Мини-контрольная работа. Клиника гемобластозов.




ТЕМА: Гемобластозы.

1. Актуальность темы (мотивация изучения темы). Гемобластозы – злокачественные опухоли кроветворной ткани составляют примерно 8% всех злокачественных новообразований и входят в шесть самых частых видов злокачественных опухолей. Гемобластозы являются довольно редкими заболеваниями. Среди терапевтических заболеваний они встречаются в 1,5-1,6% случаев. Следует отметить, что в последнее время во всех странах увеличивается частота развития гемобластозов, особенно острых. Острый лейкоз наблюдается в любом возрасте, однако чаще болеют в возрасте 20-30 лет.

Характерной особенностью гемобластозов является быстрая диссеминация (распространение) опухолевых клеток по системе кроветворения. Уже на ранних этапах течения заболевания приобретает системный характер. Наряду с костным мозгом наиболее часто поражаются селезенка, лимфатические узлы, лимфатические образования по ходу желудочно-кишечного тракта (Пейеровы бляшки, солитарные лимфоидные фолликулы), печень и другие органы. Объем лейкозных разрастаний и их распространение в организме зависит от формы гемобластоза, стадии болезни и проведенного лечения.

Группа заболеваний, различных по своей природе и клинической картиной, но сочетающихся основным признаком - повышенной кровоточивостью, называется геморрагическими диатезами. Кровоточивость может быть постоянной или временной, приобретенной или врожденной, может возникать без видимых причин или во время травмы, при этом выраженность кровоточивости не соответствует размерам травмы. Причины приобретенных геморрагических диатезов еще не до конца выяснены, однако установлено, что для развития заболеваний большое значение имеет имунноалергический механизм.

2. Цели занятия.

Учебные цели. ПК 2.1., ПК 2.3.

Знать:

З 1 - суть гемобластозов и геморрагических диатезов, факторы и механизм их развития; основные симптомы и синдромы заболеваний, особенности течения гемобластозов у беременных, современные диагностические подходы в гематологии, признаки неотложных состояний и оказание доврачебной медицинской помощи, особенности медикаментозной терапии у беременных и кормящих матерей;

З 2 - профилактику разных видов гемобластозов и геморрагических диатезов;

З 3 – сестринский процесс наблюдения и ухода за пациентками с заболеваниями крови и органов кроветворения;

З 4 – составляющие сестринской педагогики;

З 6 – факторы риска, способы и методы пропаганды здорового образа жизни – смены стиля жизни при данной патологии.

Цели развития личности (воспитательные и развивающие). ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.7, ОК.8, ОК 9.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Развить представление о влиянии экологических, социально-экономических факторов на состояние здоровья.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

Овладеть навыками психотерапевтического подхода к пациентам с патологией крови и органов кроветворения.

Развить представления о влиянии медицинской культуры, экологических, социально-экономических факторов и образа жизни пациента на состояние его здоровья.

3. Междисциплинарная интеграция (интеграционные связи с другими учебными дисциплинами, внутри дисциплинарные, внутри- и межмодульные).

Дисциплины Знать:

- анатомия, - состав крови и строение органов кроветворения, их расположение;

- физиология, - функции крови и органов кроветворения;

- основы патологии, - патоморфологические нарушения в крови и органов кроветворения;

- генетика, - генетические расстройства, наследственную предрасположенность к заболеваниям;

- фармакология,

- лекарственные средства, механизм действия и способы их применения во время лечения пациентов с заболеваниями крови и органов кроветворения;

- основы латинского

языка, - медицинскую терминологию;

- теория и практика СД - основные этические принципы философии сестринского дела; - уровни, элементы эффективного общения, зоны комфорта; - этапы сестринского процесса; - сестринскую педагогику; - принципы профессиональной этики, - правила оформления сестринской документации;

- безопасная среда для

пациента и персонала - факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала в ЛПУ, - основы биомеханики и эргономики.

- технология оказания

медицинских услуг. - протоколы (алгоритмы) медицинских процедур и манипуляций, - методы подготовки пациентов к дополнительным исследованиям, - принципы организации лечебного питания в ЛПУ - способы оформления медицинской документации;

- правовое обеспечение

профессиональной

деятельности - нормативно–правовые акты

- культура речи в

профессиональном

общении - нормы литературного языка и правила применения в практической деятельности

- все клинические

дисциплины - медицинскую терминологию, - определение, причины, клинические признаки заболеваний крови и органов кроветворения; лабораторные критерии, течение, осложнения; - принципы планового лечения каждого из заболеваний; - неотложную доврачебную медицинскую помощь при остром геморрагическом синдроме; - принципы профилактики, диспансерного наблюдения.

4. Оснащение.

Методические материалы: календарно-тематический план, методическая разработка лекции, лекционный материал, вопросы, тесты, критерии оценки, список литературы. Средства наглядности: таблицы, схемы, презентация.

Список литературы.

Основные источники:

1. Маколкин В.И. Внутренние болезни: Учебник для мед. училищ. - М.: Медицина, 2013 -592с

2. Отвагина Т.В. Терапия: учебное пособие.- 3-е изд. - Ростов на /Д.: Феникс, 2011.- 367с.

3. Внутренняя медицина: Терапия: учебник / Н.Н. Середюк, У.П. Вакалюк, О.С. Стасишин и др.-К.: Медицина, 2006. – 688с.

4. Сестринское дело в терапии: учебное пособие / В.И. Маколкин, С.И. Овчаренко, Н.Н. Семенков. - М.: Медицинское информационное агентство, 2008. – 544с.

5. Акушерство: учебник Б.С. Венцковский, И.Б. Венцковская, Л.Б.Гутман и др.; - К.: ВСИ «Медицина», 2010. – 448с.

Дополнительные источники:

1. Касевич Н.М. Практикум по сестринскому делу: Учебное пособие. - К.: Здоровье, 2005.

2.Руководство по медицинской профилактике / под ред. Р.Г. Оганова, Р.А. Хальфина.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 464 с.

3. Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение:учеб пособие / Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. Б.В. Кабарухина. Изд. 6-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 381 с.

4. Организация сестринской деятельности / под ред. С.И. Двойникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.

Вопросы.

1. Дайте определение понятиям «гемобластозы»

2. Перечислите причины и предрасполагающие факторы, вызывающие острые и хронические лейкозы

3. Дайте определение понятиям «лейкозы»

4. Назовите виды лейкозов, классифицируемые по клиническому течению.

5. Перечислите клинические синдромы, характерные для лейкозов.

6. Определите понятие «гематосаркомы»

7. Назовите клинические синдромы, характерные для гематосарком

 

Тесты.

1. Как называется соотношение всех форм лейкоцитов периферической крови в процентах (%) или/и абсолютных числах?

А. Сдвигом лейкоцитарной формулы влево;

В. Лейкограммой; С. Панцитопенией; Д. Миелограммой;

Е. Увеличением уровня всех форм лейкоцитов в периферической крови.

2. Определите наиболее информативное исследование в диагностике лейкозов. А. Исследование пораженных лимфоузлов;

В. Исследование функций пораженной селезенки; С. Исследование функций пораженной печени;

Д. Исследование пораженной костной системы;

Е. Исследование пунктата костного мозга.

3. Найдите главный гематологический признак острого лимфоидного лейкоза. А. Лейкоцитоз;

В. Наличие миелобластных клеток; С. Тромбоцитопения;

Д. Увеличение СОЭ, снижения уровня эритроцитов;

Е. Наличие лимфобластных клеток.

4. Определите наиболее информативный гематологический признак хронического миелоидного лейкоза.

А. Лейкоцитоз;

В. Снижение уровня гемоглобина, эритроцитов; С. Тромбоцитопения;

Д. Наличие промиелоцитов, миелоцитов;

Е. Снижение уровня эритроцитов и гемоглобина.

5. Как называется вид лечения, направленный на подавление безудержного роста патологических клеток и их эрадикацию?

А. Дезинтоксикационная терапия;

В. Цитостатическая терапия; С. Иммунотерапия;

Д. Трансплантация костного мозга;

Е. Лечение геморрагического синдрома.

6. Дайте определение термина «клеточная гиперплазия».

А. Потеря клетками типичных морфологических и функциональных свойств; В. Размножение злокачественных клеток;

С. Появление патологических очагов кроветворения в различных органах;

Д. Увеличение количества нормальных клеток в органах кроветворения с наличием злокачественных клеток;

Е Замещение патологическими клетками нормальных клеток кроветворных органов.

7. Каким термином определяется замещение патологическими клетками нормальных клеток кроветворных органов?

А. Клеточной гиперплазией;

В. Метаплазией;

С. Метастазированием; Д. Пролиферацией;

Е. Дифференциацией.

8. Определите термин «гепатомегалия».

А. Увеличение печени;

В. Увеличение лимфоузлов; С. Увеличение почки;

Д. Увеличение селезенки;

Е. Усиление функции селезенки.

9. Найдите главный гематологический признак острого лимфоидного лейкоза. А. Лейкоцитоз;

В. Наличие миелобластних клеток; С. Тромбоцитопения;

Д. Увеличение СОЭ, снижение уровня эритроцитов;

Е. Наличие лимфобластных клеток.

10. Определите наиболее информативной гематологический признак хронического миелоидного лейкоза.

А. Лейкоцитоз;

В. Снижение уровня гемоглобина, эритроцитов; С. Тромбоцитопения;

Д. Наличие промиелоцитов, миелоцитов;

Е. Снижение уровня эритроцитов и гемоглобина.

 

Ситуационные задачи.

Задача 1. У больного 22 лет, в течение 2 недель держится температура до 39,00С, слабость, потливость. Лечился амбулаторно по поводу пневмонии без эффекта. Состояние тяжелое. Кожа бледная с геморрагиями на слизистой оболочке полости рта и языка определяются кровоизлияния. В легких везикулярное дыхание. Тоны сердца приглушены, систолический шум на верхушке, пульс 110 в мин., АД 120/70мм рт.ст. Подмышечные, шейные, паховые лимфоузлы увеличены до 2см. Живот мягкий, печень на 1,5см выступает из-под края реберной дуги, селезенка не пальпируется. Анализ крови: Эр.-3,1х1012/л, Нв- 90г/л, Тромб.-25х109/л, Лейк.-13,2х109/л, с-27%, м-3%, лимфобластных клеток-70%, СОЭ 50мм/час.

1. Ваш вероятный диагноз? Какое исследование подтверждает диагноз?

2. Как называется синдром, проявившийся увеличением подмышечных, шейных, паховых лимфоузлов, печени? Какую группу лекарственных средств необходимо назначить больному для проведения химиотерапии?

Задача 2. Пациента 28 лет, беспокоят боль в горле, повышение температуры до 38,50С, слабость, потливость. Неделю самостоятельно принимала антибиотики, но лучше не стало. Состояние тяжелое. Температура 39,80С. Кожа бледная. Слизистая оболочка ротовой полости покрыта язвами, миндалины увеличены, покрыты серым налетом. Тоны сердца глухие. Пульс 108 в мин., АД-100/70мм рт.ст. Периферические лимфоузлы не увеличены. Живот мягкий, печень на 3-4см, а селезенка на 2см выступают из-под соответствующего подреберья. Анализ крови: Эр.-3,8х1012/л, Нв-110г/л, Тромб.-125х109/л, Лейк.-10,2х109/л, с- 17%, м-3%, л-20%, миелобластних клеток-60%, СОЭ 60мм/час.

1. Вероятный диагноз? Обоснуйте.

2. Назовите синдром, с которого началось заболевание? Какие препараты следует применить в этом случае?

Задача 3. Больной, 60 лет, жалуется на общую слабость, снижение работоспособности, периодическое повышение температуры до 37,20С. Болеет 3года. Два раза лечился в гематологическом отделении. Кожные бледная. Пальпируются гладкие, безболезненные подчелюстные, шейные, подмышечные, паховые лимфоузлы, от 1 до 3см, не спаянные друг с другом и с кожей. Живот мягкий, печень на 3см. выступает из подреберья, селезенка - на 4см, умеренно болезненная. Анализ крови: Эр.-2,0х1012/л, Нв-80г/л, ЦП-0,9, СОЭ 43мм/ч, Лейк.-280х109/л, э-1%, п-4%, с-6%, пролимфоциты-6%, л-79%, м-4%, Тромб.- 140х109/л, значительное количество теней Боткина-Гумпрехта.

1. Ваш вероятный диагноз? Обоснуйте.

2. Как называется синдром, проявляющийся общей слабостью, одышкой, бледностью кожи, слизистых оболочек, снижением уровня Нв и количества эритроцитов? Какую группу лекарственных средств необходимо назначить для проведения химиотерапии?

Задача 4. Больной, 40лет, жалуется на повышение температуры, слабость, кровотечения из десен, носа, отсутствие аппетита. Болеет около 9 месяцев. Кожа и видимые слизистые бледные с геморрагическими высыпаниями. Тоны сердца приглушенные. Пульс 110 в мин., АД-110/60мм рт.ст. Печень выступает на 6-7см ниже реберной дуги, селезенка увеличена, болезненна. Анализ крови: Эр-3,0х1012/л, Нв-90г/л, ЦП-1,0, СОЭ-55мм/ч, Лейк.- 35х109/л, б-1%, э-6%, п-21%, с-20%, миелобласты - 6%, промиелоцитов - 10%, миелоцитов - 16%, метамиелоцитов - 20%.Тромб.-100х109/л.

1. Ваш вероятный диагноз? Какие изменения в анализе крови подтверждают предположение?

2. Как называется синдром, проявляющийся кровотечениями из десен, носа, геморрагическими высыпаниями на коже и слизистых оболочках, тромбоцитопенией? Какой вид терапии может использоваться в данном случае в отличие от лечения других гемобластозов?

 

Мини-контрольная работа. Клиника гемобластозов.

Найдите описание каждого из синдромов, сопровождающих гемобластозы.

Синдромы гемобластозов.

А. Синдром опухолевой интоксикации. Б. Синдром иммунодефицита.

В. Синдром лейкемической пролиферации. Г. Анемический синдром.

Д. Геморрагический синдром.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: