Урок 31. Л. Н. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: обобщить знания детей по творчеству и биографии Л. Н. Толстого; познакомить с содержанием басни Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»; создать условия для формирования понятия о басне, о морали басни; сформировать опыт творческой деятельности; развивать интерес к художественному слову, умению выразительно читать; развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать; воспитывать нравственные качества личности | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с содержанием басни Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»; научатся: выделять и объяснять мораль басни,пересказывать основное содержание произведения; читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка; давать характеристику героям произведения | Метапредметные: Познавательные: осмысливать понятия «наставления», «иносказания», «нравоучительный комический рассказ»; уметь работать с текстом (осмысление структурных особенностей басни; характеристика героев басни); понимать нравоучения; осуществлять поиск необходимой информации в книге. Регулятивные: анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы. Коммуникативные: соблюдать правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях) | Личностные: понимать нравственные уроки, которые дает басня; анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать выводы |
Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, иллюстрация к басне Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень», пословицы |
|
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Перескажите отрывок из произведения Л. Толстого «Детство» | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Пересказывают отрывок из произведения Л. Толстого «Детство» | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Что означает слово «басня»? Проверьте свои предположения по толковому словарю С. Ожегова. – В чем заключается особенность басни? – Что принято понимать под словом «мораль»? – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке будем читать басню Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень». Составим план к произведению. Постараемся определить мораль этой басни | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Басня – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ, стихотворение. – В басне есть мораль. – Мораль – поучительный вывод, наставление, какие-то правила | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Первичное чтение произведения | Читает произведение. Задает вопросы по содержанию басни. – Что понравилось в басне? – Какие слова показались трудными? – Объясните значения слов, записанных на доске. – Сейчас проявите смекалку и сообразительность. Соберите разрезанные на две части пословицы. Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом. – Какая пословица относится к басне Л. Толстого «Как мужик убрал камень»? – Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют нравоучительными произведениями. Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это называется моралью. Прочитайте мораль басни Л. Толстого | Слушают произведение. Отвечают на вопросы учителя. Объясняют значения слов: Инженер – специалист с высшим техническим образованием. Порох – взрывчатое соединение или смесь. Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта). Подле (камня) – возле. Выдумка – вымысел, изобретение. Работают в парах. Составляют пословицы из двух частей: • Мало что хотеть… (надо знать да уметь). • Ленивые руки… (не родня умной голове). • Каков мастер… (такова и работа). • Недаром говорится… (что дело мастера боится). • Сила ломит все… (а ум силу). • Голь на… (выдумку хитра). – Пословицу «Сила ломит все, а ум силу» можно отнести к басне Л. Н. Толстого | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре |
IV. Анализ произведения | Организует повторное и выборочное чтение произве-дения. – Прочитайте 1-ю часть басни. О чем в ней говорится? – Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров? – Озаглавьте 1-ю часть. – Прочитайте 2-ю часть басни. О чем в ней говорится? – Что предложил 1-й инженер? – Что предложил 2-й инженер? – Что больше 6 тысяч или 8 тысяч, и на сколько больше? – Как озаглавим 2-ю часть? – Прочитайте 3-ю часть басни. Кто решил эту задачу? Какое решение предложил мужик? Почему ему дали еще 100 рублей? – Как озаглавить эту часть? – За какие деньги инженеры хотели убрать камень? – Кто вызвал удивление инженеров? – Как вы себе представляете мужика? Какими чертами характера обладал мужик? – Рассмотрите иллюстрацию к басне. Найдите и зачитайте, какой момент изображен на иллюстрации. – В чем заключается главная мысль – мораль басни Льва Николаевича? | Выполняют выборочное чтение басни. Отвечают на вопросы учителя. Составляют план басни. 1. Камень на площади. 2. Спор. 3. Хорошая выдумка. Зачитывают отрывок басни, который относится к иллюстрации. – Мораль басни такова: «Важна не столько сила, сколько смекалка» | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Аргументировать свою позицию |
V. Викторина по произ-ведениям Л. Толстого | Проводит литературную викторину по произведениям Л. Н. Толстого. – Много произведений Л. Н. Толстого прочитано вами, поэтому сейчас вам предстоит их вспомнить. Вопрос 1. «Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Вопрос 2. «Стало Филиппку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу». Вопрос 3. «Отец пришел и спросил: – Кто разбил? Мальчик затрясся от страха и сказал: – Я. Отец сказал: – Спасибо, что правду сказал». Вопрос 4. «А Вася что было духу пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак. Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принес домой котенка и уж больше не брал его с собой в поле». Вопрос 5. «За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел». Вопрос 6. «Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело». Вопрос 7. «Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье». Вопрос 8. «Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было – она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась» | На доске в разной последовательности записаны названия произведений столбиком, а рядом висит сигнальная карточка и дети поднимают у себя карточку цвета, соответствующего сигнальной карточке узнанного произведения. Учащиеся читают отрывки из произведений. У них на партах лежат отпечатанные тексты в виде книжечек. Ответы: 1. «Cтарый дед и внучек». 2. «Филиппок». 3. «Правда всего дороже». 4. «Котенок». 5. «Косточка». 6. «Как мальчик рассказал про то, как его в лесу гроза застала». 7. «Лев и собачка». 8. «Прыжок» | Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мне-ние и позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Строить монологические высказывания. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
VI. Домашнее задание | Объясняетдомашнее задание. Подготовить выразительное чтение или пересказ басни. Нарисовать рисунок | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
VII. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу: – Что нового узнали на уроке? – Что этот урок дал для жизни? – Каких ребят можете похвалить за работу? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
|
|