Историческая школа Германии.




Предмет истории эк. учений.

1) Эк. теория – изучает поведение людей при реализации эк. Отношений (это поведение неоднозначно, оно развивается вместе с развитием эк-ки по ее законам)

2) История эк. Учений – изучает развитие эк. Теории, ее эволюцию.

3) Как наука ИЭУ сформировалась 300 лет назад – в период развитого капитализма, когда возникла необходимость определить наиболее эффективные формы и методы эк. Деятельности. Но до 18 века эк. Теория существовала фрагментально.

4) 1 в. до н.э. – Древняя Греция, Аристотель, Ксенофонт – первые исследования в этой области. Наука получила название Политической экономии.

17-18вв – Россия, «Домострой».

5) Эк. Теория существовала фрагментально в Древности и Средневековье, т.к. тогда не было крупномасштабного производства, а следовательно и специальных рынков. Позднее появляются мануфактуры, происходит внедрение в производство машин. Затем происходит ряд географических открытий, связанных с поиском новых рынков сырья и потребителей. Следствием такого развития становится поиск новых более эффективных форм и методов эк. деятельности, что дает новое развитие эк. теории, которая начинает рассматриваться уже не фрагментально, но как целостная самостоятельная наука.

Ранний и поздний меркантелизм.

Мерканто (итал.) – рынок

Создателями этой теории были англичане, т.к. Англия это первая капиталистическая страна, и наиболее развитая в 16-20вв.

1) Ранний меркантелизм.

Эта теория возникает, когда в крупных масштабах начинает проявляться международная торговля (сырьем, гот. продукцией, рабами). И те, кто более активно торгует, получают больше прибылью. И тогда основатели этой теории делают вывод, что источник богатства – торговля, а инструмент – деньги.

2) Поздний меркантелизм.

Разработка программ – рекомендаций правительству о политике протекционизма, которая заключалась в том, что государство должно поддерживать национальных производителей в условиях международной торговли (и торговли вообще).

3) Но в к. 18в стала очевидна ошибочность данной теории, которая заключалась в том, что деньги играют лишь промежуточную роль.

Зарождение классической политэкономии.

 

Экономические взгляды физиократов.

К. 18в – Франция – Француа Кене (врач, естествоиспытатель)

Кене разработал таблицу кругооборота капитала. Он и др. физиократы делили общество на классы:

1) Производители.

2) Бесплодный класс.

3) Класс земельных собственников.

Между ними необходимо установить правильные пропорции доя более эффективного функционирования эк-ки.

Физиократы были более близки к идее источника богатства, т.к. в отличие от меркантилистов, считали им труд в области с/х, тогда как источником на самом деле является труд вообще.

Общая хар-ка классической школы: теория Смита и Рикардо.

К.18 – н.19вв – А. Смит и Д Рикардопервая целостная эк. Теория.

«Исследования о природе и причинах богатства народов»

1) Эк. отношения в своем развитии связаны с общественным разделением труда.

2) Они первые исследовали рыночный механизм: СП-ПР-Цена, где

Сп – платежеспособная потребность людей

ПР – возможность производителя поставить товар по определенной цене.

Цена – денежное выражение стоимости труда.

3) Открыли «Правило невидимой руки »: производитель, вынося товар на рынок, стремится удовлетворить свои потребности путем удовлетворения потребностей покупателя, т.е. сводит индивидуальный интерес к общественному. Реализуя свои интересы, производители конкурируют между собой, постоянно совершенствуясь, следовательно дают толчки для НТП. Т.о. конкуренция – это довольно положительное явление эк-ки, однако у него есть минусы:

- дифференциация производителей

- монополия

4) Они идеализировали капитализм, но уже в 20х гг 19в возник первый кризис, и оказалось, что капитализм неидеален.

5) ТТС – первичным звеном эк-ки является товар, а его производство связано с трудом, а труд – источник богатства, т.е. товар – это предмет труда, предназначенный для обмена или продажи.

Свойства: - потребительская стоимость (качество)

- меновая стоимость (способность обмениваться на др. товары)

Свойства труда: - конкретный

- абстрактный

6) Рикардо исследовал ценообразование на с/х продукцию, и пришел к определениям РЕНТА и ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РЕНТА.

Историческая школа Германии.

1) С.19в – новая стадия капитализма с основным машинным производством (для чего необходимы были некоторые условия, в том числе и наличие больших территорий). Поэтому в ряде стран Европы происходит процесс объединения.

2) 40-50е гг 19в – объединение Германии – Германская историческая школа.

3) Эк. Законы существуют в реальности, но они конкретны и особенны для каждой страны.

4) Классификация общества:

- дикость

- пастушество

- земледельческо-мануфактурное

- пастушеско-земледельческое

- земледельческо-мануфактурно-коммерческое

Эк. учение марксизма.

1) С.19в – кризисы, разрозненность общества. Появление нового класса – пролетариата, который вынужден продавать свой труд. В результате возникают два течения в защиту этого класса:

А) Реформаторы

Лосаль, Прудон

Б) Революционеры

Маркс и Энгельс

2) Считали несправедливым и ошибочным обогащение одних людей (собственников) за счет других (пролетариат). Идея равенства и справедливости.

«Капитал»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: