1. Рекомендации по набору кадров в органы государственного управления.
Проанализировав в предыдущих главах набор кадров на государственную службу можно сделать выводы. Подбор персонала осуществляется в строгом соответствии с законодательной базой, устанавливающей определенные требования, предъявляемые к кандидатам.
В качестве рекомендаций по совершенствованию набора кадров в органы государственного управления для Министерства социальных отношений Челябинской области предлагается разработать программу «О сотрудничестве Министерства социальных отношений Челябинской области и Челябинского государственного университета по поступлению выпускников на государственную службу».
Программу «О сотрудничестве Министерства социальных отношений Челябинской области и Челябинского государственного университета по поступлению выпускников на государственную службу» необходимо разработать для того, чтобы кадровый резерв Министерства пополнился будущими молодыми квалифицированными специалистами, получившими глубокое представление о структуре и работе Министерства социальных отношений Челябинской области, в период прохождения практики, принимавшими участие в написании научных работ, разработке курсовых и дипломных проектов, интересующих Министерство.
Программа имеет конкретную направленность на сотрудничество Министерства социальных отношений Челябинской области и Челябинского государственного университета, а именно заполнение кадрового резерва Министерства социальных отношений Челябинской области, молодыми квалифицированными специалистами – выпускниками Челябинского государственного университета. Участие Министерства социальных отношений Челябинской области в трудоустройстве выпускников Челябинского государственного университета. Эффективное использование потенциала студентов, по следующим направлениям: прохождение производственных практик; заказы на выполнение курсовых проектов; заказы на выполнение дипломных проектов, позволяющих принимать участие студентов направленные на решение возникающих вопросов в организации работы внутри Министерства социальных отношений Челябинской области.
|
Актуальность программы обусловлена еще и тем, что она позволит:
- заполнить кадровый резерв органов государственного управления молодыми квалифицированными специалистами;
- значительно снизить риск невостребованности выпускников, повышая уровень профессионального образования до уровня требований работодателей;
- понизить уровень социальной напряженности, повышая качество профессионального образования в части расширения спектра профессиональных ключевых компетенций и формирование психологической, социальной и личной готовности выпускников к профессионально-трудовой деятельности в органах государственного управления;
- в экономическом аспекте программа будет способствовать созданию качественного, последовательного процесса подготовки и трудоустройства компетентного специалиста и позиционированию его как ресурса социально-экономического развития.
Для реализации программы «О сотрудничестве Министерства социальных отношений Челябинской области и Челябинского государственного университета по поступлению выпускников на государственную службу» необходимо разработать паспорт.
|
ПАСПОРТ
программы «О сотрудничестве Министерства социальных отношений Челябинской области и Челябинского государственного университета по поступлению выпускников на государственную службу» на 2012 - 2014 гг.
Наименование программы | Программа «О сотрудничестве Министерства социальных отношений Челябинской области и Челябинского государственного университета по поступлению выпускников на государственную службу» на 2012 - 2014 гг. |
Координатор программы | Специалист отдела кадров, отвечающий за кадровое обеспечение Министерства социальных отношений Челябинской области. |
Основной разработчик программы | Министерство социальных отношений Челябинской области. |
Цель программы | Совершенствование кадрового обеспечения органов государственного управления в Министерстве социальных отношений Челябинской области. |
Задачи программы | 1) Заполнение кадрового резерва Министерства социальных отношений Челябинской области, молодыми квалифицированными специалистами – выпускниками Челябинского государственного университета. 2) Участие Министерства социальных отношений Челябинской области в трудоустройстве выпускников Челябинского государственного университета 3) Сотрудничество Министерство социальных отношений Челябинской области с Челябинским государственным университетом; эффективное использование потенциала студентов, по следующим направлениям: прохождение производственных практик; заказы на выполнение курсовых проектов; заказы на выполнение дипломных проектов, позволяющих принимать участие студентов направленные на решение возникающих вопросов в организации работы внутри Министерства социальных отношений Челябинской области. | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы | 1) Количество и доля заключенных договоров (на прохождение практики с последующим трудоустройством) с государственными структурами. 2) Удельный вес трудоустроенных студентов/выпускников 3) Количество студентов и выпускников, участвующих в разработке тем и написании курсовых проектов и дипломных работ, направленных на решение вопросов организации работы внутри Министерства социальных отношений Челябинской области. | |
Сроки и этапы реализации программы | Программа будет реализована в 2012 - 2014 годах в 2 этапа. 1) На первом этапе (2012 - 2013 годы) будет разработан и заключен договор о сотрудничестве Министерства социальных отношений Челябинской области и Челябинского государственного университета. Разработаны и сформированы вопросы для студентов, которые были бы использованы при написании курсовых проектов и дипломных работ в помощь организации работы внутри Министерства социальных отношений Челябинской области. 2) В результате выполнения первого этапа будут получены устойчивые взаимоотношения Министерства социальных отношений Челябинской области и Челябинского государственного университета, студенты получат возможность прохождения практики и написания курсовых проектов, касающихся работы Министерства социальных отношений Челябинской области с возможным последующим трудоустройством в указанной структуре государственной службы. | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели её эффективности | 1) Заключение договора сотрудничества Министерства социальных отношений и Челябинского государственного университета. 2) Разработаны и сформированы вопросы для студентов, которые были бы использованы при написании курсовых проектов и дипломных работ в помощь организации работы внутри Министерства социальных отношений Челябинской области. 3) Трудоустройство выпускников Челябинского государственного университета в Министерство социальных отношений Челябинской области. |
|
Контроль за ходом деятельности реализации программы осуществляет Министр.
Таким образом, программа носит комплексный характер и направлена на реализацию нескольких приоритетных направлений развития взаимодействия Министерства и университета.
Этапы реализации программы «О сотрудничестве Министерства социальных отношений Челябинской области и Челябинского государственного университета по поступлению выпускников на государственную службу» разбиты на два этапа. На первом этапе (2012 - 2013 годы) будет разработан и заключен договор о сотрудничестве Министерства социальных отношений Челябинской области и Челябинского государственного университета. Итак, ниже разработан договор программы:
ДОГОВОР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ И ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
«____» _____________ 20__ г. г. ЧЕЛЯБИНСК N ___________
Министерство социальных отношений Челябинской области, в лице Министра Гехт Ирины Альфредовны, действующего на основании Устава, именуемый в дальнейшем «Минсоцотношений» с одной стороны, и государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет», в лице декана факультета «Управления» Максимова Василия Петровича, действующего на основании Устава, именуемый в дальнейшем «Университет», с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.
1. Основной целью сотрудничества по настоящему договору является установление долгосрочных связей по подготовке молодых специалистов по своим знаниям и умению, отвечающих требованиям и специфике Минсоцотношений.
2. В рамках настоящего договора стороны принимают на себя конкретные реально-исполнимые обязательства, основанные на принципах взаимоуважения, целесообразности и взаимной выгоды.
3. В случае необходимости в рамках настоящего договора стороны заключают дополнительные соглашения, являющиеся его неотъемлемой частью.
4. В рамках настоящего договора Университет готов оказывать Минсоцотношений следующие виды услуг:
4.1. Подбор кадров для Минсоцотношений из числа студентов-выпускников Университета в соответствии с заявками Минсоцотношений, подаваемыми (уточняемыми) ежегодно по форме, установленной в Приложении 5 к настоящему договору.
4.2. Предоставление возможности разработки научных тем в рамках дипломного и курсового проектирования студентов.
4.3. Направление студентов в Минсоцотношений для прохождения производственной (преддипломной) практики в соответствии с ежегодными заявками, заполненными по установленной форме (Приложение 6 к договору).
4.4. Проведение постоянного мониторинга Минсоцотношений о качестве подготовки специалистов.
4.5. Обучение персонала Минсоцотношений (семинары и другие формы обучения в соответствии с дополнительными договорами).
4.6. Проведение исследовательских работ по заказам Минсоцотношений (в соответствии с дополнительным договором на проведение данного вида работ).
5. В рамках настоящего договора Минсоцотношений готово осуществлять сотрудничество в следующих направлениях:
5.1. Способствовать трудоустройству студентов, наилучшим образом проявивших себя в учебном процессе и в ходе производственных практик на данном Минсоцотношений.
5.2. Принимать студентов на производственную (преддипломную) практику в соответствии с ежегодными заявками, заполненными по установленной форме (Приложение 6 к договору), типовым договором и календарным планом проведения производственной практики.
5.3. Предоставлять необходимую информацию студентам, выполняющим по заказу Минсоцотношений научные темы в рамках курсового и дипломного проектирования.
5.4. Принимать участие в ежегодном мониторинге качества подготовки специалистов.
5.5. Предоставлять Университету и его студентам достоверную информацию о деятельности Минсоцотношений.
7. Заявка, указанная в п. 4.1 настоящего договора, направляется Минсоцотношений на имя декана факультета «Управления» Челябинского государственного управленияи содержит в себе следующие обязательные положения:
- какое количество студентов необходимо подобрать с целью прохождения практик и возможно последующего трудоустройства в Минсоцотношений;
- на какие должности будут трудоустроены выпускники Университета;
- существенные конкретизированные условия трудового договора, заключаемого в будущем между Минсоцотношений и выпускником Университета;
- другие, по мнению Предприятия, существенные положения.
8. Заявка, указанная в п. 4.1 договора должна быть составлена и подписана (согласована) в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждой из сторон.
9. Заявка, указанная в п. 4.3 настоящего договора, направляется на имя декана факультета «Управления» Челябинского государственного университета. Должна содержать в себе следующие основные положения:
- количество лиц, необходимое для прохождения преддипломной практики в Минсоцотношений, с указанием их конкретных специальностей;
- время начала и окончания преддипломной практики;
- социальные гарантии для лиц, проходящих преддипломную практику;
- другие, по мнению Минсоцотношений, существенные положения.
10. Заявка, указанная в п. 4.3 договора должна быть составлена и подписана (согласована) в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждой из сторон.
11. Ответственность сторон по настоящему договору наступает только в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.
12. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий настоящего договора все споры и разногласия решаются в установленном законом порядке.
13. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами, т.е. с 2012 и действует до 2014.
14. Каждая из сторон в любое время вправе отказаться от настоящего договора, предупредив об этом другую сторону не позднее, чем за три месяца до начала нового учебного года.
Таким образом, кадровая ситуация в Министерстве социальных отношений Челябинской области практически стабильна, но нуждается в доработках некоторых вопросах по кадровому обеспечению, поэтому создание программы «О сотрудничестве Министерства социальных отношений Челябинской области и Челябинского государственного университета по поступлению выпускников на государственную службу» только улучшит ситуацию кадрового обеспечения и работу внутри Министерства в целом.
План мероприятий для реализации предложенных рекомендаций
Предлагается разработать в Министерстве социальных отношений Челябинской области положение программы «О сотрудничестве Министерства социальных отношений Челябинской области и Челябинского государственного университета по поступлению выпускников на государственную службу».
Положение программы «О сотрудничестве Министерства социальных отношений Челябинской области и Челябинского государственного университета по поступлению выпускников на государственную службу»
Общие положения.
1. Разработка договора о сотрудничестве Министерства социальных отношений Челябинской области и Челябинского государственного университета.
1.1 Основной целью сотрудничества по настоящему договору является установление долгосрочных связей по подготовке молодых специалистов по своим знаниям и умению, отвечающих требованиям и специфике производственных условий Министерства.
1.2 В рамках настоящего договора стороны принимают на себя конкретные реально-исполнимые обязательства, основанные на принципах взаимоуважения, целесообразности и взаимной выгоды.
1.3 В случае необходимости в рамках настоящего договора стороны заключают дополнительные соглашения, являющиеся его неотъемлемой частью.
1.4 Подбор и предварительное закрепление кадров для Министерства из числа студентов-выпускников Университета на должности, необходимые для производственного процесса, в соответствии с заявками Министерства.
1.5 В рамках настоящего договора Министерство готово осуществлять способствовать трудоустройству студентов, наилучшим образом проявивших себя в учебном процессе и в ходе производственных практик на данном Министерстве.
2. Поступление выпускников на государственную службу в Министерство социальных отношений осуществляется с целью углубления теоретической и специальной подготовки для работы в сфере государственной власти и управления, совершенствования профессиональных и деловых качеств, проверки практических и организаторских способностей для более эффективной работы служащего на занимаемой должности.
2.1 Период адаптации выпускников представляет собой одну из форм приобретения стажа работы и практических навыков с помощью производственных и преддипломных практик.
2.2 Практика выпускников Челябинского государственного университета проводится в Министерстве социальных отношений Челябинской области.
2.3 Практика может быть от 2 до 8 недель.
2.4 Конкретные сроки практики устанавливаются Челябинским государственным университетом факультета «Управления» и руководителем государственного органа в зависимости от поставленных целей и задач, а также степени теоретической и практической подготовки служащего.
Условия проведение адаптационного периода выпускников на государственную службу.
3. Практика проводится по следующим направлениям:
- изучение лучшего опыта, новых методов организации и управления;
- изучение опыта работы профильного структурного подразделения государственного органа;
- непосредственное участие в работе государственного органа, в том числе на конкретных должностях.
3.1 Расходы, связанные с направлением студента-выпускника на практику или в последующем трудоустройство, возмещаются направляющим государственным органом в установленном порядке.
Требования к студентам-выпускникам.
4. Отбор стажеров проводится из числа выпускников по специальностям, связанным с деятельностью Министерства социальных отношений Челябинской области, то есть государственное и муниципальное управление.
Организация и прохождение практики или в последующем трудоустройство.
4.1 Общее руководство возлагается на отдел кадров, направляющего и принимающего государственных органов.
4.2 Руководители государственных органов по предложению кадровых служб:
- определяют перечень отделов для организации практики, в связи со специализированностью студента-выпускника;
- определяют конкретные цели и задачи практики, устанавливают ее продолжительность;
- разрабатывают программы по практике по группам специальностей и должностей;
- обеспечивают условия для выполнения плана пратики;
- осуществляют контроль за организацией и прохождением практики;
- участвуют в подведении итогов практики.
5. Направление выпускника на государственную службу оформляется приказом руководителя государственного органа.
6. На период практики (период адаптации) служащий прикрепляется к одному из специалистов или выполняет функции бывшего государственного служащего.
7. Служащий во время прохождения практики или в последующем трудоустройство обязан:
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
- выполнять план практики;
- готовить отчетные материалы.
9. Каждому выпускнику приказом руководителя принимающего государственного органа из числа высококвалифицированных специалистов назначается руководитель-консультант.
10. Руководитель-консультант практики:
- Руководитель-консультант практики может быть одним из специалистов или начальником отдела кадров Министерства социальных отношений Челябинской области;
- разрабатывает на основании программы совместно со студентом-выпускником план практики и представляет его на утверждение руководителю принимающего государственного органа;
- знакомит студента-выпускника с условиями и особенностями предстоящей работы или выполнения заданий;
- студента-выпускника содействие в выполнении поставленных задач;
- контролирует выполнение плана практики;
- поручает студента-выпускника конкретные задания;
- организует обмен опытом, консультации со специалистами, периодические собеседования с руководством принимающего государственного органа о ходе практики;
- готовит характеристику-отзыв на практиканта.
11. План практики включает мероприятия по ознакомлению и участию студента-выпускника в текущей работе принимающего государственного органа, подготовке проектов документов по решению конкретных проблем, повышению уровня управленческих и правовых знаний, изучению стиля и опыта работы лучших специалистов, расширению кругозора и масштаба мышления в области практики государственного управления и т.п.
Подведение итогов практики
12. После завершения стажировки стажеру должны быть выданы:
- характеристика-отзыв, подписанная руководителем-консультантом, которая должна отражать степень достижения стажером поставленных целей и задач, проявленные профессиональные, деловые и личные качества, проявленную активность в овладении знаниями и опытом, рекомендации по дальнейшему использованию служащего и т.п.;
14. Кандидаты должны предоставить следующие документы:
- правильно заполненная форма заявления на прохождение практики с печатью, датой и подписью;
- список пройденных дисциплин, копия выписки с оценками или диплома;
- письменный экземпляр своего исследования или резюме своего научного труда;
- подтверждение прохождения соответствующего обучения в вузе;
15. Отобранные кандидаты оповещаются примерно за месяц до начала программы. В связи с большим количеством заявок, Министерство социальных отношений Челябинской области не может информировать не прошедших отбор кандидатов. Последние могут подавать повторную заявку на последующий период.
А также к положению прилагается разработать план мероприятий.
План основных мероприятия, предусмотренные программой «О сотрудничестве Министерства социальных отношений Челябинской области и Челябинского государственного университета по поступлению выпускников на государственную службу»
№ | Наименования мероприятия | Сроки исполнения | Ответственный исполнитель |
1. | Определение принципов в формировании программы «О сотрудничестве Министерства социальных отношений Челябинской области и Челябинского государственного университета по поступлению выпускников на государственную службу» | В течении месяца | Начальник отдела кадров |
2. | Разработка договора о сотрудничестве Министерства социальных отношений Челябинской области и Челябинского государственного университета | 1-5 день | Главный специалист отдела кадров Министерства социальных отношений Челябинской области |
2. | Разработка перечня требований и критериев к кандидатам в резерв управленческих кадров | 1-5 день | Главный специалист отдела кадров Министерства социальных отношений Челябинской области |
3. | Разработка и утверждение порядка отбора выпускников в Челябинском государственном университете, на базе которых могут осуществляться: отбор кандидатов для включения в кадровый резерв | В течение года | Зам. Декана факультета «Управления» Челябинского государственного университета |
4. | Прием заявлений, от лиц претендующих попасть в кадровый резерв | В течение года | Специалист отдела кадров |
5. | Формирование списков кандидатов для включения в резерв управленческих кадров | В течение месяца | Специалист отдела кадров |
6. | Разработка и утверждение методов по отбору кандидатов в резерв управленческих кадров. | 1-8 день | Начальник отдела кадров |
7. | Организация конкурса в резерв выпускников | 4-14 день | Специалист отдела кадров |
8. | Размещение объявления о проведении конкурса на включение в кадровый резерв управленческих кадров; | 1 день | Специалист отдела кадров |
9. | Утверждение формы анкеты для кандидатов в резерв управленческих кадров; | 4-5 день | Начальник отдела кадров |
10. | Разработка и утверждение списка документов, которые необходимо представить кандидатам для участия в конкурсе в резерв управленческих кадров. | 1-5 день | Главный специалист отдела кадров |
11. | Проведение конкурса в резерв управленческих кадров | 5-15 день | Начальник отдела кадров |
12. | Проверка документов, представленных кандидатами | 5-8 день | Главный специалист отдела кадров |
13. | Принятие решения о допуске кандидатов к участию в конкурсе в программе «О сотрудничестве Министерства социальных отношений Челябинской области и Челябинского государственного университета по поступлению выпускников на государственную службу» | 9 день | Начальник отдела кадров |
14. | Оценка профессиональных и личностных качеств кандидатов с использованием различных методов, включающих индивидуальное собеседование, тестирование, написание рефератов, анкетирование и другое | 5-30 день | Главный специалист отдела кадров |
15. | Получение письменного согласия кандидатов на обработку их персональных данных | 1-5 день | Начальник отдела кадров |
16. | Издание правового акта о включении в резерв управленческих кадров. | 5-30 день | Заместитель Министра Министерства социальных отношений Челябинской области |
17. | Назначение должностного лица, ответственного за ведение информационной базы данных на резервистов, включенных в резерв управленческих кадров Министерства социальных отношений Челябинской области | Один день | Начальник отдела кадров Министерства социальных отношений Челябинской области |
18. | Внесение персональных данных резервистов, включенных в резерв, в информационную базу. | 15-20 день | Ведущий специалист отдела кадров Министерства социальных отношений Челябинской области |
19. | Поддержание в актуальном режиме информационной базы | В течение года | специалист отдела кадров Министерства социальных отношений Челябинской области |
20. | Проверка еженедельных отчетов выпускников поступивших на государственную службу | В течение года | Главный специалист отдела кадров Министерства социальных отношений Челябинской области |
21. | Проведение бесед, семинаров с резервистами | В течение года | Начальники отделов Министерства социальных отношений Челябинской области |
22. | Проведение систематических проверок за деятельностью выпускников поступивших на государственную службу в Министерство социальных отношений | В течение года | Начальник отдела кадров Министерства социальных отношений Челябинской области |
23. | Контроль за выполнение плана мероприятий | В течение года | Заместитель Министра Министерства социальных отношений Челябинской области |
Организацию реализации программы и контроль за ходом выполнения предусмотренных мероприятий осуществляет исполнитель программы – Министерство социальных отношений Челябинской области. Исполнитель программы рассматривает материалы о ходе ее реализации и ежегодно уточняет мероприятия, предусмотренные программой, утверждает развернутый перечень мероприятий.