Что такое «сигматизм» и «парасигматизм»?




КАКИЕ БЫВАЮТ НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ?

Недостаток произношения всех шипящих ([ж], [ш], [ч], [щ]) называется сигматизмом.

Замещение звука другими звуками ([с], [т]) называется парасигматизмом

Варианты неправильного произношения звуков [ш],[ж].

Различают следующие виды сигматизма:

- Межзубно - боковой сигматизм - кончик языка попадает между передними зубами, а один край отрывается от коренных зубов и поэтому весь язык разворачивается набок.

- Боковой сигматизм -оба края языка (или один) отрываются от коренных зубов, отчего образуется щель между краем языка и коренными зубами. Воздух устремляется в образовавшуюся щель, кончик языка упирается в небо, получается хлюпающий звук.

- Губно - зубной сигматизм - губы вытягиваются вперед, верхние резцы прижимаются к нижней губе, образуя с ней щель, куда устремляется воздух. Слышится звук близкий к [ф]. ([в] при произношении звука [ж].)

- Щечный сигматизм -язык пассивно лежит на дне рта, воздух раздувает обе щеки.

- Смягченный звук [ш] — получается при нижней артикуляции или если кончик языка приближен к передним зубам.

- Носовой сигматизм (гнусавость) — мягкое небо опускается и воздух попадает в носовую полость.


КАК ПРОИЗНОСИТСЯ ЗВУК [Ж] В НОРМЕ?

Звук [ж] согласный, звонкий, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

При произнесении звука [ж] в норме органы речи принимают следующее положение:

  • губы несколько выдвинуты вперед;
  • кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
  • голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха;
  • воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука


ПРИЕМЫПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ [Ш] И [Ж].

Сначала ставится звук [ш], а затем на его базе ставится [ж].

1. По подражанию: Покажите ребенку правильную артикуляцию звука [ш].

Ребенок открывает рот, делает из языка «чашечку» и прислоняет ее край к верхним резцам. Скажите, что в «чашечке» горячий чай, поэтому надо подуть. Выдох можно ощущать на приставленной ко рту ладони.

Теперь «чашечку» нужно «занести» в рот: «край чашечки» должен, не отрываясь, скользить по внутренней стороне верхних резцов, потом по небу до альвеол. Свистящий звук сначала перейдет в [с], затем — в [ш]. Когда услышите [ш], скажите ребенку, что так «шипит змея».

Все действия ребенок совершает по беззвучному показу.

2. Постановка от звука [с]

Произнести долгий звук (с-с) или слог СА, в этот момент приподнять кончик языка ребенка с помощью шпателя или пальца за верхние зубы, на альвеолы. Слышится звук [ш] или [ша]. Обратите внимание ребенка на верхнее положение кончика языка, предложите послушать, что получилось: «Произносил СА. А что получилось?».

3. Постановка от звука [р] - нужно затормозить вибрацию кончика языка с механической помощью (шпателем) или словом «стоп!», предложить удерживать артикуляцию и запомнить место за верхними резцами. На «этом месте» сказать СА и послушать, что получилось. При шепотном произнесении ра слышится ша, а при громком — жа.

4. В исключительных случаях можно поставить нижний звук [ш], отодвинув шпателем кончик языка назад, в момент произнесения звука [с]— с-с.

Постановка звука [Ж].

После автоматизации звука [ш] в словах можно ставить звук [ж]. Дайте ребенку возможность ощутить вибрацию голосовых связок при произнесении звука [ж]. Приложите тыльную сторону руки малыша к своей шее спереди. Далее произнесите вместе с ребенком звук [ш] и добавьте голос. Одной рукой ребенок должен ощутить вибрацию голосовых связок у Вас, другой - у себя.

Изолированный звук [ж] закрепляют с помощью звукоподражания (подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля, вращению юлы и т.д.)

После того, как ребенок научится произносить изолированный звук правильно, можно приступать к его автоматизации и введению в обычную речь



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: