Типология культуры. «Восток» и «Запад»




Семинарские занятия по курсу «Культурология»

преподаватель доцент кафедры социологии и культурологии, кандидат культурологии Рафикова Катерина Владимировна

 

Подготовка к семинарским занятиям включает:

 

1) Письменная и устная подготовка к 2-м основным вопросам плана семинара (см. план). Конспект ответа от (1-ой до 2-х стр.)

2) Письменная и устная подготовка глоссария (определений терминов - см. Основные термины).

3) Письменная и устная подготовка одного доклада (до 3-х стр.) по тематике семинара с использованием дополнительной литературы (см. Доклад).

4) Письменная и устная подготовка к тестовым заданиям по одному семинару (см. Тестовые задания).

5) Письменно и устно выполняете ответ на один из дискуссионных вопросов одного из семинаров - формулируете свою точку зрения по вопросу в виде краткого эссе (от 0,5- до 1,5 стр).

 

 

Выбираете одну тему семинара (хотя можете из разных тем взять вопросы и доклады). В письменном виде делаете краткий конспект ответа (от 4 до 7 стр.) с указанием использованной литературы (по основным вопросами и особенно по докладу).

Устно готовите ответы на основные вопросы и доклад. Обратите также внимание на дискуссионные вопросы.

 

Можете прислать мне конспекты на почту alyakina@mail.ru или принести на занятие 22.12 в печатном виде (допускается выполнение в тетради от руки).

 

 

Распределять вопросы и доклады не стала, выбирайте сами. Если есть необходимость, могу распределить. Напишите на почту.


Семинар № 1

Миф как форма культуры

План

1. Понятие и сущность мифа. Функции мифологии в культуре. Основные концепции.

2. Классификация мифов.

3. Особенности мифологического сознания: синкретизм, генетизм, символизм мифа, восприятие пространства и времени.

4. Первобытные формы религии и миф (см. С.А.Токарев)

 

Доклады

1. Миф и сказка

2. Феномен параллельной мифологии (см. книгу П.Бирлайна)

3. Современная политическая и национальная мифология

4. Концепция мифа М.Элиаде (понятие священного и профанного, особенности восприятие времени и пространства)

5. Концепция мифологического сознания Л.Леви-Брюля

6. Психоаналитический подход к мифу З. Фрейда и К.Юнг (концепция архетипов)

7. Происхождении искусства: основные концепции

8. Происхождение морали: основные концепции

Основные термины: миф, космогонические, эсхатологические, этиологические, эзотерические, экзотерические мифы, синкретизм, генетизм мифа, циклическое время, демиург, культурный герой, трикстер, сакральное/профанное, архетип, мифологема, символ.

Дискуссионные вопросы:

Миф – это архаическая форма сознания или неотъемлемый элемент

культуры, в том числе, современной?

Рационально или иррационально мифологическое сознание?

 


Тестовые задания

1. Первобытной формой религии не является:

 

а) анимизм, б) фетишизм, в) фовизм, г) тотемизм.

 

2. К особенностям мифологического сознания НЕ относится:

а) наделение мира природы человеческими характеристиками;

б) привидение явлений под теоретические обобщения;

в) синкретизм разных культурных форм.

 

3) Генетизм - черта мифологического сознания, которая означает

а) наделение мира природы человеческими характеристиками;

б) привидение явлений под теоретические обобщения;

в) объяснение сущности явлений через отсылку к их происхождению.

 

4) Ответное возмездие равное совершенному деянию, называется:

а) талионом; б) кровной местью; в) правосудием; г) линчеванием.

 

5) Как называются мифы о конце света?

а) космогонически; б) эсхатологические; в) антропогонические; г) экзотерические;

д) фантастические.

 

6) К какому понятию относится следующее определение: «Разнообразные суеверные действия человека с целью оказать влияние на тот или иной материальный предмет, явление или человека сверхъестественным образом»?

а) фетишизм; б) оккультизм; в) религия; г) магия; д) язычество.

 

7)Как называются мифы о сотворении мира:

а) космогонически; б) эсхатологические; в) антропогонические; г) экзотерические;

д) фантастические.

 

8) Определите, каким авторам принадлежат высказывания, представленные ниже; а) Б.Малиновский, б) Л. Леви-Брюль, в) З. Фрейд, г) К.Г. Юнг.

 

1) «Мифологическая деятельность направлена лишь на то, чтобы замаскировать общеизвестные, но достаточно глубокие психические процессы изображением их телесных проявлений, не имея при этом иного мотива, кроме чистой изобразительности».

2) «Вряд ли правомерно предположение о том, что миф и таинство были изобретены с каким-нибудь сознательным намерением; скорее они были невольным откровением первичного состояния души, но души бессознательной».

3) «..коллективные представления первобытных людей глубоко отличны от наших идей и понятий и не равносильны им... они не имеют логических черт и свойств». «Ни одно существо, ни один предмет, ни одно явление природы не выступают в коллективных представлениях первобытных людей тем, чем они кажутся нам».

4) «Миф в примитивном обществе, т.е. в его первичных живых формах, не просто рассказываемая сказка, но проживаемая реальность. Мы находим в нем не дух изобретения нового, свойственный романам наших дней, но живую реальность, в которую безусловно верят, т.е. верят в то, что она имела место в изначальные времена и продолжала затем оказывать влияние на мир и судьбы людей...»


Литература

Основная литература

1. «Культурология [Текст]: учебник для бакалавров/ под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Юрайт, 2012. – 566 с. – (Бакалавр) (электронная копия доступна в Эл. библиотеке университета)

Багдасарьян Н. Г. Культурология: учебник для бакалавров Серия: Бакалавр. Базовый курс Издательство: Юрайт, 2013 (электронная копия доступна в Эл. библиотеке университета)

  1. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М., 2002

4. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1995.

5. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996.

6. Ионин Л.Г. Социология культуры. Уч. Пособие. – М., 2000.

7. Токарев С.А., Мелетинский Б.М. Мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.1.- М., 1987 (а также другие статьи энциклопедии).

8. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Mifologia/

Дополнительная литература

1. Гуревич П.С. Социальная мифология. – М., 1983.

2. Бирлайн Дж. Ф. Параллельная мифология. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1997.

3. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление – М., 1994.

4. Мелетинский Б.М. Поэтика мифа. – М., 1988.

5. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. – М., 1997.

6. Токарев С.А. Что такое мифология? – М.: 1983.

7. Фрейзер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. –М., 1985.

8. Человек и его символы. Под ред. К.Г. Юнга. – Спб., 1996. (Ч. 2. Дж. Хендерсен. Древние мифы и современный человек).

9. Элиаде М. Священное и мирское. – М.: МГУ, 1994.

10. Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991.

 

11. материалы моего дистанционного курса Прикладная этика (тема Происхождение морали) - инструкцию по записи см. ниже. См. лекции, доп. литературу, задания.

 

12 Материалы дистанционного курса «Культурология. История и теория мировой культуры. УрФУ» https://media.ls.urfu.ru/420/1090/ Доступ по ссылкам должен быть открыт. Скопируйте адрес, если так ссылка не заработает.

см. лекции, литературу и т.п.


 

Семинар № 2

Типология культуры. «Восток» и «Запад»

План

 

1. Основания типология культуры. Линейный и цивилизационный подход к типологии культуры.

2. Восток и Запад как культурологические понятия

3. Основные типы восточных культур.

4. Основные исторические типы западной культуры.

 

Доклады

1. Концепция «осевого времени» К. Ясперса

2. Типология культуры О.Шпенглера

3. Типология культуры М. Маклюэна

4. Индо-буддийский тип культуры. «Ахимса» (ненасилие) как категория индо-буддийской культуры

5. Китайский конфуциано-даосийский тип культуры. Жень» (гуманность) и «у-вей» (недеяние) как категории китайской культуры

6. Арабо-мусульманский тип культуры

7. Пространственные категории в японской культуре (см. Решетниковой П.А.)

8. Античность как тип культуры (античная картина мира)

9. Средневековье как тип культуры (средневековая картина мира)

10. Барокко как тип культуры (барочная картина мира)

Основные термины: типология культуры, тип культуры, исторические типы культуры, картина мира, ментальность, восток и запад как культурологические понятия, индуизм, конфуцианство, даосизм, этика ненасилия, культурный конфликт, глобализация, дхарма, карма, дао, ахимса, увей.

Дискуссионные вопросы

Трансформируется ли оппозиция «Запад-Восток» в условиях современной глобальной культуры?

Российская цивилизация: Запад или Восток?


Тестовые задания

 

1) К основным чертам западной культуры не относится:

а) антропоцентризм; б) коллективизм в) индивидуализм; г) рационализм.

 

2) «Античностью» принято называть:

а) политическую систему;

б) исторический тип культуры;

в) философскую систему;

г) древние формы художественной культуры.

 

3) Установите соответствие между элементами – характеристиками востока и запада как типа сознания и культуры (по Ли-да-Чжао). Согласны ли вы с такой трактовкой?

а) медлительность 1) покорение природы

б) дух 2) оптимизм

в) искусство 3) искусственность

г) интуиция 4) наука

д) естественность 5) материя

е) пессимизм 6) разум

ж) покорность природе 7) активность

з) пассивность 8) стремительность

4) Соотнессите истину и религию, которой она принадлежит:

А) следование строгому порядку, соблюдение этикета

Б) причина страданий в человеческих желаниях и страстях

В)лучшее поведение человека это следование естественному порядку вещей

1) даосизм 2)конфуцианство 3) буддизм

 

5) Определите, кому принадлежат высказывания, представленные ниже: а) Конфуций, б) Лао Цзы, в) Будда.

1. «Самое главное - и сейчас и позже - не поддавайтесь гордости! Не поддавайтесь тщеславию! Ведь, поддавшись, вы останетесь дураками и в Дхарме, и в мире. Отбросьте ложь и притворство! И вы наверняка найдете свой путь».

2. Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.

3. Будь способен знать начало и путь древности, и это знание позволит тебе увидеть путеводную нить, ведущую к сегодняшнему дню.

6) Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер разрабатывали _____________подход к изучению культуры:

а) символический, б) цивилизационный, в) психологический,г) эволюционный?

7) Доминантой культуры Просвещения является

а) ориентация на интуитивное постижение мира;

б) вера в сверхестественную сущность мира;

в) вера в возможности разума;

г) опора на данные чувств.

8) Хронологические рамки эпохи Нового времени:

а) конец 15-19 век; б) 17-первая половина 20 века; в) 19-20 век; г) 17-18 век.


Основная литература

1. Культурология [Текст]: учебник для бакалавров/ под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Юрайт, 2012. – 566 с. – (Бакалавр) (электронная копия доступна в Эл. библиотеке университета)

Багдасарьян Н. Г. Культурология: учебник для бакалавров Серия: Бакалавр. Базовый курс Издательство: Юрайт, 2013 (электронная копия доступна в Эл. библиотеке университета)

3.Культурология: Учебное пособие/ Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003 см. глава 2 (с.87 - типология культуры), главы 5 и 6.

4.Культурология XX век. Энциклопедия. Т.2. Ст. Диалог, Запад и Восток СПб. 1998. https://yanko.lib.ru/books/cultur/culturology20century2volumes1998sl.htm

 

Дополнительная литература

1. Алексина Т.А. Ценность времени и вечности в культурах разного типа// Человек. 2008. №2.

2. Аникеева Е.Н., Семушкин А.В. Диалог цивилизации: Восток и Запад// Вопросы философии. 1998. №2

3. Бирженюк Г.М., Мануильский М.А.,. Диалог культур и цивилизаций в современном мире// Человек. 2007. №6.

4. Борзова Е.П. Восток и Запад: сравнительный анализ культур. https://cyberleninka.ru/article/v/vostok-i-zapad-sravnitelnyy-analiz-kultur

5. Григорьева Т.П. Дао и Логос. Встреча культур М. 1992.

6. Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. М., 1993.

7. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-психо-логос. – М., 1995.

8. Николаева Н.С. Японские сады. – М., 1975.

9. Российская цивилизации: опыт исторического и междисциплинарного изучения / Отв. ред. А. С. Сенявский. - 2002.

10. Решетникова П.А. Организация пространства в японской культуре: концепты и модели // Известия Уральского гос. унив-та. 2007, № 49. Сер. 2, Гуманитарные науки. Вып. 13.

11. Сравнительное изучение цивилизаций: Хреcтоматия / Сост. Б.С. Ерасов. – М.: Аспект-Пресс, 1998.

12. материалы моего дистанционного курса Прикладная этика (тема Религиозные истоки этики ненасилия) - инструкцию по записи см. ниже. См. лекции, доп. литературу, задания.

13.материалы дистанционного курса «Культурология. История и теория мировой культуры. УрФУ» https://media.ls.urfu.ru/420/1090/ и«Культурология. Культура Нового времени» https://media.ls.urfu.ru/501/

Доступ по ссылкам должен быть открыт. Скопируйте адрес, если так ссылка не заработает.см. лекции, литературу и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: