Артур Конан Дойл. Обряд дома Месгрейвов (отрывок)




Рабочий лист №2

1. Прочитайте текст. Сделайте рисунок, иллюстрирующий способ измерения расстояния.

Артур Конан Дойл. Обряд дома Месгрейвов (отрывок)

Шерлок Холмс разложил все эти предметы на краю стола, уселся в свое кресло и стал разглядывать их блестевшими от удовольствия глазами.

- Это все, - сказал он, - что я оставил себе на память об одном деле, связанном с "Обрядом дома Месгрейвов".

Он протянул мне тот самый листок, который вы видите у меня в руках, Уотсон. Этот обряд нечто вроде экзамена, которому должен был подвергнутся каждый мужчина из рода Месгрейвов, достигший совершеннолетия. Сейчас я прочитаю вам вопросы и ответы в том порядке, в каком они записаны здесь:

"Кому это принадлежит?"

"Тому, кто ушел".

"Кому это будет принадлежать?"

"Тому, кто придет".

"В каком месяце это было?"

"В шестом, начиная с первого".

"Где было солнце?"

"Над дубом".

"Где была тень?"

"Под вязом".

"Сколько надо сделать шагов?"

"На север - десять и десять, на восток - пять и пять, на юг - два и два, на запад - один и один и потом вниз".

"Что мы отдадим за это?"

"Все, что у нас есть".

"Ради чего отдадим мы это?"

"Во имя долга".

…Когда я прочитал бумагу, мне стало совершенно ясно, что все цифры относятся к какому-то определенному месту, где спрятано то, о чем говорится в первой части документа, и что если бы мы нашли это место, мы оказались бы на верном пути к раскрытию тайны - той самой тайны, которую предки Месгрейвов сочли нужным облечь в столь своеобразную форму. Для начала поисков нам даны были два ориентира: дуб и вяз. Что касается дуба, то тут не могло быль никаких сомнений. Прямо перед домом, слева от дороги, стоял дуб, дуб-патриарх, одно из великолепнейших деревьев, какие мне когда-либо приходилось видеть.

- Он уже существовал, когда был записан ваш "обряд"? - спросил я у Месгрейва.

- По всей вероятности, этот дуб стоял здесь еще во времена завоевания Англии норманнами, - ответил он. - Он имеет двадцать три фута в обхвате.

Таким образом, один из нужных мне пунктов был выяснен.

- Есть у вас здесь старые вязы? - спросил я.

- Был один очень старый, недалеко отсюда, но десять лет назад в него ударила молния, и пришлось срубить его под корень.

- Но вы знаете то место, где он рос прежде?

- Ну, конечно, знаю.

- А других вязов поблизости нет?

- Старых нет, а молодых очень много.

- Мне бы хотелось взглянуть, где он рос.

Мы приехали в двуколке, и мой клиент сразу, не заходя в дом, повез меня к тому месту на лужайке, где когда-то рос вяз. Это было почти на полпути между дубом и домом. Пока что мои поиски шли успешно.

- По всей вероятности, сейчас уже невозможно определись высоту этого вяза? - спросил я.

- Могу вам ответить сию же минуту: в нем было шестьдесят четыре фута.

- Как вам удалось узнать это? - воскликнул я с удивлением.

- Когда мой домашний учитель задавал мне задачи по тригонометрии, они всегда были построены на измерениях высоты. Поэтому я еще мальчиком измерил каждое дерево и каждое строение в нашем поместье.

Я взглянул на солнце. Оно уже заходило, и я рассчитал, что меньше чем через час оно окажется как раз над ветвями старого дуба. Итак, одно условие, упомянутое в документе, будет выполнено. Что касается тени от вяза, то речь шла, очевидно, о самой дальней ее точке - в противном случае указателем направления избрали бы не тень, а ствол. И, следовательно, теперь мне нужно было определить, куда падал конец тени от вяза в тот момент, когда солнце оказывалось прямо над дубом...

- Это, как видно, было нелегким делом, Холмс? Ведь вяза-то уже не существовало.

- Конечно. Но я знал, что если Брайтон мог это сделать, то смогу и я. А, кроме того, это было не так уж трудно. Я пошел вместе с Месгрейвом в его кабинет и вырезал себе вот этот колышек, к которому привязал длинную веревку, сделав не ней узелки, отмечающие каждый ярд. Затем я связал вместе два удилища, что дало мне шесть футов, и мы с моим клиентом отправились обратно к тому месту, где когда-то рос вяз. Солнце как раз касалось в эту минуту вершины дуба. Я воткнул свой шест в землю, отметил направление тени и измерил ее.

 

                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               

 

 

2. Постройте математическую модель описанного автором способа измерения расстояния.

                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               

 

3. Используя интернет-ресурсы, изучите несколько способов определения высоты предметов. Опишите их суть, сделайте необходимые чертежи, выпишите, какое оборудование понадобится для проведения измерений. Заполните таблицу (Приложение №1).

4. Приведите примеры жизненных ситуаций, в которых вам может понадобиться умение измерять высоту объекта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: