I. Организация учащихся на урок.
II. Проверка домашнего задания ( заполнить таблицу).
Сходства | Различия | |
Погода | Климат | |
Общие показатели:температура, атмосферное давление, атмосферные осадки | Показатели каждый раз разные | Средние многолетние показатели |
Пространственная определенность(конкретная территория) | Очень изменчива | Относительно устойчив |
Оказывают влияние на человека | - | Влияет на другие особенности природы |
III. Изучение нового материала.
Просмотр ресурса «Движение Земли».
https://fcior.edu.ru/card/22586/dvizhenie-zemli.html либо
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/86e89d71-2634-48c6-a126-9b022ba91b13/block_2_1.swf
По ходу просмотра заполняется таблица
Дни | Северное полушарие | Южное полушарие | |
22 нюня | 1) освещено больше; 2) день длиннее ночи; 3) вся приполярная часть в течение суток освещена до параллели 66,50 с. ш. (полярный день); 4) лучиСолнца падают отвесно не 23,50 с. ш. (летнее солнцестояние) | 1) освещено меньше; 2) день короче ночи; 3) вся приполярная часть в течение суток в теня до параллели 66,50 ю. ш. (полярная ночь) (зимнее солнцестояние) | |
23 сентября | 1) оба полушария освещены одинаково, день равен ночи (по 12 ч); 2) лучи Солнца падают отвесно на экваторе; (осеннее равноденствие) (весеннее равноденствие) | ||
22 декабря | 1) освещено меньше; 2) день короче ночи; 3) вся приполярная часть в течение суток — втени до 66,50 с. ш. (полярная ночь) (зимнее солнцестояние) | 1) освещено больше; 2) день длиннее ночи; 3) вся приполярная часть в течение суток освещена до 66,5° ю. ш. (полярный день); 4) лучи Солнца падают отвесно на 23,50 ю. ш. (летнее солнцестояние) | |
21 марта | 1) оба полушария освещены одинаково, день равен ночи (по 12 ч); 2) лучи Солнца падают отвесно на экваторе; (весеннее равноденствие) (осеннее равноденствие) | ||
Пояса освещенности.
Тропики и полярные круги разделяют земную поверхность на пояса освещенности.
1. Полярные пояса: северный и южный.
2. Тропический пояс.
3. Умеренный пояс: северный и южный.
Полярные круги.
Параллели 66,50 с.ш и 66,50 ю.ш называют полярными кругами. Они являются границами областей, где бывают полярные дни и полярные ночи. На широте 66,50 люди в дни летнего солнцестояния видят Солнце над горизонтом полные сутки, т.е. все 24 ч. Через полгода- все 24 ч полярная ночь.
От полярных кругов по направлению к полюсам продолжительность полярных дней и ночей увеличивается. Так, на широте 66,50 она равна 1 суткам, на широте 700 - 65 суткам, широте 80° — 134 суткам, на широте 90° (на полюсах) — приблизительно шести месяцам.
На всем пространстве между полярными кругами происходит смена дня и ночи {покажите Северный и Южный полярные круги на глобусе и карте полушарий и пространства, где бывают полярные дни и ночи).
Тропики. Параллели 23,5° с. ш. и 23,5° ю. ш. называются тропическими кругами или просто тропиками. Над каждым из них один раз в год полуденное Солнце бывает в зените, те солнечные лучи падают отвесно.
Работа с моделью «Волшебный купол»
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e5c7b9-24be-4edf-a154-458cd3e86576/sphere.swf
III. Закрепление материала.
Практическая работа с использованием ресурса «Движение Земли. Практические задания».
https://fcior.edu.ru/card/22592/dvizhenie-zemli-prakticheskie-zadaniya.html
Практическая работа: «Обозначение поясов освещенности на контурных картах полушарий и России».
Цель работы: формирование представления о годовом движении Земли по орбите вокруг Солнца, о нагреве и освещении Земли, формирование аккуратности при работе с контурными картами.
Оборудование: Атлас по географии для 6-го класса, контурные карты полушарий, цветные карандаши, рабочая тетрадь.
З адание 1
На контурной карте полушарий обозначьте и надпишите:
1. Синим карандашом — полярные круги, красным карандашом — тропики.
2. Редкой штриховкой обозначьте пояса освещенности: тропический пояс — красным карандашом, умеренные — зеленым, полярные — синим.
3. Надпишите названия поясов освещенности.
Задание 2
Ответьте на вопросы:
1. Почему на Земле происходит смена времен года?
2. Почему солнечное тепло и свет по поверхности Земли распределяются неравномерно?
3. Чем примечательны дни весеннего и осеннего равноденствия?
Задание 3
Схематическим рисунком изобразите положение Земли относительно Солнца 22 декабря.
1. Подумайте, как надо расположить границу света и тени относительно полярных кругов.
2. На чертеже проведите параллель, имеющую широту вашей местности.
3. Синим карандашом обведите те части параллелей, которые находятся в тени.
4. Сделайте вывод о продолжительности дня и ночи на этих параллелях.
IV. Первичный контроль с использованием ресурса «Движение Земли. Контрольные задания»
https://fcior.edu.ru/card/22400/dvizhenie-zemli-kontrolnye-zadaniya.html
V. Домашнее задание: § 43; задания в тексте учебника.
VI. Рефлексия.
Дополнительный материал.
Зависит ли погода от состояния небесных светил
и их положения на небосводе?
На состояние земной атмосферы, а следовательно и на погоду на Земле могут оказывать влияние лишь светила, являющиеся источниками энергии, поступающей на нашу планету. Солнце — практически единственный такой источник и, значит, единственное светило, от положения на небосводе и состояния которого зависит погода на Земле. Остальные звёзды, другие планеты солнечной системы, так же как Луна, никакого прямого влияния на погоду Земли не оказывают. Но условия их наблюдения с Земли сильно зависят от условий погоды — это-то и дало повод людям в далёком прошлом связывать с положением небесных светил происходящие на Земле изменения погоды.
Обелиск полярному кругу
Жители Салехарда вполне могут гордиться уникальным географическим положением своего города. Дело в том, что Салехард расположен на линии Северного полярного круга и разделен ею на две части. В центре города на символической разделительной линии установлен обелиск Полярному кругу.
Возле железной дороги Петербург—Мурманск стоит каменный столб с надписью «Полярный круг».
А вот такой же надписи на станции с этим названием не верьте: станция примерно на 12 км южнее этой параллели.
Студенты биологического факультета МГУ соорудили на линии Северного полярного круга деревянный знак на ББС (Беломорской биологической станции), расположенной на границе Мурманской области и республики Карелия.
Самостоятельная работа учащихся
География и поэзия
Прочитайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина:
...Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц и светла
Адмиралтейская игла.
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Ответьте на вопросы:
1. О каком времени суток говорится в этом отрывке? Почему поэт читает без лампады?
2. Какое время года описывается в отрывке?
3. О каком городе России идет речь?
Домашнее задание для желающих