КАКИЕ БЫВАЮТ НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ?
Недостаток произношения всех шипящих ([ж], [ш], [ч], [щ]) называется сигматизмом.
Замещение звука другими звуками ([с], [т]) называется парасигматизмом
Варианты неправильного произношения звуков [ш],[ж].
Различают следующие виды сигматизма:
- Межзубно - боковой сигматизм - кончик языка попадает между передними зубами, а один край отрывается от коренных зубов и поэтому весь язык разворачивается набок.
- Боковой сигматизм -оба края языка (или один) отрываются от коренных зубов, отчего образуется щель между краем языка и коренными зубами. Воздух устремляется в образовавшуюся щель, кончик языка упирается в небо, получается хлюпающий звук.
- Губно - зубной сигматизм - губы вытягиваются вперед, верхние резцы прижимаются к нижней губе, образуя с ней щель, куда устремляется воздух. Слышится звук близкий к [ф]. ([в] при произношении звука [ж].)
- Щечный сигматизм -язык пассивно лежит на дне рта, воздух раздувает обе щеки.
- Смягченный звук [ш] — получается при нижней артикуляции или если кончик языка приближен к передним зубам.
- Носовой сигматизм (гнусавость) — мягкое небо опускается и воздух попадает в носовую полость.
КАК ПРОИЗНОСИТСЯ ЗВУК [Ж] В НОРМЕ?
Звук [ж] согласный, звонкий, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
При произнесении звука [ж] в норме органы речи принимают следующее положение:
- губы несколько выдвинуты вперед;
- кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
- боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
- голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха;
- воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука
|
ПРИЕМЫПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ [Ш] И [Ж].
Сначала ставится звук [ш], а затем на его базе ставится [ж].
1. По подражанию: Покажите ребенку правильную артикуляцию звука [ш].
Ребенок открывает рот, делает из языка «чашечку» и прислоняет ее край к верхним резцам. Скажите, что в «чашечке» горячий чай, поэтому надо подуть. Выдох можно ощущать на приставленной ко рту ладони.
Теперь «чашечку» нужно «занести» в рот: «край чашечки» должен, не отрываясь, скользить по внутренней стороне верхних резцов, потом по небу до альвеол. Свистящий звук сначала перейдет в [с], затем — в [ш]. Когда услышите [ш], скажите ребенку, что так «шипит змея».
Все действия ребенок совершает по беззвучному показу.
2. Постановка от звука [с]
Произнести долгий звук (с-с) или слог СА, в этот момент приподнять кончик языка ребенка с помощью шпателя или пальца за верхние зубы, на альвеолы. Слышится звук [ш] или [ша]. Обратите внимание ребенка на верхнее положение кончика языка, предложите послушать, что получилось: «Произносил СА. А что получилось?».
3. Постановка от звука [р] - нужно затормозить вибрацию кончика языка с механической помощью (шпателем) или словом «стоп!», предложить удерживать артикуляцию и запомнить место за верхними резцами. На «этом месте» сказать СА и послушать, что получилось. При шепотном произнесении ра слышится ша, а при громком — жа.
|
4. В исключительных случаях можно поставить нижний звук [ш], отодвинув шпателем кончик языка назад, в момент произнесения звука [с]— с-с.
Постановка звука [Ж].
После автоматизации звука [ш] в словах можно ставить звук [ж]. Дайте ребенку возможность ощутить вибрацию голосовых связок при произнесении звука [ж]. Приложите тыльную сторону руки малыша к своей шее спереди. Далее произнесите вместе с ребенком звук [ш] и добавьте голос. Одной рукой ребенок должен ощутить вибрацию голосовых связок у Вас, другой - у себя.
Изолированный звук [ж] закрепляют с помощью звукоподражания (подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля, вращению юлы и т.д.)
После того, как ребенок научится произносить изолированный звук правильно, можно приступать к его автоматизации и введению в обычную речь