II. Творческий блок (макс. 35 баллов)




Олимпиада по культуре речи

Для учащихся 9-11 классов

Доброго времени суток, уважаемые школьники!

Вам предоставляется возможность поучаствовать в олимпиаде по направлению «Культура речи». За каждое задание Вы получаете определенное количество баллов (указано в скобках). Удачи!

 

I. Блок занимательных заданий (Макс. 65 баллов)

 

1. Решите задачу:

Трое заколачивали щели новыми досками, пятеро удерживали их веревками.

Вопрос: Сколько мужчин и сколько женщин выполняли данную работу?

(Макс. 8 баллов).

2. Определите род следующих имен существительных, объясните.

Алиби, каре, салями, кашне, денди, ТЭЦ, сафари, тюль, сабо, дрель, фиаско, цунами, сулугуни, кофе, шимпанзе, фрау, иваси, Конго, пери, цеце.

(Макс. 7 баллов)

 

3. От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа, объясните выбор окончания.

Башкиры, татары, киргизы, армяне, казахи, валенки, сапоги, носки, килограммы, лимон, апельсины, ставня, песня, брызги, заморозки, ясли, копья, полотенца, башни, солдаты, седла, доли, гектары.

(Макс. 8 баллов).

4. Подберите фразеологизмы к данным толкованиям:

1) Очень много наговорить, наобещать чего-либо несбыточного.-

2) О невиновном, но обвиняемом в чем-либо человеке.-

3) О робком, застенчивом, скромном, послушном человеке. -

4) О чьём-либо крайне трудном, невыносимом положении, состоянии.-

5) Кому-либо грустно, тоскливо, беспокойно, тревожно; кого-либо гнетут дурные предчувствия.

6) Похожи друг на друга, подходят друг другу.

(Макс. 3 балла)

5. Укажите, какие ошибки допущены в приведённых примерах, объясните их и предложите вариант(ы) исправления.

1. Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе.

2. Он не преступник, он стал несчастным жертвой сложившихся обстоятельств.

3. Этот подход был разработан Чарльзом Дарвиным.

4. Два инфаркта подорвало его здоровье.

5. Николь и Герман Ниринги дали благотворительный концерт.

6. В пьесе показана жизнь ночлежки и описаны их нравы.

7. Ипподром приобрел двадцати четырех скаковых лошадей.

8. Астрономы наблюдали в телескоп Нептуна.

(Макс. 8 баллов)

 

Объясните и исправьте ошибки в построении сложноподчиненных предложений

1. Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.

2. Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка.

3. Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы.

4. С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами.

(Макс. 4 балла)


7. Дайте оценку формам деепричастий в следующих фразеологических сочетаниях:

сказать положа руку на сердце, согласиться скрепя сердце, работать спустя рукава, бежать сломя голову, слушать разиня рот.

(Макс. 5 баллов).


8. К данным ниже словам подберите синонимы - заимствованные слова с начальной буквой Ф.

Развязный, бесцеремонный –

Призрак, привидение –

Доносчик, ябедник –

Провал, неудача –

Отмечать в сознании, запоминать –

(Макс. 2 балла)


9. Напишите данные глаголы в повелительном наклонении:
Не морщить –

Ехать –

Лечь-

Бежать –

Уведомить –

(Макс. 2 балла)

Какое выражение связано с традицией зачитывать указы русских царей на городских площадях?

1) Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.

2) Во всю Ивановскую.

3) Иерихонская труба.

4) Вавилонское столпотворение.

(Макс. 2 балла).

11. От каких приведенных ниже прилагательных нельзя образовать краткую форму? Почему?

Красивый, бледно-голубой, светлый, вороной, каменный, черный (день), злой, умнейший, больной (вопрос), отсталый, добренький.

(Макс. 6 баллов).

 

Укажите смысловые и стилистические оттенки в следующих парах словосочетаний

Вернулся поездом – вернулся на поезде; гулять вечерами – гулять по вечерам; вытянуться линией – вытянуться в линию; полезный детям – полезный для детей; лицо девушки – лицо у девушки; спускаться с лестницы – спускаться по лестнице; наблюдать за… – наблюдать над…; решил с помощью друга – решил при помощи друга; пришел из магазина – пришел с фабрики; обратился с целью… – обратился в целях…

(Макс. 10 баллов)

 

II. Творческий блок (макс. 35 баллов)

Определите стиль одного из предложенных отрывков. Напишите сочинение-рассуждение на доказательство стиля выбранного отрывка, указав все экстралингвистические и лингвистические особенности.

1. Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) утвердило основные показатели реестра требований кредиторов банка СБС-АГРО, который находится под управлением агентства. Данные, содержащиеся в реестре, будут использованы при подготовке мирового соглашения с кредиторами и осуществлении расчетов с ними.

Отдел финансов.

2. В наши дни именно компьютерные компании открывают список гигантов мирового бизнеса. Ориентированная на страны Центральной и Восточной Европы, с 13 по 17 октября в Брно пройдет Международная ярмарка компьютерных технологий. Престиж форума, который проводится на территории Чехии уже не в первый раз, достаточно высок, поскольку привлекает элиту мирового компьютерного сообщества. Индекс успеха бурно развивающегося компьютерного рынка в России и странах СНГ напрямую зависит от эффективности участия в подобного рода смотрах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: