Урок 2. Планеты Солнечной системы
Цели деятельности учителя | Способствовать формированию представлений о планетах Солнечной системы, о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации, развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеютвступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:имеют мотивацию к учебной деятельности; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; коллективная, фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | https://download8.proshkolu.ru |
Оборудование | схема «Сравнительная величина Солнца и планет»; рисунки и фотографии «Планеты Солнечной системы»; глобус; схемы «Смена дня и ночи», «Смена времен года», теллурий |
Основные понятия | Планеты Солнечной системы, теллурий |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | – Здравствуйте, юные астрономы! Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие на планеты Солнечной системы. Откройте свои бортовые журналы и запишите тему путешествия. 1-й этап – повторение изученного. проверка домашнего задания. 2-й этап – остановка «планеты Солнечной системы». 3-й этап – отдых (выход в открытый космос). 4-й этап – практическая работа «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?». 5-й этап – возвращение на Землю. Итог урока. Домашнее задание. – Итак, отправляемся в путь, чтобы раскрыть секреты планет Солнечной системы и узнать, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года. А для этого нам нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение наблюдать, анализировать и, конечно, быть дисциплинированными | слушают учителя. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; оформляют свои мысли в устной форме, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Организация рабочего места |
Продолжение табл.
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания: крос- сворд. Дидактическая игра «Верно – неверно» | – Итак, первое испытание. Нам предстоит разгадать название космического корабля. Для этого необходимо решить кроссворд. Название корабля сможем прочитать по вертикали ![]() | Разгадывают кроссворд («Восток».) Участвуют в игре. Отвечают: – Верно. – Верно. – Неверно. – Верно. – Неверно. – Неверно. Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная, коллективная | Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информации из текстов;используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Коммуникативные: обмениваются мнениями;умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы ин- | Устные ответы, записи в тетради |
Продолжение табл.
Если бы Земля была ближе к Солнцу, на ней стояла бы сильная жара. Если бы она находилась дальше от Солнца, на ней было бы чересчур холодно. А от сильной жары и сильного холода погибло бы все живое. – Так почему Землю называют «планета-сад»? –познакомимся с другими планетами | формации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Личностные: осознают свои возможно- сти в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении | |||||
III. Изучение нового материала | Знакомство с планетами Солнечной системы | демонстрирует рисунки и фотографии с изображением планет, схему «Сравнительная величина Солнца и планет». – Мы познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, их называют каменными планетами или планетами земной группы. – Запишите их названия в бортовой журнал: Меркурий, Венера, Земля, Марс – каменные планеты. – Мы познакомились с основными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми из-за их состава. Запишите в бортовой журнал их названия. Подчеркните одной чертой название самой большой планеты, а двумя – самой маленькой: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. – Мы с вами много узнали о планетах Солнечной системы. Назовите их сходства и различия | Заранее подготовленные ученики рассказывают о планетах. Выполняют записи в тетради. Отвечают на вопрос | Фронтальная | Устные ответы, записи в тетради |
Продолжение табл.
IV. Практическая деятельность | Практическая работа «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?» | – Мы вернулись на борт космического корабля. Нам необходимо ответить на вопрос «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?». В этом нам поможет разобраться прибор «теллурий». Рассмотрите прибор. Большой желтый шар – это Солнце. А глобус – наша Земля.
– Давайте посмотрим прибор в работе. Что делает Земля?
– Как освещается Земля Солнцем? Одинаково?
–Как вы думаете, что бывает в той части Земли, которая освещена Солнцем? И что бывает в той части земного шара, куда не попадают солнечные лучи?
–Посмотрите на верхний рисунок в учебнике (с. 12). Что вы можете сказать?
– Один оборот вокруг своей оси Земля делает за 23 часа 56 минут, то есть за сутки. Значит, смена дня и ночи происходит из-за вращения Земли вокруг своей оси.
Но Земля вращается еще и вокруг Солнца. Что же происходит на Земле? Что мы наблюдаем?
– Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток, или за год.
– Итак, мы открыли тайну смены дня и ночи, времен года. Запишите выводы:
![]() | Рассматривают теллурий. Приводят в движение прибор. Отвечают на вопросы. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: осуществляют логические действия; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: аргументируют свое мнение. | Устные ответы, записи в тетради. |
Окончание табл.
Задания из электронного приложения к учебнику | ![]() | Выполняют задания | Индивидуальная | Личностные: осуществляют смыслообразование;оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело | Задания в рабочей тетради | |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Все тайны раскрыты. Путешествие подошло к концу. – Понравилось ли вам оно? – Какие выводы сделали? – Какая информация показалась для вас значимой? – Как оцениваете свою деятельность? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 9–15. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». выполнить задания 1, 2 | Слушают, уточняют задания | индивидуальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач | Задания |
Ресурсный материал
Кроссворд
1. Небесное тело, видимое простым глазом, в форме светящейся точки на небе. (Звезда.)
2. Специалист по астрономии. (Астроном.)
3. Небесное тело, движущееся вокруг планеты. (Спутник.)
4. Наука о небесных телах. (Астрономия.)
5. Ближайшая от Земли звезда. (Солнце.)
6. Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста. (Комета.)
Ключевое слово: Восток.