюме отображаются представления древних людей о гармонии природы и строении мира, а в чувашской головной повязке «масмак» - представления о небосводе, космосе как верхней сфере Вселенной, в рисунках узоров «масмаков» – место солнца | |||||
Развитие продуктивной деятельности (рисование) | «А у солнышка лучи ясные». Работа в творческой мастерской [2, с. 35-37] | Обучать детей созданию образа-символа чувашского узора, изображающего солнце | |||||
Развитие продуктивной деятельности (рисование) | «Красота земного мира в узорах на головной повязке «масмак». Работа в творческой мастерской [1, с. 93-97] | Продолжать подводить детей к пониманию того, что в чувашской головной повязке «масмак» отображаются представления древних людей о красоте природы, небесном и земном мирах, строении мира и отношения к нему. Познакомить со смысловым значением чувашских узоров, изображающих животных | |||||
Развитие продуктивной деятельности (рисование) | «Животные, повернувшие назад головы». Работа в творческой мастерской [2, с. 58-60] | Обучать созданию образов-символов чувашских узоров, изображающих животных | |||||
Развитие продуктивной деятельности (рисование) | «Звери у крутой горы». Работа в творческой мастерской [3, с. 64-65] | Обучать созданию орнаментального образа по мотивам головной повязки «масмак» путем повторения и чередования образов-символов узоров в строгой их очередности в четырех частях полосы бумаги | |||||
Развитие детского творчества | «Как бы чуваши узорами создали картину летнего солнечного дня». Работа в творческой мастерской [4, с. 39-41] с участием родителей | Игра «Составь из чувашских узоров картину «Солнце красное восходит» и др. Цель: обучение поиску и нахождению удачных вариантов орнаментальной композиции. | Побуждать детей к самостоятельному созданию геометризированного орнаментального образа по конкретному содержанию путем повтора, вариации и импровизации знакомых образов-символов чувашского декоративно-прикладного искусства |