Общая схема производства керамических изделий.




Введение

 

Люди в разные времена применяли разные материалы для лепки. Сегодня лепят в основном из глины, либо из пластилина, однако простым словом «лепка» вполне допустимо назвать сложный процесс создания предметов быта, посуды, игрушек.

Лепка, является одним из самых древних видов искусства, ведь лепили люди с незапамятных времен. В глубокой древности, на заре цивилизации люди заметили, что глина становится податливой и мягкой, если ее намочить, и с этого началась длинная история искусства лепки. Но есть версия, что впервые человек догадался начать лепить, когда заметил, какой след оставляет его нога в мокрой земле. Земля подсохла, а четкий след ступни в ней остался! После этого люди начали замачивать в воде глину, и стали лепить из мокрой глины первую примитивную посуду,

В настоящее время лепка из глины — одно из любимейших занятий народных умельцев. Лепка из глины умиротворяет и успокаивает, дает выход эмоциям, учит концентрироваться и просто доставляет удовольствие.

Керамические изделия – самые долговечные. Ведь в отличие от дерева глина не гниёт и не горит, не окисляется, подобно металлу. С древнейших времен и вплоть до наших дней керамические изделия занимают одну из отраслей промышленности. Глина не только древний, но и современный материал, без которого невозможно обойтись в настоящем и будущем. Керамика среди декоративно-прикладных искусств занимает ведущее место у всех народов мира. Немало шедевров керамического мастерства хранится в музеях многих стран, которые поднимаются до уровня подлинного большого искусства.
В настоящее время керамика очень популярна.

Трехмерное изображение объемных предметов помогает школьникам познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития. Также эти занятия дают школьникам хорошую возможность в овладении навыками работы с инструментами, которыми пользуются во время занятии лепки.

Лепка из глины учит школьников быть аккуратным и внимательным, развиваетмелкую моторику и координацию пальцев, заставляет работать фантазию и просто развлекает.

В школе мало отводится количество часов по проведению занятии по лепке, поэтому мы решили разработать конспекты и провести занятия по лепке из глины.

 

Исходя, из актуальности мы выбрали следующую тему.

Тема выпускной квалификационной работы: «Прощание. Керамика»

Цель исследования: разработать и выполнить керамику «Прощание. Керамика»

Объект исследования: процесс выполнения керамики

Предмет исследования: керамика «Прощание. Керамика»

Задачи:

1) На основе изученной нами литературы проследить и проанализировать историю возникновения и развития керамики.

2) Рассмотреть свойства глины и приемы обработки изделий из глины.

3) Разработать рекомендации………., планы конспекты кружковых занятий по лепке.

4) Выполнить керамику «Прощание»

Практическая значимость работы заключается в том, что она может быть использована как наглядный материал на внеклассных занятиях, кружках по декоративно – прикладному искусству и как произведение искусства.

 

Методы: исследовательский, анализ педагогической, искусствоведческой, методической литературы, освещающей состояние изучаемой проблемы

 

Новизна заключается в разработке и выполнении работы «Прощание. Керамика»;по проведению кружковых занятий по лепке, на которых наша работа может быть использована в качестве наглядного пособия.

 

База апробации данной работы проходила на базе МАОУ «СОШ № 29» городского округа города Стерлитамак.

 

 

Глава 1. Основные сведения о керамике

 

1.1.Исторические сведения о керамике

Слово «керамика» произошло от греческого «керамос» — и оно означает глина. Изделия изготовленные из глины с разными добавками и обожженные в специальной печи до камне подобного состояния называют керамическими изделиями.

Изготовления изделий художественной керамики - это ремесло и искусство, дошедшее до нас из глубины веков. Глина преданно служила человечеству на всем пути его долгой истории. Пластичность глины, ее способность после обжига превращаться в прочный и водостойкий материал, привлекли к ней внимание человека еще в эпоху мезолита, 10-16 тысяч лет до н. э. Археологические раскопки, проводимые на территории многих стран Европы, Африки, Азии, Америки подтверждают повсеместное развитие керамического ремесла. В дошедших до нас памятниках материальной культуры можно встретить замечательные по красоте изделия бытового назначения: посуду, украшения, всевозможные фигурки животных, птиц и многие другие предметы. Примерно в это же время начали делать из глины статуэтки божков, которые являлись примитивными предметами культа.

Обжигать глиняную посуду и статуэтки люди тоже научились совершенно случайно, спустя столетия после того, как начали лепить из глины. Промокший глиняный горшок просто поставили возле открытого огня, чтобы он высох. Когда горшок остыл, люди заметили, что он стал прочнее и тверже, в нем теперь можно было без опасения хранить любые жидкости. Благодаря столь счастливой случайности люди стали активно применять в быту глиняную посуду. Уже после того, как был придуман гончарный круг, посуда стала более красивой, аккуратной, изящной.

Первые изделия из глины были хрупкими и очень боялись влаги, поэтому хранить в них можно было только зерно и другие сухие продукты. Но

 

однажды, удаляя золу погасшего костра, человек заметил, что глинистая земля, которую он всегда брал для изготовления изделий домашнего обихода, под действием тепла стала прочной как камень. С тех пор человек стал обжигать глиняные изделия для придания им прочности. Чудесное превращение глины получило название “керамика”, что в переводе с греческого обозначает “глина” [7, с 44].

Важное место в керамике занимает керамика древнегреческая, оказавшая большое влияние на керамику многих народов. Особенно славилась разнообразная (20 видов) и совершенная по форме посуда. Парадные сосуды украшали обычно изящной не многоцветной росписью на мифологические и бытовые темы (так называемая чёрнофигурная и краснофигурная живопись). Великолепные образцы малой скульптуры представляют собой терракотовые статуэтки, главным центром производства которых была Танагра [4, с.18].

Понятие «керамика» включает все разновидности изделий, выполняемых из глины. Открытие обжига сделало глиняную посуду древнего человека практичной. Керамические изделия тогда выполняли способами налепа, ленточным, спирально-жгутовым - укладывали один на другой по спирали. В период позднего неолита, примерно 4 тысячи лет до н. э., керамические сосуды начинали украшать орнаментом, в котором преобладали мотивы круга и спирали, обозначавшие солнце, луну, молнию и другие магические силы, и покрывать многоцветными узорами. Такие изделия были найдены на юго-западе нашей страны (трипольская культура), странах Средней Азии, Ближнего Востока, Средиземноморья и других районах мира. Примером керамического мастерства того периода являются кувшины с узким горлом, разнообразные сдвоенные сосуды, напоминающие очертаниями современный бинокль, глубокие миски, расписанные черной, красной и белой глинами. Уже в тот период керамика достигла большой художественной выразительности. И только с изобретением гончарного круга (4 - начало 3-го тысячелетия до н.э.) резко упростился процесс изготовления керамических изделий, повысилась производительность труда.[8,c.110]. Керамика в средневековой Европе предназначалась в основном для приготовления пищи, хранения продуктов и жидкостей. Небольшие размеры печей, найденных при раскопках, говорят о незначительных размерах производства. Вероятно, гончары селились там, где находились значительные запасы подходящей глины, переезжая на другое место по мере их исчерпания. Мастера экспериментировали с белой глиной, белым песком, измельченным горным хрусталем, кальцинированным оловом и свинцом. После росписи и обжига изделия покрывались толстым слоем свинцовой глазури и вновь обжигались [ 9, c.89].

В настоящее время к керамическим относят изделия, полученные по керамической технологии, т.е. путем обжига (спекания) порошкообразных масс, в результате которого они переходят в кристаллическое камнеподобное состояние.

История появления керамики на Руси. Археологические находки во многих древнерусских городах свидетельствуют о широком развитии на Руси гончарного ремесла. В Древней Руси применяли большей частью двухъярусные (нижний, топочный ярус зарывали в землю), гончарные горны, но были и одноярусные. Монголо-татарское нашествие повлияло на развитие древнерусской культуры. История одной из ее ветвей — керамики сместилась из южных регионов в северные и западные пограничные города, в московские земли, поэтому не случайно возрождение изразцового искусства в Древней Руси было связано с Псковом и Москвой. Было уничтожено множество произведений русских гончаров IX—XII веков. Например, исчезли двуручные корчаги-амфоры, вертикальные светильники, более простым стал орнамент, искусство перегородчатой эмали, глазурь (самая простая — жёлтая, уцелела только в Новгороде) [11,c.93].

В XIII—XIV столетиях в Пскове получила распространение муравленная черепица, применяемая для головного убора православных храмов. Она, вероятно, породила простые облицовочные плитки, а затем изразцы с узором и румпой для крепления в кладке стен. На территории Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря сохранились уникальные памятники глазурованной керамики — более ста древних надгробных монашеских плит (керамид), вмурованных в стены подземных галерей. Достигающие в среднем высоты 45-60 см и имеющие ширину 30-40 см, они выполнены из обожженной глины с темно-зеленой поливой. Количество и высокое художественное качество изделий свидетельствует о том, что в монастыре издревле процветало керамическое производство. Керамиды впервые на Руси начали изготавливать именно на Псковщине в XVI веке. В монастыре была специальная гончарная мастерская. Псковские гончарные изделия, такие как посуда, узнаваемы по своим формам. Искусство псковских мастеров ярко проявилось в изготовлении декоративной керамики [15, c. 111].

Мы пришли к выводу, что изготовления изделий художественной керамики - это ремесло и искусство, дошедшее до нас из глубины веков. Что Глина преданно служила человечеству на всем пути его долгой истории. Пластичность глины, ее способность после обжига превращаться в прочный и водостойкий материал, привлекли к ней внимание человека еще в эпоху мезолита, 10-16 тысяч лет до н. э. Археологические раскопки, проводимые на территории многих стран Европы, Африки, Азии, Америки подтверждают повсеместное развитие керамического ремесла. И что тем самым дошедших до нас памятниках материальной культуры можно встретить замечательные по красоте изделия бытового назначения: посуду, украшения, народные игрушки, различные скульптуры. А так же нами были исследованы исторические данные развитии керамики и на Руси. Итак же изучили и выяснили что происходящие исторические события в культуре и в искусстве повлияло развитию вид искусства, как, керамика, «гончарное» искусство. Уяснили суть понятия «керамика» включает все разновидности изделий, выполняемых из глины.

Итак, не зная истории развития и, и как развивалась искусство керамики, нам было бы как и всем, было бы не интересно дальше работать

 

 

1.2 Свойства глины и приемы обработки изделий из глины

Глина (ст.-слав, глиньнъ — связано с глень, глей от ср.-греч. gline — "клей, вязкое вещество") — один из древнейших природных материалов искусства. Глина так же – это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода. Существует несколько видов природных глин: обычная поверхностная глина, огнеупорная, грес (после обжига становится как камень), каолин (основа для фарфора). Свойства глины определяет ее химический состав. Для разных видов глины свойственны различные химические составы. Состав глины, пригодной для применения в народных промыслах, как уже говорилось, определяется тремя важнейшими элементами: глиняные минералы, вода и песок [13, с.55].

Свойства глины освоены человеком на рубеже 4 тыс. до н. э. и положены в основу искусства керамики (греч. kerameos — "глина").Глина — на первый взгляд ничем не примечательная вязкая масса, образующаяся от выветривания и вымывания дождями горных пород. Вместе с водными потоками она попадает в русла рек и оседает на дне. Глина содержит многие минералы, слоистый каолинит, остатки органических веществ, окиси металлов. Самое важное свойство этого материала — пластичность. В соединении с водой глина образует массу, из которой можно лепить фигуры, емкости. После высыхания такая масса затвердевает, сохраняя форму, но, впитывая воду, вновь становится мягкой. Вода присутствует в глине в двух состояниях — в механической смеси и в химической связи. Во время обычной сушки вода испаряется из пор, а прокаливаясь на огне при температуре 500—600° С, глина теряет химически связанную воду, становится твердой, как камень, и навсегда утрачивает способность подвергаться воздействию влаги. Кроме искусства керамики и лепки, глина используется в строительстве — в глинобитной технике, глину применяют в составе грунта для живописи и подмешивают в краски для придания им большей вязкости [12,с. 114].

Так же различают глины по цветам:

Природная красная -имеет зеленовато-коричневую окраску, которую ей придает оксид железа, составляющий 5-8% от общей массы. При обжиге, в зависимости от температуры и типа печи, приобретает красную или белесую окраску. Выдерживает температуру 1050-1100*С. Пластична, хорошо формуется, при правильной сушке и обжиге практически не деформируется. Используется для моделирования и при работе с пластом.Ангоб (франц. engobe — "обмазка") — тонкий слой белой или цветной глины, наносимой на поверхность керамического изделия до обжига. Служит для сокрытия неровностей или цвета черепка. Черепок (от череп) — обожженная глина, чаще красного или серо-желтоватого цвета. Неглазурованное изделие после первого, утильного обжига. Профессиональный термин мастеров и художников - керамистов. Техника ангоба подсказала и оригинальный способ декорирования — сграффито, процарапывания, соскабливания или гравировки поверхностного слоя до появления основы другого цвета. В отдельных случаях применяется роспись ангобами, создающая эффект рельефа, и роспись по ангобу, играющему роль белого фона, грунта. К приемам ангобирования относят технику декорирования фарфора пат сюр пат [8, с.9].

Белая глина - во влажном состоянии светло-серая, после обжига приобретает белый цвет или цвет слоновой кости. Температура обжига:1050-1150*С. Бисквитный обжиг рекомендуется выдерживать 900-1000*С (перед глазурованием). Эластична, хорошо держит форму. Используется для изготовления посуды, сантехники, кафеля или поделок из глины [10, с.112 ].

Для окрашивания белой глины в цвет можно добавить в сырой состав красящее вещество (пигмент) или оксиды. Оксиды в пропорциях 1,5-6%; пигменты - 5-20%. Мы используем для окраски глины ангобы.

Каолин (из кит. Kau-Ling — "Высокие холмы", местность близ Пекина) — минерал, тонкая белая глина, почти не содержащая примесей железа, что делает ее особенно ценной. Состоит из каолинита — продукта длительного выветривания гранитов и полевых шпатов. С небольшим количеством воды образует пластичную массу длительного выветривания гранитов и полевых шпатов. С небольшим количеством воды образует пластичную массу [15, с.65].

Существует следующие свойства глины:

Пластичность - именно благодаря возможности деформироваться и удерживать приданную ей форму и позволила человеку найти применение глины в своем быту. Тут стоит заметить, что все зависит от консистенции — соотношения количества воды, глины и песка. Для разных работ нужны разные составы. Так, для лепки песок может быть вообще излишним.

Гигроскопичность позволяет глине впитывать воду, изменяя свои свойства вязкости и пластичности. Но после обжига изделия из глины приобретают водостойкость, прочность и легкость. Развитие технологии позволило получить фаянс и фарфор, незаменимые и в современном мире.

Огнеупорность - свойство, применяемое скорее в строительстве, нежели в художественных промыслах, если не считать обжиг изделий. Технология обжига различна для того или иного состава глины. С сушкой и обжигом тесно связано свойство усадки глины или сжимаемость — изменение массы и размеров за счет вывода из состава части воды/

Способы изготовления изделий из глины: существует довольно много способов ручной лепки: конструктивный, пластичный, комбинированный. Рассмотрим эти способы поподробнее

Пластический. Лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины. Примером такого способа лепки в дымковской игрушке может служить утушка – любимый образ в народном творчестве, связанный с солнцем, изобилием [6, с. 30].

Конструктивный - предмет создается из отдельных частей. Начинается работа с основной, наиболее крупной части. Комбинированный– этот способ объединяет лепку из целого куска и отдельных частей.

Комбинированный способ объединяет лепку из целого куска и отдельных частей. Например, фигурка дымковского индюка лепится из целого куска, а голова и хвост отдельно или филимоновский петушок лепится из исходной формы яйца или широкого цилиндра, концы которого загибаются оттягиванием вверх – для шеи – повыше, для хвоста – пониже, закругляется форма головы, вытягивается клюв, прищипыванием или лепится отдельно бородка и гребешок. Из отдельного куска глины для петушка делается подставка. Комбинированный способ лепки используется в создании композиционных работ [10, с. 99].

Способы формования керамических изделий: формование керамических изделий можно осуществлять несколькими способами: свободная лепка, свободное формование на гончарном круге, пластическое формование ручным оттиском в форме, пластическое формование во вращающейся гипсовой форме с помощью формующего шаблона, шликерное литье в гипсовые формы [ 18, c.210.]

•При свободной лепке - из приготовленного глиняного теста вручную лепят различные фигурки, свистульки или горшки больших объемов. Из куска глины лепят заготовку нужной формы. Затем стекой лопаточкой делают в ней углубление и выбирают глину, постепенно утончая стенки сосуда. Окончательную обработку и заглаживание внутренних поверхностей выполняют стекой-петлей. Подготовленную полую форму устанавливают на доску и обрабатывают край сосуда, прилепив к нему горловину - раскатанную полоску глины.

•Свободное формование производят на гончарном круге. Кладут точно в центр гончарного круга заготовку из глины в форме шара. Нажимая большими пальцами, в середине шара делают цилиндрическое углубление и постепенно расширяют его до требуемых размеров. Затем вытягивают цилиндр до нужной высоты. Сначала лепят основание, затем, мягко надавливая на стенки цилиндра с внутренней стороны, расширяют его для получения нужного изделия [ 21, с.123].

•Пластическое формование ручным оттиском осуществляется с помощью гипсовых форм. Открытые формы применяют для формования плоских изделий, разъемные - при изготовлении изделий сложных форм (сосудов, скульптур). Форму заполняют глиняным тестом и разминают его от центра к краям.

•Помимо этих способов, существует также пластическое формование во вращающейся гипсовой форме с помощью шаблона и формование путем шликерного литья в гипсовые формы (основано на свойстве гипса впитывать влагу и способности глины при снижении влажности переходить из жидкого состояния в состояние пластического теста) [23, с. 32].

•При изготовлении керамических изделий сложной конфигурации часто комбинируют способы формования. Сочетание пластического способа формования во вращающейся гипсовой форме металлическим шаблоном со шликерным литьем широко распространено при изготовлении чайников, чашек, кувшинов и других фарфоровых и фаянсовых изделий, состоящих из корпуса и приставных деталей. Задымленную керамику получают сочетанием шликерного литья с пластическим формованием [25, с.216].

Общая схема производства керамических изделий.

1.Добыча глины, подготовка керамической массы и формование изделий.

В большинстве случаев глину добывают открытым способом, для чего используют одно- или многоковшовые экскаваторы, скреперы и другие механизмы. На завод глину доставляют рельсовым транспортом, автотранспортом, ленточными транспортерами, подвесными дорогами, люлечными конвейерами.

Карьерная глина обычно непригодна для получении изделий. Поэтому технология любого керамического изделия начинается с приготовления так называемой керамической, или рабочей, массы. Цель этой стадии производства — разрушить природную структуру глиняного сырья, удалить из него вредные примеси, крупные куски измельчить, а затем обеспечить равномерное смешивание всех компонентов с водой до получения однородной и удобоформируемой керамической массы. В зависимости от вида изготовляемой продукции и свойств исходного сырья керамическую массу получают пластическим, полусухим и шликерным (мокрым) способами. В связи с этим выбирают и способ формования изделий — пластическое формование, полусухое или сухое прессование, литье.[23, с. 116].

При пластическом способе подготовки массы и формования исходные материалы при естественной влажности или предварительно высушенные смешивают друг с другом с добавкой воды до получения теста. Влажность получаемой массы колеблется от 15 до 25 % и более. Подготовленная глиняная масса поступает в формующий пресс, чаще всего в ленточный обычный или снабженный вакуум-камерой. Разрежение способствует удалению воздуха из глины и сближению ее частиц, что повышает однородность и формуемость массы и прочность сырца. Глиняный брус требуемого сечения, выходящий через мундштук пресса, разрезают резательным аппаратом на изделия (сырцовые изделия). Пластический способ подготовки массы и формования наиболее распространен при выпуске массовых материалов (кирпича сплошного и пустотелого, камней, черепицы, облицовочных плиток и т. п).

При полусухом способе подготовки сырьевые материалы вначале подсушивают, дробят, размалывают в порошок, а затем перемешивают и увлажняют водой или, что лучше, паром, так как при этом облегчается превращение глины в однородную массу, улучшаются ее набухаемость и формовочная способность. Полусухим способом прессования изготовляют

 

кирпич сплошной и пустотелый, облицовочные плитки, а сухим способом — плотные керамические изделия (плитки для полов, дорожный кирпич, материалы из фаянса и фарфора) [25, с.45 ].

2.По шликерному способу исходные материалы предварительно измельчают и тщательно смешивают с большим количеством воды (влажность смеси до 40 %) до получения однородной текучей массы (шликера). Шликер используют непосредственно для изготовления изделий (способ литья) или для приготовления пресспорош-ка, высушивая его в распылительных башенных сушилках. Шликерный способ применяют в технологии фарфоровых и фаянсовых изделий, облицовочных плиток.

3.Сушка изделий.

Сушка — весьма ответственный этап технологии, так как трещины обычно возникают именно на этом этапе, а при обжиге они лишь окончательно выявляются. Обычно достаточным является высушивание сырца до остаточной влажности — 6...8% [22, с. 211 ].

В процессе сушки продвижение влаги из толщи керамического изделия к наружным слоям происходит значительно медленнее, чем влагоотдача с поверхности, особенно это проявляется в ребрах и углах изделий. При этом возникает различная степень усадки внутренних и внешних слоев, а следовательно, создаются напряжения, которые могут привести к растрескиванию материала. Для предотвращения этого к жирным глинам прибавляют отощители, которые образуют жесткий скелет, препятствующий сближению глинистых частиц, увеличивают пористость изделия, что способствует продвижению воды из его внутренних слоев к наружным. Для уменьшения чувствительности глин к сушке применяют также паропрогрев и вакуумирование глин, используют некоторые органические вещества в малых дозах ЛСТ, дегтевые и битуминозные вещества и др.

4.Обжиг изделий.

 

 

Обжиг — важная и завершающая стадия технологического процесса керамических изделий. Суммарные затраты на обжиг достигают 35...40 % себестоимости товарной продукции. [27, с.169]

При нагреве сырых керамических изделий до 110 °С удаляется свободная вода и керамическая масса становится непластичной. Но если добавить воду, пластические свойства массы восстанавливаются. С повышением температуры до 500...700°С выгорают органические примеси и удаляется химически связанная вода, находящаяся в глинистых минералах и других соединениях керамической массы, а керамическая масса безвозвратно теряет свои пластические свойства. Затем происходит разложение глинистых минералов вплоть до полного распада кристаллической решетки и образования аморфной смеси АЬОз и SiO2. [28, с.142 ] Расплав обволакивает не расплавившиеся частицы, частично заполняет поры между ними и, обладая силой поверхностного натяжения, стягивает их, вызывая сближение и уплотнение. После остывания образуется камнеподобный черепок. Этот процесс называют спеканием. Результатом процесса спекания является уплотнение обжигаемого материала и, как следствие, уменьшение его открытой пористости.

Температурный интервал между огнеупорностью и началом спекания называют интервалом спекания глин. Интервал спекания зависит от состава глин. Чем он шире, тем меньше опасность деформации изделия при обжиге. Большинство легкоплавких глин имеет узкий интервал спекания.

слах, если не считать обжиг изделий.

Таким образом, мы пришли к выводу, что существует довольно разных видов глины, которых можно применить для создания изделия что, существует несколько видов природных глин: обычная поверхностная глина, огнеупорная, грес (после обжига становится как камень), каолин (основа для фарфора). Свойства глины определяет ее химический состав. Так же выяснили, что различают глины по цветам: белая глина, природная красная.

 

Изучая данный материал, мы выяснили отличительные свойства этого художественного материала:

Пластичность - именно благодаря возможности деформироваться и удерживают приданную ей форму;

Гигроскопичность, это свойство позволяет глине впитывать воду, изменяя свои свойства вязкости и пластичности. Но после обжига изделия из глины приобретают водостойкость, прочность и легкость.

Огнеупорность - свойство, применяемое скорее в строительстве, нежели в художественных промыКерамические изделия вследствие их разнообразия изготовляют разными технологическими приемами, но основные этапы их производства примерно одинаковы и состоят из добычи глины, подготовки массы для формования, формования сырца, сушки и обжига изделий.

Так же нами были выявлены много способов ручной лепки, это: конструктивный, пластичный, комбинированный. И чтобы создать какие-либо изделий из глины, нужно учитывать особенность выбранного вида глины и ее свойства. Способы изготовления изделий из глины: существует довольно много способов ручной лепки: конструктивный, пластичный, комбинированный Приёмы декоративной отделки изделий из глины разделяются на два основных вида – рельефное и гладкое декорирование.

В итоге можем сказать, что можно создавать различные изделия из такого художественного пластичного материала, как глина, которая обладает своими особенными свойствами, о которых нужно знать каждому мастеру, и любителю скульптуры, создателя различных керамических изделий.

 

 

Выводы по первой главе

История керамики разнообразная и очень интересная. С самых древнейших времен человек изготавливает изделия из керамики, произведения искусства, посуду. В развитии художественной керамики было сделано много замечательных открытий. Люди экспериментировали с сортами глин и примесей, с приемами формовки и обжига, украшения изделий. В стремлении получить тонкую, красивую, прочную керамику, производители из разных стран делали похожие изобретения.

С древних времён и вплоть до наших дней керамические изделия занимают одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве народов мира.

Самые древние глиняные сосуды, покрытые глазурью, или, как её иначе называли, поливой, были сделаны в Египте.

Мастера пробовали разные техники, разные сорта глины. При производстве керамики использовали разнообразные цвета, техники рисунка, способы изготовления.

Керамика различных эпох отмечена характерными чертами своего времени.

Интерес к керамике сохранился и в наше время. Ныне керамика широко используется в интерьере в виде декоративных перегородок, решёток и многими интересными вещами.

Существует довольно много способов ручной лепки: конструктивный, пластичный, комбинированный. Приёмы декоративной отделки изделий из глины разделяются на два основных вида – рельефное и гладкое декорирование.

В итоге можем сказать, что можно создавать различные изделия из такого художественного пластичного материала, как глина, которая обладает своими особенными свойствами, о которых нужно знать каждому мастеру, и любителю скульптуры, создателя различных керамических изделий.

 

 

Глава 2. Технологии выполнения практической работы из глины

Тема моей дипломной работы – «Прощание. Керамика». Я считаю, что данная тема является актуальной по нескольким причинам. Во-первых, каждый год 9 мая наша страна празднует День Победы, это тот самый день, когда советский народ ценой огромных потерь одержал великую победу над фашистами в годы Великой Отечественной войны. Семьдесят лет, как закончилась Великая Отечественная война.

Но эта тема постоянно волнует наше поколение и будет актуальна во все времена.
Великая Отечественная войны была самой тяжелой и жестокой из войн, когда-либо пережитых нашим народом. Мы много знаем про страшные бои, раны и смерти на полях сражений.

Технология заготовки глины. Для приготовления мне необходимо было приобрести следующие материалы:

1.Красную глину для лепки купила в художественном магазине, где она продается в готовом виде в брикетах объема (от 0,5 до 4 кг), и белую тоже виде комочка в шариках (20 штук).

2. Небольшие тазики- 2 штуки, одна ванная большая.

3.Перчатки, доска размером 1.5 м x2 м, толщиной 2-3 см.

4. Тряпки размером 2м x 2.5 м.

5. Полиэтилен, свободная гофрированная коробка.

6. Стеки, стержни, лопатки.

7. Емкости небольшие для воды, губки.

8. Плоская доска для основы работы размером 40x40 см

Основные этапы и технология производства керамики:

· Добыча сырья;

· Подготовка массы;

· Формирование сырца (изделий);

· Сушка;

· Обжиг;

· Прочая обработка;

· Упаковка продукции.

 

 

2.1 Последовательность выполнения практической работы из глины

Прежде чем приступать к изготовлению работы, оборудовала место для работы с глиной. Итак, для того чтобы защитить стол от грязи, застелила его клеенкой. Сверху поставила основу- деревянная плитка (куда я уже начала лепить работу).

1.Сначала вылепила основу большой кусок глины брала и налепляла друг на друга наращивая высоту и ширину, учитывая по эскизам работы.

2.Из вылепленной общей формы начала выщипывать кусочки глины лишние, придавала, намечала по пропорции общие формы фигур. Скульптурная композиция, состоит из 5 фигур: мужчина- военный уходящий на фронт, женский образ- жена, мать четверых детей, ребенок- лет 5 мальчик, девочка- 6 лет, бабушка детей, мать военного мужчины.

3. Лепка, по пропорции центральной фигуры композиции, и это мужская фигура обнимающая женщину, а потом второстепенные, дети.

4.

2.2 Рекомендации по организации и проведению кружковых занятий по лепке из глины

 

 

Основной пластический материал, который используют в обучении детей лепке - это глина.
1. Глину готовят задолго до занятий для того, чтобы она выстоялась, загустела и была в таком состоянии, когда она не прилипает к рукам.
Готовую глину хранят в полиэтиленовом ведре с крышкой или закрывают мокрой тряпкой, полиэтиленовой плёнкой; можно хранить глину во влажной тряпке в полиэтиленовом пакете.
В средних классах на общий стол выставляют форму с глиной и плоскую лопатку, приучают детей брать глины столько, сколько необходимо для того, чтобы вылепить предмет или несколько предметов.
2. Для детей средних классов необходимо использовать поворотные станки, на которых удобно не только обследовать предмет (военную скульптуру малой формы), но и лепить его, не нарушая форму, обрабатывать поверхность предмета и т.д.
3. Для лепки глиной необходимо ставить на стол небольшие блюдца с водой или влажную тряпочку, которой дети пользуются при примазывании одной части предмета к другой, при сглаживании поверхности формы.
4. Глину можно использовать во всех возрастных классах.
Сглаживать поверхность предмета, вылепленного из глины не трудно. Дети делают это пальцами, иногда применяется влажная тряпочка.
5. После лепки глиной дети могут вытереть стол, дощечку влажной тряпочкой и помыть руки.
После лепки пластилином необходимо вытереть руки сухой тряпочкой или бумажной салфеткой и только после этого вымыть руки горячей водой.
6. Дети используют стеки - специальные палочки из пластмассы, деревянные или металлические. Можно использовать те, которые имеются в коробке с пластилином, а также их набор петлёй из алюминия или меди, широкой лопаткой из лёгкого металла или пластика, палочки с заточенным концом,

 

которую можно сделать из сломанной или не пригодной для рисования кисти.

Значение занятий лепкой в развитии детей младшего школьного возраста

Занимаясь декоративной лепкой, дети начинают разбираться в сочетании декоративных элементов в узоре и расположении их на поверхности предметов.

Изделия народных мастеров оказывают положительное влияние на композиционное построение сюжетов, создаваемых детьми. Обычно при выполнении сюжетных работ ребенок находится под влиянием иллюстраций сказок, рассказов. Таким образом, детские скульптуры как бы не подчиняются правилам композиционного решения скульптуры. Однако если детские сюжетные работы сравнивать с тем, что делают народные мастера, то можно отметить общие черты.

Мыслительная деятельность ребенка проявляется в том, что он изображает пропорции фигуры. При этом ребенок делает вполне логичные выводы, которые в дальнейшем ведут к необходимым практическим действиям. Так, определив, что одна рука изображаемой фигуры длиннее другой, укорачивает ее, удалив лишнюю глину, и наоборот, если рука короткая, добавляет глину, наращивая форму. Иногда ребенку не нравится выполненная фигурка, и он ломает ее, делает заново, вместо того чтобы исправить ошибку. Такие дети нуждаются в помощи преподавателя. Большую сложность для школьника представляет и обработка поверхности предмета, а именно украшение формы Оформление работы способом налепа требует от детей целого ряда операций: отбора декоративных форм, поиска способа изображения декоративных форм и расположения их в определенном ритме на поверхности предмета.

Создание изделия из глины всегда связано с выражением его пластических особенностей. Понимание пластики в скульптуре детьми дошкольного возраста осуществляется очень медленно.

 

Творческие способности ребенка во время декоративной лепки могут проявиться в разных направлениях: в предварительном созданий эскизов на бумаге для лепки с них декоративных пластин, блюд и подносов; в продумывании элементов узора; в расположении их



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: