Мечеть Кул Шариф (список юнеско)




Сарай Бату (Старый Сарай), столица Золотой Орды, Астраханская область.

Сарай-дворец(перевод)

Сарай Бату (Старый Сарай) – это столица Золотой Орды, средневековый город на реке Ахтуба, находится в 80 километрах от города Астрахань, в районе поселка Селитренное Харабалинского района.

Древний город Сарай Бату был основан ханом Бату в 1250 году. Хан Бату (монг. Бат Хан) был внуком Чингисхана, на Руси его называли Батый. От его имени и появилось название города Сарай Бату, столицы Золотой Орды. Изначально на месте древнего города была построена обычная ставка для кочевников, лишь спустя годы она обросла новыми постройками и сооружениями, превратившись в город. Хотя Старый Сарай и был политическим центром Золотой Орды, экономическим центром он стал не сразу.

Центральная часть столицы Золотой Орды занимала площадь примерно 10 кв. км, остальная территория вокруг была застроена поместьями и усадьбами, и это еще примерно 20 кв. км. Во время процветания город Сарай Бату считался невероятно огромным. В нем проживало около 75 тысяч человек из различных этнических групп. Многонациональное население включало в себя монголов, русских, кыпчаков, аланов, черкесов, булгаров. Каждая этническая группа селилась в отдельном квартале, где была развита вся инфраструктура (школы, церкви, базары, кладбище). Ремесленники, такие как гончары, кузнецы, стеклодувы, ювелиры, селились отдельно, создавая свои кварталы.

Дворцы богатых людей и общественные здания в городе Сарай Бату строились исключительно из обожженного кирпича с использованием известнякового раствора в качестве связующего материала. Дома обычных людей были построены из более дешевого и доступного материала: сырцового кирпича и дерева. Интересно то, что в столь древние времена Старый Сарай имел канализацию и систему водоснабжения, а некоторые здания даже имели центральное отопление.

История города Сарай Бату (Старый Сарай).

Самым красивым и величественным в столице Золотой Орды был, конечно же, дворец хана, украшенный настоящим золотом. В 1261 году Сарай Бату в Астраханской области стал центром Сарайской епархии Русской церкви, а спустя 50 лет – католического епископства. Охранных сооружений в городе не было, но в период междоусобных войн в середине XIV века, город был обнесен невысоким валом. Сарай Бату сильно пострадал во времена «Великой замятни» в 1359-1380 годах. В эти годы наблюдался огромный экономический и политический кризис в Золотой Орде. Одни историки связывают это явление с династическим кризисом — смерть Бердибека, последнего внука Бату-хана, явилась катализатором данного явления. Другие историки говорят о том, что во времена «Великой Замятни» сменилось более 25 ханов на золотоордынском престоле, многие улусы предприняли попытки стать независимыми, поэтому все эти факторы ослабили контроль Золотой Орды над Русью. Внутри династии начались раздоры и разногласия, чем воспользовались враги.

Окончательно город Сарай Бату пришел в упадок к концу XV века. Набеги врагов, природные катаклизмы и время разрушили столицу Золотой Орды. Интересный факт: кирпич с развалин города Сарай Бату использовали при строительстве астраханского кремля.

Спустя столетия, в 1965 году, начались первые раскопки этого уникального древнего города. Археологи сделали величайшее открытие, были найдены строения с убранством, металлические и стеклянные изделия, оружие и предметы быта, древние монеты, отчеканенные во время расцвета Золотой Орды.

Изначально предполагалось открыть на месте раскопок музей. Но в 2010 году Сарай Бату был полностью реконструирован специально для масштабных съемок художественного фильма «Святитель Алексий». После завершения съемок фильма было принято решение об использовании возрожденного города в качестве туристического объекта. Действительно, когда попадаешь в столицу Золотой Орды Сарай Бату, город поражает максимальной исторической достоверностью, которую помогли воссоздать археологи благодаря своей длительной и кропотливой работе.

Мечеть Кул Шариф (список юнеско)

главная соборная мечеть Республики Татарстан находится на территории Казанского кремля. Она воссоздает облик главной мечети Казанского ханства, разрушенной во время взятия Казани Иваном Грозным.

Кул Шариф был сеидом, то есть потомком пророка Мухаммеда, воином, поэтом и мыслителем.

Название было дано как память о последнем имаме Казани Кул-Шарифе. Он действительно жил во времена Казанского ханства, об этом свидетельствуют как исторические хроники, так и память народа. Для татар он был великим человеком, его называли "сеид", что у мусульман означает почетный титул для потомков пророка Мухаммеда. Поэтому название мечети его именем неудивительно.

Уже летом 1551 года Казань вновь была взята в кольцо войсками Ивана Грозного. Верховному сеиду Кул Шарифу пришлось выступить дипломатом и отправиться к русским воеводам — бить челом о спасении города. В результате тяжелых переговоров послы приняли условия Москвы, среди которых было и требование выдать правительницу Сююмбике с сыном. Но переговоры лишь отсрочили нападение русских войск. В октябре 1552 года, после изнурительной осады, русские перешли в наступление и прорвали оборону Казани. Главная битва состоялась у стен мечети ханского кремля. Народные предания гласят, что Кул Шариф возглавил отряд из преданных ему молодых дервишей и суфиев и оборонял крепость, пока, отступая, не был заколот на крыше медресе, откуда упал вниз.

Мечеть была сожжена дотла. Но, согласно легенде, очертания той сгоревшей в огне деревянной мечети настолько поразили захватчиков, что было решено увековечить память о ней в облике собора Василия Блаженного в Москве, построенного в честь взятия Казани. Летописи сообщают, что величественная соборная мечеть напоминала эмирский дворец «Казык Йорты». Вокруг купола, символизирующего единую власть хана, взмывали в небо восемь остроглавых минаретов как напоминание о восьми провинциях Волжской Булгарии. Их навершия венчали серебряные круторогие месяцы — символ власти Всевышнего.

Воссоздание мечети

В середине 1990-х «в целях сохранения исторической преемственности» было решено воссоздать величественное строение как одну из главных доминант Казанского кремля. Наряду с Благовещенским собором, мечеть Кул Шариф является символом воссоединения двух главных религий Казани — православия и мусульманства, что было признано важным аргументом при включении Кремля в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Открытая в 2005 году мечеть представляет собой симметричное здание, в основании которого — два пересеченных под углом 45 градусов квадрата: известный мусульманский символ бисмилла («во имя Аллаха»). На вершине конструкции из восьми пересекающихся стрельчатых арок покоится купол в форме Казанской шапки — короны ханов, хранящейся сейчас в Оружейной палате Московского Кремля. Четыре основных минарета высотой 55 метров и четыре малых сияют, как и встарь, серебряными полумесяцами. Помимо самой мечети, комплекс включает в себя музеи исламской культуры Поволжья и древней рукописи, библиотеку, издательский центр и управление имама.

Вместимость здания - 1,5 тысячи человек, а площадь перед ней может вместить еще 10 тысяч молящихся. Зелеными квадратами на асфальте обозначены места для молящихся.

Красоту интерьеру придают лепнина, витражи, мозаика. Ковры на полу мечети - подарок правительства Ирана, а цветная хрустальная люстра весом около двух тонн была сделана в Чехии.

Чтобы посетить здание, нужно придерживаться некоторых правил:

 закрытая одежда, голова, все тело должно быть покрытым;

 отсутствие обуви, каждый разувается перед входом в здание, можно надеть бахилы на ноги;

 во время молитвы нельзя мешать молящимся, женщинам нельзя проходить на мужскую половину, они молятся на втором этаже;

 нужно проявлять толерантность к окружающим, верующим людям. Не торопить их, не шуметь, не фотографировать людей во время молитвы;

 наблюдать за молящимися можно с одной из двух смотровых площадок для экскурсионных групп и индивидуальных туристов.

Посещение самой мечети бесплатно, а за вход в музей исламской истории, расположенный на цокольном этаже, взрослые платят 50 рублей, студенты и пенсионеры - 40 рублей, школьники – 20 рублей.

В мечети Кул Шариф можно проводить никах - исламское бракосочетание по шариату. В связи с ростом популярности проведения никаха в стенах здания рекомендуется выбрать дату как минимум за 3 месяца до события.

Ника́х - в исламском семейном праве брак, заключаемый между мужчиной и женщиной. Для того, чтобы брак был действительным, необходимо выполнить ряд условий. Супруг должен быть совершеннолетним мусульманином и не подпадать под категорию махрам(близкий родственник, за которого женщина не имеет права выходить замуж). Мужчинам разрешено жениться только на мусульманках, христианках и иудейках.

Бракосочетание состоит из нескольких этапов: сговор, сватовство (хитба); передача невесты в дом жениха (зифаф); свадебное торжество (урс, валима); фактическое вступление в брачные отношения (никах). Обязательными условиями бракосочетания считаются согласие на бракосочетание, наличие свидетелей, уплата махра, содержание жены и хорошее обращение с ней, исполнение супружеских обязанностей и содержание детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: