Тема: Наука. Виды наук. Научное познание.
Задание.
Изучить материал лекции.
2. Выписать основные понятия в конспект.
План:
1. Наука и ее функции.
2. Научное познание.
1. Повседневная жизнь неотрывна от науки. Все, чем мы пользуемся – все это производные от успешных научных поисков, умноженных достижениями техники. Призвание науки – добывать новые знание. Для этого нужно дерзание, желание и умение вырваться из плена сложившихся представлений.
Наука – это вид деятельности, цель которой является познание мира, получение новых знаний и их рациональное осмысление. Понятие «наука» означает также совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли науки, например, математические науки, химическая наука. Возникла исторически позже других видов человеческой деятельности. Ее появление было обусловлено расслоением общества и выделением умственного труда в особую сферу деятельности человека. Кроме того, накопление практических знаний должно было привести к их осмыслению.
Первые научные знания зародились еще в ранних обществах. Древний Египет – на основе знаний об анатомическом строении человеческого тела, накопленных при мумифицировании получила развитие медицина. Строительство пирамид – знания механики. У многих народов развитие мореплавания – знания по астрономии. С развитием научно-технического прогресса стали совершенствоваться технические науки, связанные с производством. Расширению научных знаний в 19-20 в.в. способствовало распространение образования. Наука из привилегированного занятия немногих превратилась в область деятельности, которой может заниматься любой человек. имеющий определенную базу знаний.
|
Наука отличается от обыденного познания тем, что она имеет особый объект изучения, особый язык науки, особые методы и орудия исследовательской деятельности, особые цели. обусловленные поиском истины.
Современная наука – явление многогранное по своим признакам и характеристикам.
Исследования ученых дают основание выделить значимые черты современной науки. Это прежде всего универсальность. Общество получает проверенные, обоснованные, систематизированные знания обо всем, что подвергается исследованию: природные явления на Земле и в Галактике, в их постоянном развитии и изменении; основные стадии возникновения и развития человека, функционирование его психики; роль экономики в жизни общества, демографические и другие социальные проблемы; творчество и судьбы людей, развитие самой науки.
Другая черта науки – ее безграничность. Развитие науки требует оптимального сочетания индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов. Новые фундаментальные проблемы нередко решались в одиночку крупными учеными. Но подавляющее большинство научных исследований современной эпохи требует создания больших коллективов и вдумчивой координации всех проводимых исследований.
Функции науки:
1. теоретико-познавательная - связана с поиском новых знаний, их теоретическим осмыслением и систематизацией, достижением истины.
2. культурно-мировоззренческая - формирует особый тип мировоззрения. По уровню науки судят об уровне культуры.
3. производительная. В 18-19 в.в. от момента открытия до момента практического применения проходил не один десяток лет. В настоящее время сразу внедряются в производство.
|
4. гуманистическая. - направлена на решение социальных проблем. Результаты должны приносить пользу людям и обществу. Призвана способствовать решению глобальных проблем человечества.
5. творческая. Ученый – творец научного познания. При этом он может использовать совершенно новые приемы исследования, нестандартные пути решения поставленных задач.
В 20 веке усилился процесс дифференциации наук. Выделяют гуманитарные, ествественные и технические науки. Гуманитарные изучают человека. Естественные –явления материального мира. Технические обслуживают процесс производства.
2. Научное познание – объективное изучение мира, независимое от взглядов и убеждений человека.
Научное познание отличается от обыденного еще и методами познавательной деятельности. Метод – способ решения познавательных задач.
В структуре научного познания выделяют два уровня: эмпирический и теоретический.
Эмпирический уровень связан с чувственным познанием, на основе чувственного опыта. В отличие от стихийного чувственного познания эмпирическое является целенаправленным восприятием окружающего мира. На теоретическом уровне формулируются принципы, законы, создаются теории, в которых заключается сущность познаваемых объектов. Каждый из этих уровней содержит набор методов познания.
Общелогические методы познания:
-анализ (исследования целостного предмета путем рассмотрение составляющих частей, сторон, признаков, свойств, отношений);
|
-синтез – обобщение, сведение в единое целое данных, полученных путем анализа ранее выделенных частей.);
-индукция (общий вывод делается на основе частных посылок), (Т. к. каждый год моей жизни зимой было холодно, то зимой ВСЕГДА холодно", "Т. к. все грачи, которых мне доводилось видеть, чёрные, то ВСЕ грачи чёрные".
-дедукция (из общих посылок следует заключение частного характера). ("Т. к. днём ВСЕГДА светло, то и завтра днём будет светло", "Т. к. ВСЕ люди смертны, то и все американцы смертны").
Часто (в биологии, социологии, психологии) общий закон выводится из серии частных наблюдений (опытов). Т. е. ИНДУКТИВНО. Потом этот общий закон применяется в конкретных случаях на практике. При этом используется ДЕДУКТИВНОЕ рассуждение: раз закон верен всегда, то он справедлив и для данного случая.)
-абстрагирование – отвлечение от ряда свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.
-метод моделирования –создание копии изучаемого объекта для изучения оригинала с одной из сторон.
К методам эмпирического научного познания относится:
-наблюдение,
-описание (схемы, рисунки, графики, цифры);
-сравнение,
-эксперимент.
Теоретическое познание:
-метод формализации (знаки, формулы).
Особые приемы исследования применяются при построении теоретических знаний о сложных исторически развивающихся объектах. Такие объекты чаще всего не могут быть воспроизведены в опыте. Например, невозможно опытным путем воспроизвести историю возникновения человека, историю народа. Научные знания о таких объектах получают посредством исторического и логического методов исследования.
- В основе исторического метода лежит изучение реальной истории в ее конкретном многообразии, выявление исторических фактов и на этой основе- такое мыслительное воссоздание исторического процесса, при котором раскрывается логика, закономерность его развития.
Все методы научного познания используются в комплексе.