Социальные институты классифицируют по различным критериям.
Согласно общественно значимых потребностей и выполняемых ими задач, социальные институты разделяют на:
1. Экономические институты, регламентирующие социальные отношения в сфере хозяйственной деятельности, производства, распределения и потребления материальных благ, услуг. Это - собственность, деньги, заводы, рынок, банки, торговля, трудовая деятельность.
2. Политические институты, связанные с получением власти, ее осуществлением, распределением, защитой. Это - государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы и другие общественно-политические
организации.
3. Социальные институты - организуют добровольные объединения, регулирующих повседневную поведение людей, межличностные отношения
4. Института культуры и воспитания, связанные с созданием, укреплением, развитием и распространением духовных ценностей. Это - образование, наука, религия, брак, художественные учреждения и организации
По критерию способа регулирования поведения людей в рамках определенных институтов выделяют формальные и неформальные социальные институты. Формальные институты характеризуются тем, что имеют признак - это взаимодействий действие между субъектами, осуществляется на основе формально согласованных или зафиксированных правил, законов, регламента, положений. Формальные институты играют большую роль в сплочении общества. К таким и. Института относятся армия, государство, школа. Неформальные социальные институты, хотя и регламентируются в социальных действиях, они не оформлены законом. Социальный контроль в таких институтах устанавливается по к мощью норм, закрепленных в общественном мнении, традициях, обычаях. Это могут быть различные объединения по интересам, культурные и социальные фонд фонди.
|
Каждый институт выполняет свою характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как отдельных видов социальной системы. Наиболее значимыми среди них есть:
• репродуктивная, закрепление, обогащение и воспроизведение на новом уровне или в определенной области общественных отношений. Благодаря ей социальный институт транслирует опыт, ценности, нормы культуры из поколения в поколенние;
• регулятивная и социального контроля. Функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения;
• интегративная, сплочения общества. Эта функция включает процессы сплочения, взаимозависимости и взаимо-ответственности членов социальных групп, которые происходят под влиянием институциолизованих норм, правил, санкций и систем ролей. В целом обеспечивает социальную стабильность общества.
• коммуникативная или привлечения людей к деятельности направлена??на обеспечение связей, общения, взаимодействия между людьми за счет определенной организации их совместной жизнедеятельности. Каждая из этих функций с находит свое конкретное воплощение в различных социальных институтах. Функции, осуществляющие институты, со временем меняются. Скажем, функцию образования и социальной помощи бедным, которую раньше выполняли а церковь, впоследствии приняла на себя государство, создав разветвленную ветвь учреждений, работающих в заданном направлениерямі.
|
Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое его действие называется дисфункцией. Например, функция института образования - готовить всестороннее развитие специалистов. Но если он не справляется с данной задачей, то необходимых специалистов он не получит: школы и вузы выпустят в жизнь людей с не полным багажом знаний. Таким образом, функция института превращается в дисфункцию.
Среди самых распространенных дисфункций выделяют:
- несоответствие института конкретным потребностям общества;
- неопределенность функций социального института;
- снижение авторитета социального института в обществе;
- институт перестает действовать в соответствии с объективными потребностями, меняет свои функции в зависимости от интересов отдельных людей
В жизненном цикле института выделяют несколько стадий
1 - возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий, регулирование общих целей;
2 - появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, которая осуществляется методом проб и ошибок;
3 - появление процедур, связанных с нормами и правилами;
4 - институциализация норм и правил, процедур, т.е. их принятия, практическое применение;
5 - установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
6 - создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института;
7 - период формализации социального института. Правила перестают быть средствами, регулирующих деятельность и становятся самоцелью. В институте начинается господство правил. Это возникает из-за чрезмерного стремления к аккуратности и компетентноститі;
8 - период дезорганизации, когда институт теряет прежнюю гибкость и жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или реорганизуется в новый