Основной. задачей каждого предприятия или организации является качество производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые:
отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения;
соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;
отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества;
предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам;
направлены на получение прибыли[1].
Выполнение этих требований обеспечивается управлением качеством продукции, которое должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.
Важное место в системе управления качеством продукции на предприятии занимает служба управления качеством, основными задачами которой являются:
защита репутации фирмы;
защита потребителя от дефектной продукции;
сокращение непроизводительных работ;
предупреждение брака.
В процессе решения этих основных задач служба управления качеством выполняет многие функции, важнейшие из которых следующие:
координирует работу по достижению требуемого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла продукции: научные исследования, изготовление, контроль, сервисное обслуживание;
рассчитывает затраты по обеспечению качества продукции в цехах и на предприятии в целом;
определяет затраты, обусловленные влиянием различных факторов на достижение требуемого уровня качества с целью устранения или сокращения отходов;
|
координирует деятельность всех служб, сотрудничающих в вопросах качества, в разработке конкретных целей в этой области и информирует их о достигнутых результатах;
сотрудничает со службой материально-технического обеспечения:
оказывая содействие в выборе поставщиков (вопросник по качеству) и постоянно обновляя их "рейтинг" по качеству;
участвуя в разработке четко сформулированных требований с указанием расчетов, предъявляемых поставщикам;
организует обучение качеству своих сотрудников, а также сотрудников других служб, занимающихся вопросами качества;
принимает активное участие в подготовке кадров и предпринимает другие действия с целью стимулирования в вопросах качества.
Управление качеством - действия, осуществляемые при создании и эксплуатации, или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.
Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенный объект управления. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают как на допроизводственной стадии, так и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.
Выработка управляющих решений производится на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления.
|
Нормативную документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции (технические задания на разработку продукции, стандарты, технические условия, чертежи, условия поставки), следует рассматривать как важную часть программы управления качеством продукции.
В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами формируется политика в области качества - непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции (рис.13.3).
Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и включать:
улучшение экономического положения предприятия;
расширение или завоевание новых рынков сбыта;
достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;
ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или определенных регионов;
освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на НОВЫХ принципах;
улучшение важнейших показателей качества продукции,
снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
увеличение сроков гарантии на продукцию;
развитие сервиса.
В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который в зарубежной литературе обозначается как петля качества, включает 11 этапов (см. рис.13.1).
|
С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.
Выработка и реализация многих управляющих решений в области качества происходят в процессе технического контроля, который представляет систему методов, средств и мероприятий, в результате которых идентифицируется качество готовой продукции, полуфабрикатов и сырья требованиям стандартов и межцеховым нормам, а также обеспечивается выработка высококачественной продукции в соответствии с этими нормативными документами и стандартами.
Задачи технического контроля:
установить качество готовой продукции;
предупредить влияние случайных и субъективных факторов на качество выпускаемой продукции;
обеспечить соблюдение заданного технологического режима.
Функции технического контроля выполняет служба технического контроля предприятия, которая может включать отдел технического контроля, центральную лабораторию, лаборатории цехов, группы контроля и др. Служба технического контроля подчиняется непосредственно директору предприятия.
На предприятиях технический контроль осуществляется по двум направлениям:
контроль качества сырья, полуфабрикатов и товарной продукции;
контроль параметров технологического режима.
Технический контроль охватывает все стадии производства и должен быть профилактическим, оперативным, точным, обязательным. При его организации необходимо определить вид контроля (предварительный, промежуточный, окончательный), форму (лабораторный, визуальный), методы (сплошной, выборочный), частоту (периодичность), органы контроля, документацию по контролю и экономические санкции при несоблюдении стандартов и норм.