Особенности великопостной утрени




Последование великого повечерия в Великом посту

1-я часть Свящ в епитрахили перед цар. вратами при закрытой завесе творит начало: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный...» по «Отче наш...», «Господи; помилуй» (12), «Приидите, поклонимся...» псалом 4-й – внегда призвати ми, 6-й- Господи, да ни яростию Твоею, 12-й- доколе, Господи забудеши мя до конца, 24-й- к Тебе Господи воздвигох душу мою, 30-й – на Тя, Господи, уповах и 90-й.[1] «Слава, и ныне,Аллилуиа (3). Господи, помилуй (3). Хор: «С нами Бог, разумейте языцы...» со стихами и припевом: «Яко с нами Бог». Чтец читает тропари: «День прешед, благодарю Тя, Господи...», «Слава: День прешед, славословлю Тя, Владыко...», «И ныне: День прешед, славословлю Тя, Святый...», «Верую...». Свящ (перед царскими вратами) возглашает: «Пресвятая Владычице Богородице...», «Вся небесная сила святых Ангел и Архангел...» и прочие тропари (с поклонами). Хор повторяет (эти тропари помещены в Великом повечерии наряду[2]). Чтец: Трисвятое по «Отче наш» и тропари: в понедельник и среду вечера – «Просвети очи мои...» и пр., во вторник и четверг – «Невидимых враг моих» и проч. Субботнее Великое повечерие в пятницу вечером имеет особые тропари.[3] После тропарей – «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших...», и молитва свт. Вас. Великого: «Господи, избавлей нас...» 2-я часть Чтец: «Приидите, поклонимся...», пс. 50-й, 101-й – «Господи, услыши молитву мою» и молитву Манассии, затем Трисвятое по «Отче наш...». Хор: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас...», «Слава: Господи, помилуй нас...», «И ныне: Милосердия двери отверзи нам...».[4] Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую». И молитва: «Владыко Боже, Отче Вседержителю...». З-часть Чтец: «Приидите, поклонимся...», псалом 69-й- «Боже, в помощь мою вонми» и 142-й – «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое», затем вседневное славословие и каноны Богородицы и святого Минеи (если нет канона святого Андрея Критского).[5] После канона поется «Достойно есть...», а затем, по Трисвятом и «Отче наш...», – «Господи сил, с нами буди...» со стихами.[6] Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время...», «Честнейшую...». свящ После возгласа; «Боже, ущедри ны...» произносит молитву святого Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами – 4 земными и 12 малыми). чтец – Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12) и молитва: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...». «Преславная Приснодево; Упование мое Отец...». Свящ: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне; Господи, помилуй (3). Благослови». Свящ (стоя) читает молитву: «Владыко Многомилостиве...»[7]. В это время все молящиеся преклоняются до земли, а священник произносит слова: «Благословите, отцы святыми...», после чего делает земной поклон[8] и, поворачиваясь лицом к алтарю, произносит ектенью: «Помолимся о великом господине и Отце нашем...» и в конце: «Рцем и о них». Хор: «Господи, помилуй» (3). Свящ: «Молитвами святых отец наших...». Хор: «Аминь». Примечание: 1. На Великом повечерии в пятницу Великого поста молитва святого Ефрема Сирина (с поклонами) опускается, а также конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12). Окончание Великого повечерия в таких случаях после канонов будет следующее: «Достойно есть...», Трисвятое по «Отче наш...», кондак, «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время», «Слава, и ныне», «Честнейшую...», «Именем Господним благослови, отче». «Молитвами святых отец...»; 2. но если святой полиелейный, то будет 3 великих поклона.[9] После поклонов – Трисвятое по «Отче наш» и 12 раз «Господи, помилуй» опускается, но сразу читается «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое Отец...», «Слава Тебе, Христе Боже...», Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды), Благослови». Отпуст малый: «Христос истинный Бог наш...». «Аминь». Обычное прошение и ектенья: «Помолимся о великом Господине и Отце нашем...» и т.д. В конце: «Молитвами святых отец...». «Аминь» (см.: Розанов. Цит. соч., с. 543-544).

Особенности великопостной утрени

Первая часть утрени, если нет бдения — двупсалмие. Во св. Четыредесятницу есть дополнительные молитвы: 1.В начале двупсалмия добавляется Трисвятое по Отче наш. По возгласе "Благословен Бог наш"на yтрени вне Постачтец сразy начинает: "Аминь. Приидите, поклонимся..." и двyпсалмие. 2.Шестопсалмие: Согласно yставy, священник исходит на чтение yтренних молитв не в начала 4-го псалма шестопсалмия, а в начале 5-го. Отсюда вывод: Постом шестопсалмие читается более неспешно, чем вне Поста, так что yспевают прочитать 12 yтренних молитв во время чтения всего лишь двyх последних псалмов 3.и великая ектенья — как обычно, 4.а дальше наступает момент, который отличает постный порядок от обычного: Аллилуйя со стихами - стихи эти взяты из книги пророка Исаии, глава 26. Служба с Аллилуйя противоположна службе с Бог Господь. Аллилуйя является песнопением не менее радостным, чем Бог Господь, в нем воссылается хвала Богу в наиболее общей форме — "Хвалите Господа", "Слава Богу", "Хвала Всевышнему". Но Бог Господь — более праздничное песнопение: Господь пришел к нам на землю спасать нас, Мессия явился, и мы Его встречаем. Аллилуйя, как более скромное песнопение, лучше подходит к порядку великопостных служб. Аллилуйя поется с четырьмя стихами. Поется не "Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя, Слава Тебе, Боже", а просто "Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя", четыре раза, потому что здесь четыре стиха, как и к Бог Господь. Это первая особенность великопостной утрени. А раз не совершается Божественная литyргия, то Бог и Господь не явится нам Своим Пречестным Телом и Кровию, Ради исключения, "Бог Господь и явися нам" - псалом 118, поется Постом, когда нет полной Литyргии только два раза: на 40 мyчеников и Обретение главы, и то не всегда.   5.После Аллилуйя поются Троичны - иное славословие. Бог Господь поется с тропарями святого, праздника, воскресного дня, а Аллилуйя — с Троичными, которые относятся к системе Октоиха и находятся в Октоихе, но для удобства перенесены в Триодь, в специальное приложение к этой книге. Те части Октоиха, которые используются в этот период Поста перенесены в Триодь, но Октоих в полной мере не исчезает из службы. В каждом гласе три Троична. Первый поется просто, второй на "Славy", третий- на "И ныне". · Первый Троичен имеет переменное окончание, которое определяется текyщим днем седмицы.Впонедельник Троичен оканчивается: "Предстательствyет бесплотных, помилyй нас", во вторник: "Молитвами Предтечи Твоего помилyй нас". В средy и пяток: "Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи". Окончание первого Троична любого гласа зависит от дня седмицы. · Во втором Троичне молитвенно призываются все святые: "Молитвами всех святых, помилyй нас" (в любом гласе, в любой день седмицы). · В третьем Троичне мы обращаемся ко Пресвятей Богородице: "Молитвами Богородицы спаси ны". 6. Далее читаются кафизмы. В Посту Псалтирь прочитывается не один раз за седмицу, а два — не 20 кафизм, а 40. Увеличение в два раза происходит за счет чтения кафизм практически на всех часах, а также за счет того, что на утрени читаются три кафизмы. 7. Слyжба простая, без славословия, а значит, малых ектений по кафизмах нет. 8.После кафизм следуют седальны. По первой кафизме будут читаться седальны Октоиха (как приложение Триодиво-впервых, с гласом Октоиха, а во-вторых, в соответствии с днем седмицы.), по второй и по третьей кафизме — седальны Триоди (на ряду). 9. 50 псалом — неизменяемая часть утрени. Особенность великопостной утрени - первая литийная молитваСпаси, Боже люди твоя. Затем хор поет "Господи помилyй" 12 раз. Обычно произносят эту молитву перед иконой Спасителя. Но Типикон прямо и недвусмысленно говорит: "диакон же глаголет на обычном месте молитву: Спаси, Боже, люди Твоя…" Возглас, заключающий это прошение: "Милостию и щедротами и человеколюбием Единородного Сына Твоего…" прошение обращено к Отцу, а не Сыну. Эта молитва уже известна по литии, и она же читается на полиелейной утрени перед каноном. 10. Утрени со славословием в дни Великого Поста быть не может. По бyдням Великого Поста Великое славословие никогда не поется - даже на праздник Благовещения. 11. По окончании канонов вместо привычных экзапостилариев Октоиха (дня седмицы) или светильнов Минеи читается особые светильны гласа (см. Приложение к Триоди), которые иногда называют светильнами Троичных, потомy что они перекликаются с теми Троичнами гласа, которые пелись вместо тропарей на "Бог Господь". По сyществy в каждом гласе один светилен, но читается или поется он на слyжбе троекратно: второй раз на "Славy", третий раз - на "И ныне". Причем каждый раз с разным окончанием. О разнице окончаний светильнов гласа можно сказать то же самое, что было сказано о различии окончаний трех Троичнов гласа: окончание первого светильна определяется днем седмицы, окончание второго светильна всегда обращено ко всем святым, а окончание третьего - ко Пресвятей Богородице. 12. Вместо стиховенных стихир Октоиха - стиховенные стихиры Триоди. 13. "Благо есть" по бyдням Великого Поста читается дважды (вне поста - единожды). 14. После «Трисвятое, по "Отче наш"», вместо тропаря Минеи и богородичного - "В храме стоящих славы Твоея...". Всегда один и тот же постоянный тропарь. 15. Вместо сyгyбой ектении - "Господи помилyй" (40 раз). Диакон и иерей в это время безмолвствyют. Когда-то слyжбы совершались ими неопyстительно, без священника, при его отсyтствии сyгyбyю ектению принято заменять на 40-кратное "Господи помилyй", а возглас - на "Слава, и ныне". Отголосок этого порядка попал и в современный yстав. 16. Далее - "Честнейшyю Херyвим", "Именем Господним благослови, отче", возглас священника "Сый благословен". 17. По возгласе - молитва "Небесный Царю, верy yтверди...". По yставy этy молитвy глаголет предстоятель. 18. Далее - молитва Ефрема Сирина с 16-ю поклонами. А затем сразy же читается 1-й час.

И чтение канона.

Следующая основная особенность великопостной утрени — великопостный канон. Во все дни года, кроме Страстной и Пасхальной седмицы, а также четверга 5 седмицы Поста, каноны на утрени должны петься со стихами библейских песен. Библейские песни существуют в трех редакциях: будничной, праздничной и великопостной. Это одни и те же тексты: каждый номер песни закреплен за определенным отрывком Священного Писания, и он не меняется от одной редакции к другой. Редакция песен — это различный способ соединения стихов библейских песен с тропарями канона.

Порядок пения канона

Описание: На великопостной утрени поются каноны из Минеи (один или два) и два трипеснца из Триоди.   Трипеснцы состоят в понедельник из 1-й, 8-й и 9-й песней;══ во вторник из 2-й, 8-й и 9-й песней; в среду из 3-й, 8-й и 9-й песней; в четверг из 4-й, 8-й и 9-й песней; в пятницу из 5-й, 8-й и 9-й песней.   Те песни, в состав которых входят трипеснцы, правятся на 14: сначала канон Минеи с ирмосом на 6, затем трипеснцы на 8. Кроме того, последний трипеснец имеет еще один тропарь, не входящий в число 14 и поемыи с припевом "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Сначала просто читаются или поются стихи библейских песен подряд, без тропарей канона, до отметки на 14.Эта отметка напоминает, с какого стиха мы должны присоединить тропари канона. Прочтут стих на 14 и споют ирмос, снова стих – тропарь Минеи. Так после шести стихов прозвучат тексты из Минеи, останется восемь стихов, в которые будут входить Слава, и ныне, они входят в счет. Остальным восьми стихам последуют тексты из Триоди. Тексты из Триоди – это тропари трипеснца Триоди; так выйдет песнь на 14. Это один способ пения песен великопостного канона.Если в какой-то песни и Минея и Триодь, то эта песнь на 14 (6+8), стихи библейских песен в великопостной редакции.   Песни, в которых нет трипеснцев, правятся на 4 без ирмоса. Ирмосы в этот счет не входят и в 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях поются до тропарей, а в 3-й и 6-й по окончании тропарей, служа катавасией. 3-я песнь будет только в Минее. По современным указаниям Типикона эта песнь поется только на 4.3-я и 6-я песнь обладают той особенностью, что ирмос в этих случаях поется в конце песни, 3-я и 6-я песнь всегда должны чем-то закрываться, а в Триоди, кроме среды, там нет ирмоса, ирмос есть только в Минее, 3-я и 6-я песнь во все дни, кроме среды, начинаются без ирмоса, а ирмос поется в заключение. 8-я и 9-я песни всегда закрываются ирмосом второго трипеснца Триоди. Как обычно, 3-я, 6-я, 8-я, 9-я песни обязательно должны быть закрыты ирмосом. Иногда это ирмос Минеи, а в 8-й и 9-й всегда ирмос Триоди. Если песнь 1-я, 2-я или 5-я имеет трипеснцы, то эта песнь тоже закрывается ирмосом последнего трипеснца. На 9-й песни поется Честнейшую, после того, как покрытие 9-я песни, поется Достойно есть и кладется земной поклон.   Песни, имеющие в своем составе трипеснцы, непременно заканчиваются катавасией - ирмосом второго трипеснца. Необходимо знать принцип: в Минее – полный канон, в Триоди – трипеснец, причем два трипеснца, двух разных авторов. Песнь, в которой только лишь из Минеи канон, читается на 4.   Все песни стихословятся с библейскими песнями, как они изложены для этого в Ирмологии.   !!! Беру за образец исполнения следующие книги: Ирмологий, Минея за март ч.2 за 27 число Матроне Силунской, для канона на утрени, Триодь за вторник 4 седмицы Поста (утро)!!! – 2013 года. Песнь 1-я во вторник начинается пением библейских стихов, которые обозначены в Ирмологии цифрой 4, предыдущие же стихи опускаются. (Это относится ко всем песням канона, где нет трипеснцев!!!).  
Хор: – ирмос 1-ой песни Минеи. «Мо́ря чермну́ю пучи́ну, …»- покрывающий ирмос
Со стиха: «Господь, царствуяй веки и на век» (в Ирмологии здесь стоит цифра 4) читаются тропари второго трипеснца. Тропарь «Боже́ственным безпло́тным чино́м …»
Хор: «И наведе на ня…». Чтец тропарь: «Ра́бий сподо́бивыйся прия́ти зра́к Христо́с Бо́г…».
Хор: «Слава». Чтец тропарь: «Же́нский по́л су́щи…».
Хор: «И ныне». Чтец: «Две́рь я́же к на́м твоего́, Го́споди…».

 

Я песнь.

Затем хор поет (или чтец вычитывает) «поскору» все стихи 2-й песни Ирмология: «Вонми, небо, и возглаголю...», а также «Слава, и ныне».

Сразу после этого поется ирмос 1-го трипеснца Триоди, глас 2-й: «Видите, видите, яко Аз есмь в мори спасый...»
и припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Тропарь: Среде твари претерпел еси Крест,
и припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Тропарь: Жезлом силы, проображенным Моисею
и припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Тропарь: Кто не возрыдает тя?
припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Богородичен: Плоть бывша непременно, Христа Дево раждаеши:

Й трипеснец.

припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Велий еси Господи, многомилостивый
припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». ?
припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». ?
хор: «Слава». Чтец – Троичен. Пресовершенная Единице,
Хор: «И ныне». Чтец – Богородичен. Неизглаголанное чудо Твоего Рождества Мати Дево:
Хор: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – дополнительный тропарь. Тя Моисей великий прообразова Кресте нам
Хор – ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 5-й: «Видите, видите, яко Аз есмь Бог...».

Песнь 3-я начинается пением библейских стихов, которые обозначены в Ирмологии цифрой 4, предыдущие же стихи опускаются. (Это относится ко всем песням канона, где нет трипеснцев!!!).

 

хор поет стих: «Господь взыде на небеса…». Чтец – тропарь канона Минеи «Тве́рдостию по́мысла …».
Стих: «И даст крепость…», Чтец второй тропарь. «Ра́ны боле́зненныя …»
Хор: «Слава». И тропарь. «Крове́й твои́х то́ки …»
Хор: «И ныне». И тропарь «Скрижа́ль, ковче́г, …»
Хор: – ирмос третьей песни Минеи.[10] «Весели́тся о тебе́ це́рковь твоя́ …» - покрывающий ирмос (в средy – из Триоди, в остальные бyдничные дни – из Минеи)

 

По третьей песнималая ектенья, возглас: «Яко Ты еси Бог наш…» и седален Минеи « Благоче́стно порабо́тившеся …».

- «Слава, и ныне» – Богородичен « Те́плая предста́тельнице …» ( в средy и пятницy – Крестобогородичен) Минеи (то есть чтение святого).

 

4-я и 5-я песни, поются так.

Сначала хор поет ирмос 4-й песни Минеи «Вознесе́на тя́ ви́девши це́рковь на Кресте́ …»
и стих: «Господь Бог мой, сила моя…» (т.е. с цифры 4) Чтец: тропарь Минеи Си́лою Боже́ственною
Хор: «И на высокая возводит мя…» Чтец – тропарь. Рыка́ющи и пия́нством
Хор: «Слава». Чтец: тропарь Ю́ношеское показа́ла еси́ терпе́ние
Хор: «И ныне». Чтец – тропарь Златокова́нный све́щник

 

Сначала хор поет ирмос 5-й песни Минеи Ты́, Го́споди мо́й, све́т в ми́р
и стих: «Воскреснут ое си…» Чтец: тропарь Тя́ вене́ц све́тел
Хор: «Роса бо, яже о Тебе…». Чтец – тропарь. Утверди́ Христо́с на ка́мени ве́ры но́ги твоя́
Хор: «Слава». Чтец: тропарь у́м Боже́ствен вои́стинну и му́др
Хор: «И ныне». Чтец – тропарь Бо́жества́ зра́к, и зра́к челове́чества родила́ еси́,

 

Песнь 6-я стихословится так же, как и 3-я.

 

Хор поет стих: «Хранящий суетная…» (т.е. от цифры 4). Чтец – тропарь 6-й песни канона Минеи. Е́вы ны́не, страстоно́сице –дважды
Стих: «Аз же со гласом хваления…». Чтец второй тропарь. Е́вы ны́не, страстоно́сице
Хор: «Слава». И тропарь. Ни ра́б во Христе́
Хор: «И ныне». И тропарь Хра́м тя́ Бо́жий и черто́г зна́ем
Хор поёт на катавасию: – ирмос 6-й песни Минеи.[11] Пожру́ ти со гла́сом хвале́ния, Го́споди, покрывающий ирмос (всегда Минеи, потомy что 6-ю песнь никакой трипеснец не содержит, только сyбботний четверопеснец, но в сyбботy свои особенности)

 

По 6-й песнималая ектенья, возглас: «Ты ое си Царь мира и Спас душ наших…» и кондак Минеи (если есть ), так как нет кондака, то. Мученичен Триоди «Благодушие терпение вашего…»- т.к. для примера рассматриваем службу 27 марта по старому стилю (9 апреля по новому) 2013 года, вторник, глас 3. Читай приложение ко 2 части Триоди Постной стр.510 (фi)

Стрyктyра Богослyжения не допyскает, чтобы после возгласа священника шел «Аминь» и сразy – 7-й ирмос. При отсутствии кондака Минеи читается (поется) мyченичен на 7-ю песнь (так он называется) – см. Приложение к Триодям, содержащее седален. Так что всегда можно найти, чем заменить кондак.

 

Песнь седьмая.

Сначала хор поет ирмос 7-й песни Минеи В пещи́ авраа́мстии о́троцы перси́дстей,
и стих: «Благословен еси на Престоле славы Царствия всего» Чтец: тропарь С любо́вию и дерзнове́нием
Хор: «Благословен еси на тверди небесной…» Чтец – тропарь. С любо́вию и дерзнове́нием,
Хор: «Слава». Чтец: тропарь С весе́лием и ра́достию прешла́
Хор: «И ныне». Чтец – тропарь Просвеще́нна, преиспещре́на все́ми доброде́тельми

 

Хор переходит к 8-й песни. Она исполняется, как и 1-я.

По След. Псалтири или Ирмологию поются или читаются стихи от «Благословите вся дела Господня, Господа…» до «Благословите огнь и вар…» включительно (условная цифра 14),
хор поет стих: «Благословите огнь и вар…» затем поется ирмос 8 песни канона Минеи[12]. «Ру́це распросте́р дании́л»

После ирмоса Минеи, к стихам прибавляются тропари Минеи на 6.

Хор поет стих: «Благословите, росы и иней…». Чтец – тропарь канона Минеи «Бога́тнаго све́та лучи́ …» - дважды
Стих: «Благословиет, сланы и снези…», Чтец и тропарь. «Бога́тнаго све́та лучи́ …»
Стих: «Благословите, свет и тьма…», и тропарь. «Красе́н вене́ц, …» - дважды?
Стих: «Благословите, земля, горы…» и тропарь «Красе́н вене́ц, …»
Стих: «Благословите, источницы, моря…» и Богородичен канона «Вои́стинну ро́ждши Бо́га …»

 

Со стиха: «Благословите, вся птицы небесныя…» (т.е. от цифры 8, обозначенной в Ирмологии) читаются 4 тропаря первого трипеснца Триоди (без ирмоса, только тропари включая богородичен). Таблицу не привожу.

Со стиха: «Благословите, Анания, Азария…»(в Ирмологии здесь стоит цифра 4) читаются тропари второго трипеснца. Тропарь «Приидите видим людие …»
Хор: «Благословите, апостолы, пророцы…». Чтец тропарь: «Трисложный Крест…».
Хор вышним гласом: «Благословим Отца и Сына, и Святаго Духа Господа». Чтец троичен: «Един Бог убо Троица..».
Хор: «И ныне». Чтец: «Едина нетленно раждаеши…».
Хор: «Слава Тебе, боже наш…». Чтец дополнительный тропарь: «Слепаго от рождества воочил еси словом…».
После: «Хвалим, благословим…» хор поет на катавасию ирмос второго трипеснца Триоди: «Ангели и небеса на престоле славы седящаго…»

 

На 9-й песни священнослужитель совершает обычное каждение и пред образом Богоматери возглашает: «Богородицу и Матерь Света…». Хор поет: «Честнейшую…» постовым распевом,

затем ирмос 9-й песни Миней[13] Ка́мень нерукосе́чный от несеко́мыя горы́ тебе́, Де́во,
и стих: «Благословен Господь Бог Израилев….» -первый стих песни Чтец: тропарь Минеи Сия́ет мы́сленными светозаре́нии,
Хор: «И воздвиже рог спасения нам…» Чтец – тропарь. Минеи обрела́ еси́ воздая́ния
Хор: «Спасение от враг наших…». Чтец: тропарь Минеи Вои́стинну Христу́ ны́не
Хор: «Сотворити милость…». Чтец – тропарь Минеи Плени́цы мои́х ны́не прегреше́ний разреши́

Со стиха: «Клятву, еюже клятся ко Аврааму…» (т.е. от цифры 8, обозначенной в Ирмологии) читаются 4 тропаря первого трипеснца Триоди (без ирмоса, только тропари включая богородичен).!!! Таблицу не привожу.

 

Со стиха: «В нихже посети нас» (в Ирмологии здесь стоит цифра 4) читаются тропари второго трипеснца. Тропарь «Церкви похвала ты еси честный Кресте»- дважды?
Хор: «Направити ноги ваша…». Чтец тропарь: «Церкви похвала ты еси честный Кресте..».
Хор вышним гласом: «Слава». Чтец троичен: «Троице Святая, слава Тебе…».
Хор: «И ныне». Чтец: «У Креста яко стояше Агница Твоя Иисусе…».
Хор: «Слава Тебе, боже наш…». Чтец дополнительный тропарь: «Манассию яко спасл еси покаявшася Боже…».
«Хор поет на катавасию ирмос второго трипеснца: Благословен Господь Бог Израилев,

 

и затем – «Достойно есть…». Поклон. Малая ектенья и возглас: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя…».

Порядок составления канона при 2 святых Минеи

А. Песни без трипеснца. Здесь все довольно просто: · - Минея на 8 (по 4 каждомy святомy) · - библейские песни от отметки "на 8". Б. Песни с трипеснцем. • ирмос 1-го канона Минеи • 1-й и 2-й тропари 1-го канона Минеи заедино • 3-й тропарь 1-го канона Минеи • 1-й и 2-й тропари 2-го канона Минеи заедино • 3-й тропарь 2-го канона Минеи • Богородичен 2-го канона Минеи     А теперь в начале и в конце допишем обычное: в начале - библейская песнь до метки "на 14" + один стих; в конце - 1-й трипеснец Триоди без ирмоса на 4 + 2-й трипеснец Триоди без ирмоса на 4; дополнительный запев "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе" и дополнительный тропарь. Далее - ирмос 2-го трипеснца Триоди. Сначала поется ирмос 1-го канона Минеи - тyт yж никyда не денешься. Дальше - первые два тропаря 1-го канона Минеи читаются два заедино, т.е. не разделяя никаким запевом. Далее читается третий тропарь 1-го канона Минеи. Богородичен 1-го канона Минеи отменяется, как и ирмос 2-го канона Минеи (в этом нет ничего yдивительного, срединные ирмосы очень часто отменяются). Первые два тропаря 2-го канона Минеи читаются так же - два заедино. Третий тропарь 2-го канона Минеи и Богородичен 2-го канона Минеи. А дальше - трипеснцы Триоди обычным образом. Никакие тексты, посвященные самим святым (по три тропаря в одном и дрyгом слyчае) не исчезли.  

Богослужебные особенности великопостных служб в неделю вечера.

Вечером в Прощеное воскресенье, а также и во все последующие воскресенья св. Четыредесятницы, кончая 5-ым воскресеньем, совершается вседневная вечерня со следующими особенностями:
1. Вечерня предваряется чтением 9-го часа (завеса закрыта). По окончании 9-го часа священник, открыв завесу, в епитрахили выходит пред царские врата и творит начало вечерни: "Благословен Бог наш..."   В постные дни: вечерня совершается непосредственно после изобразительных. Возглас предваряет такую вечерню, если будет литургия
«Придите, поклонимся…» 103 псалом Мирная ектинья
Кафизмы на воскресной вечерни не бывает. Господи воззвах на 10 К стихирам, которые положено петь на буднях добавлены 4 покаянные стихиры Октоиха   В будни на 6 - 3 стихиры «на подобен» Триоди - 3 стихиры святому минеи

2. Вход с кадилом (ввиду пения великого прокимна, т.к. при его пении должны быть отверсты врата).

3. После входа и пения "Свете тихий" поется великий прокимен: " Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю " (4 с половиной раза).

Этот великий прокимен, кроме сыропустного воскресенья, поется также во 2-ю и 4-ю Недели (воскресенья) Великого поста.

В остальные недели - 1-ю, 3-го и 5-ю - на вечерни поется другой великий прокимен: " Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи " (4 с половиной раза).

4. После прокимна сразу читается "Сподоби, Господи...", как обычно на вседневной вечерни (но ектении "Рцем вси...", как на великой вечерни, не бывает).

 

5. Царские врата закрываются, и священнослужители в это время переоблачаются в темные, постовые облачения.

 

6. Священник в епитрахили произносит на амвоне ектению: " Исполним вечернюю молитву... ", а хор поет на каждое прошение особым, постовым распевом.

 

7. После стихир на стиховне (самогласен дважды и мученичен).

 

8. …и чтения " Ныне отпущаеши...",

 

9. Трисвятое по "Отче наш..." (священнослужитель в это время выходит на солею)

 

10. …поются великопостные тропаря (четыре) (с великими поклонами после каждого тропаря):

· "Богородице Дево, радуйся...",

· "Слава: Крестителю Христов...",

· "И ныне: Молите за ны, святии апостоли...",

· "Под Твое благоутробие прибегаем..." (без поклона).

 

11. Затем чтец вместо ектений: "Помилуй мя, Боже..." читает

· "Господи, помилуй" (40),

· "Честнейшую херувим...",

· Священник: "Сый благословен Христос Бог наш...".

· Чтец: "Небесный Царю...",

· и священник произносит молитву св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами, ради воскресного дня.

12. После великих поклонов

· священник: "Слава Тебе, Христе Боже".

· Хор: "Слава, и ныне, Господи, помилуй (3), благослови".

· И бывает "совершенный" (большой) отпуст[14]).

 


[1] В первые четыре дня 1-й седмицы Великого поста сначала читается псалом 69-й: «Боже, в помощь мою вонми ...» и после него – канон святого Андрея Критского. Он разделяется на четыре части и читается в понедельник вечером, вторник, среду и четверг. Сразу по окончании канона читается псалом 4-й: «Внегда призвати...» (без слов «Приидите, поклонимся...) и прочие псалмы. В другое время псалом 69 читается вначале 3-й части великого повечерия (см.: Типикон, начало Великого поста).

Примечание: Если служит священник, то он на чтение канона выходит боковыми дверьми, и Великий канон читается при закрытой завесе, а если епископ, то он выходит и заходит царскими вратами.

[2] Но во все субботу Великого поста это песнопение не поется, а читается чтецом.

[3] 1. На повечерии в пятницу вечером 1-й седмицы по Трисвятом поется тропарь святого великомученика Феодора Тирона: «Велия веры исправления...», «Слава, и ныне: Вся паче смысла...».

2. На повечерии в пятницу 2-й, 3-й и 4-й седмиц – тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы...», «Слава: Помяни, Господи...», «И ныне: Мати святая...»

3. На 5-й седмице в субботу служба особая с акафистом Божией Матери. Начало всенощного бдения с малого повечерия.

4. В пятницу 6-й седмицы вечером на великом повечерии тропарь праздника: «Общее воскресение...».

5. На великом повечерии накануне Благовещения – тропарь праздника.

6. Накануне Обретения главы Предтечи – 24 февраля/11 марта, 40 мучеников – 9/22 марта, храмового святого – на повечерии читается тропарь праздника, «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по главу тропаря.

Но если память этим святым выпадает на первую седмицу Великого поста, то в этот день им не бывает ни полиелея, ни литургии Преждеосвященных Даров (конечно, кроме среды и пятницы). Служба им переносится или на сырное воскресенье, или на субботу первой седмицы – Феодора Тирона (см. Типикон, 24 февраля/11 марта).

[4] На великом повечерни накануне Благовещения и храмового праздника вместо этих тропарей – кондак праздника.

[5] Начиная с пн. 2-й седмицы Поста, в седмичные дни, кроме пт. вечером, на великом повечерии к канону Богородицы из Октоиха присоединяются каноны святых из Минеи, память которых празднуется в период от Лазаревой субботы до Фоминой недели (16 дней) После 3-й песни канонакондак и седален Минеи, по 6-й песни – седален и Богородичен Октоиха.

В пятницу вечером на великом повечерии поется канон заупокойный текущего гласа Октоиха. Накануне субботы 1-й седмицы к нему присоединяется канон святого, случившегося в эту субботу.

[6] На великом повечерии в пятницу вечером вместо «Господи сил, с нами буди » будет читаться:

1. на 1-й седмице – кондак святого великомученику Феодору Тирону;

2. на 2-й, 3-й и 4-й седмицах – кондак «Со святыми упокой...»;

3. на 6- й седмице в пятницу вечером – кондак святого Лазаря.

4. Накануне праздников: 24 Февраля – Обретение главы святого Иоанна Предтечи; 9 марта – 40 мучеников и т. д., если они случатся в постные дни (вторник, среду, четверг и пятницу – до субботы святог Лазаря), на повечерии также вместо «Господи сил, с нами буди...» поется кондак праздника и в конце повечерия бывает только три земных поклона с молитвой святого Ефрема Сирина (в пятницу на великом повечерии их совсем не бывает).

5. В понедельник и вторник вечера Страстной седмицы на великом повечерии сначала поется кондак Триоди, а затем «Господи сил, с нами буди... »

[7] Во вторник и четверг вечером сырной седмицы и во все пятницы Великого поста, а также во дни святых с полиелеем, как – то: 24 февраля/11 марта, 9/22 марта и т. д. – вместо молитвы «Владыко Многомилостиве...» бывает малый отпуст: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и Всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец». Но чин прощения не отменяется во все дни

 

 

[10] В этом заключается отличие от обычного исполнения канона: ирмос поется не в начале песни, а в конце ее.

[11] В этом заключается отличие от обычного исполнения канона: ирмос поется не в начале песни, а в конце ее.

[12] Ирмос Минеи поется после библейских песен, а перед трипеснцами ирмос не поется, но только на катавасию поется ирмос 2 – го трипеснца.

[13] См.: Розанов. Цит. соч., с. 495; Неаполитанский, Цит. соч., с. 58.

[14] В некоторых местах существует обычай на вечерни в Прощенное воскресенье вместо обычного отпуста читать священнику (лицом к народу) молитву: "Владыко Многомилостиве..." (при этом народ преклоняется до земли). Молитва эта помещена в конце повечерия и в последовании полунощницы в Служебниках киевского издания.

После окончания молитвы священник испрашивает прощения у народа и кланяется до земли; молящиеся отвечают также земным поклоном, а затем прикладываются к Кресту, который держит священник (Еп. Пахомий. Устав праздничных служб на 1917 год).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь