Иногда потрясение от критической ситуации настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. Он не понимает - где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Единственное, что он может делать, - это двигаться. Движения могут быть совсем простые («Побежал, а когда пришел в себя, оказалось, что я не знаю, где нахожусь») или достаточно сложные («Я что-то делал, с кем-то разговаривал, куда-то бежал, но ничего не могу вспомнить»).
Признаки. Движения резкие, часто бесцельные и бессмысленные действия, ненормально громкая речь; часто отсутствует реакция на окружающих; есть опасность причинения вреда себе и другим.
Помните, психологическая помощь возможна только в случае, если пострадавший отдает себе отчет в своих действиях.
• Задавайте человеку вопросы, которые привлекут его внимание, или поручите дело, которое заставит его задуматься. Любая интеллектуальная активность снизит уровень активности физической.
• Предложите прогуляться, сделать несколько физических упражнений, выполнить какую-то физическую работу (что-то принести, переставить и т.д.), так, чтобы он почувствовал физическую усталость.
• Предложите совместно сделать дыхательную гимнастику. Например, такую:
Встаньте. Сделайте медленный вдох, почувствуйте, как воздух заполняет сначала грудную клетку, потом живот. Выдыхайте в обратном порядке — сначала нижние отделы легких, потом верхние. Сделайте паузу в 1—2 сек. Повторите упражнение еще 1 раз.
Важно дышать медленно, иначе от переизбытка кислорода может закружиться голова.
Продолжайте глубоко и медленно дышать. При этом на каждом выдохе постарайтесь почувствовать расслабление. Расслабьте руки, плечи, спину. Почувствуйте их тяжесть. Концентрируйтесь на дыхании, представьте, что выдыхаете свое напряжение. Сделайте 3—4 вдоха-выдоха.
|
Некоторое время (примерно 1—2 минуты) дышите нормально.
Снова начинайте медленно дышать. Вдыхайте теперь через нос, а выдыхайте через рот, сложив губы трубочкой. При выдохе представьте, что осторожно дуете на свечку, стараясь не погасить пламя. Старайтесь сохранять состояние расслабленности. Повторите упражнение 3—4 раза.
Дышите как обычно.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Виды. Особенности применения.
К средствам индивидуальной защиты органов дыхания относятся респираторы, противогазы и изолирующие дыхательные аппараты. Надежная защита от вредных веществ (аэрозолей, газов, паров), содержащихся в окружающем воздухе, с их помощью может быть достигнута лишь при условии рационального применения в конкретной обстановке соответствующих конструкций и марок. Они должны обеспечивать очистку вдыхаемого воздуха от вредных веществ до содержания, не превышающего предельно допустимых концентраций (ПДК) установленных ГОСТом 12.1.005-76.
по принципу защитного действия СИЗОД в соответствии с ГОСТом 12.4.034-2001 делят на две группы:
а) фильтрующие - очищающие воздух от ОВ, радиоактивной пыли и бактериальных аэрозолей
б) изолирующие, которые полностью изолируют человека от зараженной атмосферы и подача чистого воздуха или дыхательной смеси на основе кислорода осуществляется от какого-либо источника
Некоторые авторы специально выделяют еще и диффузионные СИЗОД – камера защитная детская (КЗД – 6)
|
Основными показателями, характеризующими СИЗОД, являются:
коэффициент защиты - кратность снижения концентрации вредного вещества, обеспечиваемая данным средством индивидуальной защиты органов дыхания;
начальное сопротивление постоянному воздушному потоку на вдохе и выдохе;
ограничение поля зрения;
время защитного действия фильтрующих элементов (для противогазовых и газопылезащитных СИЗОД) при непрерывной работе и средней концентрации вредных веществ.
Для оптимального выбора средств индивидуальной защиты, применяемых для ликвидации последствий ЧС, необходимо учитывать ряд показателей, оказывающих решающее влияние на выбор тех или иных СИЗ с учетом их защитных и эргономических свойств. Их совокупность можно объединить в четыре группы.
Первая группа - характерные виды и условия работы в очагах. Эти обстоятельства оказывают влияние на выбор материалов СИЗ с комплексом необходимых свойств.
Вторая группа - воздействующие на человека опасные и вредные факторы, характерные для ЧС.
Третья группа - метеорологические условия во время пребывания в очагах.
Четвертая группа – продолжительность пребывания в очаге.