Урок 2. Планеты Солнечной системы. организационная структура (сценарий) урока




Урок 2. Планеты Солнечной системы

Цели деятельности учителя Способствовать формированию представлений о планетах Солнечной системы, о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации, развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»
Тип урока открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеютвступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:имеют мотивацию к учебной деятельности; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
методы и формы обучения объяснительно-иллюстративный; коллективная, фронтальная, индивидуальная
Образовательные ресурсы https://download8.proshkolu.ru
Оборудование схема «Сравнительная величина Солнца и планет»; рисунки и фотографии «Планеты Солнечной системы»; глобус; схемы «Смена дня и ночи», «Смена времен года», теллурий
Основные понятия Планеты Солнечной системы, теллурий

организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
             
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала – Здравствуйте, юные астрономы! Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие на планеты Солнечной системы. Откройте свои бортовые журналы и запишите тему путешествия. 1-й этап – повторение изученного. проверка домашнего задания. 2-й этап – остановка «планеты Солнечной системы». 3-й этап – отдых (выход в открытый космос). 4-й этап – практическая работа «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?». 5-й этап – возвращение на Землю. Итог урока. Домашнее задание. – Итак, отправляемся в путь, чтобы раскрыть секреты планет Солнечной системы и узнать, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года. А для этого нам нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение наблюдать, анализировать и, конечно, быть дисциплинированными слушают учителя. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место Фронтальная, индивидуальная Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; оформляют свои мысли в устной форме, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность Организация рабочего места

Продолжение табл.

             
II. Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания: крос- сворд. Дидактическая игра «Верно – неверно» – Итак, первое испытание. Нам предстоит разгадать название космического корабля. Для этого необходимо решить кроссворд. Название корабля сможем прочитать по вертикали . – Будьте внимательны! Чтобы запустить в работу главный компьютер корабля, необходимо ввести пароль. Слушайте каждое мое высказывание и отвечайте: «Верно» или «Неверно». – Земля – это одна из планет Солнечной системы. – Солнце – ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар. – Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. – Земля движется вокруг Солнца. – Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами. – Луна – планета Солнечной системы. –Компьютер к работе готов. Вперед, к загадочным и далеким планетам Солнечной системы! – Почему космонавты называют Землю голубой планетой? – Она еще имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придает планете голубизну. Посмотрите на плакат «Планеты Солнечной системы». Что вы можете сказать о планете Земля? –Земля уникальна. Это единственная планета Солнечной системы, а может, и всей Вселенной, где имеется жизнь. Земля расположена именно там, где надо. Разгадывают кроссворд («Восток».)   Участвуют в игре.   Отвечают: – Верно. – Верно.   – Неверно. – Верно.   – Неверно. – Неверно.     Отвечают на вопросы     Фронтальная, индивидуальная, коллективная Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информации из текстов;используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Коммуникативные: обмениваются мнениями;умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы ин- Устные ответы, записи в тетради

Продолжение табл.

             
    Если бы Земля была ближе к Солнцу, на ней стояла бы сильная жара. Если бы она находилась дальше от Солнца, на ней было бы чересчур холодно. А от сильной жары и сильного холода погибло бы все живое. – Так почему Землю называют «планета-сад»? –познакомимся с другими планетами       формации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Личностные: осознают свои возможно- сти в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении  
III. Изучение нового материала Знакомство с планетами Солнечной системы демонстрирует рисунки и фотографии с изображением планет, схему «Сравнительная величина Солнца и планет». – Мы познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, их называют каменными планетами или планетами земной группы. – Запишите их названия в бортовой журнал: Меркурий, Венера, Земля, Марс – каменные планеты. – Мы познакомились с основными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми из-за их состава. Запишите в бортовой журнал их названия. Подчеркните одной чертой название самой большой планеты, а двумя – самой маленькой: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. – Мы с вами много узнали о планетах Солнечной системы. Назовите их сходства и различия Заранее подготовленные ученики рассказывают о планетах. Выполняют записи в тетради.   Отвечают на вопрос Фронтальная Устные ответы, записи в тетради

Продолжение табл.

             
IV. Практическая деятельность Практическая работа «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?» – Мы вернулись на борт космического корабля. Нам необходимо ответить на вопрос «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?». В этом нам поможет разобраться прибор «теллурий». Рассмотрите прибор. Большой желтый шар – это Солнце. А глобус – наша Земля. – Давайте посмотрим прибор в работе. Что делает Земля? – Как освещается Земля Солнцем? Одинаково? –Как вы думаете, что бывает в той части Земли, которая освещена Солнцем? И что бывает в той части земного шара, куда не попадают солнечные лучи? –Посмотрите на верхний рисунок в учебнике (с. 12). Что вы можете сказать? – Один оборот вокруг своей оси Земля делает за 23 часа 56 минут, то есть за сутки. Значит, смена дня и ночи происходит из-за вращения Земли вокруг своей оси. Но Земля вращается еще и вокруг Солнца. Что же происходит на Земле? Что мы наблюдаем? – Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток, или за год. – Итак, мы открыли тайну смены дня и ночи, времен года. Запишите выводы: Рассматривают теллурий. Приводят в движение прибор. Отвечают на вопросы.   Фронтальная, индивидуальная. Познавательные: осуществляют логические действия; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: аргументируют свое мнение. Устные ответы, записи в тетради.

Окончание табл.

             
    Задания из электронного приложения к учебнику Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации   Выполняют задания   Индивидуальная Личностные: осуществляют смыслообразование;оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело   Задания в рабочей тетради
V. Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок – Все тайны раскрыты. Путешествие подошло к концу. – Понравилось ли вам оно? – Какие выводы сделали? – Какая информация показалась для вас значимой? – Как оцениваете свою деятельность? Отвечают на вопросы Фронтальная, индивидуальная Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке Устные ответы
VI. Домашнее задание Комментарий учителя Учебник, с. 9–15. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». выполнить задания 1, 2 Слушают, уточняют задания индивидуальная Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач Задания

Ресурсный материал

Кроссворд

1. Небесное тело, видимое простым глазом, в форме светящейся точки на небе. (Звезда.)

2. Специалист по астрономии. (Астроном.)

3. Небесное тело, движущееся вокруг планеты. (Спутник.)

4. Наука о небесных телах. (Астрономия.)

5. Ближайшая от Земли звезда. (Солнце.)

6. Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста. (Комета.)

Ключевое слово: Восток.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: