Первая фаза - гипермобилизация сопровождается снижением точности движений, что может вызвать неверные реакции иди привести к ошибкам.




Опасная ситуация - это обстановка с высокой вероятностью несчастного случая. Поведение людей в опасной ситуации различно. У некоторых людей ощущение угрозы превращается в чувство обреченности, делает человека совершенно беспомощным и неспособным к активной защите. Эффект неожиданности может притупить внимание и восприятие, повлиять на процесс мышления и вызвать растерянность, что приводит к неадеккватному выполнению жизнеспасающих действий. У других людей угрожающая обстановка способна вызвать общий подъем душевных и физических сил, мобилизацию активности и возможностей для изменения опасной ситуации или ухода от нее. В опасной ситуации эмоциональное состояние человека характеризуется повышенной напряженностью - стрессом. Под стрессом (stress - англ. - давление, нажим, напряжение) принято понимать состояние психической напряженности, вызванное трудностями, опасностями, возникающими у человека при решении важной для него задачи. Стресс проявляется как необходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он состоит в росте биоэлектрической активности мозга, в повышении частоты сердцебиений, росте давления, расширении кровеносных сосудов, т.е. в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в экстремальных условиях. Стресс оказывает положительное влияние на результаты труда и способствует преодолению возникших препятствий лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня.

Опасная ситуация в которой может оказаться человек, как правило вызывают у него психоэмоциональную напряженность. Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией резервов организма, способна вызвать общий подъем духовных и физических сил, у других снижением и даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, превращается в чувство обреченности, делает человека совершенно беспомощным и не способным к активной защите. У части людей самосохранение превращается в бегство от угрожающих обстоятельств и опасных факторов окружающей среды (паника), у других наоборот мобилизуется готовность к ответным действиям, убежденности в возможности преодоления опасности. Поэтому в любой экстремальной ситуации нельзя паниковать, так как ваши действия будут основаны на нетрезвом расчете, но также нельзя рассчитывать только на свои силы и идти на необдуманные поступки, внушая себе, что ты все сможешь. У многих людей происходит "сужение сознания", происходят нейрогуморальные сдвиги, которые повышают импульсивную (часто неадекватную обстоятельствам) активность, снижается логичность и критичность мышления, неадекватно отражаются обстоятельства угрожающей ситуации. Чувство тревоги гиперболизируется, переходя в страх и даже ужас, эмоции приобретают астенический характер: возникает физическая слабость, неподвижность или хаотичность движений. В условиях толпы может возникнуть массовый аффект - паника, быстро распространяющаяся по механизму психического заражения. Зависит это от психологических особенностей каждого организма, в конечном счете, от его эмоционально-волевой устойчивости, которая определяет готовность к осознанным, уверенным и расчетливым действиям в любых критических моментах. Психологическое воздействие опасных ситуаций проявляется у людей неоднозначно, представляет индивидуально выраженную личностную реакцию и, самое главное, восприятие человеком чувства угрозы может быть полностью преодолено путем специальной подготовки. Всё это требует от человека сознательного отношения к развитию своих эмоционально-волевых качеств. Большую роль в этом играют методы эмоционально-волевой саморегуляции: самоубеждение, самоприказ, волевая саморегуляция. С помощью самоубеждения можно регулировать психическое состояние, поступки как путем осуждения себя и своих поступков, так и путем одобрения и побуждения к изменению их. Самоубеждение как правило, применяется в тех случаях, когда человек в общем положительно воспринимает какую-то идею, но у него не хватает решительности претворить ее в жизнь. Действенным приемом для выработки самообладания и умения управлять собой в экстремальных условиях является самоприказ, т.е. приказ самому себе. Самоприказ подчиняет деятельность человека и направляет ее в заданное русло целесообразности. Он срабатывает тогда, когда человек умеет конкретизировать свои мысли, следует своему слову. Самовнушение, как и любое внушение, основывается прежде всего на воображении человека. С помощью специальных приемов самовнушения удается сознательно, волевыми усилиями снять неверное напряжение, чувство тревоги, страха перед аварийной ситуацией.

В опасной ситуации в организме развивается так называемый процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Поведение человека в аварийных ситуациях подчиняется определенным закономерностям, и, как правило, проходит несколько фаз.

Первая фаза - гипермобилизация сопровождается снижением точности движений, что может вызвать неверные реакции иди привести к ошибкам.

Вторая фаза - потеря ориентации. Рабочий перестает замечать важные показатели работы машины, нарушается контроль над процессом труда, неверно оценивается поступающая информация.

Третья фаза - нарушение соотношения между основными и второстепенными действиями. Для выхода из аварийной ситуации необходимы четкие действия, направленные на уменьшение или ликвидацию основной опасности, но в состоянии стресса у человека снижается внимание к главным в данной ситуации задачам, и он начинает заниматься мелочами. В конечном итоге это приводит к распаду структуры операций. При этом нарушение последовательности операций, сосредоточение внимания человека на выполнении отдельной операции не способствуют поиску путей выхода из аварийной ситуации.

Четвертая фаза - обострение оборонительных реакций и отказ. По мере усложнения ситуации обостряются оборонительные реакции, а с ростом неудач понижаются волевые функции по преодолению возникших трудностей. В таких условиях у человека появляется склонность возложить вину за все неудачи на плохо работающую технику или на других людей, работающих с ним. Вместо того чтобы прилагать усилия для разрешения аварийной ситуации, у рабочего складывается «эгоцентрическая» интерпретация событий, его начинают беспокоить уже не возникшие трудности, а то, как другие отнесутся к волнующей его неудаче. Все его устремления направляются на то, чтобы скрыть эту неудачу, ее последствия от товарищей, руководства. При дальнейшем обострении стресса возможен отказ, когда мобилизация сил сменяется апатией.

Поведение человека в опасных ситуациях определяется и психологической готовностью к деятельности. Различают заблаговременную - общую (или длительную) готовность и временную - ситуативную готовность.

Общая готовность представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На ее основе возникает готовность к выполнению тех или иных текущих задач.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: