Влияние религии на иные сферы жизни шумерского государства и общества




Раздел 3

Данный раздел исследует влияние шумерской религии на прочие сферы жизни шумерского общества.

В шумерском обществе религия играла определяющую,системообразующуюроль,скрепляя фундамент общественного организма,служа главным духовным ориентиром для простых общинников и обосновывая(легитимизируя)господство царя,считавшегося наместником богов на Земле,исполнителем их священной воли и,соответственно,обладавшего(ввиду подобного высокого мандата)огромной властью и привелегиями,однако,приэтом,бывшего обычным рабом по отношению к богам и подчинённым им существам.Когда царь умирал,вместе с ним в загробный мир отправлялись все его слуги,самые близкие родственники и придворный шут.На входе в Эрешкигаль царь преподносил дары семерым божествам,являвшимися платой за проход в царство мёртвых.О данном сюжете рассказывают,вчастности,эпическая поэма «Смерть Гильгамеша» и так называемая шестиколонная табличка с записью Ур-Намму.Чётко прослеживается взаимосвязь описанного сюжета с подобными ему сюжетами в других культах Востока,в особенности с древнеегипетским,что говорит о тесном культурном контакте египтян и населения Междуречья.

Так как шумерский этнос в течение всей своей истории,посути,былтеократическим,религия в его жизни превалировала и определяла ход вещей и в материальной,и в духовной сфере.Все общественно-государственные институты,циклы хозяйственной жизни,произведенияискусства,литературы и архитектуры,внешне-и внутриполитическая деятельность шумерских властителей,взаимоотношения власти и общества в своём функционировании и при сотворении были подчинены религии,ёё догматам и предписаниям.Это резко отличает шумерскую общность от прочих этнических сообществ древности,выделяя её из этого ряда и заставляя говорить о некоем культурно-религиозном феномене в истории человечества,своеобразном первоначале духовно-материальных воззрений современности.Как уже отмечалось ранее,разработанные шумерскими мыслителями духовные концепции оказали сильное влияние на догматику и мифологию современных авраамических религий-христианства,иудаизма и ислама,став их философско-мифологической первоосновой.Перенятые и апробированные на собственной культурной почве эти концепции оказали значительное влияние на формирование всех месопотамских религиозных систем древности и,по причине духовно-географической близости,этническогородства,схожести основных парадигм стали,по мере своего развития,по существу единой религией,понятной и принятой всеми месопотамскими народами и государствами,доминировавшей в этом регионе до времён эллинизма.

Общественная жизнь в древнем Шумере сосредотачивалась в храмах,называемыхзиккуратамии храмовых хозяйствах.Зиккураты состояли из множества ступеней и строились на маленькой платформе,которая через несколько десятилетий разрушалась от времени и храм надстраивался снова,что символизировало духовное обновление и возрождение народа.Работавшие в храмовом хозяйстве рабы,земельныеугодия считались собственностью богов,хотя,фактически,данныехозяйства являлись собственностью верховных жрецов-патеси,впоследствии получивших этот статус и де-юре.Патеси выполняли и государственно-политические,и религиозные функции:от имени богов они вершили правосудие,складировали в подведомственных им храмах съестные припасы и товары непродовольственного назначения,ведали распределением продукции среди членов городской общины,занимались научными исследованиями,внеся значительный вклад в астрономию,математику,ведя исторические хроники,на протяжении большей части шумерской истории патеси являлись светскими правителями шумерских городов-государств,зачастую они были и военными предводителями шумерского войска.Храм являлся средоточием всего города.Разрушениехрама,например в результате вражеского нашествия или стихийного бедствия,влекло за собой не только значительный,а порой и непоправимый материальный ущерб,поскольку на него была нацелена вся городская экономика,но и считалось божественным наказанием за грехи людей,что,например,можно проследить в «Эпосе о Гильгамеше».

Религиозные нормы определяли,как уже говорилось,и хозяйственно-экономическую жизнь шумерского общества.Уборка и посев урожая ежегодно сопровождались молитвами простых общинников и религиозно-культовыми действиями,совершаемымипатеси или эну-рядовыми жрецами зиккуратов.Любые стихийные бедствия,вызывавшиенеурожай,шумеры связывали с гневом богов,что ещё больше укрепляло их веру.Любые повседневные действия-строительство храмов,домов,хозяйственных построек-приписывались богам и совершались исключительно с их благословения.Вся жизнь человека была подчинена их правилам и законам,ни одно событие не происходило без их одобрения.Уезжая в дальний поход,простой общинник оставлял возле храма свою каменную статую,чтобы она могла молиться за него и совершать обряды.Мораль,законодательная база также определялись религией,так как определение правых и виноватых находилось в исключительном ведении богов,апатеси лишь выполняли посреднические функции в этом вопросе.Боги,темсамым,предопределяли рождение человека,сопровождали на протяжении всего жизненного пути и решали,какое место он займёт в загробном мире.Боги устанавливали основные моральные принципы,по которым должен был жить человек,их волей устанавливалось,как следовало управлять шумерским обществом.Шумерские мыслители полагали,что боги изначально создали человеческий род для собственного увеселения и никакого бессмертия для смертных никогда не предполагалось.Опираясь на подобные суждения,шумерские мудрецы вывели мысль о том,что человек должен принять своё зависимое положение и не роптать на судьбу;боги защищают человека,давая ему успокоение и радость и ощущение подчинённости человеческой воли божественной не подлежит оспорению.То,что установлено на небесах подлежит неукоснительному выполнению в материальном мире,так как боги определяют законы функционирования всех вещей в обозримом бытии;это положение являлось аксиомным для каждого члена шумерской общины.«Все понятия о высоких моральных качествах и этических добродетелях,которые шумеры постепенно и тщательно вырабатывали в течение веков,исходя из собственного социального и культурного опыта,были приписаны деятельности богов;это боги так устроили,а человек должен только следовать божественным повелениям»[1].Человеческая жизнь представлялась шумерским мыслителям хрупкой и подверженной различным опасностям,ни один смертный «заранее не знал судьбы,предписанной ему непредсказуемыми богами»[2].

Исходя из вышеизложенного,представляется возможным отметить,что религия являлась главным фактором,определяющимповседевную жизнь шумерского общества во всех аспектах,а сформированные на её основе морально-нравственные идеалы служили главным фактором его консолидации.


[1]Самюэль Крамер.«Шумеры.Первая цивилизация на Земле».[Электронный ресурс] URL:https://www.historylib.org/historybooks/Samyuel-Kramer_SHumery--Pervaya-tsivilizatsiya-na-Zemle/

[2] Там же.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: