Государственное устройство Российской Федерации




Основы государственного, территориального устройства России определены в статье 5 Конституции РФ и основаны на принципе федерализма.

Российский федерализм – это не только форма разрешения национального вопроса в многонациональной стране, но и форма демократизации управления государством. Децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам является важной гарантией демократии. Базирующаяся на принципе федерализма, децентрализация единой государственной власти обеспечивается разграничением предметов ведения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и органами местного самоуправления.

Россия, в соответствии с Конституцией, состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. При этом правовой статус республики в составе России определяется как Конституцией Российской Федерации, так и собственной Конституцией. Правовое положение края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа устанавливается, наряду с Конституцией России, собственными уставами.

В соответствии с Конституцией России, равноправными субъектами Федерации впервые стали обычные (именовавшиеся ранее административными) края и области (например, Ставропольский, Красноярский края, Смоленская, Рязанская, Псковская и другие области). Повышение их статуса до уровня республик и автономных образований в составе России отражает как исторические особенности образования самой Российской Федерации, так и правовое признание роли русского народа в укреплении государственности. Дело в том, что Россия, как известно, традиционно, с самого начала своего существования включает и территории с коренным русским населением, и территории республик, автономных образований, где компактно проживают иные нации и народности. И если раньше национальные (автономные) образования пользовались достаточной самостоятельностью в решении многих вопросов, то новая Конституция Российской Федерации предоставила аналогичные права и краям, и областям, на территории которых проживает в большинстве своем русское население. Надо отметить справедливость данного решения: русские люди на территории единого федеративного государства вправе пользоваться не меньшими правами и возможностями, чем представители других братских наций и народностей.

Государственная целостность Российской Федерации гарантируется тем, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Эту свою обязанность она, как суверенное государство, вправе осуществлять и с применением пограничных войск, Вооруженных сил и других государственных военных организаций.

Власть народа в любом государстве не может осуществляться вне организационных форм, посредством которых народ реализует свой суверенитет. Народ управляет государством, свободно выражает свою волю и придает ей общеобязательный характер путем закрепления в законодательных актах. Общим понятием «суверенитет» (в переводе – «верховная власть») подчеркиваются два свойства власти – единство и верховенство. В науке этим термином принято охватывать три вида суверенитета: народный, национальный и государственный. В органическом сочетании характерных особенностей каждого из видов суверенитета центральное место принадлежит суверени­тету народа. Именно он – многонациональный народ – является источником всей государственной власти. Это ключевое положение надо понимать таким образом, что все полномочия на осуществление государственной власти институты и должностные лица государства приобретают в той или иной форме в результате свободно выражаемой воли народа. Только она делает власть в государстве легитимной, правомерной. В масштабе Российской Федерации государственная власть есть наиболее общая форма выражения суверенитета народа, его верховной воли. Государственная власть имеется и у каждого субъекта Федерации. Конституция Российской Федерации предусматривает, что субъекты Федерации вне пределов предметов ее ведения и полномочий «обладают всей полнотой государственной власти». Эта государственная власть есть выражение общей воли народа республики в составе Федерации, населения края, области, автономии и т.д. В системе местного самоуправления власть принадлежит населению соответствующего города, села, поселка, а это - часть народа. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, но обязаны соблюдать Конституцию и законы, акты, выражающие государственную волю народа.

Реализация народовластия в Российской Федерации осуществляется в различных формах: через систему государственных органов, общественные организации и партии, через институты непосредственной демократии, местное самоуправление. Единство, взаимосвязь и функционирование этих форм составляют политическую систему общественного строя. Под политической системой, таким образом, понимается совокупность государственных и общественных объединений, через которые народ реализует принадлежащую ему по Конституции власть, управляет государством, определяет и проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику.

Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. «Народ, - подчеркивается в пункте 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации, - осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (схема 1). Классический принцип разделения властей на современном этапе развития России осуществляется с особенностями, которые заключаются в выведении Президента из системы исполнительной власти на самостоятельное место в системе высших органов государственной власти.


Схема 1

 

 


Органы государственной власти Российской Федерации строят свою деятельность на следующих конституционных принципах:

- формирование государственных органов народом или по его поручению соответствующим органом власти;

- территориальная организация властных структур;

- законность в деятельности органов государственной власти;

- употребление в органах государственной власти национальных языков наряду с русским;

- самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти;

- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

- осуществление своих полномочий в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина.

Российская Федерация осуществляет свои многообразные функции через государственные органы. Государственный орган (орган государства) – это составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственно-властными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти.

Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством России, ее государственной целостностью (статья 5 пункт 3 Конституции РФ) и производно от полновластия многонационального народа Российской Федерации и его возможности формировать государственные органы (статьи 3, 32 Конституции РФ).

Под структурой государственных органов Российской Федерации понимается способность высших и местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществлять в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти. Таким образом, система государственных органов состоит из следующих основных видов: органов законодательной власти (представительных органов государственной власти); органов исполнительной власти и органов судебной власти.

Органы законодательной власти (представительные органы государственной власти) состоят из парламента Российской Федерации, парламентов республик в составе России, представительных (законодательных) органов государственной власти других субъектов Федерации и местных представительных органов государственной власти – собраний депутатов, муниципальных Советов, органов на уровне сельских и городских районов (схема 2).


Схема 2

 
 

 

 


В систему органов исполнительной власти входят: правительства, министерства и иные органы исполнительной власти субъектов Федерации, главы администраций городов, сельских и городских районов. Главной задачей органов исполнительной власти является реализация (претворение в жизнь) положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента России, а также решений соответствующих вышестоящих (федеральных, республиканских, областных и т.д.) органов исполнительной власти. В силу того, что эти органы обладают не только исполнительной, но и распорядительной властью, их именуют также исполнительно-распорядительными органами (схема 3).


Схема 3

 

 


Система исполнительной власти включает в себя министерства, службы, агентства. Правительство РФ состоит из Председателя, его заместителя (-ей), федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств (схемы 4,5).

 

Схема 4

Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
· Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации: - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; - Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; - Федеральная служба по труду и занятости; - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию; - Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму · Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации: - Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия; - Федеральное архивное агентство; - Федеральное агентство по культуре и кинематографии; - Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
· Министерство образования и науки Российской Федерации: - Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; - Федеральное агентство по науке и инновациям; - Федеральное агентство по образованию · Министерство природных ресурсов Российской Федерации: - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; - Федеральное агентство водных ресурсов; - Федеральное агентство лесного хозяйства; - Федеральное агентство по недропользованию
· Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации: - Федеральное агентство по промышленности; - Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии; - Федеральное агентство по энергетике · Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации: - Федеральная таможенная служба; - Федеральное агентство по государственным резервам; - Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; - Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом
· Министерство транспорта Российской Федерации: - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта; - Федеральное агентство воздушного транспорта; - Федеральное дорожное агентство; - Федеральное агентство железнодорожного транспорта; - Федеральное агентство морского и речного транспорта; - Федеральное агентство геодезии и картографии · Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: - Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; - Федеральное агентство по рыболовству; - Федеральное агентство по сельскому хозяйству
· Министерство финансов Российской Федерации: - Федеральная налоговая служба; - Федеральная служба страхового надзора; - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; - Федеральная служба по финансовому мониторингу; - Федеральное казначейство (федеральная служба) · Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации: - Федеральная служба по надзору в сфере связи; - Федеральное агентство по информационным технологиям; - Федеральное агентство связи

 

Схема 5

Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации
· Федеральная антимонопольная служба · Федеральная служба по тарифам
· Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды · Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
· Федеральная служба по финансовым рынкам · Федеральная служба государственной статистики
· Федеральное агентство по атомной энергии · Федеральное космическое агентство

 


Однако в структуре федеральных органов исполнительной власти существуют федеральные министерства, службы и агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации (схема 6).

 

Схема 6

Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
· Министерство обороны Российской Федерации: - Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; - Федеральная служба по оборонному заказу; - Федеральная служба по техническому и экспортному контролю; - Федеральное агентство специального строительства. · Министерство юстиции Российской Федерации: - Федеральная служба исполнения наказаний; - Федеральная регистрационная служба; - Федеральная служба судебных приставов.
· Министерство внутренних дел Российской Федерации - Федеральная миграционная служба. · Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
· Министерство иностранных дел Российской Федерации · Федеральная служба безопасности Российской Федерации
· Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации · Служба внешней разведки Российской Федерации
· Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ · Федеральная служба охраны Российской Федерации
· Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) · Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

 

Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система Российской Федерации организационно состоит из нескольких уровней. На федеральном уровне это высшие судебные инстанции: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ. В республиках в составе РФ – конституционные, верховные и арбитражные суды республик. В других субъектах – краевые, областные, городов федерального значения и автономной области и автономных округов народные и арбитражные суды. На местном уровне – районные и городские народные суды (схема 7).

 

Схема № 7

 

 

Заключение

 

Таким образом, современное Российское государство провозглашено Конституцией и строится как демократическое, федеративное, правовое, с республиканской формой правления. Высшая цель этого государства — реализация прав и свобод человека, всех народов Российской Федерации, защита ее целостности, суверенитета и других общенациональных ценностей и интересов.

В системе государственных институтов Российского государства важная роль принадлежит Министерству внутренних дел Российской Федерации и внутренним войскам, организационно входящим в его структуру. На всем протяжении отечественной истории внутренние войска достойно выполняли задачи по обеспечению безопасности личности, общества и государства, по поддержанию конституционного порядка во многих регионах страны, являлись примером верности воинскому долгу.


Литература

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

2. ФЗ от 10 января 2003 года N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

3. ФКЗ от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

4. ФКЗ от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Россий-ской Федерации».

5. Большой энциклопедический словарь. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2006 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: