Психологическая готовность ребенка к школе




Уважаемые родители!

Подготавливая своего ребёнка к школе, каждый из Вас оценивает его, исходя из своих, субъективных показателей. Для кого-то из Вас главным считается умение ребёнка читать, писать и считать, для кого-то важна сообразительность, способность хорошо решать мыслительные задачки, начитанность, для третьего желаемым качеством считается способность ребёнка сосредоточиться на определённом деле и выполнять его по инструкции, выполнять все требования взрослых. Для кого-то важна способность ребёнка контактировать с взрослыми и детьми, самостоятельность, хорошее развитие двигательных качеств, ручной умелости. И каждый из Вас будет прав. Каждый этот аспект важен.

Выделяют несколько компонентов готовности к школе:

- Физическая (уровень физического здоровья);

· Мотивационная (желание учиться);

· Эмоционально-волевая (способность управлять своим поведением);

· Интеллектуальная (способность управлять своими интеллектуальными процессами).

· Коммуникативная (умение общаться со взрослыми и сверстниками)

 

Физическая готовность включает в себя:

- Уровень биологического развития:

  • рост;
  • масса;
  • работоспособность;
  • утомляемость;
  • система условных словесных реакций;
  • зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы;

· состояние здоровья и анализаторных систем.

Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.

 

Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:

  • ловкость;
  • скорость;
  • сила;
  • скоординированность движений.

Уровень развития основных видов движений:

  • бег;
  • прыжки;
  • наклоны;
  • приседания;
  • ползание.

Развитие мелкой моторики рук:

  • держать ручку или карандаш;
  • проводить четкие линии;
  • перекладывать мелкие предметы;
  • складывать лист бумаги.

Физически здоровый и подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни, изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.

 

Мотивационная готовность подразумевает:

· развитие познавательной мотивации, непосредственно связанной с учебой;

· потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями;

· развитие социальной мотивации: потребности в общении со взрослыми людьми и сверстниками на новом уровне;

· способность адекватно оценивать себя.

 

Эмоционально-волевая готовность предполагает наличие:

· умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия;

· умения ориентироваться на заданную систему требований;

· умения внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

· умения самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу.

 

Интеллектуальная готовность включает в себя:

· умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира;

- умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности;

- умение сравнивать, выделять сходное и отличное;

- умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы;

- уровень развития обобщения (например, роза – цветок низкий уровень, роза – цветок –растение – живая природа высокий уровень).

· Обучаемость:

- усвоение нового правила работы;

- перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичное;

· Речевое развитие:

- усвоение морфологической системы родного языка, ориентировка на смысл слова;

- развитие фонематического слуха (умение производить звуковой анализ слов);

· осознание словесного состава речи.

 

Коммуникативная готовность:

· умение общаться с сверстниками на новом уровне;

· умение общаться со взрослыми;

· умение договариваться и вставать на позицию другого

 

Важна общая личностная готовность ребенка к школе, востребованная в начальной школе, а не специальная, связанная с областями знаний. Важную роль следует отводить ведущей деятельности дошкольника – игровой. Игровая мотивация побуждает ребенка подчиняться правилам, учитывать позицию партнера, слушать его, формулировать свои мысли так, чтобы они были понятны другим, искать недостающую информацию, овладевать новыми умениями, приобретать адекватную самооценку.

 

Современная школа отмечает следующие проблемы детей 6 – 8 лет:

 

- недостаточное речевое развитие, в том числе развитие речевой памяти.

- неполные зрительно-пространственные представления.

- развитие мелкой моторики рук.

- недостаточное развитие внимания.

- недостаточное развитие произвольности поведения.

- нарушение формирования учебной мотивации.

- проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, агрессия).

- проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное).

- высокая утомляемость.

 

Наиболее успешными в школе оказываются дети со следующими характеристиками личностной сферы: жизнерадостные, активные, любознательные, способные фантазировать, сочувствовать, сопереживать, действовать сообща.

Все способности ребенка тесно переплетены между собой. Важно совместными усилиями (педагоги – психологи – родители) найти основную причину, которая вызывает или может вызвать у ребенка трудности и выработать вместе конкретные пути решения проблемы.

Особое внимание при определении готовности к школьному обучению уделяется факторам риска школьной дезадаптации, важнейшими из которых являются:

· Педагогическая запущенность,

· Отставание в психическом развитии,

· Наличие легких органических поражений мозга (так называемая «минимальная мозговая дисфункция»),

· Признаки гипер- и гипоактивности,

· Нарушения эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность и т.д.),

· Астенизация, сниженная работоспособность,

· Нарушение детско-родительских отношений (один из важнейших факторов).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: