Последование великого повечерия в Великом посту
1-я часть Свящ в епитрахили перед цар. вратами при закрытой завесе творит начало: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный...» по «Отче наш...», «Господи; помилуй» (12), «Приидите, поклонимся...» псалом 4-й – внегда призвати ми, 6-й- Господи, да ни яростию Твоею, 12-й- доколе, Господи забудеши мя до конца, 24-й- к Тебе Господи воздвигох душу мою, 30-й – на Тя, Господи, уповах и 90-й.[1] «Слава, и ныне,Аллилуиа (3). Господи, помилуй (3). Хор: «С нами Бог, разумейте языцы...» со стихами и припевом: «Яко с нами Бог». Чтец читает тропари: «День прешед, благодарю Тя, Господи...», «Слава: День прешед, славословлю Тя, Владыко...», «И ныне: День прешед, славословлю Тя, Святый...», «Верую...». Свящ (перед царскими вратами) возглашает: «Пресвятая Владычице Богородице...», «Вся небесная сила святых Ангел и Архангел...» и прочие тропари (с поклонами). Хор повторяет (эти тропари помещены в Великом повечерии наряду[2]). Чтец: Трисвятое по «Отче наш» и тропари: в понедельник и среду вечера – «Просвети очи мои...» и пр., во вторник и четверг – «Невидимых враг моих» и проч. Субботнее Великое повечерие в пятницу вечером имеет особые тропари.[3] После тропарей – «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших...», и молитва свт. Вас. Великого: «Господи, избавлей нас...» 2-я часть Чтец: «Приидите, поклонимся...», пс. 50-й, 101-й – «Господи, услыши молитву мою» и молитву Манассии, затем Трисвятое по «Отче наш...». Хор: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас...», «Слава: Господи, помилуй нас...», «И ныне: Милосердия двери отверзи нам...».[4] Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую». И молитва: «Владыко Боже, Отче Вседержителю...». З-часть Чтец: «Приидите, поклонимся...», псалом 69-й- «Боже, в помощь мою вонми» и 142-й – «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое», затем вседневное славословие и каноны Богородицы и святого Минеи (если нет канона святого Андрея Критского).[5] После канона поется «Достойно есть...», а затем, по Трисвятом и «Отче наш...», – «Господи сил, с нами буди...» со стихами.[6] Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время...», «Честнейшую...». свящ После возгласа; «Боже, ущедри ны...» произносит молитву святого Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами – 4 земными и 12 малыми). чтец – Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12) и молитва: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...». «Преславная Приснодево; Упование мое Отец...». Свящ: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне; Господи, помилуй (3). Благослови». Свящ (стоя) читает молитву: «Владыко Многомилостиве...»[7]. В это время все молящиеся преклоняются до земли, а священник произносит слова: «Благословите, отцы святыми...», после чего делает земной поклон[8] и, поворачиваясь лицом к алтарю, произносит ектенью: «Помолимся о великом господине и Отце нашем...» и в конце: «Рцем и о них». Хор: «Господи, помилуй» (3). Свящ: «Молитвами святых отец наших...». Хор: «Аминь». Примечание: 1. На Великом повечерии в пятницу Великого поста молитва святого Ефрема Сирина (с поклонами) опускается, а также конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12). Окончание Великого повечерия в таких случаях после канонов будет следующее: «Достойно есть...», Трисвятое по «Отче наш...», кондак, «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время», «Слава, и ныне», «Честнейшую...», «Именем Господним благослови, отче». «Молитвами святых отец...»; 2. но если святой полиелейный, то будет 3 великих поклона.[9] После поклонов – Трисвятое по «Отче наш» и 12 раз «Господи, помилуй» опускается, но сразу читается «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое Отец...», «Слава Тебе, Христе Боже...», Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды), Благослови». Отпуст малый: «Христос истинный Бог наш...». «Аминь». Обычное прошение и ектенья: «Помолимся о великом Господине и Отце нашем...» и т.д. В конце: «Молитвами святых отец...». «Аминь» (см.: Розанов. Цит. соч., с. 543-544). |
Особенности великопостной утрени
|
|
Первая часть утрени, если нет бдения — двупсалмие. Во св. Четыредесятницу есть дополнительные молитвы: 1.В начале двупсалмия добавляется Трисвятое по Отче наш. По возгласе "Благословен Бог наш"на yтрени вне Постачтец сразy начинает: "Аминь. Приидите, поклонимся..." и двyпсалмие. 2.Шестопсалмие: Согласно yставy, священник исходит на чтение yтренних молитв не в начала 4-го псалма шестопсалмия, а в начале 5-го. Отсюда вывод: Постом шестопсалмие читается более неспешно, чем вне Поста, так что yспевают прочитать 12 yтренних молитв во время чтения всего лишь двyх последних псалмов 3.и великая ектенья — как обычно, 4.а дальше наступает момент, который отличает постный порядок от обычного: Аллилуйя со стихами - стихи эти взяты из книги пророка Исаии, глава 26. Служба с Аллилуйя противоположна службе с Бог Господь. Аллилуйя является песнопением не менее радостным, чем Бог Господь, в нем воссылается хвала Богу в наиболее общей форме — "Хвалите Господа", "Слава Богу", "Хвала Всевышнему". Но Бог Господь — более праздничное песнопение: Господь пришел к нам на землю спасать нас, Мессия явился, и мы Его встречаем. Аллилуйя, как более скромное песнопение, лучше подходит к порядку великопостных служб. Аллилуйя поется с четырьмя стихами. Поется не "Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя, Слава Тебе, Боже", а просто "Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя", четыре раза, потому что здесь четыре стиха, как и к Бог Господь. Это первая особенность великопостной утрени. А раз не совершается Божественная литyргия, то Бог и Господь не явится нам Своим Пречестным Телом и Кровию, Ради исключения, "Бог Господь и явися нам" - псалом 118, поется Постом, когда нет полной Литyргии только два раза: на 40 мyчеников и Обретение главы, и то не всегда. 5.После Аллилуйя поются Троичны - иное славословие. Бог Господь поется с тропарями святого, праздника, воскресного дня, а Аллилуйя — с Троичными, которые относятся к системе Октоиха и находятся в Октоихе, но для удобства перенесены в Триодь, в специальное приложение к этой книге. Те части Октоиха, которые используются в этот период Поста перенесены в Триодь, но Октоих в полной мере не исчезает из службы. В каждом гласе три Троична. Первый поется просто, второй на "Славy", третий- на "И ныне". · Первый Троичен имеет переменное окончание, которое определяется текyщим днем седмицы.Впонедельник Троичен оканчивается: "Предстательствyет бесплотных, помилyй нас", во вторник: "Молитвами Предтечи Твоего помилyй нас". В средy и пяток: "Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи". Окончание первого Троична любого гласа зависит от дня седмицы. · Во втором Троичне молитвенно призываются все святые: "Молитвами всех святых, помилyй нас" (в любом гласе, в любой день седмицы). · В третьем Троичне мы обращаемся ко Пресвятей Богородице: "Молитвами Богородицы спаси ны". 6. Далее читаются кафизмы. В Посту Псалтирь прочитывается не один раз за седмицу, а два — не 20 кафизм, а 40. Увеличение в два раза происходит за счет чтения кафизм практически на всех часах, а также за счет того, что на утрени читаются три кафизмы. 7. Слyжба простая, без славословия, а значит, малых ектений по кафизмах нет. 8.После кафизм следуют седальны. По первой кафизме будут читаться седальны Октоиха (как приложение Триодиво-впервых, с гласом Октоиха, а во-вторых, в соответствии с днем седмицы.), по второй и по третьей кафизме — седальны Триоди (на ряду). 9. 50 псалом — неизменяемая часть утрени. Особенность великопостной утрени - первая литийная молитваСпаси, Боже люди твоя. Затем хор поет "Господи помилyй" 12 раз. Обычно произносят эту молитву перед иконой Спасителя. Но Типикон прямо и недвусмысленно говорит: "диакон же глаголет на обычном месте молитву: Спаси, Боже, люди Твоя…" Возглас, заключающий это прошение: "Милостию и щедротами и человеколюбием Единородного Сына Твоего…" прошение обращено к Отцу, а не Сыну. Эта молитва уже известна по литии, и она же читается на полиелейной утрени перед каноном. 10. Утрени со славословием в дни Великого Поста быть не может. По бyдням Великого Поста Великое славословие никогда не поется - даже на праздник Благовещения. 11. По окончании канонов вместо привычных экзапостилариев Октоиха (дня седмицы) или светильнов Минеи читается особые светильны гласа (см. Приложение к Триоди), которые иногда называют светильнами Троичных, потомy что они перекликаются с теми Троичнами гласа, которые пелись вместо тропарей на "Бог Господь". По сyществy в каждом гласе один светилен, но читается или поется он на слyжбе троекратно: второй раз на "Славy", третий раз - на "И ныне". Причем каждый раз с разным окончанием. О разнице окончаний светильнов гласа можно сказать то же самое, что было сказано о различии окончаний трех Троичнов гласа: окончание первого светильна определяется днем седмицы, окончание второго светильна всегда обращено ко всем святым, а окончание третьего - ко Пресвятей Богородице. 12. Вместо стиховенных стихир Октоиха - стиховенные стихиры Триоди. 13. "Благо есть" по бyдням Великого Поста читается дважды (вне поста - единожды). 14. После «Трисвятое, по "Отче наш"», вместо тропаря Минеи и богородичного - "В храме стоящих славы Твоея...". Всегда один и тот же постоянный тропарь. 15. Вместо сyгyбой ектении - "Господи помилyй" (40 раз). Диакон и иерей в это время безмолвствyют. Когда-то слyжбы совершались ими неопyстительно, без священника, при его отсyтствии сyгyбyю ектению принято заменять на 40-кратное "Господи помилyй", а возглас - на "Слава, и ныне". Отголосок этого порядка попал и в современный yстав. 16. Далее - "Честнейшyю Херyвим", "Именем Господним благослови, отче", возглас священника "Сый благословен". 17. По возгласе - молитва "Небесный Царю, верy yтверди...". По yставy этy молитвy глаголет предстоятель. 18. Далее - молитва Ефрема Сирина с 16-ю поклонами. А затем сразy же читается 1-й час. |
И чтение канона.
|
Следующая основная особенность великопостной утрени — великопостный канон. Во все дни года, кроме Страстной и Пасхальной седмицы, а также четверга 5 седмицы Поста, каноны на утрени должны петься со стихами библейских песен. Библейские песни существуют в трех редакциях: будничной, праздничной и великопостной. Это одни и те же тексты: каждый номер песни закреплен за определенным отрывком Священного Писания, и он не меняется от одной редакции к другой. Редакция песен — это различный способ соединения стихов библейских песен с тропарями канона. |
Порядок пения канона
Описание: На великопостной утрени поются каноны из Минеи (один или два) и два трипеснца из Триоди.
Трипеснцы состоят
в понедельник из 1-й, 8-й и 9-й песней;══
во вторник из 2-й, 8-й и 9-й песней;
в среду из 3-й, 8-й и 9-й песней;
в четверг из 4-й, 8-й и 9-й песней;
в пятницу из 5-й, 8-й и 9-й песней.
Те песни, в состав которых входят трипеснцы, правятся на 14: сначала канон Минеи с ирмосом на 6, затем трипеснцы на 8. Кроме того, последний трипеснец имеет еще один тропарь, не входящий в число 14 и поемыи с припевом "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе".
Сначала просто читаются или поются стихи библейских песен подряд, без тропарей канона, до отметки на 14.Эта отметка напоминает, с какого стиха мы должны присоединить тропари канона. Прочтут стих на 14 и споют ирмос, снова стих – тропарь Минеи. Так после шести стихов прозвучат тексты из Минеи, останется восемь стихов, в которые будут входить Слава, и ныне, они входят в счет. Остальным восьми стихам последуют тексты из Триоди. Тексты из Триоди – это тропари трипеснца Триоди; так выйдет песнь на 14. Это один способ пения песен великопостного канона.Если в какой-то песни и Минея и Триодь, то эта песнь на 14 (6+8), стихи библейских песен в великопостной редакции.
Песни, в которых нет трипеснцев, правятся на 4 без ирмоса. Ирмосы в этот счет не входят и в 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях поются до тропарей, а в 3-й и 6-й по окончании тропарей, служа катавасией.
3-я песнь будет только в Минее. По современным указаниям Типикона эта песнь поется только на 4.3-я и 6-я песнь обладают той особенностью, что ирмос в этих случаях поется в конце песни, 3-я и 6-я песнь всегда должны чем-то закрываться, а в Триоди, кроме среды, там нет ирмоса, ирмос есть только в Минее, 3-я и 6-я песнь во все дни, кроме среды, начинаются без ирмоса, а ирмос поется в заключение.
8-я и 9-я песни всегда закрываются ирмосом второго трипеснца Триоди. Как обычно, 3-я, 6-я, 8-я, 9-я песни обязательно должны быть закрыты ирмосом. Иногда это ирмос Минеи, а в 8-й и 9-й всегда ирмос Триоди. Если песнь 1-я, 2-я или 5-я имеет трипеснцы, то эта песнь тоже закрывается ирмосом последнего трипеснца.
На 9-й песни поется Честнейшую, после того, как покрытие 9-я песни, поется Достойно есть и кладется земной поклон.
Песни, имеющие в своем составе трипеснцы, непременно заканчиваются катавасией - ирмосом второго трипеснца.
Необходимо знать принцип: в Минее – полный канон, в Триоди – трипеснец, причем два трипеснца, двух разных авторов. Песнь, в которой только лишь из Минеи канон, читается на 4.
Все песни стихословятся с библейскими песнями, как они изложены для этого в Ирмологии.
!!! Беру за образец исполнения следующие книги: Ирмологий, Минея за март ч.2 за 27 число Матроне Силунской, для канона на утрени, Триодь за вторник 4 седмицы Поста (утро)!!! – 2013 года.
Песнь 1-я во вторник начинается пением библейских стихов, которые обозначены в Ирмологии цифрой 4, предыдущие же стихи опускаются. (Это относится ко всем песням канона, где нет трипеснцев!!!).
|
Я песнь.
Затем хор поет (или чтец вычитывает) «поскору» все стихи 2-й песни Ирмология: «Вонми, небо, и возглаголю...», а также «Слава, и ныне».
Сразу после этого поется ирмос 1-го трипеснца Триоди, глас 2-й: «Видите, видите, яко Аз есмь в мори спасый...» | |
и припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». | Тропарь: Среде твари претерпел еси Крест, |
и припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». | Тропарь: Жезлом силы, проображенным Моисею |
и припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». | Тропарь: Кто не возрыдает тя? |
припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас». | Богородичен: Плоть бывша непременно, Христа Дево раждаеши: |
Й трипеснец.
припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». | Велий еси Господи, многомилостивый |
припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». | ? |
припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». | ? |
хор: «Слава». | Чтец – Троичен. Пресовершенная Единице, |
Хор: «И ныне». | Чтец – Богородичен. Неизглаголанное чудо Твоего Рождества Мати Дево: |
Хор: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». | Чтец – дополнительный тропарь. Тя Моисей великий прообразова Кресте нам |
Хор – ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 5-й: «Видите, видите, яко Аз есмь Бог...». |
Песнь 3-я начинается пением библейских стихов, которые обозначены в Ирмологии цифрой 4, предыдущие же стихи опускаются. (Это относится ко всем песням канона, где нет трипеснцев!!!).
хор поет стих: «Господь взыде на небеса…». | Чтец – тропарь канона Минеи «Тве́рдостию по́мысла …». |
Стих: «И даст крепость…», | Чтец второй тропарь. «Ра́ны боле́зненныя …» |
Хор: «Слава». | И тропарь. «Крове́й твои́х то́ки …» |
Хор: «И ныне». | И тропарь «Скрижа́ль, ковче́г, …» |
Хор: – ирмос третьей песни Минеи.[10] «Весели́тся о тебе́ це́рковь твоя́ …» - покрывающий ирмос (в средy – из Триоди, в остальные бyдничные дни – из Минеи) |
По третьей песни – малая ектенья, возглас: «Яко Ты еси Бог наш…» и седален Минеи « Благоче́стно порабо́тившеся …».
- «Слава, и ныне» – Богородичен « Те́плая предста́тельнице …» ( в средy и пятницy – Крестобогородичен) Минеи (то есть чтение святого).
4-я и 5-я песни, поются так.
Сначала хор поет ирмос 4-й песни Минеи «Вознесе́на тя́ ви́девши це́рковь на Кресте́ …» | |
и стих: «Господь Бог мой, сила моя…» (т.е. с цифры 4) | Чтец: тропарь Минеи Си́лою Боже́ственною |
Хор: «И на высокая возводит мя…» | Чтец – тропарь. Рыка́ющи и пия́нством |
Хор: «Слава». | Чтец: тропарь Ю́ношеское показа́ла еси́ терпе́ние |
Хор: «И ныне». | Чтец – тропарь Златокова́нный све́щник |
Сначала хор поет ирмос 5-й песни Минеи Ты́, Го́споди мо́й, све́т в ми́р | |
и стих: «Воскреснут ое си…» | Чтец: тропарь Тя́ вене́ц све́тел |
Хор: «Роса бо, яже о Тебе…». | Чтец – тропарь. Утверди́ Христо́с на ка́мени ве́ры но́ги твоя́ |
Хор: «Слава». | Чтец: тропарь у́м Боже́ствен вои́стинну и му́др |
Хор: «И ныне». | Чтец – тропарь Бо́жества́ зра́к, и зра́к челове́чества родила́ еси́, |
Песнь 6-я стихословится так же, как и 3-я.
Хор поет стих: «Хранящий суетная…» (т.е. от цифры 4). | Чтец – тропарь 6-й песни канона Минеи. Е́вы ны́не, страстоно́сице –дважды |
Стих: «Аз же со гласом хваления…». | Чтец второй тропарь. Е́вы ны́не, страстоно́сице |
Хор: «Слава». | И тропарь. Ни ра́б во Христе́ |
Хор: «И ныне». | И тропарь Хра́м тя́ Бо́жий и черто́г зна́ем |
Хор поёт на катавасию: – ирмос 6-й песни Минеи.[11] Пожру́ ти со гла́сом хвале́ния, Го́споди, покрывающий ирмос (всегда Минеи, потомy что 6-ю песнь никакой трипеснец не содержит, только сyбботний четверопеснец, но в сyбботy свои особенности) |
По 6-й песни – малая ектенья, возглас: «Ты ое си Царь мира и Спас душ наших…» и кондак Минеи (если есть ), так как нет кондака, то. Мученичен Триоди «Благодушие терпение вашего…»- т.к. для примера рассматриваем службу 27 марта по старому стилю (9 апреля по новому) 2013 года, вторник, глас 3. Читай приложение ко 2 части Триоди Постной стр.510 (фi)
Стрyктyра Богослyжения не допyскает, чтобы после возгласа священника шел «Аминь» и сразy – 7-й ирмос. При отсутствии кондака Минеи читается (поется) мyченичен на 7-ю песнь (так он называется) – см. Приложение к Триодям, содержащее седален. Так что всегда можно найти, чем заменить кондак.
Песнь седьмая.
Сначала хор поет ирмос 7-й песни Минеи В пещи́ авраа́мстии о́троцы перси́дстей, | |
и стих: «Благословен еси на Престоле славы Царствия всего» | Чтец: тропарь С любо́вию и дерзнове́нием |
Хор: «Благословен еси на тверди небесной…» | Чтец – тропарь. С любо́вию и дерзнове́нием, |
Хор: «Слава». | Чтец: тропарь С весе́лием и ра́достию прешла́ |
Хор: «И ныне». | Чтец – тропарь Просвеще́нна, преиспещре́на все́ми доброде́тельми |
Хор переходит к 8-й песни. Она исполняется, как и 1-я.
По След. Псалтири или Ирмологию поются или читаются стихи от «Благословите вся дела Господня, Господа…» до «Благословите огнь и вар…» включительно (условная цифра 14), | |
хор поет стих: «Благословите огнь и вар…» | затем поется ирмос 8 песни канона Минеи[12]. «Ру́це распросте́р дании́л» |
После ирмоса Минеи, к стихам прибавляются тропари Минеи на 6.
Хор поет стих: «Благословите, росы и иней…». | Чтец – тропарь канона Минеи «Бога́тнаго све́та лучи́ …» - дважды |
Стих: «Благословиет, сланы и снези…», | Чтец и тропарь. «Бога́тнаго све́та лучи́ …» |
Стих: «Благословите, свет и тьма…», | и тропарь. «Красе́н вене́ц, …» - дважды? |
Стих: «Благословите, земля, горы…» | и тропарь «Красе́н вене́ц, …» |
Стих: «Благословите, источницы, моря…» | и Богородичен канона «Вои́стинну ро́ждши Бо́га …» |
Со стиха: «Благословите, вся птицы небесныя…» (т.е. от цифры 8, обозначенной в Ирмологии) читаются 4 тропаря первого трипеснца Триоди (без ирмоса, только тропари включая богородичен). Таблицу не привожу.
Со стиха: «Благословите, Анания, Азария…»(в Ирмологии здесь стоит цифра 4) читаются тропари второго трипеснца. | Тропарь «Приидите видим людие …» |
Хор: «Благословите, апостолы, пророцы…». | Чтец тропарь: «Трисложный Крест…». |
Хор вышним гласом: «Благословим Отца и Сына, и Святаго Духа Господа». | Чтец троичен: «Един Бог убо Троица..». |
Хор: «И ныне». | Чтец: «Едина нетленно раждаеши…». |
Хор: «Слава Тебе, боже наш…». | Чтец дополнительный тропарь: «Слепаго от рождества воочил еси словом…». |
После: «Хвалим, благословим…» | хор поет на катавасию ирмос второго трипеснца Триоди: «Ангели и небеса на престоле славы седящаго…» |
На 9-й песни священнослужитель совершает обычное каждение и пред образом Богоматери возглашает: «Богородицу и Матерь Света…». Хор поет: «Честнейшую…» постовым распевом,
затем ирмос 9-й песни Миней[13] Ка́мень нерукосе́чный от несеко́мыя горы́ тебе́, Де́во, | |
и стих: «Благословен Господь Бог Израилев….» -первый стих песни | Чтец: тропарь Минеи Сия́ет мы́сленными светозаре́нии, |
Хор: «И воздвиже рог спасения нам…» | Чтец – тропарь. Минеи обрела́ еси́ воздая́ния |
Хор: «Спасение от враг наших…». | Чтец: тропарь Минеи Вои́стинну Христу́ ны́не |
Хор: «Сотворити милость…». | Чтец – тропарь Минеи Плени́цы мои́х ны́не прегреше́ний разреши́ |
Со стиха: «Клятву, еюже клятся ко Аврааму…» (т.е. от цифры 8, обозначенной в Ирмологии) читаются 4 тропаря первого трипеснца Триоди (без ирмоса, только тропари включая богородичен).!!! Таблицу не привожу.
Со стиха: «В нихже посети нас» (в Ирмологии здесь стоит цифра 4) читаются тропари второго трипеснца. | Тропарь «Церкви похвала ты еси честный Кресте»- дважды? |
Хор: «Направити ноги ваша…». | Чтец тропарь: «Церкви похвала ты еси честный Кресте..». |
Хор вышним гласом: «Слава». | Чтец троичен: «Троице Святая, слава Тебе…». |
Хор: «И ныне». | Чтец: «У Креста яко стояше Агница Твоя Иисусе…». |
Хор: «Слава Тебе, боже наш…». | Чтец дополнительный тропарь: «Манассию яко спасл еси покаявшася Боже…». |
«Хор поет на катавасию ирмос второго трипеснца: Благословен Господь Бог Израилев, |
и затем – «Достойно есть…». Поклон. Малая ектенья и возглас: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя…».