Анализ результатов тематической проверки проводит творческая группа во главе со старшим воспитателем. Они разрабатывают рекомендации, на основе которых вносятся коррективы в планирование работы по экологическому воспитанию.
Приведем примеры рекомендаций по итогам тематической проверки в ЧДОУ «Детский сад № 191 ОАО „РЖД“» г. Ачинска.
Детский сад не первый год уделяет особое внимание проблеме экологического образования и воспитания. В данный момент реализуется план мероприятий по проведению Года экологии и Года особо охраняемых природных территорий.
Основное средство формирования экологического сознания у детей – непосредственное общение с живой природой. Для этого в ДОО созданы условия: экологическая комната и лаборатория, прогулочные участки, огород, цветники с многолетними и однолетними растениями, метеорологическая станция, эко-стопы (лес, сад, луг), где дети имеют возможность изучать, наблюдать, ухаживать за растениями и животными, получать удовлетворение от труда, поисково-исследовательской и художественной деятельности.
В экологической комнате находится дополнительный материал, а также растения, животные, необходимое познавательное, игровое, дидактическое оборудование. Рекомендация по результатам контроля: комнату необходимо периодически обновлять информационным, развивающим материалом.
В группах созданы природные уголки, лаборатории для поисково-познавательной и экспериментальной деятельности. Растения ухоженные. На каждом паспорт. Уход за растениями осуществляется ежедневно в старших группах дежурными, а детьми от 3 до 5 лет совместно с воспитателем через индивидуальное поручение. Собраны коллекции семян, плодов и другого природного материала. Составлены картотеки наблюдений, прогулок, опытов и экспериментов. В каждой группе в соответствии с возрастом детей ведется календарь природы. Обучающие игры по экологии, инструменты для экспериментальной деятельности имеются не в полном объеме.
|
Фрагмент НОД с использованием макета «Африка»
Рекомендация по результатам контроля: продолжать пополнять игровым, дидактическим и наглядным материалом по экологии уголки природы в группах, внедрить в работу по экологическому воспитанию детей создание книжек-самоделок о природе.
Планирование работы ведется регулярно. Мероприятия экологической направленности интегрированы в образовательную деятельность по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию. Педагоги организуют разные формы работы с детьми. Во время прогулки, наблюдений, НОД, режимных моментов, игровой деятельности они включают элементы экологии.
Кроме НОД в детском саду ежегодно проводятся праздники и развлечения: День Земли, День птиц, «Весна-красна», «Зимушка-зима», «Лето красное», «Что нам осень принесла».
Воспитатели подготовили консультации, буклеты, памятки для родителей по экологическому воспитанию детей («Наблюдение за природой для малышей», «Учим детей беречь природу», «Воспитание любви к природе», «Прогулки на природе», «Сбережем нашу Елочку», «Экологическое воспитание детей в семье», «Ребенок и природа», «Игры экологического содержания»).
Рекомендация по результатам контроля: продолжать взаимодействие с родителями, вовлекать их в совместные с детьми мероприятия экологической направленности.
|
Высокий уровень знаний продемонстрировали дети в ходе открытых показов непрерывной образовательной деятельности. По результатам наблюдения видно, что воспитанники знают и рассказывают о богатстве природы Красноярского края, животном и растительном мире России, знают, как правильно вести себя в природе.
Например: дети средней группы вместе с Елочкой (воспитателем) отправились на поиски Шалуна. Они прошли «лесными заснеженными тропами» (коридор первого этажа детского сада) на «лыжах». Преодолели «высокие горы» (лестничные пролеты). Ответили на сложные вопросы по теме «Как правильно вести себя в лесу». Составили изображение речных рыб из разрезных картинок. Возле аквариума рассказали о строении рыбки и среде ее обитания. Поиграли в игру «Определи, чей хвост».
Самостоятельная деятельность детей в группе
По завершении своего путешествия дети нашли Шалуна. Он им рассказал о своих приключениях. Затем Елочка предложила детям посадить семена цветов, ухаживать за ними и понаблюдать за их ростом в группе.
Воспитатель с детьми подготовительной группы рассуждали, экспериментировали на тему «Волшебница вода». В начале образовательной деятельности от Водяного пришла посылка с письмом, в котором он просил о помощи. Дети с большим желанием и интересом включились в деятельность.
В ходе экспериментов и решения проблемных ситуаций воспитанники исследовали свойства воды, очистили ее от примесей, рассказывали о круговороте воды в природе, зарисовывали схемы. По окончании угадывали вкус воды (размешивая варенье) и рисовали веселые смайлики.
|
Рекомендация по результатам контроля:
· организовать методическое сопровождение работы педагогов по экологическому воспитанию детей для повышения ее качества (практикумы, консультации, деловая игра, круглые столы, семинары);
· активизировать работу с детьми по формированию у них экологических навыков с помощью разных приемов и методов;
· включить в план работы совместные с родителями экологические вечера, викторины, КВН;
· составить диагностический материал для оценки знаний детей на основе авторских программ по экологическому воспитанию.
>> Скачать карты самоанализа в формате pdf
Приложение 1
https://artdocs.glavbukh.ru/ssvdo/n8/tables/index.html
>> вернуться в текст
Приложение 2
Карта самоанализа воспитателя 2-й младшей группы по теме
«Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности»
Воспитатель: ____________________________________
Дата: ___________________________________________
Вопросы для самоанализа | Критерии | Да | Частично | Нет |
1. Уголок природы:растения соответствуют возрастным рекомендациям, оборудование для труда в уголке присутствует | ||||
2. Содержание растений в группе | ||||
Количество растений в группе достаточное | ||||
Внешний вид растений ухоженный | ||||
Присутствуют инструменты для ухода за растениями: рыхления, мытья, полива | ||||
Есть паспорт на каждое растение в группе | ||||
Все растения безопасны для детей | ||||
Растения расположены безопасно для детей и удобно для ухода за ними (растения не стоят на высоких полках, не висят в подвешенных кашпо, не заслоняют свет) | ||||
3. Моделирование.В группе присутствуют материалы для развития у детей моделирующей способности: | ||||
• условные символы | ||||
• календари наблюдений в природе | ||||
• протоколы опытов | ||||
• алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов | ||||
• изобразительные средства | ||||
4. Наличие познавательной литературы | ||||
5. Наличие обучающих игр по экологии | ||||
6. Наличие наглядного материала: | ||||
• наборы картинок для группировки (реалистические изображения), до 4–6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты | ||||
• картины, альбомы, загадки, энциклопедии | ||||
• серии из 4 картинок: части суток | ||||
• серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей) | ||||
7. Наличие календаря природы, соответствие возрасту | ||||
8. Наличие природного материала (эстетика хранения) | ||||
9. Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты) | ||||
10. Наличие инструментов для экспериментальной деятельности: | ||||
• набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости одинакового и разного объема (4–5) и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки | ||||
• набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, формочки разной конфигурации и размера, емкости, предметы-орудия – совочки, лопатки |
Вывод: _______________________________________________________________________________
Приложение 3
Карта самоанализа воспитателя средней группы по теме
«Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности»
Воспитатель _____________________________________
Дата: ___________________________________________
Вопросы для самоанализа | Критерии | Да | Частично | Нет |
1. Уголок природы:растения соответствуют возрастным рекомендациям, оборудование для труда в уголке присутствует | ||||
2. Содержание растений в группе | ||||
Количество растений в группе достаточное | ||||
Внешний вид растений ухоженный | ||||
Присутствуют инструменты для ухода за растениями: рыхления, мытья, полива | ||||
Есть паспорт на каждое растение в группе | ||||
Все растения безопасны для детей | ||||
Растения расположены безопасно для детей и удобно для ухода за ними (растения не стоят на высоких полках, не висят в подвешенных кашпо, не заслоняют свет) | ||||
3. Моделирование.В группе присутствуют материалы для развития у детей моделирующей способности: | ||||
• условные символы | ||||
• календари наблюдений в природе | ||||
• протоколы опытов | ||||
• модели сезонных изменений в природе | ||||
• описания птиц, животных (схемы, модели) | ||||
• схемы-памятки ухода за комнатными растениями | ||||
• алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов | ||||
4. Наличие познавательной литературы | ||||
5. Наличие обучающих игр по экологии | ||||
6. Наличие наглядного материала: | ||||
• наборы картинок для группировки и обобщения (до 8–10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения | ||||
• картины, альбомы, загадки, энциклопедии | ||||
• серии картинок: части суток | ||||
• серии картинок: времена года (сезонные явления и деятельность людей) | ||||
7. Наличие календаря природы, соответствие возрасту | ||||
8. Наличие природного материала (эстетика хранения) | ||||
9. Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты) | ||||
10. Наличие инструментов для экспериментальной деятельности: | ||||
• набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости одинакового и разного размеров (5–6) различной формы, мерные стаканчики, предметы из разных материалов (тонет – не тонет), черпачки, сачки, воронки | ||||
• набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, емкости разного размера и формы (4–5), предметы-орудия разных размеров, форм, конструкций |
Вывод: ___________________________________________________________
Приложение 4
Карта самоанализа воспитателя старшей группы по теме
«Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности»
Воспитатель _____________________________________
Дата: ___________________________________________
Вопросы для самоанализа | Критерии | да | частично | нет |
1. Уголок природы:растения соответствуют возрастным рекомендациям, оборудование для труда в уголке присутствует | ||||
2. Содержание растений в группе | ||||
Количество растений в группе достаточное | ||||
Внешний вид растений ухоженный | ||||
Присутствуют инструменты для ухода за растениями: рыхления, мытья, полива | ||||
Есть паспорт на каждое растение в группе | ||||
Все растения безопасны для детей | ||||
Растения расположены безопасно для детей и удобно для ухода за ними (растения не стоят на высоких полках, не висят в подвешенных кашпо, не заслоняют свет) | ||||
3. Моделирование.В группе присутствуют материалы для развития у детей моделирующей способности: | ||||
• календари наблюдений в природе | ||||
• протоколы опытов | ||||
• экологические дневники | ||||
• книжки-самоделки | ||||
• экологические цепочки, экосистемы, модули | ||||
4. Наличие познавательной литературы | ||||
5. Наличие обучающих игр по экологии | ||||
6. Наличие наглядного материала | ||||
• наборы картинок для иерархической классификации (установления родо-видовых отношений): виды животных; виды растений; виды ландшафтов | ||||
• картины, альбомы, загадки, энциклопедии | ||||
• серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей) | ||||
7. Наличие календаря природы, соответствие возрасту | ||||
набор карточек с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещенность – облачность) | ||||
8. Наличие природного материала, коллекция семян и плодов (эстетика хранения) | ||||
9. Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты) | ||||
10. Наличие инструментов для экспериментальной деятельности: | ||||
• набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные друг другу, действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов | ||||
• набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций с использованием простейших механизмов |
Вывод: _________________________________________________________________________
Приложение 5