Театральное искусство 17 века




Русский театр вступил в «зрелый» этап своего существования. Он отличался от игрищного тем, что театральное искусство стало зрелищным. Выступления перед публикой стали профессией. Устная драматургия сменилась письменно-книжной. Для театральных представлений стали строить специальные здания.

Народный устный игрищный театр продолжал существовать, но в то же    время стали организовываться церковношкольный, боярский и царский придворный театры, хотя и отличавшиеся друг от друга, но оказывавшие один на другого влияние. Резкое их разграничение произошло лишь в XVIII веке.

 

Народные массы первыми создали театр нового типа. Инициаторами его были городские слобожане, мелкое духовенство и волго-донское казачество. Ремесленники, выходившие из сельских местностей на отхожие промыслы в города, в 30-х годах 17 века имели свой кукольный театр, получивший впоследствии название театра Петрушки. В театре Петрушки рассказывалось о том, как молодой парень, придя в город на заработки, поддается городским соблазнам и начинает гулять и бесчинствовать. Конец представления соответствовал религиозным взглядам того времени: черт уносил молодца в ад.

Постепенно содержание представлений Петрушки изменялось, появлялись все новые варианты. Но главное оставалось неизменным: Петрушка - это веселый, озорной, ловкий и непобедимый герой народной кукольной комедии. Зрители с восторгом следили, как он одурачивал и побеждал духовенство и представителей власти. Он долгое время оставался любимым героем кукольного театра.

Петрушки известны на Руси с тридцатых годов XVII в благодаря зарисовкам немецкого ученого, дипломата и путешественника Адама Эльшлегельма (Олеариа). На рисунке изображен кукольник в ширме-юбке, очень похожей на староиранскую, китайскую и среднеазиатскую, а на ширме видна фигурка лошади. Комедиант, обвязав вокруг тела простыню, поднимает ее свободную сторону, натянутую на обруч, вверх.

 

На рубеже 16-17 веков появляется устная народная драма на легендарную тему «О царе Ироде». В ней рассказывается о том, как Ирод, опасаясь захвата власти евреями, приказал уничтожить всех еврейских младенцев. За такое злодеяние царь был казнен и обречен на вечные страдания в аду. Эта пьеса пользовалась успехом, потому что в народе сохранилась память о злодеяниях царей Ивана Грозного и Бориса Годунова, по приказу которого якобы был убит царевич Дмитрий.

 

Следующая дошедшая до нас устная драма была сложена, как и многие песни в казачьей среде, и посвящена любимому народному герою Степану Разину и его астраханскому походу. Эта устная драма имела несколько названий. Самое распространенное из них - «Лодка». Все пьесы народного театра были каждая по-своему направлены против властей. 

 

Церковношкольный театр в России создал ученый, монах Симеон Полоцкий.

Первым "насадителем" на Руси школьного театра был Симеон Полоцкий, автор двух дошедших до нас школьных драм, написанных силлабическим стихом - «О Новоходоносоре, о золотом тельце и о трех отроках, в печи не сожженных» и «Блудный сын». Обе они вошли в его сборник «Рифмологион».

Пьеса «О Новоходоносоре, о золотом тельце и о трех отроках, в печи не сожженных» является обработкой старинного церковного обряда-«пещного действа».

В середине 60-х годов XVII века он написал комедию «Блудный сын». Эта пьеса была направлена против молодых людей, которых родители в те годы посылали учиться за границу, а они кутили и растрачивали отцовские деньги. Пьеса призывала их одуматься и раскаяться.

«Комидия о блуднем сыне» состоит из пролога, шести действий и эпилога. В прологе сообщается тема пьесы, затем следует история блудного сына, пожелавшего жить своим умом, покинувшего отцовский дом ради разгульной жизни, но в конце концов после многих лишений вернувшегося на «спасенный путь» и милостиво прощенного отцом. В эпилоге дается мораль: молодежь не должна самонадеянно полагаться на свой разум, а родители обязаны как следует наставлять юных и прощать их, если они покаются в совершенных ошибках.

Эта пьеса была первой русской письменной драмой. Развитие русской драматургии в ближайшее за тем время шло по пути, указанному Симеоном Полоцким

В XVIII в., особенно в Петровскую эпоху, школьная драма откликалась на злободневные политические вопросы и часто наполнялась актуальным публицистическим содержанием.

Сложился и школьный театр при Славяно - Греко - латинской академии. Пьесы писались преподавателями и ставились учащимися по праздникам. В пьесах использовались как евангельские сюжеты, так и житейские предания. Писались они в стихах на основе монологов. Кроме реальных лиц, вводились и аллегорические персонажи. Появление придворного и школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества. Интермедии школьного театра заложили основы национальной комедийной драматургии.

 

 

Придворный театр создавался на потеху царского двора. Было построено специальное здание для театра - Потешная палата (1613). Сперва пытались использовать искусство скоморохов. Но вскоре обнаружилось, что оно не удовлетворяло возросшие вкусы зрителей, да к тому же скоморохи не были угодниками царской власти. Поэтому обратились к Симеону Полоцкому. Но он не смог создать постоянно действующий профессиональный театр. Тогда царь Алексей Михайлович решил обратиться к иностранцам, и с 1660 года начали приглашать в Москву немецких актеров. В 1664 году их силами стали даваться спектакли в Москве, в селах Измайлове и Преображенском. В 1672 году организация спектаклей была поручена учителю немецкой слободы Иоанн Грегори.    Грегори поставил комедию об Эсфири -1672 г. – спектакль «Артаксерсово действо» (с.Преображенское под Мск), по приказу царя и под руководством боярина Артамона Матвеева, начальника Посольского Приказа). Это история о смиренной красавице Есфири, которая обратила на себя милостивое внимание персидского царя Артаксеркса, стала его женой и спасла свой народ.Было сооружено театральное здание – «Комедийная хоромина» - 400 кв.метров.

 

Помещение делилось на две части: сцену и зрительный зал. Места были расположены амфитеатром. Полы, лавки, стены зала были обиты цветными сукнами. Для царя предназначалась особая, богато украшенная ложа. Были устроены отдельные ложи для женщин, закрытые частой сеткой, которая скрывала зрительниц от любопытных глаз. Сцена вначале представляла собой просто подмостки с занавесом и освещалась рядом зажженных плошек. Позже была пристроена трехсаженная горница, “чтобы в комедийное действо утеснения не было”. На сцене размещались “рамы перспективного письма” – декорации.

 

Спектакль длился 10 часов (7 действий), но царь был так увлечен, что ни разу не встал с места. Спектакль понравился, но двору нужен был национальный русский театр. Поэтому год спустя царь приказал тому же Грегори и еще двум преподавателям немецкой школы обучить труппу из русских юношей. Женщины тогда на сцене не выступали. В 1675 году после смерти Грегори, труппа стала полностью русской. Все пьесы имели политический характер - призывали боярство к смирению, подчинению царю и будили патриотические чувства. В числе последних была переделка трагедии Марло «Тамерлан Великий» под названием «Комедия о Баязете и Тамерлане ». В репертуар включались пьесы с таким расчетом, чтобы зритель, смотря спектакль, находил связь между сценическим действием и волнующими его событиями. Такими событиями для того времени была война с Турцией и борьба с боярством.

 

. После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. спектакли прекратились

 

После смерти царя организованные им спектакли прекратились, но    развитие театра в России не заглохло. Устраивались театральные представления при правительнице царевне Софье и молодом Петре I. Принявшись за дело преобразования России, Петр I впервые    организовал общедоступный театр (т.е. не только для царя и придворных).

Театральное искусство при царях Алексее и Петре I отличалось стремлением к сценической правде. Пьесы были перенасыщены действием, героическими поступками, комическими сценками и т.д. Это особенно нравилось широкому городскому зрителю, который принялся организовывать свои городские публичные представления. Но государственный театр по-настоящему был создан только в 1756 году благодаря энергии актера Ф.Г. Волкова и писателя драматурга А.П. Сумарокова.

Развивается драматургия – возникают первые театральные постановки. Был основан первый придворный театр, где играли иностранные актеры спектакли на античные и библейские сюжеты. В 1675 году на сцене русского театра был поставлен балет. Первые профессиональные драматические спектакли в России при царе Алексее Михайловиче и роль хореографии в этих спектаклях («Орфей и Эвридика »), их закрытый придворный характер.

 

В рассматриваемый период зарождается русская периодическая печать, Родоначальником ее считаются «Куранты» или «Вести», представляющие собой на первом этапе дипломатический документ, затем, явившийся основой первой русской печатной газеты «Ведомости».

Литература медленно освобождалась от средневековых традиций. Становление светских жанров положило начало собственно художественной литературе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: