РАСЦВЕТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ




(«Окружающий мир» системы «Перспектива», 4 класс, 2 часть, с. 64-67)

Новицкая Марина Юрьевна, кандидат филологических наук, автор учебников «Окружающий мир» системы «Перспектива»
   

Примечание:С 1 класса мы изучаем окружающий нас мир, постоянно обращаясь к разным видам народного творчества и отечественного изобразительного искусства. Вспомните, в учебниках мы часто видим репродукции древних икон рядом с картинами российских художников, слушаем отрывки из произведений народной устно-поэтической словесности – песен, сказок и преданий, читаем мудрые пословицы, притчи, высказывания наших соотечественников…. И для нас уже ясно, что профессиональное изобразительное искусство и литература XIX века имеют глубокие корни в народном творчестве и религиозном искусстве предшествующего времени. Ведь писатели и художники – творцы литературы и искусства – с раннего детства жили в атмосфере отечественных традиций, дышали воздухом родной природы и культуры. Поэтому для них слова «долг» и «совесть» были не пустым звуком, а основой их нравственных убеждений.

Цель изучения данной темы: ребёнок познакомится с общей чертой творчества русских художников и писателей XIX века – стремлением побудить людей жить в согласии с чувством долга и совести – для того, чтобы осознать значимость отечественного изобразительного искусства и литературы для личностного роста человека (на примере биографических фактов из жизни А. П. Чехова не только как писателя, но и как врача и общественного деятеля).

Первый шаг. Обратите внимание ребёнка на тему урока. Попросите высказать свои предположения, почему творчество русских художников и писателей XIX века будет рассмотрено на одном общем уроке. Может быть, у изобразительного искусства и литературы этого времени есть какая-то общая черта, которая их объединяет? Если это так, то какая это черта?

Второй шаг. Предложите ребёнку ответить на вопросы рубрики «Вспомните». Ответы на первый и второй вопрос помогут сделать обобщение: русский театр и музыкальное искусство в XIX веке достигли высочайшего мирового уровня. Ответ на третий вопрос об отечественных художниках, картины которых запомнились по урокам в 1, 2 и 3 классах, пополнит материал для аналитической работы с репродукциями картин на текущем уроке.

Третий шаг. Рассмотрите картины (с.64-65). Сначала сопоставьте картину И.И. Шишкина «Ручей в берёзовом лесу» с пейзажами разных времён года, которые были представлены в учебнике 2 класса и которые вспомнились ребёнку сейчас. Отметьте характерную особенность в работе пейзажистов – удивительную любовь к природе во все сезоны, умение передать её красоту, часто неброскую, но очень трогательную в своей простоте. Затем рассмотрите три произведения портретного и жанрового видов изобразительного искусства, сопоставьте их с репродукциями этих же видов искусства, которые запомнились из учебников 1 класса (например, уроки «Всему свой черёд » и «Всякому времени свой плод ») и 3 класса, (особенно – в уроках раздела «Дом как мир »). Отметьте важнейшую особенность в произведениях отечественных художников – глубокое внимание и сочувственное отношение к внутреннему миру человека.

Четвёртый шаг: Родоначальником отечественной профессиональной литературы, которая средствами художественного слова раскрывает красоту природы и человека, мы по праву называем Александра Сергеевича Пушкина. Недаром с 1 класса его творчество сопровождает наши уроки по изучению окружающего мира. Предложите ребёнку прочитать заранее приготовленные (им или вами) небольшие стихотворные и прозаические произведения русских писателей XIX века. Допустим, это будет пейзажное стихотворение А.А. Фета или Ф.И. Тютчева и маленькая прозаическая зарисовка В.И. Даля или Л.Н. Толстого. Подобрать тексты можно и в учебниках «Окружающего мира» (например, миниатюра В.И. Даля в учебнике 1 кл., с. 72) и в учебниках «Литературное чтение» (Л.Н. Толстой). Попросите ребёнка сопоставить внутренний смысл живописных и литературных произведений, увидеть в них общую мысль и своими словами сформулировать результаты такого сопоставления. Затем прочитайте текст учебника на с. 64-65, чтобы указать на глубокие корни творчества русских писателей и художников XIX века с народным творчеством и на их связь с достижениями европейской живописи и литературы. Обратите внимание ребёнка на то, что сюжеты картин, так же, как и произведения отечественной классической литературы, обращены прежде всего к личности человека, художники стараются передать в них глубину переживаний как персонажей полотна, так и своих, авторских. Желание поразить зрителя или читателя неординарностью, замысловатостью, вычурностью сюжета в них отсутствует. Главное в произведениях изобразительного искусства и литературы XIX – начала XX в. – милосердие и внимание к человеку, его страданиям, чувствам, любовь к природе. Сделайте акцент на последнем абзаце с. 65 об особой роли русской литературы и изобразительного искусства – ставить важнейшие вопросы общественной жизни перед каждым думающим человеком. Именно данное качество получило высокую оценку во всём мире.

Пятый шаг. Одним из выдающихся писателей рубежа XIX-XX века на все времена стал А. П. Чехов – милосердный врач и вдумчивый писатель. Прочитайте текст «Человек долга, слуга совести» (с.66-67). Предложите ребёнку ответить на вопросы рубрик «Обсудим», «Подумаем».

Шестой шаг. Чтобы убедиться, что ребёнок усвоил материал, предложите ему ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Соотнесите результаты работы в течение урока с выводом, который предложен в учебнике. Расширьте вывод, сопоставив друг с другом содержание уроков, посвящённых театру, музыке, изобразительному искусству и литературе России. Оба урока, наверное, убедили ребёнка в том, как тесно разные виды художественной культуры связаны друг с другом. Их роднят между собой глубокие корни, уходящие в народное художественное творчество. Их объединяет любовь к природе, внимание к внутреннему миру человека и к истории родной страны. Композиторов, писателей, художников заботит судьба Отечества. Они с давних пор чутко отзываются на человеческое горе, бедность, страдания.

В завершение предложите оформить страничку «Календаря памятных дат», посвящённую А. П. Чехову или другому, любимому ребёнком писателю XIX – начала XX века.

Когда календарь будет готов, обсудите с ребёнком его работу.

Важно! Напоминаем, что как всегда, подспорьем в работе может стать электронное приложение к уроку, в котором представлены репродукции произведений изобразительного искусства и документальный материал.Кроме того, постарайтесь найти информацию в дополнительных источниках, Интернете о развитии изобразительного искусства и литературы своего края в XIX в., о своих земляках – художниках и писателях XIX – начала XX в., их судьбе и роли в культурной и общественной жизни края.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: