Методика сбора психолого-педагогической информации о семье




Многофункциональная практика специалистов, работающих с семьей постоянно выдвигает все новые и новые требования к содержанию и структуре информации о семье.

Важное место в таком информационном потоке принадлежит психолого-педагогической информации.

Не столько все возрастающий ее объем (это становится сегодня проблемой), сколько качественная сторона (целенаправленность и адресность) актуализируют потребность широкого применения различных социально-информационных инструментариев: методик, техники, информации о различных категориях детей их семей и имеющиххся проблемных ситуациях.

Сегодня накоплен определенный потенциал различных инструментариев для решения разнообразных информационных задач, связанных с социально-педагогической проблематикой. Следует отметить, что в этих целях усилия ученых психологов, педагогов, социологов сегодня сосредоточены на двух направлениях. Первое – использование существующих классических инструментариев сбора и обработки информации (или отдельных исследовательских шкал), как скажем, Минесотского многомерного личностного опросника (шкала мужественности-женственности – Мf; шкала достоверности – F; шкала коррекции – К и другие); опросника «Шестнадцать личностных факторов» Р.Б.Кетелла (самодостаточность – социабельность); «Айзенка личностный опросник – EPI” (шкала экстра-интроверсии и нейротизма); теста Т.Лири (шкала отклонений от образца идеального партнера); теста А.Добровича (супружеская совместимость); шкалы «симпатической дистанции» Д.Фелдса; теста Т.Геринга и И.Вилера (характер взаимоотношений в семье); шкалы Р.Берджеса (уровень приспособленности личности в группе) и другие.

Второе – адаптация известных и разработка, на их основе или при частичном их применении, собственных целевых методик сбора информации о семье. К числу таких можно отнести инструментарии, ставшие в отечественной практике диагностическими и получившие широкое распространение в социальной работе с семьей. Например, опросник АСВ «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г.Эйдемиллера и В.В.Юстицкого (1990); методика диагностики супружеских отношений В.П.Левкович и О.Э.Зуськовой (1987); методические приемы диагностики супружеских отношений А.Н.Волковой и Т.М.Трапезниковой (1985); методика анализа конфликтной ситуации В.А. Смехова (1984); методика изучения межличностного семейного конфликта (МСК) В.П.Левкович и О.Э.Зуськовой (1985); методика оценки психологического здоровья семьи В.С.Торохтий (1996); методика изучения степени удовлетворения эмоционально-психологических потребностей супругов В.А. Сысенко (1998) и другие.

Наряду с вышеназванными наблюдается тенденция развития и третьего направления – массовое освоение технологического потенциала психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей специалистами Центров психолого-педагогической помощи семье и детям, Центров социально-педагогической поддержки семьи, семейных Агенств, отделений ЗАГС и других. Здесь следует отметить три наиболее характерных подхода к сбору информации:

а) сбор психолого-педагогических данных осуществляется об определенной личности, отдельном члене семьи, как формальном носителе проблемной семейной информации. В таком случае специалист использует простейшие опросники для изучения индивидуально-психологических свойств личности, отдельные шкалы наиболее доступных ему тестов или собственные инструментарии, в зависимости от профессионального и жизненного опыта. Это технологический уровень социальной работы с семьей, при котором формируется информации о семье.

б) сбор психолого-педагогических сведений выполняется в отношении супружеской пары, отношения в которой в целом определяют (напрямую или опосредовано) комфортность жизнедеятельности всей семьи. Порой, особенно при потере взаимопонимания или эмоциональной контактности объектом изучения становится семейная диада любой вариации: родители и дети; однополые и разнополые дети; разновозрастные дети, внуки и бабушки; родители и их родители и т.д. Для решения информационной проблемы такого свойства специалист обычно прибегает к методикам изучения межличностных отношений, межличностной совместимости, конфликтности в супружеской паре и т.д. Здесь налицо традиционный технологический уровень деятельности специалиста и определенная свернутость информации.

в) сбор и обобщение психолого-педагогической информации о семье как малой социальной группе, рассмотрение проблемности даже одного члена семьи как общей семейной проблемы.

Получение такой информации под силу специалистам, владеющим комплексом методов и способов, включая свои собственные разработки изучения социальных явлений, а также применяющим комплексные методики обследования семьи. Это профессиональный технологический уровень социальной работы с семьей (уровень психолого-педагогического обеспечения), позволяющий располагать оптимальной структурой, содержанием и объемом информации, или информации, значимой именно для решения текущей проблемы семьи.

Чтобы иметь достаточную картину состояния информации о семье, наряду с наличием методик сбора информации необходима соответствующая система индикаторов жизнедеятельности семьи. Эти индикаторы должны "высвечивать" минимум три вида информации (как вариант).

Формальные индикаторы (документальные) -

а) стадия жизнедеятельности семьи:

- семья с момента заключения брака до рождения первого ребенка;

- семья с детьми дошкольного возраста;

- семья с детьми младшего школьного возраста;

- семья с детьми подросткового возраста;

- семья с детьми, начавшими трудовую деятельность до момента завершения попечительства;

- супруги живут одни или с детьми, имеющими свои семьи.

б) категория семьи по основанию:

- количество детей (бездетная, малодетная, многодетная);

- состав семьи (неполная, нуклеарная, сложная, семья повторного брака);

- сруктура (брачная пара с детьми, брачная пара с детьми и родителями и т.д.);

- однородность по образованию, профессии, нации (неоднородные – гетерогенные, гомогенные);

- стаж (молодая, зрелая, пожилая семья);

- качество отношений (благополучная, неблагополучная, педагогически слабая) и другие.

Субъективные индикаторы (вербальные):

- основные функции жизнедеятельности семьи и их состояние (субъективная оценка): воспитательная функция, функция хозяйственно-бытовых отношений, функция психологической разрядки, функция социального контроля, функция интеллектуального общения, функция деторождения (сексуально-эротическая);

- психолого-педагогические цели семьи: общесемейные и личностные (материально-бытовые, культурные, социально-экономические, образовательные, физические, психологические, репродуктивные и другие) – состояние и ход их реализации.

Объективные индикаторы (инструментальные):

- собственный потенциал семьи (социально-экономический, жизненный, физический, нравственный, психолого-педагогический, интеллектуальный) – состояние уровень стабильности его статического компонента;

- психологическое здоровье семьи (норма, отклонение от нормы, отклонение от нормы хроническое, отсутствие).

На основании критериев психологического здоровья семьи, в пределах трех видов индикаторов информации, осуществляется обработка данных (см.: Глава 7), представляется для анализа результатов и формирования психолого-педагогического диагноза.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: