Рабочий лист №2
1. Прочитайте текст. Сделайте рисунок, иллюстрирующий способ измерения расстояния.
Артур Конан Дойл. Обряд дома Месгрейвов (отрывок)
Шерлок Холмс разложил все эти предметы на краю стола, уселся в свое кресло и стал разглядывать их блестевшими от удовольствия глазами.
- Это все, - сказал он, - что я оставил себе на память об одном деле, связанном с "Обрядом дома Месгрейвов".
Он протянул мне тот самый листок, который вы видите у меня в руках, Уотсон. Этот обряд нечто вроде экзамена, которому должен был подвергнутся каждый мужчина из рода Месгрейвов, достигший совершеннолетия. Сейчас я прочитаю вам вопросы и ответы в том порядке, в каком они записаны здесь:
"Кому это принадлежит?"
"Тому, кто ушел".
"Кому это будет принадлежать?"
"Тому, кто придет".
"В каком месяце это было?"
"В шестом, начиная с первого".
"Где было солнце?"
"Над дубом".
"Где была тень?"
"Под вязом".
"Сколько надо сделать шагов?"
"На север - десять и десять, на восток - пять и пять, на юг - два и два, на запад - один и один и потом вниз".
"Что мы отдадим за это?"
"Все, что у нас есть".
"Ради чего отдадим мы это?"
"Во имя долга".
…Когда я прочитал бумагу, мне стало совершенно ясно, что все цифры относятся к какому-то определенному месту, где спрятано то, о чем говорится в первой части документа, и что если бы мы нашли это место, мы оказались бы на верном пути к раскрытию тайны - той самой тайны, которую предки Месгрейвов сочли нужным облечь в столь своеобразную форму. Для начала поисков нам даны были два ориентира: дуб и вяз. Что касается дуба, то тут не могло быль никаких сомнений. Прямо перед домом, слева от дороги, стоял дуб, дуб-патриарх, одно из великолепнейших деревьев, какие мне когда-либо приходилось видеть.
- Он уже существовал, когда был записан ваш "обряд"? - спросил я у Месгрейва.
- По всей вероятности, этот дуб стоял здесь еще во времена завоевания Англии норманнами, - ответил он. - Он имеет двадцать три фута в обхвате.
Таким образом, один из нужных мне пунктов был выяснен.
- Есть у вас здесь старые вязы? - спросил я.
- Был один очень старый, недалеко отсюда, но десять лет назад в него ударила молния, и пришлось срубить его под корень.
- Но вы знаете то место, где он рос прежде?
- Ну, конечно, знаю.
- А других вязов поблизости нет?
- Старых нет, а молодых очень много.
- Мне бы хотелось взглянуть, где он рос.
Мы приехали в двуколке, и мой клиент сразу, не заходя в дом, повез меня к тому месту на лужайке, где когда-то рос вяз. Это было почти на полпути между дубом и домом. Пока что мои поиски шли успешно.
- По всей вероятности, сейчас уже невозможно определись высоту этого вяза? - спросил я.
- Могу вам ответить сию же минуту: в нем было шестьдесят четыре фута.
- Как вам удалось узнать это? - воскликнул я с удивлением.
- Когда мой домашний учитель задавал мне задачи по тригонометрии, они всегда были построены на измерениях высоты. Поэтому я еще мальчиком измерил каждое дерево и каждое строение в нашем поместье.
Я взглянул на солнце. Оно уже заходило, и я рассчитал, что меньше чем через час оно окажется как раз над ветвями старого дуба. Итак, одно условие, упомянутое в документе, будет выполнено. Что касается тени от вяза, то речь шла, очевидно, о самой дальней ее точке - в противном случае указателем направления избрали бы не тень, а ствол. И, следовательно, теперь мне нужно было определить, куда падал конец тени от вяза в тот момент, когда солнце оказывалось прямо над дубом...
- Это, как видно, было нелегким делом, Холмс? Ведь вяза-то уже не существовало.
- Конечно. Но я знал, что если Брайтон мог это сделать, то смогу и я. А, кроме того, это было не так уж трудно. Я пошел вместе с Месгрейвом в его кабинет и вырезал себе вот этот колышек, к которому привязал длинную веревку, сделав не ней узелки, отмечающие каждый ярд. Затем я связал вместе два удилища, что дало мне шесть футов, и мы с моим клиентом отправились обратно к тому месту, где когда-то рос вяз. Солнце как раз касалось в эту минуту вершины дуба. Я воткнул свой шест в землю, отметил направление тени и измерил ее.
2. Постройте математическую модель описанного автором способа измерения расстояния.
3. Используя интернет-ресурсы, изучите несколько способов определения высоты предметов. Опишите их суть, сделайте необходимые чертежи, выпишите, какое оборудование понадобится для проведения измерений. Заполните таблицу (Приложение №1).
4. Приведите примеры жизненных ситуаций, в которых вам может понадобиться умение измерять высоту объекта.