Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)




МУЗЫКА Франции 18 век

 

Муз жизнь Франции 18 в была насыщенной и многообразной. Продолжала развиваться фр опера (опора на Персела «Дидона и Эней» на темы Вергилия), основ жанрами кот в этот период были лирич трагедия и опера-балет.

«Гранд – Опера» - театр, основанный еще в 1669 (тогда его называли «Королевской Академией музыки»), в 1672-1687 гг возглавлял выдающ композитор Люли, а после его смерти в театре ставились произведения его последователей.

1) Совершенно по иному взглянули просветители на балетное искусство. Дидро призывал превратить балет из пустого развлечения в иск-во, кот будет школой нравов, а не составной частью оперного действия, связать пантомиму с драм действием и создать театр, где нашли свое отражение те же проблемы, что и в драм пьесах.

Еще в 1661 г была основана «Королевская Академия танца», в кот четко были сформулированы и утверждены эстетич и технич правила балета, нарушать кот не позволялось. По законам Академии после каждого акта трагедии или комедии давали «балет» с небольш числом исполнителей, причем состав был все время разный, а вот в конце спектакля шел «Ц»большой балет», в кот были задействованы все исполнители.

Новшества в этот вид иск-ва начали водиться с творчеством выдающ танцовщицы Марии Сале, кот первая отказалась от пышного рукава и парика, тоже регламентированного Академией и, обнажив руки и плечи, появилась на сцене в коротком легком платье с распущенными волосами.

В 1743 Салле поставила в Париже «Балет цветов», в кот на сцену вышел танцовщик Новерр, ставший реформатором танца, кот по силе своего воздействия приблизился к драме. Современника называли его Шекспиром танца. Именно Новерру удалось воплотить идею балета как самостостоят вида иск-в, выделив его из контекста оперы.

Свои взгляды изложил в трактате «Письма о танцах и балетах», сказал, что «музыка – душа танца», «хорошо написанная музыка должна говорить. Танец, изображающий мелодию, является эхом, повторяющим то, что говорит музыка».

Маски, столь распространенные в танце, были заменены движениями тела, т е пантомимой. Реформы Новерра не понравились фр аристократии, и ему пришлось ставить свои балеты в др странах.

2) Демократизация концертов, кот перестали быть салонными. Удже в 1725 г в Париже для широкой публики стали организовываться «духовые концерты», любительские концерты

3) Рамо Жан Филипп (1683-1764), музыкант, муз теоретик, композитор, стоял у истоков нов передовой теории, согласно кот всякое иск-во – это прежде всего подражание природе.

Рамо – автор первых «героических балетов» - «Галантная Индия». Впервые прием: дробить цельную композицию на отдельн эпизоды, сюжетно не связанные между собой. А роль объединяющего фактора стала переходить из вокальной партии в оркестр. Именно оркестровая музыка Рамо выразила богатство и новаторство его изящной гармонии. Написал 40 опер. Но вершина – клавесинная музыка. Выдающ импровизатор-исполнитель. Рамо – просветитель полемизировал с Руссо, считавшим. Что основа любого муз произвед – мелодия. Рамо считал, что – гармония. Вольте написал либретто к его операм: «Принцесса Наваррская», «Самсон», «Прометей».

4) На муз жизнь Франции повлияла Великая фр революция. Музыка стала сопровождать все рев торжества, праздники, события, превратившись в обществ силу и став средством граждан воспитания.

Песня, марш, г7имн – самые популяр и демократич жанры. В аперле 1792 г начались революц войны, Францию окружили союзные войска европейских держав. Всенародный клич «Родина в опасности» облетел всю страну и вызвал огром патриот подъем. В эти дни родилась «Марсельеза», ее сочинил саперный капитан Руже де Лиль. Первым ее запел батальон марсельцев, пришедший в Париж, так она получила название.

Запрещенная в эпоху Реставрации и Второй империи, Марсельеза была утверждена как государственный гимн Третьей республики. Официально принятый музыкальный текст Марсельезы был установлен в 1887г. Русский перевод – в 19 в народоволец Лавров.

 


Отречёмся от старого мира,
Отряхнём его прах с наших ног!
Нам не нужно златого кумира,
Ненавистен нам царский чертог.
Мы пойдём к нашим страждущим братьям,
Мы к голодному люду пойдём,
С ним пошлём мы злодеям проклятья -
На борьбу мы его позовём.

 

А подстрочный перевод другой –

 

Вперед, дети отечества,

День славы настал!

Против нас тирания,

Поднято кровавое знамя! (дважды)

Слышите ли вы по селам

Рев свирепых солдат?

Они уже рядом,

Чтобы зарезать наших сыновей и жен!

Когда Людовик 16 предпринял неудач попытку бежать из страны, был пойман и посажен в 1792 г в тюрьму, родилась «Карманьола». В шутливой форме безвестный автор высмеивал королевскую чету и ликовал по поводу свержения ее власти. События бысторо менялись, менялись и дописывались куплеты песни

В 1795 г открылась парижская консерватория.

 

МУЗЫКА Англии 18 век

 

Муз иск во Англии представлено композиторами-иностранцами, жившими и творившими в этой стране: сын Бага, Иоганн, дважды посещал Лондон Гайдн, выступал Моцарт, 50 лет жил и творил немец Гендель, возглавил Королевскую Академию музыки.

В 1732 открылся оперный театр в Лондоне – «Ковент-Гарден»- оперой Генделя. Англия в 18в славится своими хоровыми фестивалями.

 

МУЗЫКА ИТАЛИИ 18 век

 

К 18 в В Италии – богатый муз традиции, свои оперные школы в Риме, Неаполе, Венеции, Флоренции. Будущие композиторы и исполнители обучались в консерваториях (от слова хранить, беречь) при храмах.

В кажд городе – свои оперные традиции. В Риме – жития святых и нравоучительные повести о раскаявшихся грешниках, в Венеции, где папа и его двор имели не такую власть – более свободное развитие. Здесь возникли афиши, анонсы, первые печатные либретто.В Венеции появился термин «Опера» - труд, дело, который ввел в оборот певец и композитор Франческо Кавалли.

Но только неополитан опера систематизировала все, чего достигло оперное иск-во за предыдущ века. В Неаполе сформировался тип оперы сериа («серьезная») ан героико-мифологич и легендарно-историч сюжеты.

Здесь утвердился стиль Бельканто («прекрасное пение»). В опере сформировалось несколько видов арий, кот к концу 18 века уже стали достоянием всех итальян композиторов: - бравурные арии, виртуозные и ликующие и – ламенто – скорбные, жалобные.

В 18 в. В антрактах между действиями серьезной оперы стали ставить комич. Интермедии для развлечения зрителей. Их сюжет – на картинах их современ жизни, чаще всего – столкновнии глупых господ и умных слуг, сопровождавшиеся меткими муз характеристиками, живостью действия. Постепенно эти интермедии переродились в отдельный жанр – оперу-буффф – комическую оперу.

Великий мастер оперы-буфф – неаполитанец Джованни Перголези, кот заполнил антракты своей серьезной оперы «Гордый пленник» интермедией «Служанка-госпожа», ставгшей родоначальницей нвоого жанра. Опера – буфф – это еще и Джованни Паизиелло и Доменико Чимароза, оба работали в России при дворе Екатерины 2.

 

Антонио Вивальди (1678-1741) родился в свобод стране – Венецианской республике. Композитор и виртуоз скрипач, педагог консерватории, дал инструментальной музыке нов звучание.

Доменико Скарлатти (1685-1757) – инструмент, в частности. Фортепианная музыка. Становление и развитие жанра сонаты. Число сочинений Скарлатти колоссально: одних опер 118, 700 кантат и т.д.

 

В 1778 – открылся оперный театр «Ла Скала» в столице Ломбардии – Милане. Построил театр архитектор Джузеппе Пьермарини. Зал на 3200 мест, роскошен., лучший из оперных т-ров мира, выступить в нем – честь для любого певца.

 

МУЗЫКА ГЕРМАНИИ 18 века

 

Находилась под влиянием фр и итальян образцов, на сценах царила итальян опреа. В Гамбурге – попытка создать нац оперную школу, открыт оперный театр, выходит первый муз журнал, первое общество музыкантов-любителей. Расцвет этого театра связан с именем немец композитора Рейнгарда Кейзера, написал 120 опер (2Нерон», «Октавия»).

 

Наибольшее достижение немец культуры – инструментальная музыка, в первую очередь – органная.

Георг Фридрих Гендель. Пробует себя в жанре оратории – в Гамбурге. Отправляется в Италию, но там его творчество кажется тяжеловесным. Едет в Лондан, освоил англ муз стиль, и там прожил всю жизнь. Среди популярнейших сочинений Генделя - оратории 'Израиль в Египте' (1739), 'Мессия' (1742), опера «Ринальдо». И Гендель, и Бах – последние композиторы школы барокко.

 

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750). Бах пользовался славой как органист, но при жизни не привлек заслуженного внимания как композитор. Бах рано овладел игрой на органе, клавире и скрипке, выступал певчим в хорах, изучал партитуры старых и современных мастеров. Период профессиональной и творческой зрелости характеризуется частыми сменами мест работы и должностей, непрерывными конфликтами с косным начальством, подавлявшим творческую инициативу великого композитора. Работал церковным органистом,15 лет служил придворным музыкантом в Веймаре. Бах работал кантором (регентом и учителем) в церкви святого Фомы в Лейпциге и школе при этой церкви в трудной обстановке, которая неоднократно толкала его на безуспешные поиски другой службы. Руководил также студенческой «Музыкальной коллегией».

 

Бах отдал дань всем областям музыкального творчества, кроме оперы. Искусство Баха органически связано с музыкальными школами и жанрами разных европейских стран, начиная с 17 в., — хоровая полифония эпохи Возрождения, протестантский хорал, немецкая песня, итальянская и немецкая органная музыка, итальянская опера и итальянская скрипично-ансамблевая, клавирная и оркестровая школы, французская клавесинная музыка. Бах, так же как и Г. Ф. Гендель, был последним великим композитором эпохи барокко. Оставаясь в рамках старых жанров, он бесконечно обогащал их чертами, заимствованными из других жанров и видов музыкального творчества.

Музыкальный язык Баха выходит за рамки своего времени, предвосхищая более поздние музыкальный стили, вплоть до романтизма. В его творчестве достигнута вершина искусства полифонии

Громадное творческое наследие Баха, охватывающее свыше 1000 произведений в разных жанрах, можно разделить на три сферы — вокально-драматическую, связанную главным образом с Лейпцигом, органную (веймарский период), инструментальную, идущую от светской традиции

Вокально-драматическое творчество Баха включает около 300 духовных кантат, оратории: «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Магнификат», «Рождественская оратория», «Пасхальная оратория», Месса си-минор и др. В кантатах Баха образы человека раскрываются не в конкретном преломлении, а как символы определённых этических идей. Вместе с тем музыка кантат свободна от мистицизма. В мировоззрении композитора преобладает чувство беспредельной красоты и радости жизни.

В области музыки для клавира Бах первым создал концертные произведения (по образцу скрипичных). Он утвердил самостоятельное значение клавира и открыл в этой области новые пути, несмотря на несовершенство современного ему инструмента. Гениально осуществленную «энциклопедию» музыкальных стилей 17—18 вв. представляют собой 2 тома прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира»

 

Людвиг Ван Бетховен (1770-1827)

Родился в Бонне в семье придворного музыканта. Ранняя одаренность: в 8 лет – играет свой первый концерт в Кельне, а в 10 – занимается композицией. Мечтал о встрече с Моцартом, встретился в Вене, был одобрен, стал гастролировать по Европе.

Познакомился с австрийским композитором Гайдном, решил ехать в Вену и стать его учеником. С 1796 – первые фортепианные сонаты: «Лунная», «Патетическая», «Аппассионата». В 1798 Бетховен стал глохнуть. Его Третья и Восьмая сифонии – остро конфликтны, драматичны. Седьмая – веселая и оптимистичная. «Героическая симфония» - новая эра в симф музыке 19 века. Единственная опреа – «Фиделио».

 

МУЗЫКА Австрии 18 века

Во второй половине 18 в формируется венская классическая школа: Гайдн, Моцарт, Бетховен. Соединили в своем творчестве идеи Провещения, традиции итальянской оперы и черты австрийской инструментальной музыки.

Главную роль среди сольных инструментов 18 в начинает играть фортепиано. Жанр – опера.

Кристофу Глюку удалось слать из оперы. Кот была видом развлечения – высокое искусство.

Реформа Глюка: музыка в опере должна подчиняться законам поэзии и драмы. Опера «Орфей и Эвредика» (1762): - наконец-таки можно понять слова текста, партия оркестра подчиняется общему замыслу, солисты стали принимать участие в действии как актеры, пение теперь связано с действием, поэтому упростилась техника пения, стала естественной, хар стал полноправным участником действия. Оперы Альцеста, Ифигения в Тавриде, Армида, Ифигения в Авлиде.Эти оперы – создали нов стиль в муз драматургии 18 в.

Франц Йозеф Гайдн. Сформировал состав классического (малого) оркестра, ведущее место в кот – скрипки и смычковые, а в группу духовых вошли кларнет и валторна и литавры.

Писал оперы, квартеты, симфонии (104). Наиболее извест симфонии – Лрнднская, Времена Года, Сотворении мира.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Родился в Зальцбурге, восптиывал отец, Леопольд, скрипач, орагнист, педаго, композитор. В 6 лет играл концерты в Мюнхене и Вене, Лондоне и Париже. Называли чудом 18 в. Турне с концертами по Италии (ему 14 лет), рицмф. Оперный тетар Милана заказал Моцарту опреу «Митридат, царь Понтийский». Написал за полгода.

Избран в члены Болонского университета. Граф Колоредо, правитель Зальцбурга, смотрел на Моцарта как на свою собственность, назначил глав дирижером своего оркестра, но по сути – на положении обыкнов слуги, обедать – со слугами.

Похищение из сераля., Женитьба Фигаро (романтич комедия, где кажд персонаж имеет свою муз характеристику), Дон Жуан, Волшебная флейта(1791) – послед опера м. Философ сказка, где приемами музыки противопост силы тьмы и света, подчеркивается точно и с преувеличением, народность персонажей.

Реквием (Лакримоза)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: