Методологический раздел программы:
1. Выбор исследуемой проблемы: обоснование её социальной и научной значимости, а также возможность изучения с помощью известных научных методов.
Проблема – противоречие между имеющимся знанием о необходимости решения определенных социальных или теоретических задач и незнанием путей, средств, способов преодоления связанных с этим затруднений.
2. Объект исследования – социальный процесс, или область социальной действительности, или какие-то общественные отношения, содержащие в себе социальное противоречие. Т.е. объектом может быть все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию.
3. Предмет изучения – это те свойства, стороны, особенности объекта, которые выражают данное противоречие. Предмет содержит в себе центральный вопрос проблемы.
4. Цель – определение конечного результата, имеющего отношение к развитию теории или достижению практического эффекта.
5. Задачи – конкретные шаги, частичные результаты, ведущие к цели.
Определение цели исследования позволяет далее упорядочить процесс научного поиска в виде последовательности решения основных, частных, а также дополнительных задач.
Основные и частные задачи логически связаны, частные – вытекают из основных, являются средствами решения главных вопросов исследования.
6. Гипотезы – обоснованные предположения о структуре социальных объектов, характере связей между изучаемыми социальными явлениями и возможных подходах к решению социальных проблем.
Гипотезы различаются по степени общности предположений как гипотезы-основания и гипотезы-следствия. С точки зрения задач исследования гипотезы подразделяются на основные и неосновные. По степени разработанности и обоснованности различают первичные и вторичные гипотезы.. Иногда первичные гипотезы называют "рабочими". По содержанию предположений о предметной области проблемы можно выделить описательные и объяснительные гипотезы.
|
Проверка выводных гипотез возможна лишь в случае, если все термины, в которых они формулируются, были подвергнуты эмпирической интерпретации.
Общие требования, которым должна удовлетворять удачная гипотеза, подлежащая прямой эмпирической проверке.
(а) Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема.
(б) Она не должна противоречить ранее установленным научным фактам.
(в) Из предыдущего правила вытекает требование простоты гипотезы.
(г) Хорошая гипотеза приложима к более широкому кругу явлений, нежели та область, которая непосредственно наблюдается в исследовании.
(д) Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования.
(е) Рабочая гипотеза должна быть специфизирована в том смысле, что в самой формулировке следует указать и способ ее проверки в конкретном социальном исследовании (в формулировке гипотезы нет неясных терминов, четко обозначена ожидаемая связь событий, проверка предположения не вызывает трудностей со стороны методов и организационных возможностей). Специфическими являются выводные гипотезы, т.е. те частные следствия, которые мы проверяем путем прямого сопоставления с фактами.
|
7. Интерпретация и операционализация основных понятий
понятие | показатель | индикатор |
8. Предварительный системный анализ объекта исследования.
Процедурный раздел программы:
9. Принципиальный (стратегический) план исследования.
Разновидности принципиального плана исследования:
Название плана | Основания для принятия данного плана | Цель исследования по этому плану | Особенности выборки |
1.Разведывательный или формулятивный. | Отсутствие удовлетворительной информации об объекте и невозможность сформулировать какие-либо гипотезы. | Выявление проблем, формулировка гипотез на основе структурирования предмета исследования. | Изучение по возможности «полярных» индивидов и групп (успешных и неуспешных, активных и неактивных). |
2. Описательный, или дескриптивный. | Наличие данных для формулировки описательных, структурных гипотез. | Качественно-количественное описание объекта, его свойств, состояний. | Представительная (репрезентативная) выборка или сплошное обследование на объекте. |
3а. Аналитическо-эксперементальный. | Наличие данных для формулировки объяснительных гипотез. | Выявление функциональных и причинных взаимосвязей, прогноз. | Целевая аналитическая выборка по задачам исследования и гипотезам о причинных связях. |
3б. Экспериментально – практический. | Наличие объяснительных гипотез о способах управления социальными объектами и процессами. | Поиск управленческих решений на основе констатирующего или активного преобразующего эксперимента. | Целевая аналитическая выборка или сплошное обследование с выравниванием существенных характеристик сравниваемых объектов. |
4. План повторно-сравнительного исследования. | Наличие данных об объектах и процессах за предшествующий период. | Выявление общности и специфики социальных явлений в сравниваемых объектах и тенденций социальных изменений во времени. | Повторение модели выборки «базового» исследования. |
|
10. Обоснование системы выборки единиц наблюдения.
Тип и способы выборки прямо зависят от целей исследования и его гипотез.
Все представители, которые вошли в состав объекта исследования, называются генеральная совокупность, а отобранные участники исследования называются выборочной совокупностью. Выборочная совокупность - это часть генеральной совокупности, которая по социальным характеристикам представлена в полном объеме ее представителей. Выделяют такие типы выборочной совокупности: случайная и целеустремленная. Случайная выборка - это тип выборочной совокупности, в который отбираются участники случайно. Их количество также не регламентируется четкими рамками. Стихийная выборка - это тип выборочной совокупности, который выделяется по территориальному признаку, или по производственному признаку. Целеустремленная выборка опирается на соблюдение определенных требований, которые определяют границы выборочной совокупности, а также совокупность социальных характеристик.
Типы целеустремленной выборки: квотная - тип выборочной совокупности, включающей определенные части, которые выделяются по определенным социальным характеристикам: социально- демографическим, территориальным, национально-этническим, профессиональным, образовательным, религиозным. Гнездовая - тип выборочной совокупности, в которой участники делятся на социальные образования: семья, социальные группы, которые внутренне неоднородны по внутренним признакам. Полярных групп - тип выборочной совокупности, в которые берутся две полярных по признакам группы и проверяется проявление тех или других признаков в их внутренней системе отношений.
В исследовании дескриптивного плана выборка должна быть строго репрезентативной.
Требования репрезентативности выборки означают, что по выделенным параметрам (критериям) состав обследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности.
Мера подобия выборочной модели структуре генеральной совокупности оценивается ошибкой выборки, а пределы допустимой ошибки зависят от цели исследования.
Повышенная надежность допускает ошибку выборки до 3%, обыкновенная — до 3-10% (доверительный интервал распределений на уровне 0,03-0,1), приближенная — от 10 до 20%, ориентировочная — от 20 до 40%, а прикидочная — более 40%.
В аналитических и экспериментальных исследованиях проблема статистической репрезентативности выборки оказывается второстепенной в сравнении с необходимостью обеспечить качественное представительство изучаемых социальных объектов.
Численность (объем) выборки зависит от уровня однородности или разнородности изучаемых объектов. Чем более они однородны, тем меньшая численность может обеспечить статистически достоверные выводы. Но степень однородности социального объекта зависит, в сущности, от того, насколько детально мы намерены его исследовать.
Объем выборки зависит от трех условий: (а) от меры однородности социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам; (б) от степени дробности группировок анализа, планируемых по задачам исследования; (в) от целесообразного уровня надежности выводов из предпринимаемого исследования.
11. Основные процедуры сбора и анализа исходных данных.
Опрос - это метод сбора социологической информации, которые базируется на непосредственной или опосредованной коммуникации между исследователем и респондентом о социальном явлении или процессе, который исследуется.
По способу получения информации опросы разделяется на анкетирование и интервью. По технике действий - на почтовый, прессовый, телевизионный, социометрический, экспертный.
Анкетирование - это письменный глазной или заочный опрос, за требованием закрытого типа, которое проводится путем разработки анкеты и непосредственной работе респондента с анкетным листом (инструментарием). Анкетирование бывает индивидуальным, групповым. При индивидуальном анкетировании анкеты раздаются респондентам на их рабочих местах или же по месту жительства. Место и время возвращения заполненных анкет обговаривается. Групповое анкетирование широко применяется в трудовых коллективах, учебных заведениях. Как правило, в таких случаях респондент работает с группой респондентов в количестве 15-20 лиц, которые собираются в специальном помещении. Это обеспечивает возвращение анкет в полном объеме, респонденты могут ставить вопрос об инструкции относительно заполнения анкет, кроме того анкетер может проконтролировать качество их заполнения, вернуть их к заполнению.
Чаще всего в опросе в качестве рабочего инструментария используют анкету (инструментарий). Анкета представляет собой соединенную систему вопросов, ответы на которые призваны обнаружить комплексные количественно-качественные характеристики объекта и предмета исследования. Она является тиражируемым документом, который содержит совокупность вопросов, сформированных и связанных между собой по определенным правилам и требованиям. Анкета должна быть рассчитана на самостоятельное чтение и заполнение респондентом, или на свободное заполнение им после инструктажа, который проводит анкетер.
Анкета состоит из трех частей: преамбулы, в которой указывается информация об исследовании, авторов и мотивация к приглашению в анкетировании. Второй частью является содержательная часть совокупность вопросов: закрытых, открытых, вопросов - фильтров, альтернативных вопросов, контрольных вопросов. Третьей частью анкеты является паспортичка, в которой указываются данные о респондента, которые исключают его личные характеристики. Паспортизация является необходимым условием при обработке социологической информации.
Типы и виды вопросов.
содержательные или результативные;
функциональные:
- функционально-психологические используются для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, а также для снятия нежелательных установок, возникающих у респондента;
- фильтры - целесообразно выяснить, относится ли респондент к той группе людей, для которых предназначен этот вопрос;
- контрольные - назначение — проверка достоверности данных.
открытые и закрытые, полузакрытые. Закрытые вопросы - это тип вопросов, которые включают лишь один вариант ответа. Открытые вопросы - техники вопросов, которые предусматривают фиксацию мнений респондентов, ограниченных тематикой исследований;
альтернативные - это вопросы, которые предусматривают несколько вариантов вопросов, из которых избирается несколько, или один вариант ответа;
иллюстрации;
шкальные — не менее важная разновидность альтернативного вопроса. В этом случае опрашиваемые должны отметит интенсивность какого-либо явления или мнения
Экспертное интервью - это метод сбора социологической информации, который проводится путем опроса экспертов. Экспертный опрос проводится при поисковом исследовании, когда необходимо определить специфику исследуемой группы, а также при апробации инструментария. Процедура организации и проведения методики:
1) подбор экспертов;
2) проведение исследования;
3) обработка и анализ экспертных оценок и результатов исследования.
Способы отбора экспертов к экспертной группе:
1) документальный - отбор экспертов на основе социально - демографических данных;
2) экспериментальный - тестирование, проверка эффективности их профессиональной деятельности;
3) с помощью голосования;
4) средства самооценки.
Почтовое анкетирование - это вид заочного опроса, который проводится с помощью средств почтовой связи. Организация проведения данной методики базируется на разработке программы и анкеты, которая рассылается в конверте специальной группе отобранных адресов.
Прессовое анкетирование - вид опроса, который проводится заочно с помощью печатных изданий.
Телевизионное интервью, или Интернет анкетирование - вид
заочного опроса, который проводится с помощью средств телевизионной или интернет связи.
Интервью - это такой метод сбора информации, при котором сам интервьюер идентифицирует и фиксирует позицию респондента.
Преимущества: этот метод дает возможность получить надежную информацию; сохраняется план проведения интервью, интервьюер всегда может отреагировать на ответ респондента и направлять его на коммуникацию.
Недостатки-, влияние интервьюера на респондента, слишком дорогая смета такого метода.
Виды интервью: стандартизированное, полустандартизированное, свободное. Стандартизированное интервью - проводится на основе стандартно-разработанной анкеты. Полустандартизированное интервью - проводится на основе темы. Проблемы и совокупности вопросов по проблеме, а свободное - не содержит четко разработанной анкеты, в него входят: проблема и набор вопросов, которые формируются в процессе беседы. Из трех перечисленных методик интервью, наиболее сложным является свободное интервью.
Телефонное интервью - вид интервью, который проводится заочно с помощью телефона. Процедура проведения: выборка проводится путем отбора телефонных номеров (гнездовая, квотная), добавляются опросник, кодировщик, контрольный опрос, лист отказов, длительность интервью должна не превышать 30 минут.
Социометрическое анкетирование - это вид опроса, который проводится с целью выявления неформальной структуры малой группы.
Процедура:
1. границы группы должны быть четко ограниченны;
2) индивиды могут сделать неограниченное количество выборов;
3) индивиды должны отвечать согласно соответствующим, четко установленным критериям;
4) все выборы должны быть сделаны самостоятельно;
5) вопросы должны быть понятны всем участникам исследования;
6) опрос должен проводиться лицом, которое не принадлежит к группе.
Документы, которые применяются при проведении социометрии: 1) опросник; 2) кодировщик, 3) социометрическая таблица; 4) социограмма.
Структура: 1) подготовительный этап - определение проблемы, объекта, предмета и задач исследования; 2) социометрическая разминка - установить контакт с группой, 3) проведение опроса с помощью тестирования и кодировщика; 4) анализ информации; 5) выработка выводов и рекомендаций.
Метод наблюдении - это метод сбора социологической информации, который базируется на фиксации событий наблюдателем.
В зависимости от характера исследования наблюдения бывают: формализованными - наблюдения, которые проводятся в соответствии с планом, согласно разработанной программы, при четко разработанной методике.
Не формализовавши - не имеют плана, четко определенный лишь объект.
В зависимости от степени участия наблюдателя, наблюдения бывают: включенными - вид наблюдения, при котором группа информирована о проведении исследования и о присутствии наблюдателя. Невключенными - вид наблюдение, при котором группа не информирована о наличии наблюдателя в группе. Также выделяют полевое, лабораторное, ситуативное, панельное наблюдение. При проведении наблюдения существуют средства предотвращения ненадежности информации: дублирование наблюдения; четко разработанный план и программа исследования; выборочный контроль; выбор определенной частоты и времени регистрации. Документы, которые используются для проведения наблюдения: протокол наблюдения, перечень категорий, правила наблюдения.
Контент-анализ - это метод объективного, системного и количественного описания открытого текста.
Объективного - должны быть четкие и определенные результаты анализа. Системного - система категорий должна определяться категориями, которые определят системность полученной информации. Количественного - результаты анализа должны быть выражены в количественном виде. Открытый текст - анализу подлежит не информация, что находится между сроками, а содержательные единицы самого текста.
Технология контент-анализа: - определить проблему; определить содержательные единицы: понятие, имя, тема, текст. Виды единиц расчета: частота; объем информации. К системе категорий анализа относятся: авторство: количество авторов; место работы авторов, категории авторов (вид занятий), специальные сведения об авторах; выборка (определить тираж изданий, а также периодичность их выхода). Категории, которые описывают отношение авторов к единицам содержания: позитивный, негативный, негативный, сбалансированный. Эта методика предоставляет возможность выяснить насколько те или другие средства информации эффективные, выяснить, сколько усилий забирает и другая установка ли, выяснить расходы, которые применены для достижения определенных результатов.
Социологический эксперимент - это способ получения информации о количественных и качественных изменениях показателей деятельности и поведения социального объекта в результате влияния на него некоторых руководящих и контролируемых факторов. Эксперименты классифицируют по специфике поставленного задания (научный, практический), по характеру логической структуры доказательства гипотезы (параллельные, последовательные), по характеру экспериментальной ситуации (полевые и лабораторные). Заданием эксперимента является объяснение отдельных сторон социального объекта путем изоляции некоторых его характеристик и изучения их влияния на явления и события, которые происходят в нем. Для проведения эксперимента в социологии выделяют две группы: контрольную и экспериментальную. Контрольная группа - это группа, которая исследуется без внесения изменений и дополнительных исследовательских технологий в ее работу. Экспериментальная группа - это группа, которая подвергается изучению, в работу которой внедряются новые технологии, что позволяет исследовать изменение динамики деятельности группы. Эксперимент позволяет получить информацию о направлениях связей и причинно - следственной зависимости в объекте, который изучается.
В целом планирование и логика проведения эксперимента требует последовательного решения таких вопросов: определение цели эксперимента, формулировка гипотез и заданий, выбор объекта и четкое определение предмета эксперимента, контрольных факторных и нейтральных характеристик, уточнения условий и создания соответствующей экспериментальной ситуации, выбор индикаторов и способа контроля за ходом эксперимента, определение метода фиксации его результатов, обобщение и анализ результатов эксперимента, определение его значения для практики и теории социального управления.
Методы обработки социологической информации
После того, как информация об объекте собрана, ее необходимо поддать обработке. Важно, чтобы каждый из выведенных в анкете показателей отвечал собственному числовому индексу. Показатели, которые характеризуют заинтересованность в получении учебы, или мотивацию к учебе должны иметь собственные индексы, такие как: 0101, или 001, 002, 003 и т.д. Каждый из таких показателей вносится к таблице.
№ вопроса | Код вопроса | Количество ответов | % ответов |
1. | 001,0101 |
На основе данной таблицы проводит одномерный анализ социологической информации. Однако такой метод предусматривает много неточностей, которые могут возникать в процессе исследования. Потому, важно провести двухмерный анализ, исходя из сравнения показателей между двумя группами, которые выделяются по характеристикам объекта: пол, возраст, или уровень занятости. При проведении пилотажного прикладного исследования принято определять за 100%, а расчет процентного соотношения проводится согласно групповым показателям, которые наиболее ярко проявляются в этом исследовании.
Закрытые и альтернативные вопросы кодируются с помощью приведенного примера. Открытые вопросы же разделяются на группы показателей, а затем кодируются обычным образом. Меню вопроса, также распределяются на отдельные группы, по выбору респондентов и кодируются каждый отдельно.
В социологии существует два метода кодировки вопросов: компьютерный и ручной. Ручной метод используется для обработки данных, которые не имеют большого количества респондентов, то есть рассчитанные на работу с небольшими массивами данных. Все другие собранные данные подлежат компьютерной обработке и рассчитанные на разработку программы SPSS. Следовательно, методы обработки социологической информации значительно облегчают работу с данными и позволяют ее обрабатывать и анализировать в полном объеме.
Методы анализа социологической информации
Методы анализа данных включают такие методики: корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ. Корреляционный анализ это анализ данных, которые поддаются двухмерному анализу. В данном случае за основу берутся определенные характеристики объекта: пол, возраст, уровень занятости и факторы, на которые они могут влиять в социальной реальности. Корреляция представляет собой совместимое изменение двух или нескольких признаков, но не устанавливает причинно-следственную связь. Корреляция значит лишь то, что два признака изменяются вместе. Причинно-следственные связи проявляются лишь тогда, когда существует несколько условий: 1) зафиксированная корреляция; 2) независимый признак во времени стоит перед зависимым признаком; 3) данные в интересах третьего признака, который может вызывать неверную корреляцию между двумя признаками, отсутствуют.
Результаты измерения любого признака могут быть представлены путем деления ответов по отдельным категориям такого признака. Категория, в которую попадают однотипные ответы, может быть номинальной (женат/неженат); (20 лет / 45 лет). В любом случае, результатом такого благоустройства ответов будет группирование. Работать с упорядоченными данными значительно легче, а чем с первичным материалом исследования. Конечно, при необходимости социолог может перебрать весь массив и просчитать, сколько у него респондентов пенсионного возраста, однако, если данные сгруппированы, достаточно посмотреть на их абсолютную частоту, то есть число наблюдений в такой выборке, которые попадают к категории, которая его интересует.
Существует также процедура, которая носит название округление. Она используется в случае, когда данные состоят из сотых величин, тогда социолог использует округление. В результате такой процедуры социолог фактически устанавливает границы классов, которые объединяют значение признака в заданном интервале, а также среднее значение для каждого интервала. Независимо от того, какие статистические методы использует социолог, первым шагом в анализе данных всегда есть построение частотных распределений для каждого признака, что изучается. Полученные данные обычно представленные в таблице частотного распределения для каждого существующего признака. Одновременно у той же таблицы указываются относительные частоты. Любая таблицы должна содержать количественные показатели, а также процентное соотношение. Кроме табличного представления частотных и процентных распределений обычно используют и другие методы графического представления, самый распространенный среди них - это гистограмма, столбиковая диаграмма. Каждый столбик отвечает интервалу значений признака, при чем его середина совместима с серединой такого интервала. Высота столбика отображает частоту (абсолютную или относительную) попадания зафиксированных значений признака в относительный интервал. При построении гистограмм нужно выходить из определенных правил, которые имеют чисто практическое значение - лучшее восприятие диаграммы. Даже в том случае, если при группировании значений признаков используют неравные интервалы, или же крайние градации остаются отрытыми на гистограмме все столбики имеют одинаковую ширину. Еще один популярный способ графического представления данных, которые обычно используются для демонстрации качественных характеристик - это круговая диаграмма. Хотя результаты одномерного анализа данных часто имеют самостоятельное значение, большинство социологов отдают преимущество выявлению связи между признаками.
Регрессионный анализ используется для сравнения нескольких факторов, общих по содержанию, а следовательно факторов, могут влиять друг на друга, ну например: для сравнения могут использоваться факторы: мотивации к учебе и стремлению работать в данный момент времени, и желание получать высокую заработную плату.
Факторный анализ направлен на анализ групп факторов и показателей, которые связаны между собой причинно-следственной связью.
Рядом с методами анализа информации используется метод измерения - это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое измерение в полном масштабе.
В качестве эталона выступают некоторые шкалы: номинальные, порядковые и метрические. Номинальные шкалы: расчет % как меры деления, показатель средней тенденции, показатели, которые показывают, как колеблются данные в границах от 0 до 1. Номинальные шкалы формируются на основе показателей, которые имеют не числовое выражение, а отвечают определенному названию. Например, они строятся на основе данных, которые измеряют ценностные ориентации исследуемых групп. Порядковые шкалы - шкалы, это шкалы, которые строятся на основе данных о порядке размещения показателей за степенью значимости влияния на исследуемый объект. Метрические шкалы - это шкалы, которые показывают прямую взаимосвязь между двумя показателями.
Таким образом, все использованные методики значительно более сложные за сущностью и требуют много усилий для обработки информации и ее анализа, а следовательно нуждаются в значительном внимании при работе с данными.
Методы, которые используются социологами при анализе данных, многообразны. Как правило, выбор конкретного метода зависит прежде всего от характера поставленной гипотезы, то есть от того, на какой вопрос мы хотим получить ответ. Если целью является описание одной характеристики выборки в определенный момент времени, достаточно ограничиться одномерным анализом, то есть описанием определений на протяжении оси признака, который нас интересует. Для того чтобы определить связь между многими признаками, необходимо использовать многомерный анализ, чаще он устанавливает связь между двумя признаками, реже - между несколькими.