Организация и формы реализации научно-исследовательской деятельности обучающихся




Положение о научно-исследовательской деятельности обучающихся

 

Общие положения

1.1. Настоящее положение определяет порядок организациии проведения научно-исследовательской деятельности обучающихсяобразовательной организации.

1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;

- приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

- Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального и высшего образования;

- Уставом образовательной организации и иными локальными нормативными актами.

1.3. Научно-исследовательская деятельность (далее – НИД) обучающихся представляет собой:

- научно-исследовательскую работу как обязательный элемент образовательной программы, включенный в учебный план;

- научно-исследовательскую работу как инициативу самого обучающегося по проведению свободного от образовательногопроцесса времени.

 

Цель и задачи научно-исследовательской деятельности обучающихся

2.1. Целью НИД обучающихся является выработка у них компетенций, необходимых при проведении самостоятельных научных исследованийи в решении профессиональных задач, приобретение практических навыков самостоятельной исследовательской и аналитической деятельности.

2.2. Задачами НИД обучающихся являются

- формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности в профессиональной области и на их основе – углубленное и творческое освоение учебного материала образовательной программы;

- освоение методологии и методов научной деятельности, формирование системы профессиональных знаний о специфике научного знания, критериях научности и научных методах познания;

- формирование навыков реферирования, обзора и анализа научных источников, обобщения и критической оценки результатов научно-теоретических и эмпирических исследований;

- формирование навыков планирования теоретических и экспериментальных исследований с учетом специфики конкретной области знаний на основе общих методологических и методических принципов исследования;

- формирование навыков качественного и количественного анализа результатов исследований, их обобщения и критической оценки в свете существующих теоретических подходов и современных эмпирических исследований;

- формирование навыков оформления и представления результатов научной работы в устной (доклады, сообщения, выступления и т.д.) и письменной (рефераты, научно-исследовательские аналитические обзоры, эссе, статьи, курсовые работы, выпускная квалификационная работа и т.д.) формах;

- приобретение опыта работы в научных коллективах и ознакомление с методами организации научной деятельности;

- непосредственное участие в решении научных и научно-практических задач в соответствии с основными направлениями научно-исследовательской деятельности кафедры / отделения.

 

Организация и формы реализации научно-исследовательской деятельности обучающихся

3.1. НИД обучающихся осуществляется в соответствии с планом научной работы образовательной организации на учебный год.

3.2. Обучающимся для выполнения НИД образовательной организацией должна быть предоставлена возможность:

- проводить научные исследования в лабораториях образовательной организации;

- получать консультации и/или поддержку в виде научного руководства от научно-педагогических работников образовательной организации;

- изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;

- иметь доступ к общенаучным и специализированным источникам информации, в том числе через сеть Интернет;

- участвовать в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах подразделений образовательной организации;

- использовать программные, информационные и технические ресурсы образовательной организации;

- принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;

- участвовать в научно-исследовательских семинарах и научных конференциях, научных школах по своей и смежной тематике;

- участвовать в написании и опубликовании статей в научных журналах по теме научно-исследовательской работы.

3.3. Формами реализации обязательной НИД обучающихся, запланированной учебным планом образовательной программы, являются:

- отдельная дисциплина (модуль) и/или тип практики, предусмотренные учебным планом;

- компонент учебного занятия, предусмотренный рабочей программой дисциплины (модуля);

- самостоятельная работа исследовательского характера, предусмотренная рабочей программой дисциплины (модуля);

- индивидуальное задание исследовательского характера, выполняемое в соответствии с программой практики;

- раздел курсовой работы;

- раздел выпускной квалификационной работы;

- другие формы работы по усмотрению кафедр / отделений.

3.4. Формами реализации инициативной НИД обучающихся, выполняемой в свободное от образовательного процесса время, являются:

- участие в работе научных обществ, научных кружков, дискуссионных клубов, семинарах;

- участие в выполнении научно-исследовательских задач кафедры / отделения и отдельных научно-педагогических работников по научной тематике кафедры / отделения;

- выступление на научно-практических конференциях различного уровня, участие в их организации и проведении;

- участие в конкурсах научно-исследовательских работ обучающихся;

- подготовка и публикация тезисов докладов, научных статей;

- участие в фундаментальных и прикладных научно-исследовательских проектах и программах, в конкурсах на получение грантов в составе научного коллектива образовательной организации;

- другие формы работы по усмотрению кафедр / отделений.

3.5. Основные этапы НИД:

- планирование научно-исследовательской деятельности, включая ознакомление со спецификой научных школ образовательной организации, с приоритетными направлениями научных исследований в профессиональной области, с темами выпускных квалификационных работ;

- подбор научной литературы по теме исследования, ее изучение и анализ;

- составление плана проведения научно-исследовательской работы, содержащего перечень подлежащих выполнению работ и исследований с указанием сроков их выполнения;

- проведение научно-исследовательской работы в указанных формах реализации обязательной НИД обучающихся, запланированной учебным планом образовательной программы, а также инициативной НИД обучающихся, выполняемой в свободное от образовательного процесса время;

- контроль выполнения и оценивание научно-исследовательской деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: