Настольная игра-урок для школьников 1–11 класса «Игра с огнём»




Настольная игра-урок для школьников 1–11 класса «Игра с огнём»

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности, природоведение, естествознание

Тема урока: Пожары на природных территориях, их особенности и причины возникновения. Безопасное поведение на пожарах.

Автор: Гринпис России.

Описание: данная игра подойдет для детей 1–11 класса. Будет полезна классным руководителям, учителям, воспитателям групп продлённого дня при проведении тематических мероприятий о пожарах на природных территориях.

Игра разработана волонтерами Гринпис при поддержке противопожарной программы Гринпис России и движения “Возродим наш лес”.

Тип урока: комбинированный урок.

Время проведения: 45-90 минут.

Возраст: 1–11 класс.

Оборудование: распечатанная настольная игра (см. Приложение)

Цели урока

Деятельностная цель:

● формирование познавательного интереса;

● осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека;

● содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширение кругозора обучающихся.

 

Образовательная цель:

● изучение материала по теме «Пожары на природных территориях»;

● ознакомление обучающихся с причинами и видами пожаров на природных территориях, их негативными последствиями для природы и человека;

● ознакомление обучающихся с особенностями работы государственных структур на разных пожарах;

● ознакомление обучающихся с правилами вызова помощи на пожар.

 

Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.

 

 

№   Этапы урока   Деятельность учителя   Деятельность обучающихся УУД  
  1.   Организационный момент   Приветствие   Приветствие   Регулятивные: сформировать взаимоотношения с окружающими людьми;   Коммуникативные: владение приёмами и навыками общения со взрослыми.
  2.   Актуализация знаний   Озвучивает тему урока, спрашивает, сталкивались ли с пожарами и с какими     Объясняет правила настольной игры Делятся своим опытом и наблюдениями   Слушают правила, при необходимости задают вопросы Личностные: социально-психологические (качество отношений с окружающими людьми);   Регулятивные: сформировать взаимоотношения с окружающими людьми;   Коммуникативные: владение приёмами и навыками общения со взрослыми; готовность к делиться своим опытом, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредметных результатов обучения.
    Открытие нового   Помогает играть: подсказывает последовательность действий, напоминает про важность профилактики пожаров. Играют. Познавательные: познакомиться с причинами возникновения пожаров на природных территориях и их последствиями для природы и человека, типами пожаров, особенностями их тушения, важностью профилактики пожаров;   Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных; формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни;   Коммуникативные: владение приёмами и навыками общения со сверстниками; готовность к коллективным формам деятельности;   Регулятивные: уметь анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни и причины их возникновения, моделировать ситуации.
4.   Рефлексия   Задает вопросы: что нового вы сегодня узнали; что было самым интересным?   Отвечают на вопросы и проговаривают своё отношение к теме данного урока.   Личностные: социально-психологические (качество отношений с окружающими людьми);   Регулятивные: формирование взаимоотношений с окружающими;   Познавательные: ознакомление с основными причинами пожаров на природных территориях и правилами вызова помощи;   Коммуникативные: владение приёмами и навыками общения с взрослыми; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.
5.   Итоги Подводит итог урока. Ещё раз вместе с обучающимися проговаривает основные правила (причины пожаров, куда сообщать о пожарах).   Проговаривают основные правила (причины пожаров, куда сообщать о пожарах). Личностные: социально-психологические (качество отношений с окружающими людьми);   Регулятивные: формирование взаимоотношений с окружающими;   Коммуникативные: владение приёмами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с взрослыми.

 

Текст методической разработки

 

Организационный момент

 

Ведущий: Здравствуйте.

 

Актуализация знаний

 

Ведущий: Знаете ли вы что такое лесной, травяной или торфяной пожар?

А отчего они случаются? Что можно сделать, чтобы не допустить

возникновения таких пожаров?

В этой игре вам нужно будет вызывать пожарных, учиться безопасно разводить костёр, патрулировать окрестности на самолёте и многое другое.

 

Открытие нового

 

Ведущий: Пожароопасный сезон начинается, над селом Солнечное и уникальной природой заповедника «Олений» нависла угроза. «Игра с огнём» – это игра для дружной команды, где вам сообща придётся принимать сложные решения. Сумеете ли вы спасти село Солнечное и особо охраняемую природную территорию от огня до конца пожароопасного сезона? Судьба местных жителей и редких животных в ваших руках!

 

ПРАВИЛА ИГРЫ

Цель игры: не допустить огонь в село Солнечное и на территорию заповедника, спасти как можно больше красивых пейзажей вокруг.

 

Состав игры (в Приложении):

● игровое поле;

● 15 карт событий (с красными рубашками);

● 15 карт погоды (с синими рубашками);

● 7 карт действий (с зелёными рубашками);

● 40 двусторонних жетонов огня.

 

Подготовка к игре

Разложите игровое поле и совместите две его части друг с другом. Сформируйте две колоды: карты событий (с красными рубашками) и карты погоды (с синими рубашками). Карты действий (с зелёными рубашками) разложите в открытую рядом с полем. Разложите так, чтобы всем было видно поле и карты действий.

Первым ходит игрок, который когда-либо видел пожар. Если таких игроков несколько, первым ходит самый младший из них.

Затем ход передается по кругу.

 

Игровой процесс

 

Игра состоит из 15 ходов, а каждый ход состоит из трёх фаз:

1. Фаза событий;

2. Фаза погоды;

3. Фаза действий.

Игроки выполняют все необходимые действия в каждую фазу, не пропуская их. Завершив все три фазы, игроки начинают новый ход.

Игра заканчивается либо после 15 ходов, когда кончатся все карты событий и погоды и будет совершено последнее действие, либо раньше, если не удастся предотвратить пожар в селе или заповеднике.

По окончании игры участники оценивают, сколько пожаров им не удалось потушить (красные жетоны на поле), сколько красивых территорий сгорело (черные жетоны на поле) и как можно не допустить такого в дальнейшем.

 

Фаза событий

Игрок, чья очередь ходить, переворачивает верхнюю карту из колоды событий, зачитывает вслух текст на ней и выполняет необходимые действия.

Например, первый игрок переворачивает карту события, зачитывает: «Поджог травы на Ясном поле, плюс 3 жетона огня» и выкладывает жетоны цветной стороной вверх в нужное место на игровом поле.

 

Фаза погоды

 

Следующий игрок переворачивает верхнюю карту из колоды погоды, зачитывает вслух текст на ней и выполняет необходимые действия.

Например, второй игрок переворачивает карту погоды, зачитывает: «Жарко и сухо. Лиственный лес и торф плюс 1 жетон огня, хвойный лес, трава, тростник плюс 2 жетона огня» и добавляет нужное количество жетонов огня туда, где уже действуют пожары.

 

Воздействие карт погоды

 

Некоторые эффекты карт погоды распространяются не на все поле, а на одну из трех зон (Долина, Заречье, Окрестности деревни). Зона, на которую действует карта, указана в верхней части карты. Если не указано ничего, карта действует на всё поле.

 

Жарко и сухо

 

Сама по себе жаркая и сухая погода не становится причиной пожаров (попробуйте взять пучок сухой травы и подержать его на солнце), однако она способствует быстрому развитию пожаров. Поэтому при такой погоде в места с действующими пожарами необходимо добавить нужное количество жетонов огня в соответствии с типом территории (указано в нижней части карты).

 

Ветер

 

Ветер значительно увеличивает скорость распространения огня. Определите направление ветра и зону, в которой он действует. Если в этой зоне есть действующие пожары, добавьте по одному жетону огня в соседнее от каждого пожара место в соответствии с направлением ветра. При сильном ветре огонь перекидывается и через реку!

Важно! Северный ветер дует с севера, а не на север. Аналогично и с другими сторонами света.

 

Важно! В реальной жизни при пожаре огонь распространяется во все стороны, но быстрее всего туда, куда дует ветер. Это называется фронт пожара. Дым же всегда идет только туда, куда дует ветер.

 

Дождь

 

Дождь снижает интенсивность горения, но при очень сильных пожарах, даже он не может потушить все. Влияние дождя на пожар зависит от типа территории (подробности можно найти в методических рекомендациях). Определите зону, в которой идет дождь и переверните нужное количество жетонов огня черной стороной вверх (указано в нижней части карты).

 

Ливень

 

Ливень действует аналогично дождю, но на всё поле.

 

Фаза действий

 

Все игроки совещаются, выбирают одно из доступных действий, отвечают на вопросы на выбранной карте действий или участке поля с обозначением специальных служб (подсказки можно найти в дополнении к игре) и применяют его эффект.

 

Варианты действий:

 

● Вызвать одну из двух специальных служб.

Вы можете позвонить в МЧС или в Лесную охрану и предоставить им всю необходимую информацию, чтобы они смогли приехать и потушить пожар на одной из территорий.

Например, посовещавшись, участники, решили, что наибольшую опасность для села сейчас представляет пожар в Медвежьем лесу. Так как лесные пожары тушит лесная охрана, они решают позвонить по номеру 8 800 100 94 00 и сообщить об этом пожаре. После этого игроки переворачивают тёмной стороной вверх столько жетонов огня в Медвежьем лесу, сколько указано на поле рядом с изображением Лесной охраны.

 

Важно! Разные спецслужбы отвечают за тушение пожаров на разных территориях, не ошибитесь! Информация о возможностях служб указана на игровом поле.

 

● Провести одну из профилактических мер.

Вы можете выбрать одну из доступных карт профилактических мер и не допустить возгораний в будущем. Это происходит следующим образом:

Ответьте на вопросы, указанные на выбранной карте и поместите карту на участок поля с селом Солнечное.

– На этом ваш ход заканчивается, и переворачивается следующая карта события.

– В следующий раз, когда вы вытянете возгорание, вы можете (но не обязаны) отменить его эффект, если в селе есть соответствующая карта профилактической меры.

– Если вы решаете “отменить” возгорание, вы тут же кладете карту события в сброс (не выкладывая жетоны огня), убираете карту профилактической меры с поля и переворачиваете ее рубашкой вверх. Второй раз ей воспользоваться нельзя. Затем как обычно следуют фаза погоды и фаза действий.

– Если вы решаете не отменять возгорание, вы выкладываете жетоны огня на поле как обычно и продолжаете игру (наступает фаза погоды, а затем фаза действий).

 

Важно! Вы должны решить, будете ли вы “отменять” возгорание до вытягивания карты погоды.

Важно! Вы можете “отменить” только возгорание. На погоду повлиять невозможно.

Важно! На селе Солнечном может быть одновременно несколько карт. Вы можете воспользоваться любой из них, чтобы “отменить” возгорание.

 

Например, в данный момент на поле нет пожаров, угрожающих деревне, но игроки предполагают, что одна непотушенная спичка может вызвать опасную ситуацию. Поэтому они решают провести профилактическую меру “Рассказать о запрете поджогов травы” и не допустить новых возгораний. Они рассказывают жителям села Солнечное какой штраф полагается за поджоги травы, и в следующий раз они не возьмут в руки спички. Наступает следующий ход, и в фазу событий как раз попадается карта “Поджог травы”. Игроки решают, что, так как они только что говорили о штрафах за поджоги, вряд ли кто-то захочет снова поджигать, и сбрасывают эту карту возгорания, не добавляя на поле жетоны огня. Также они убирают карту профилактической меры с поля и переворачивают её рубашкой вверх. Далее игроки переходят к фазе погоды.

 

Важно! За один ход вы можете сделать только одно действие: либо вызов спецслужб, либо профилактическое занятие.

 

Если вы никак не можете договориться, какое действие выбрать, решите вопрос голосованием. Если и это не поможет, решение принимает игрок, следующий за игроком, который переворачивал карту погоды в этом ходу.

 

Важно! В верхней части каждой карты действий можно найти вопросы и совместными усилиями всех игроков постараться на них ответить, чтобы узнать больше о пожарах на природных территориях.

Важно! К игре прилагается дополнение, где можно найти интересные факты, которые помогут вам ответить на эти вопросы. Рекомендуем в него периодически заглядывать.

 

Рефлексия

 

Ведущий: Отлично, мы с вами спасли деревню! Давайте теперь вспомним, что нового мы узнали из этой игры?

5. Итоги

Ведущий: Спасибо за игру. Надеюсь, теперь вы запомнили, что большинство пожаров возникает из-за людей. И если увидите пожар — обязательно сообщите о нём пожарным.

До свидания.

 

Методические рекомендации



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: