ГОЛОВА ДЕВЯТАЯ. Война. Пациент скорее жив, чем мертв?..




«Живой» (Попов / Пушкина). Если песню «Трудно быть Богом» сознание отказывается воспринимать, как военную, невзирая на вроде бы присутствующий антураж, пусть и в слегка фентезийном сеттинге, то здесь песня воспринимается как военная, не взирая на то что о войне написано-то пару строк. Война тут показана через опосредованные вещи, но настолько эмоционально ярко, что песня с первого прослушивания производит неизгладимое впечатление.
Итак, наш герой занимается в жизни тем, чем должен заниматься всякий настоящий мужчина. Он построил дом, посадил дерево, обрел счастье с любимой женщиной, но война спутала карты. И вот она, пулеметная очередь. Солдат падает на землю, из уголка рта стекает струйка крови. В глазах его отражается и постепенно угасает чужое небо. Холодное и безразличное к его судьбе. Война есть война. Не каждому везет.
Последняя картина, что открывается его мысленному взору перед погружением в небытие. По хорошо знакомой улице идет безликий человек в военной форме не важно какого государства, в фуражке. Холодный и безразличный, как это чужое небо. Человек-погоны. Человек-выправка. Он должен вручить свидетельство о гибели солдата (по-русски «похоронку»). Это его обязанность.
Она видела посланца смерти издали через окно. Она знает кто он и зачем пришел. Она спряталась за дверью, она прислонилась к стене и ждет. Сердце стучит в висках… А может не сюда?.. Может в соседний дом?.. Но… Слышны шаги человека в форме по ступеням… Стук в дверь… Она зажимает себе рот рукой, кричит отчаянно, безнадежно и бесшумно... и медленно сползает по стене вниз…
О том, остался ли солдат на самом деле живым, или это только его предсмертный бред, равно как и о том, был ли зачат его еще не рожденный сын, история в общем-то умалчивает. Однако, все мы знаем случаи, когда приходили похоронки на живых людей, так что имеем основание надеяться, что герой все же победит смерть и вернется домой, благодаря силе своей любви.
Магическая музыка Сергея Попова, в купе с магическими стихами Маргариты Пушкиной и замечательным исполнением Михаила Житнякова сделали свое дело. Получилась сильнейшая и наиболее атмосферная песня альбома, где переплелось все — и радости мирной жизни и ужасы войны и страх неизбежного и надежда, столь редкая в рамках жанра…

ГОЛОВА ДЕСЯТАЯ. «Ну… Что, прохожий? Всё с начала?..»

«Убить Дракона» (Дубинин / Пушкина) Что ж… Вот он, собственной персоной… Сердце альбома, низменное и потаенное в каждом из нас. Его Величество Дракон. Кто-то знаком с восточной притчей о драконе. Кто-то читал Шварца., кто-то смотрел постановку Марка Захарова… Я намеренно уйду от понимания «Убить дракона», как песни политической. Всем известно, что пьеса писалась, как аллюзия на Сталинские времена, а в общем попадает на любое царство-государство, ибо тема людей, которых ослепляет блеск золота и опьяняет власть — вечная тема.
За внешней, маршево-бравурной понятной всем и каждому подачей лозунгов «Вставай!», «Поднимайся!», «Доколе?», таится очень глубокая история, смысл которой не укладывается в рамки политической борьбы.
- Встать!.. Вы — рабы! Вы не люди! Вы — бараны! Стадо скотов!..
Кричит Ланселот… Уже ставший Драконом. И этого, увы, в сюжете песни мы не видим… Потому что Ланселот там отсутствует, как обозначенный персонаж. Тем не менее, крик этот, если мы вспомним постановку Захарова, принадлежит именно ему. Новому Дракону. А теперь внимание… Как ты сделаешь свободными людей, если ты уже сам не видишь в них людей?.. Всё. Круг замкнулся. Теперь ты — дракон.
Практика показывает что процесс очеловечивания баранов не так прост, как казалось до победы над старым драконом. Некоторые Ланселоты предпочитают перевоспитывать баранов, некоторые ждут, когда поколение рабов вымрет естественным образом и работает уже с потомками, некоторые поступают еще проще — пускают неисправимых баранов на мясо и шкуры. Шкуры кстати, очень полезны… Из них очень хорошо делать барабаны. На марши, во имя новообретенной свободы. И вот маршируешь ты такой в толпе и с разноцветными шариками. Радуешься, что теперь ты, наконец, свободен… А сметливый поэт уже пишет свое безжалостное:

Шагают бараны вряд,
Бьют барабаны,
Кожу для них дадут,
Сами бараны…


Не случайно, что все песни подобного толка имеют именно маршевую ритмику. Ланселоты давно поняли, как управлять толпой. И вопрос сводится только к одному — какую меру зла допустят новые Ланселоты, чтобы оправдать свою благую цель. Тут мы возвращаемся к тематике песни «Трудно быть Богом»… А Ланселотом быть еще труднее… Потому что Дракон, в мире дихотомий непобедим. Потому что любой Ланселот с его понятиями о правильном и не правильном, о дурном и хорошем, о черном и белом — это обезьяна с ядерной кнопкой, и невозможно предугадать, что он натворит.
И мне бы очень хотелось, чтобы люди, которые эту песню слушают, не воспринимали ее как сиюминутное «Вставай!», «Поднимайся!» и «Доколе?». Это песня а великом проклятии человечества. О замкнутом круге крови, в котором мы мечемся столетия… Это песня о внутреннем драконе КАЖДОГО. И суть его не ограничивается лишь властью и жадностью… Голов у дракона множество и имя ему Легион. Он может быть кем угодно. Религиозным экстремистом и воинствующим атеистом, оппозиционером и приспособленцем, обывателем и революционером, распутником и ханжой, благотворителем и скупердяем — кем угодно!
Отличительная черта у него одна. Если он уверен, что действует правильно, его цель оправдывает любые средства. Если в прицеле ангел — выстрелит в ангела. Если солдат революции должен погибнуть, значит он должен погибнуть. И его несчастная беременная жена, которая, еле держась на ногах, дрожащей рукой примет этот проклятый треугольник, конечно никогда и никем не будет взята в расчет. Человек погиб за правое дело. Во имя своей страны. Во имя свободы равенства и братства. Что?.. Сын без отца и убитая горем жена, которая до конца жизни будет надеяться что муж просто пропал без вести?.. Ну а что вы хотели… Революций не бывает без жертв… Вы что — не хотите свободы?.. Все вы стадо! Стадо! Стадо! И достойны одного — кнута. Ну а кнут мы обеспечим. Это мы умеем. Это у нас ассортименте.
Убить дракона в себе, значит понять, что за линией горизонта никогда ничего не начнется. Убить дракона в себе — значит понять, что нет свободы ПОТОМ, за которую нужно умирать СЕЙЧАС. Есть свобода сейчас. При любых исходных. На помойке, в тюрьме, в концлагере, в хосписе… Кому-то для этого нужно победить страх смерти, который мешает ему жить, кому-то, смириться с предательством друга… Кому-то придется в стаде овец и баранов разглядеть людей… И так далее и тому подобное. Это внутренняя работа, которую в состоянии проделать каждый, если он будет честен к себе. А это ой как не просто… Так что в мире дихотомий это удел избранных просветленных. Которые рассуждение о жизненных проблемах никогда не начинают со слова «Они...», но лишь со слова «Я...»
Уффф… Как принято говорить в сетевой среде «бомбануло»…. Но, это и хорошо… Значит песня «выстрелила». Песня вызвала резонанс. Песня нашла своего слушателя. «Убить дракона» я ждал с момента публикации трек листа. И я не разочаровался. Творческий тандем Дубинин, Пушкина, подарил нам гениальную в своей простоте и ошеломительную по объему внутреннего смысла композицию. Отдельно хочу отметить Михаила Житнякова, который все сделал правильно, мощно, зло и страшно.
Слушайте «Убить дракона», смотрите одноименный фильм Марка Захарова, читайте Шварца. Думайте, анализируйте, сопоставляйте… Кто знает, может быть это и будет первый шаг к победе над вашим личным, индивидуального пользования, драконом?..


ГОЛОВА ОДИННАДЦАТАЯ. Уныние. (Сумерки.)

«Дым без огня» (Холстинин / Тарасов.) «Другие авторы считают, что это желание [что-то изменить] надо отбивать и загонять людей в сумрак...»., сказала Маргарита Пушкина, комментируя текст песни «Убить дракона». И если в данном случае имелась в виду новая творческая связка Холстинин, Тарасов, то тут я позволю себе вставить свои пять копеек.
Прежде всего, Маргарита Анатольевна сама прекрасно умеет загонять людей в сумрак, и думаю, отлично понимает, зачем это делать. Достаточно вспомнить легендарный альбом «Кровь за кровь», который не то что сумрачен, но черен, как ночь и рассвета там не предвидится.
Кроме того сумрак, хотим мы того, или нет, не работает по принципам Лукъяненко. Как не воспевай силу и мощь человеческого духа, рано или поздно, случается нечто, над чем ты не властен и ты понимаешь, что отныне будет вот так, а не иначе. Сумерки приходят сами, обычно они сменяются ночью, потом утренними сумерками и только потом рассветом. Если ты сильный человек, ты дотянешь до зари, если слабый… Тьма выдавит оконца в твоей комнатке и спрут, он же дракон, он же змей, удавит тебя своими кольцами и сказке твоей конец. Но изменить ход времени ты не в состоянии. Сумерки придут и неизбежное случиться. Вопрос лишь в том, готов ты к этому, или не готов…
«Дым без огня», это не призыв, и не мотивация погружаться в сумрак. Это песня-фотография. Песня-состояние. Состояние, знакомое многим и мне лично. Когда реальность загоняет тебя в тупик, когда тебе кажется что ты перепробовал уже всё, и что ты в западне, в клетке, в кольце и выхода из этого кольца нет никакого… И куда не ткнись, везде не получается, везде рушится, везде не складывается… Ты включаешь телевизор — оттуда льется дерьмо потоками, ты выходишь в интернет, там новости одна страшнее другой. Фейки, желчь, ненависть, злоба, жестокость… И ты оглядываешься вокруг, вроде нигде не горит и ничего не рушится, а дышать тебе уже нечем и ты задыхаешься в этом житейском и информационном угаре… И тебе страшно засыпать, потому что ты не знаешь, какая еще мерзость случиться по твоем пробуждении.
В такие моменты, человек остро нуждается в понимании и поддержке. Как ни парадоксально, на первый взгляд, но, такие песни как «Дым без огня» помогают. Может быть потому что с их помощью ты разбираешься в самом себе, а может быть и потому что кто-то, прорываясь через медийное пространство, которое тебя душит, как бы говорит тебе:
- И я пережил подобное… Держись, ты не один. Пройдет и это.
Не знаю кто как, а я творческой связке Холстинин, Тарасов ставлю твердую пятерку. Получилась опять же атмосферная песня с хорошей мелодикой, нашлось даже место для небольшого вокализа Житнякова. (Как я этого ждал, о Боже, май лайф ис комплит!). Дело не портит даже сюжетная тавтология с предыдущей песней (стадо там и стадо сям, здесь дракон, там змей). Ибо в концепт борьбы с драконом укладывается альбом в целом. Да, наш герой оказался очередным Ланселотом. Только уставшим. Потому что уже осознал вечность противостояния. Как и положено всякому порядочному Ланселоту, себя он считает пророком-избавителем, а народ — тупым стадом.
«Все вы стадо! Стадо! Стадо!», вторят вслед за Есениным Маргарита Пушкина и Владислав Тарасов. От лица стада отвечу:

- Вы только не сердитесь на нас, господа… Они обязательно поймут вас… Но на это нужно время. Будьте терпеливы. И приготовьтесь. Зима будет долгой.

Еще один несомненный плюс песни дым без огня, что она такая… С позволения выразиться… С мигающим поворотником. Дорожная. Очень подходит усталым водителям, возвращающимся домой затемно. Не все же, в самом деле, «Дальний свет» на репит ставить.
В общем - «Дым без огня», это такой скрытый хит альбома. Она может казаться депрессивной, она может казаться непонятной, но если вы ее распробуете, уверен, песня вам понравится и надолго поселится в вашем плей-листе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: