Понятие и сущность политического сознания.




Вступление

Актуальность темы исследования. Среди сложного, многогранного комплекса проблем, которые отчётливо проявились в Украине, вопросы сознания занимают особое место. От правильного решения этой крайне важной проблемы во многом зависит успех демократических преобразований, сплочённость, единство и нравственное здоровье, а в конечном счёте, судьба страны, нашего народа.

Формирование политического сознания каждого человека - насущная потребность нашего демократического общества. Поэтому разработка проблем формирования политического сознания приобретает актуальное теоретическое и практическое значение.

Особенно в условиях демократизации общественной жизни, имманентно включающей в себя процесс раскрепощения сознания человека, приоритетным направлением теоретической мысли становится исследование проблем и противоречий закономерностей формирования политического сознания членов общества.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что демократическое преобразование нашего обществ, объективно требует нового подхода к теоретическому анализу политического сознания человека, как сложного и противоречивого социального феномена.

Этот новый подход, с одной стороны, должен исходить из того, что в процессе демократизации общественной жизни утверждается плюрализм сознания, а с другой, связан с тем, что переломный характер нашего времени, в котором мы живём, сложные социальные и международные коллизии, глобальные проблемы остро ставят вопрос о выработке правильной системы взглядов на мир и отношения человека к миру, осознания взаимосвязанности всего человечества, несмотря на различные социальные системы.

И в этих условиях значительно повышается социальный статус политического сознания, усиливается его роль в духовной жизни общества и человека.Практика всех социальных революций, в том числе происходящие изменения в современных условиях, убедительно показывает, что без перелома в общественном сознании, без изменения мышления людей нельзя добиваться качественного обновления общества. Как переломить устаревшие стереотипы мышления, психологические привычки людей – этот вопрос волнует сегодня весь прогрессивный потенциал нашего общества.

Вместе с тем, на каждом конкретно-историческом этапе развития нашего демократического общества выдвигаются всё новые и более сложные задачи, решения которых зависит от активизации социального творчества людей, их высокой политической сознательности и твёрдых убеждений в будущем.Анализ экономических, социально-политических и духовных факторов общества показывает, что формирование политического сознания членов общества происходит противоречивым и трудным процессом. Это убедительно подтвердилось на опыте за последнее десятилетие. Как известно, начиная с 1990 года, в нашем обществе происходили крупные социальные потрясения и коренные изменения, что затормозило и загородило пути социального прогресса. Дезинтеграционные тенденции, охватившие в настоящее время все сферы функционирования государства после распада СССР, проявились не только в кризисном состоянии социально-экономического и культурного развития страны, но и привели к глубокому ценностному конфликту, росту фрустрации и радикализма политического мышления и поведения.Разрушение единой идеологии, десятилетиями объединявшей миллионы, гораздо сильнее, чем все экономические и социальные проблемы, вместе взятые, способствовало нарастанию кризисного состояния политической системы: нарушился характер функционирования и взаимодействия между её элементами, разрушились прежние каналы коммуникации, исчезли чёткие границы ценностных политических ориентаций, дезинтеграционные тенденции охватили политическую культуру политические отношения. Государство утратило доминирующую роль в процессе политической социализации граждан и, незащищённое партией, оказалось не способным к воспроизводству эффективных управленческих решений. Множество нерегулируемых степеней свободы порождают тенденцию хаоса и дезориентации в политическом сознании людей.

Актуальность исследования политического сознания граждан Украины диктуется необходимостью повышения эффективности и достижения легитимности политического управления, особенно в период нестабильного социального и экономического развития страны, а также определяется объективной необходимостью формирования постсоветских ценностных ориентаций, лежащих в основе новой украинской объединительной идеи, отвечающей гуманистическим тенденциям XXI века и обеспечивающей преемственность украинского исторического наследия и традиций. Актуальность исследования такой категории, как политическое сознание, определяется также и тем, что происходящие в экономике страны кризисные явления способствуют размыванию чётких границ между социальными группами и появлению множества индивидов, утративших свою социально-классовую принадлежность.

Процесс всеобщего обнищания, маргинализация общества и растущая социальная неудовлетворённость обусловливают политизацию сознания людей и одновременно отчуждают их от власти. Восприятие окружающего мира через призму вторгающейся в жизнь людей политики является одной из отличительных черт переживаемого страной переходного периода. О многогранности, сложности и актуальности данной проблемы свидетельствуют то, что вопросы формирования политического сознания у каждого человека становятся предметом изучения и исследования философов, политологов, экономистов, юристов, историков, социологов, педагогов, психологов и представителей других областей науки. Научная разработанность темы политического сознания довольно широка, поскольку включает в себя два взаимосвязанных направления исследования - массовое сознание и политическое сознание. Отдельно рассматриваются проблемы функционирования массового и общественного сознания в системе массовых коммуникаций, массового сознания как атрибута массового общества, политического сознания как элемента функционирования политической системы, политического и общественного сознания как элементов социального развития и политической культуры. Объектом работы является политическое сознание, его сущность, структура, его роль как в политике так и в государстве в целом. Целью исследования является анализ и изучение содержания и тенденций развития политического сознания украинских граждан как основы формирования украинской общенациональной идеи, усиливать идеи единства и гумманизации обеспечивающей устойчивое политическое развитие государства. Реализация данной цели требует решения следующих задач: -обобщения и систематизации различных научных подходов и методов, касающихся исследования политического сознания; Достижения поставленной задачи возможно при реализации следующих исследовательских заданий: - раскрытия сущности и функций политического сознания и его специфики в условиях реформирования украинского общества; - изучить структуру и типологическое многообразие политического сознания; - Изучить современное состояние научных разработок центральной проблемы в зарубежной и отечественной психологической, социологической и политологической литературе; Характеризуя степень научной разработкипроблемы следует отметитьто что учёными стран СНГ сделан значительный вклад в изучение проблем политического сознания. В последние годы по вопросам теории и практики формирования политического сознания вышло в печати большое количество монографий, брошюр, статей, коллективных трудов, где рассматриваются соотношения сознания и философии, сознания и политики, сознания и идеологии, сознания и морали, сознания и психологии, сознания и традиций, сознания и религии и другие аспекты данной проблемы.

В трудах известных учёных стран СНГ, таких как: А.Г.Спиркин, А.Аганбеян,Е.Андрюшенко, В.Афанасьев, З.Золотова, Ю.Иркин, В.Комаровский, Н.Кондратьев, В.Косолапов,В.Куличенко, В.Пугачёв, В.Рукавишников, Л.Тимофеева, В.Тихомиров и другие рассматриваются социально-политические, духовно идеологические, нравственные, национальные, юридические и другие аспекты политического сознания в духовной жизни общества.

Теоретико-методологическую основу исследования составляет совокупность общеметодологических принципов:

· диалектики,

· сравнительного и системно-структурного анализа,

· теории систем и общесоциологической теории,

· политической статистики,

· психологии,

· логики,

· социального проектирования.

Структура данной работы полностью подчинена логике реализации основных научных задач. Квалификационный проект состоит из введения, двух разделов каждый состоит из двух подразделов, заключения и списка использованной литературы. В первом разделе проанализированы основные теоретические основы исследования феномена «Политическое сознание». В частности во время написания работы прибегали к научным разработкам политических, социологическим, а также в сфере психологии. Во втором разделе проводится анализ динамики влияния политических, экономических, социальных, этнонациональных, конфессиональных факторов на процесс формирования политического сознания украинских граждан, а так же раскрытия особенностей традиционного украинского самосознания. В заключении обобщаются результаты научного анализа проблемы в целом.

Понятие и сущность политического сознания.

Процессы преобразований в обществе требуют адекватных изменений в сфере политического сознания и политической культуры. Становление демократического общества требует качественно новых принципов общественной взаимодействующих ее отношений между личностью и государством, политические знания и культура политического поведения необходимы каждому поскольку они являются залогом защиты собственного достоинства, свободы и прав. Для раскрытия понятия “политическое сознание” можно подойти на основе философской трактовки понятия “сознание”, которое в самом общем виде обозначает высший уровень духовной активности человека как социального субъекта.

При этом важно отметить, что различные философские направления по-разному рассматривают природу сознания. Идеализм исходит из того, что сознание развивается спонтанно и может быть понято исключительно из самого себя. Диалектико-материалистическое учение исходит из того, что невозможно анализировать сознание изолированно от явлений общественной жизни. Оно представляет собой свойство высокоорганизованной материи – мозга – и выступает как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира.

С социологической точки зрения, сознание выступает прежде всего как отображение в духовной жизни людей в первую очередь их политического бытия – всего разнообразия политической жизни, политических процессов и явлений. Одновременно политическое сознание является атрибутом политического действия, его непременным составляющим элементом.

Политика – это целесообразная деятельность, она предполагает наличие у действующего субъекта определенных представлений о политической действительности, осознание своих устремлений, формулирование цели, выбор средств и способов ее достижения. Вместе с тем, политическое сознание отражает гораздо более широкий круг социальных явлений. Это вытекает из самой природы политики. Поскольку она имеет в качестве объекта своей деятельности все сферы общественной жизни, то политическое сознание так или иначе включается в себя все отраженное социальное бытие. [3,C.283]

Таким образом, политическое сознание является отражением производственно-экономических и иных общественных отношений индивидов, социальных групп, классов, наций, общества в их совокупном отношении к государственной власти.

По своему содержанию оно охватывает все представления людей, опосредующие их объективные связи как с институтами власти, так и между собой по поводу участия в управлении делами государства и общества. Однако определение политического сознания через категорию “отражение” отнюдь не означает, что оно есть пассивный элемент политического процесса. А наоборот, будучи имманентным свойством всякого социального субъекта, оно выступает в качестве активного начала в политике. [4,C.58]

Политическое сознание может опережать общественную практику, прогнозировать развитие событий и тем самым выступать стимулирующим политическую деятельность фактором. Вместе с тем, политическое сознание, если оно в искаженном виде отражает социальную действительность, может приводить к волюнтаризму в политике, когда действующий субъект не считается с объективными законами общественной жизни, руководствуется субъективными желаниями и произвольными решениями. Для более детального понимания сущности политического сознания имеет смысл рассмотреть его разновидности. Так, основанием разделения политического сознания на виды может служить уровень, глубина проникновения в суть политики, политической власти. По данному критерию политическое сознание подразделяетсяна три уровня. Обыденное политическое сознание свойственно основной массе членов общества, формируется в повседневной жизни.

Ему присущи ярко выраженныесоциально-психологические черты: эмоциональность, импульсивность, гибкость реагирования на изменение политических условий.

Обыденное политическое сознание характеризуется размытостью, не системностью, противоречивостью, стихийностью становления и развития под влиянием бытовых представлений и суждений о политике с точки зрения житейского здравого смысла.

Но наряду с этим важно отметить что оно является специфическим и обусловлено это тем что действием на нее значительного количества противоречивых факторов, сегодняшние социокультурные процессы – ускорение социальной динамики, глобализация общественных процессов, активизация этнических и конфессиональных движений, политизация жизни общества, когда практически любая проблема с легкостью обретает политический оттенок, - усиливают необходимость рассмотрения специфики политического сознания вообще и обыденного сознания в части.

Обыденное сознание интересно тем что по оно опирается на традиции и стереотипы и хотя в переходной период развития Украины социальные субъекты постепенно адаптируются к новым социально-экономическим условиям существования, изучение современного политического сознания не возможно без рассмотрения значительной роли, которую играют устоявшиеся политические традиции, ориентиры, политический опыт и культура.

Современное украинское политическое сознание, и индивидуальное, и общественное, сочетает в себе как новые ценностные и мировоззренческие установки и социально-политические ориентиры, так и традиционные элементы. Причем, данное сочетание на уровне обыденного политического сознания не всегда вполне гармонично и закономерно, что вызывает разного рода противоречия, дисгармонию и создает почву для развития общественных коллизий.

Адаптация украинского общества к новым социально-политическим реалиям вовсе не обязательно означает полное принятие любых изменений. С учетом всего выше сказанного можно добавить следующие положения.

Социально-философское рассмотрение обыденного политического сознания предполагает обращение к окружающему повседневному миру, который непосредственно дан человеку как «смысловой фундамент», как сфера седиментации опыта. Современный мир является настолько сложным в социокультурном отношении, что границы политического сознания перестают рефлексироваться не только рядовыми гражданами государства, участвующими в политической жизнедеятельности общества только время от времени, но даже профессиональными политиками.

На формирование обыденного политического сознания влияют и другие формы общественного сознания, такие как религия, мораль и искусство, что обусловлено конкретной исторической ситуацией эти обстоятельства позволяют методологически плодотворно объяснить и осознать противоречия и фрагментарность восприятия гражданами политических институтов современного общества и понять логику целеполагания в действиях индивидуальных социальных субъектов в общественно-политической сфере.

В Украине обыденное восприятие власти состоит из системы эмоционально-личных отношений, имитирующих всеобщую связь, когда человек судит о власти, исходя из своего социального положения,благополучия,настроения украинцы готовы незамедлительно превратить свою оценку, свое понимание власти в действие, в том числе и деструктивное.[10,C.93]

В сознании украинцев одновременно уживаются две противоречивые модели патерналистская, требующая от государства обеспечить индивида минимумом доходов, и новая, индивидуалистическая модель самостоятельного решения собственных проблем.

Предпосылка стабилизации жизни в Украине, таким образом, состоит в возврате к индивидуальной самоорганизации, рациональному конструированию собственной жизни, для чего политическая система украинского общества должна обратить внимание на устроение малой социальности.

Второй уровень это так называемое профессиональное политическое сознание, (государственное). Профессиональное политическое сознание должно быть присуще служащим (чиновникам) государственного аппарата, политикам. Такое сознание отличается систематизированными знаниями о политике государства, демократии; умением руководить и управлять политическими процессами на общефедеральном и региональном уровне. Первоосновой профессионализма государственных служащих выступает их компетентность.

В государственном аппарате профессионализму (особенно в последние годы) активно противостоит дилетантизм. Подчас он самоуверен, агрессивен и стремится вытеснить профессионализм. В практическом плане дилетантизм выражается в отсутствии необходимых знаний, в организационной беспомощности, в неспособности предвидеть результаты своих действий, последствия принимаемых решений.

Вот почему формированию профессионального политического сознания надо уделять особое внимание в современных условиях. Отсутствие профессионализма в политической сфере — одна из бед нашего общества.

Государственные служащие относятся к темпрофессиональным группам, сознание которых наиболее тесно связано с политическим самоопределением. Государственный служащий независимо от своей политической идентичности подчиняется политическому курсу государства. Третий уровень и один из основополагающих считается «научно (теоретическое) политическое» сознание характерно для исследователей, научных работников, занимающихся изучением тех или иных сторон политической жизни общества. В отличие от обыденного оно формируется на базе глубоких исследований политической действительности и широких политических обобщений. Теоретическое политическое сознание характеризуется полнотой и глубиной отражения политической реальности, отличаясь способностью к прогнозированию, систематизацией взглядов. Оно призвано выработать обоснованную политическую программу, опираясь на экономическую и социальную практику. Высшим уровнем политического сознания является политико-теоретическое сознание, то есть совокупность идей, взглядов, учений, концепций, доктрин, которые возникают на основе научного исследования политических отношений, процессов, институтов, глубинных взаимосвязей и разногласий, закономерностей общественно-политического развития.

Развитая политическая теория (наука) — это не только совокупность достоверных знаний о политических процессах и явлениях, она содержит в себе соответствующий механизм построения этого знания, раскрывает логическую зависимость одних элементов от других, одних категорий и понятий от других. Сформированная на основе обобщения общественной практики, политическая теория является наиболее совершенной формой научного обоснования политической деятельности.

Примером такого внутренне систематизированного знания о политической действительности можно назвать политологию как научную и учебную дисциплину[5,C.390]. Следует иметь в виду, что политические или социально-политические концепции, учения и доктрины по сравнению с теорией есть более узкими по своему предмету и менее глубокими по уровню обобщения формы отображения политической действительности.

Например, политическая концепция — это соответствующий способ понимания, трактование любого политического явления или процесса, основная точка зрения на определенный вопрос общественной жизни. Социально-политическое учение— это совокупность теоретических положений о любой сфере социально-политической действительности. В отдельных случаях учением называют систему социально-политических взглядов того ли другого мыслителя (например, учение Аристотеля, учение Макиавелли, учение Гегеля). Политическая доктрина — это более или менее последовательно изложенная концепция, совокупность взаимосогласованных принципов подхода к рассмотрению политических явлений, а также к организации политической деятельности. Термин "доктрина" иногда используется и для обозначения политических взглядов, которые характеризуются оттенками схоластики и догматизма. Отсюда выражения "доктринер", "доктринерство".

Теоретическое сознание есть стержнем политической идеологии, которая представляет собой систематизированное, целостное, концептуальное отображение коренных интересов определенной нации, социальной группы, организации, которые связанные с борьбой за власть, ее удержанием и защитой ради реализации этих интересов. Следует обратить внимание на отличие между теоретическим и идеологическим уровнями политического сознания. Если наука дает знание о предметах и явлениях действительности, их закономерности, то идеология еще и отражает отношение к предмету знаний.

Это отношение предопределяется интересами и оценками социальных групп, организаций, институтов, из позиций которых в идеологии отображается действительность. Каждый гражданин соотносит свои политические знания, ценности, оценки и убеждение с существующими политическими, организационными и процедурными институтами (политическая система в целом, политический режим, партии, организации, законодательство, лидеры). Происходит определенный анализ этих институтов и политической системы в целом, изучение и оценка ее с точки зрения способности удовлетворять политические потребности и интересы. В таком значении организационные и процедурные институты политической системы можно рассматривать как инструментальный аспект политической идеологии. Характер связи науки и идеологии определяется конкретно-историческими и социальными факторами, местом и ролью в общественном прогрессе той или другой социальной группы — носителей определенной идеологии.

Идеология нацелена активно воздействовать на общественное сознание. Выработкой идеологии занимаются не все члены общества, а специалисты (идеологи), посвятившие себя политическому творчеству и занимающиеся осмыслением законов общественной жизни. Политическая идеология может оказывать большое влияние на общественное сознание в целом, потому что она является не только системой взглядов, но и имеет государственную силу, свою систему пропаганды, используя при этом науку, право, искусство, религию, все средства массовой информации. Поэтому среди форм политического сознания особую и всевозрастающею роль играет идеология.

Идеология - система взглядов и идей, в которых выражается отношение к той или иной действительности; взгляды, интересы, цели, намерения, умонастроения людей, классов, партий, субъектов политики и власти тех или иных эпох, поколений, общественных движений, искусства, литературы и т. д., вплоть до мировоззрения, умонастроений и жизненных позиций носителей той или иной идеологии.

Термин «идеология» появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своём труде «Элементы идеологии», стремившийся найти в мировосприятии и явлениях сознания основы этики, морали, политики - их логическое и психологическое обоснование.

Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти определённых политических сил и режимов.Идеология выполняет мобилизующую и интеграционную функции, объединяющую людей в социальное целое. Она поднимает, направляет социальные слои и классы на определённые действия, воодушевляет на борьбу за свои интересы.Основные современные идеологии - либерализм, социализм, национализм - возникли в условиях становления и развития западноевропейской цивилизации.

Эти идеологии отражали реальные и многообразные конфликты эпохи буржуазного развития. В них в максимальной степени нашло выражение понимание проблем современного общества основными социальными слоями и классами, и именно в этих идеологиях социальные группы обрели ясное самосознание.

Как и сознание в целом, политическое сознание может принадлежать только определенным субъектам, а именно: субъектам политических отношений. Как известно, субъектами политики выступают индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом. Они и являются социальными носителями политического сознания.

Соответственно различают политическое сознание индивида, групповое, (социальной группы, класса), массовое нации, общества. Политическое сознание отдельного индивида, социальной группы и общества не тождественны друг другу. Политическое сознание группы и общества не есть простая сумма политических представлений составляющих их индивидов. Каждая социальная группа, как и каждое общество, будучи самостоятельными субъектами политики, вырабатывают свои собственные политические представления. В то же время между индивидуальным, групповым и массовым, т. е. присущим народу, обществу, видами политического сознания существует диалектическая взаимосвязь. Совокупность политических идей, носителями которых выступают социальные группы и общество в целом, является основой формирования индивидуального политического сознания.[8,C.128] В свою очередь личностные особенности политических взглядов и убеждений благодаря творческой активности их носителей могут приобретать характер групповой или общественной ценности. Важно также отметить, что политика есть область отношений всех классов и слоев к государству и правительству, сфера взаимоотношений между социальными группами, классами, нациями и народами. В силу этого политическое сознание не в последнюю очередь выступает и как специфическая форма выражения политических интересов социальных классов и групп. Оценка социально-политической действительности зависит от того конкретного положения, которое занимает носитель этой оценки – личность, социальная группа, класс – в данной системе общественных отношений. Поэтому политическому сознанию указанных социальных субъектов объективно присущи социально-классовые черты. [1,C.53]

Такие черты в значительной мере присущи и политическому сознанию общества в целом. Каждая социальная группа стремится представить свои политические интересы как отвечающие общим интересам.

Однако наиболее существенное влияние на характер политического сознания общества оказывают экономически доминирующие социальные силы, которые располагают максимальными возможностями для духовного производства и соответственно для своего влияния на всех членов общества.

Вместе с тем, политическое сознание, отражая объективны интерес нации, народа в целом, характеризуется и общенациональными чертами, которые присущи всем социальным группам и индивидам.

Чем же является индивидуальное политическое сознание. Когда речь идет о политическом сознании отдельного человека, то ясно, что имеется в виду его интеллектуально-психическая деятельность, складывающаяся из ощущений, воспринимаемых через органы чувств, интеллектуальной работы мозга, эмоций и воли, направленных на осознание личностью роли и места в политической жизни. Индивидуальное политическое сознание предполагает усвоение человеком своих политических прав и свобод, умение ими пользоваться в конкретной жизненной ситуации. Большую роль в развитии индивидуального политического сознания сыграл классический либерализм, сделавший акцент на личную свободу, на индивидуализм, на автономию личности, отвергающую возможность государства вмешиваться в личную жизнь индивида. В дальнейшем развитие либеральных идей привело к коренному изменению соотношения между личностью и государством: не человек стал служить государству, а последнее перешло на службу человеку. Выделяют два основных уровня индивидуального сознания:

1.Начальный (первичный) - «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитательная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

2.Вторичный - «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие интеллекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление - ядро и системообразующий элемент.

Групповое политическое сознание. На первый взгляд может показаться, что групповое сознание есть не что иное, как простая сумма того, что чувствуют и думают отдельные лица, составляющие группу. Однако более глубокое изучение показывает, что ни о сложении индивидуальных сознаний, ни даже о выведении у них "общего знаменателя" всерьез говорить не приходится. В коллективе (группе) на человека воздействует окружающая его среда, формируется конформистское умонастроение. Происходит это потому, что отнюдь не каждый человек стремится выработать собственное мнение по каждому поводу: многие люди предпочитают полагаться на политические соображения других, усваивают мнения окружающих так, как если бы они были их собственными. Если такое мнение разделяют многие, то вступает в силу "стадное чувство". Мысли и особенно настроения окружающих оказываются настолько заразительными, что человек поступает "как все".Следовательно, групповое политическое сознание — это политические представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. Так же не маловажный факт то что различающиеся условия бытия разных больших социальных групп порождают в первую очередь различные потребности, интересы и мотивы деятельности людей. Основными отличительными особенностями группового сознания, отличающими его от массового сознания и от иных видов политического сознания, являются цельность, четкость, определенность ценностных ориентаций и представлений о целях общественно-политического действия. Групповое политическое сознание надо отличать от массового, которое характерно для нестабильных, временных крупных объединений людей (митинг, демонстрация, бунтующая толпа). Массовому политическому сознанию присуще актуальное политическое содержание. Масса не теоретизирует, она всегда на грани того или иного политического действия. Массовое политическое сознание — особая разновидность массового сознания, которая имеет в качестве своего основного содержания политические проблемы, на решение которых тем самым направляется политическое поведение данной массы.Однако оно возникает и распространяется, лишь когда совершаются крупные, причем именно социально-политические по содержанию события, разрушающие привычную структуру общества и его групповую стратификацию. Понятно, что налет саранчи, пожирающей урожай и ставящий на грань голодной смерти целью государства, сформирует некое массовое сознание, однако оно вряд ли обретет политические формы. По структуре, массовое политическое сознание включает основной (первичный), эмоционально-действенный, и вторичный, рациональный уровни. В основе массового политического сознания лежит яркое эмоциональное переживание некой социально-политической проблемы, вызывающей всеобщую озабоченность. Это может быть война с другим государством, гражданская война, масштабный экономический кризис и т. д. Крайняя степень переживания данной политической проблемы выступает как системообразующий фактор массового политического сознания. Такое переживание, проявляясь в сильных эмоциях или чувствах, заслоняет собой все другие, привычные правила жизни — групповые нормы, ценности и образцы поведения, Оно порождает потребность в немедленных действиях — потому и определяется как эмоционально-чувственная основа (иногда — как «ядро») массового политического сознания.По своему психологическому составу, рациональный уровень массового политического сознания включает в себя более статичные (типа оценок и ожиданий, Ценностей и «общих ориентации») и более динамичные (типа массовых мнений и настроений) компоненты.В конкретном выражении, внутри рационального уровня различаются три основных блока.

Во-первых, это блок политических ожиданий людей и оценок ими своих возможностей влиять на политическую систему в целях реализации имеющихся ожиданий.

Во-вторых, различается блок быстро меняющихся мнений и, особенно, настроений людей — прежде всего, связанных с оценками ими текущего положения, правительства лидеров, конкретных политических акций и т. д.

В-третьих, выделяется блок социально-политических ценностей, лежащих уже в основе достаточно осознанного политико-идеологического выбора (например, такие ценности как справедливость, демократия, равенство, стабильность, порядок и т. д., или противоположные им). Эти ценности определяют итоговое отношение массового политического сознания к происходящему.

Рациональный уровень массового политического сознания, как правило, представляет собой отражение распространяемых через слухи или официальные средства массовой информации «массово необходимые» сведения. На высшем, рациональном уровне группируется собственно политическая общедоступная информация о причинах и последствиях того, что произошло. Действенным проявлением массового политического сознания является массовое политическое поведение, однако, не всякое, а исключительно стихийные его формы.

В целом, политической поведение подразделяется на стабильное и стихийное. Стабильное достаточно массовое политическое поведение определяется различными формами групповой психологии и, в большей или меньшей степени, групповым сознанием. Его иногда тоже называют «массовым», однако, оценивая тем самым исключительно количественную сторону, масштабы определяющих его групп.В содержательном же, качественном смысле, действительно массовым является именно стихийное массовое политическое поведение, связанное с вовлечением человека в ту или иную массу.

В первую очередь, массовое политическое поведение зависит от того, какой из двух основных уровней (эмоционально-действенный или рациональный) возобладает в массовом политическом сознании. В зависимости от этого, оно будет более или менее стихийным и податливым управлению.

Во вторую очередь, оно зависит от эффективности (объема и качества) внешнего политико-идеологического воздействия, оказываемого на массовое политическое сознание. В принципе, до определенных моментов массовое политическое сознание (и, соответственно, поведение массы) обычно податливо внешнему политико-идеологическому воздействию. Она думает образами, порождающими друг друга ассоциативно, — как это бывает у отдельного человека, когда он свободно фантазирует, — не сверяющимися разумом на соответствие с действительностью. Чувства массы всегда весьма просты и весьма гиперболичны.

Масса немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращает



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: