Мероприятия по реструктуризации государственного долга




 

Мировой кризис заставил крупных инвесторов пересмотреть свое отношение к кредитным рискам. Россия в данном контексте рассматривалась как страна с повышенными инвестиционными рисками, что не замедлили подтвердить основные рейтинговые агентства. Средства, инвестированные ранее в Россию, стали рассматриваться как высокорискованные, а новые вложения прекратились.

Таким образом, в России сложилась кризисная ситуация, связанная с обслуживание как внутреннего, так и внешнего долга. Высокий спрос на иностранную валюту, определяемый значительной долей импорта, инфляционными ожиданиями и склонностью к сбережениям в долларах США, предопределил давление на обменный курс рубля. Бюджетный кризис, обусловленный низким сбором налогов и бюджетным дефицитом, а также возросшая политическая нестабильность послужили причинами нежелания инвесторов покупать государственные бумаги РФ. Успешное завершение переговоров российского правительства с МВФ и Всемирным банком в середине июля 2008 г. о предоставлении стабилизационного кредита на сумму $22,6 млрд. дало правительству время и средства для реструктуризации государственного долга. Наиболее рациональной стратегией в сложившейся ситуации представлялось сокращение "короткого" и дорогого внутреннего долга за счет увеличения внешнего - значительно менее дорогого и "длинного".

Необходимо отметить, что в результате мер, направленных на стабилизацию ситуации на финансовом рынке, во 2-м квартале 2008 г. правительство значительно увеличило долю внешнего финансирования: если на конец марта она составляла около 22%, то на конец июня - уже 52,4%. В результате сокращения выпуска "коротких" гособлигаций объем долга по ГКО сократился в апреле-июне 2008 г. на 2,3%. Кроме того, для "удлинения" и сокращения внутреннего долга, а следовательно, и для уменьшения нагрузки на бюджет в июле 2008 г. правительство предложило добровольный обмен ГКО на 7- и 20-летнии еврооблигации. Акция была рассчитана в основном на иностранных инвесторов, предоставив им возможность перейти в долларовые бумаги и избежать риска девальвации. В результате обмена ГКО на еврооблигации правительство конвертировало ГКО на сумму 27,5 млрд. руб. в еврооблигации на сумму $4,4 млрд. Дополнительно были размещены еврооблигации в объеме $500 млн.

В последние годы благодаря благоприятной конъюнктуре мировых сырьевых рынков, долговое бремя России значительно сократилось. Долговое бремя России снижается, как в абсолютном выражении, так и относительно ВВП, в то время как обслуживание внешнего долга осуществляется исключительно за счет внутренних ресурсов. При этом если раньше долговые выплаты связывали всю экономику страны и являлись для нее непосильным грузом, то теперь, благодаря гибкой фискальной политике, они не являются столь обременительными, федеральный бюджет сводится с профицитом, а правительство может себе позволить производить досрочные выплаты по долгам и расходы на другие сектора экономики. В прошлом году правительство досрочно произвело выплаты в счет погашения внешней задолженности, в результате чего расходы по обслуживанию и погашению долга в 2008 г. сократились.

Если в 2006 г. отношение внешнего долга к ВВП составляло 20%, то в 2007 г. - уже 12%, а к концу 2008 - снизится до 3%.


Заключение

 

Таким образом, в последние годы благодаря благоприятной конъюнктуре мировых сырьевых рынков, долговое бремя России значительно сократилось. Долговое бремя России снижается, как в абсолютном выражении, так и относительно ВВП, в то время как обслуживание внешнего долга осуществляется исключительно за счет внутренних ресурсов. При этом если раньше долговые выплаты связывали всю экономику страны и являлись для нее непосильным грузом, то теперь, благодаря гибкой фискальной политике, они не являются столь обременительными, федеральный бюджет сводится с профицитом, а правительство может себе позволить производить досрочные выплаты по долгам и расходы на другие сектора экономики.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг. Основной формой государственного кредита являются государственные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Мировой кризис заставил крупных инвесторов пересмотреть свое отношение к кредитным рискам. Россия в данном контексте рассматривалась как страна с повышенными инвестиционными рисками, что не замедлили подтвердить основные рейтинговые агентства. Средства, инвестированные ранее в Россию, стали рассматриваться как высокорискованные, а новые вложения прекратились.


Список использованной литературы

 

1. Андрианов В. Масштабы внешней задолженности России // Экономист. - 2007. - № 12. - С.51-55.

2. Анисимов А.С. Государственный долг России. - М., 2007. - 143с.

3. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2007. - № 2. - С.26-35.

4. Балацкий Е. Прогнозирование внешнего долга: модели и оценки / Е. Балацкий, В.Свистунов // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2008. - № 2. - С.40-46; № 3. - С.61-68.

5. Бескова И.А. Анализ управления государственным долгом Российской Федерации // Финансы. – 20018. - № 2. - С.72-73.

6. Бескова И.А. Управление государственным долгом // Финансы. - 2006. - № 4. - С.61-62.

7. Вавилов А. Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления. - М., 2008. - 304с.

8. Вавилов А. Принципы государственной долговой политики / А.Вавилов, Е.Ковалишин // Вопр. экономики. - 2007. - № 8. - С.46-63.

9. Гаврилова Н. К вопросу о государственном долге // Экономист. - 2007. - № 4. - С.45-48.

10. Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика. - М., 2008. - 432с.

11. Деменцев В. Внешний долг России в системе международной задолженности // Финансы. - 2006. - № 12. - С.18-20.

12. Долговая петля России // Российская Федерация сегодня. - 2008. - № 3. - С.18-23.

13. Жуков П. За все заплатят налогоплательщики // Экономика и жизнь. - 2007. - Окт. (№ 42). - С.4-5.

14. Журавлев С. Как обойтись без внешних займов // Рос. газ. - 2006. - 22 марта. - С.1, 2.

15. Звонова Е.А. О внешней задолженности России // Деньги и кредит. - 2008. - № 8. - С.60-64.

16. Златкис Б.И. Проблемы создания системы управления государственным долгом в Российской Федерации // Финансы. - 2008. - № 4. - С.3-6.

17. Илларионов А. Платить или не платить?: Альтернативные стратегии снижения бремени государственного внешнего долга // Вопр. экономики. - 2007. - № 10. - С.4-23.

18. Кабашкин В. Кто и как контролирует долги? / Беседу вел С. Пыхтин // Рос. Федерация сегодня. - 2007. - № 1. - С.36-37.

19. Как государство будет платить по внешнему долгу в соответствии с новым проектом Закона «О федеральном бюджете на 2008 год»


1 Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2007. - № 2. - С.26-35.

1 Анисимов А.С. Государственный долг России. - М., 2007. - 143с.

1 Андрианов В. Масштабы внешней задолженности России // Экономист. - 2007. - № 12. - С.51-55.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: