Такова позиция авторов учебника. Работая над представленными материалами, выразите свое аргументированное согласие или несогласие с ней.




АВ данном разделе представлены материалы, раскрывающие особенности личности и творчества Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Несмотря на кажущуюся близость их лирики, есть кардинальное различие в самой сути их художественных миров.

У Тютчева образ мира состоит из стихий, чувств, бездн, сущностей противоположных и несовместимых; поэтому основные интонации его поэзии – страсть и сомнение.

Основу поэзии Фета составляет земной мир, все стремится к гармонии, и даже противоречивые и печальные, трагические и радостные интонации сливаются в общую симфонии жизни. Поэтому в ней так много спокойствия, певучести и легкости.

Такова позиция авторов учебника. Работая над представленными материалами, выразите свое аргументированное согласие или несогласие с ней.

 

Порядок работы:

1. Прочитайте стихотворения.

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ

14-Е ДЕКАБРЯ 1825

SILENTIUM

«НЕ ТО, ЧТО МНИТЕ ВЫ, ПРИРОДА»

«О, КАК УБИЙСТВЕННО МЫЛЮБИМ…»

«ОНА СИДЕЛА НА ПОЛУ…»

«Умом Россию не понять», «Нам не дано предугадать», «Природа сфинкс»

АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ

«ШЕПОТ, РОБКОЕ ДЫХАНЬЕ»

«ВЕЧЕР»

«ЗАРЯ ПРОЩАЕТСЯ С ЗЕМЛЕЮ»

«Сила ночь. Луной был полон сад…»

«ЕЩЕ МАЙСКАЯ НОЧЬ»

«ЭТО УТРО, РАДОСТЬ ЭТА»

«ОДНИМ ТОЛЧКОМ СОГНАТЬ ЛАДЬЮ ЖИВУЮ»

Б. Поделитесь своими чувствами и мыслями после прочитанного (вы можете выбрать для рассказа одно или несколько стихотворений из предложенных):

- Какие эмоции вызвало стихотворение? Является ли настроение стихотворения созвучным вашему мировосприятию?

- Какое стихотворение вы бы выучили наизусть (полностью или фрагменты)? Почему? Если ни одно из стихотворений не вызвало вашего эмоционального отклика, объясните, почему.

- Какое стихотворение заставило задуматься? О чем именно?

- Какое стихотворение показалось вам необычным по форме? Чем именно привлекло ваше внимание? Как необычная форма стихотворения помогла (помешала) воспринять его поэтическое содержание?

Г. 2. Прочитайте раздел учебника. В нем представлены образцы анализа этих стихотворений. Читая материал, отвечайте на вопросы, которые помогут обратить внимание на самое главное, интересное, сложное.

Е. 3. Подготовьтесь к конференции (литературной гостиной, дискуссии) или создайте сборник статей на тему: «Тютчев и Фет: такие похожие… такие разные…»

Д. 1) Сопоставьте биографии и жизненный путь поэтов (при необходимости обращайтесь за дополнительной информацией к интернету и специальной литературе):

- Докажите, что это люди одной эпохи;

- Чем различаются их жизненный путь, мировоззрение, черты личности и характера?

Д. 2) Проведите сопоставительный анализ стихотворений:

SILENTIUM -- «ОДНИМ ТОЛЧКОМ СОГНАТЬ ЛАДЬЮ ЖИВУЮ»;

«НЕ ТО, ЧТО МНИТЕ ВЫ, ПРИРОДА» -- «ЕЩЕ МАЙСКАЯ НОЧЬ»;

«О, КАК УБИЙСТВЕННО МЫЛЮБИМ…»-- «Сила ночь. Луной был полон сад…»

Опирайтесь на образцы анализа, представленные в учебнике, а также используйте собственные наблюдения над текстом.

Результаты наблюдений можно оформить в виде таблицы:

Тема стихотворения    
Основные образы    
Состояние лирического героя    
Эпитеты    
Метафоры    
Аллитерация    
Стихотворный размер    
Ритм    

 

И 3)Подготовьте сообщения на тему:

- Стихотворения-загадки: 14-Е ДЕКАБРЯ 1825-- «ШЕПОТ, РОБКОЕ ДЫХАНЬЕ»

- Мотив прощания в стихотворениях:«ОНА СИДЕЛА НА ПОЛУ…» -- «ЗАРЯ ПРОЩАЕТСЯ С ЗЕМЛЕЮ»

Опирайтесь на образцы анализа, представленные в учебнике, а также используйте собственные наблюдения над текстом.

Ее 4) Проведите самостоятельное исследование: «Значение образа вечера в лирике Тютчева и Фета».

Опирайтесь на образец анализа стихотворения Фета «Вечер», представленный в учебнике, а также используйте собственные наблюдения над текстом.

Стихотворения Тютчева подберите и проанализируйте самостоятельно.

Выполнять задания можно индивидуально, в паре или в группе.

В ходе конференции (дискуссии) обязательно выделите ведущих, которые подведут итог обсуждению.

 

 

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ

Портрет

(1803-1873)

Русский поэт Федор Иванович Тютчев создал особый в поэзии художественный мир. Младший современник Пушкина, Тютчев впитал в своей лирике совершенство пушкинского стиха и продолжил его традиции. Творя вслед за Пушкиным и усваивая гармонию его многогранной поэзии, он объединил самые разные чувства, сохранив при этом единство своей лирической манеры. Всмотритесь, как богата палитра его поэзии: ликованием: «Люблю грозу в начале мая…», таинство душевной жизни: «Молчи, скрывайся и таи…», чувство глубокого патриотизма: «Умом Россию не понять…», страсть: «О! как убийственно мы любим!..», скорбь: «Вот бреду я вдоль большой дороги…», философское размышление: «Смотри, как облаком живым…», умиление: «Она сидела на полу…» и другие чувства и интонации.

Тютчев никогда не считал себя профессиональным поэтом, хотя вся его жизнь располагала к лирической деятельности. Детство будущий поэт провел на Орловской земле, в родовой усадьбе Овстуг, там он получал домашнее образование, там же навсегда впитал в душу жизнь русской природы. Вчитайтесь в пейзажную лирику Тютчева, в которой природа живет по-настоящему: это не просто стихи о природе, это сама жизнь. Природные образы его лирики оживленные детские впечатления, например: «Весь лес стоит как бы хрустальный», «И паутины тонкий волос блестит на праздной борозде», «Повисли перлы дождевые».

Юность и первые молодые годы Тютчев провел в Москве, где учился в Московском университете, к этому времени относятся уже серьезные лирические опыты. Однако интерес к литературе был тогда обычным явлением для образованных молодых людей, и Тютчев не полагал себя поэтом и не осознавал еще, вероятно, свои талант и призвание. После окончания университета Тютчев был направлен на дипломатическую службу в Мюнхен. Находясь заграницей, Тютчев, тем не менее, активно сочиняет стихи, не стремясь их публиковать и поэтому оставаясь совершенно неизвестным, как поэт. В 20-е-30-е гг. им созданы такие шедевры, как «Весенние воды» (1830), «Silentium (1830), «С поляны коршун поднялся» (1830), «Фонтан» (1836) и ряд других. Это был период формирования основных тем и мотивов его поэзии, в основании которых лежала пейзажная, любовная и философская лирика. Среди них выделяются такие мотивы, как противоположность света и тьмы, дня и ночи; призрачность жизни с ее материальностью; неистовство стихий; космос и порядок; любовь и смерть. Неточным было бы сказать, что лирика Тютчева насыщена этими и другими мотивами – они определяют и составляют его художественный мир.

Окончательно Тютчев вернулся в Россию в 1844 г. и впоследствии работал в министерстве иностранных дел, старшим цензором, председателем комитета по иностранной литературе. В 1840-е годы Тютчев отошел от сочинения поэзии, но на рубеже 1840-х – 1850-х гг. его вдохновение получило новый сильнейший импульс, возможно, в связи со страстной любовью к Елене Александровне Денисьевой. Тютчев испытал истинный творческий подъем, он создавал новые лирические шедевры, но самым ярким, пожалуй, был цикл стихотворений, обращенных к его возлюбленной.

Последний период творчества отмечен помимо, конечно, денисьевского цикла замечательными стихотворениями, многие из которых навсегда вошли в русское культурное сознание. Завершенный вид приняла жанровая структура лирики Тютчева. Яркими примерами служат два шедевра – необычайно емкие по смыслу четверостишия: «Умом Россию не понять» (1866) и «Нам не дано предугадать» (1869). Такие короткие произведения чеканной афористической формы известный литературовед Юрий Тынянов назвал «фрагментами». Для лирики Тютчева также характерен сплав оды и элегии, философской медитации и интимного послания.

Всю свою жизнь, особенно находясь в заграничной дипломатической миссии, Тютчев был искренним патриотом России, что отразилось в его статьях и публицистике. Многогранную натуру Тютчева трудно представить и описать с совершенной полнотой, но можно назвать две основные черты, лежащие в ее глубине, - мысль и страсть.

Тютчев умер 23 ноября 1803 г., до последнего вздоха находясь в ясном сознании, сохраняя живой интерес к событиям в мире, который покидал.

Г 1. Каковы основные мотивы лирики Тютчева? Чем, по-вашему, вызван его интерес именно к этим темам?

2. В чем проявилось новаторство Тютчева в области лирических жанров? Как необычные жанры отражают особенности содержания его стихотворений?

 

Стихотворение «14-Е ДЕКАБРЯ 1825»

Вас развратило Самовластье,
И меч его вас поразил, –
И в неподкупном беспристрастье
Сей приговор Закон скрепил.
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена –
И ваша память от потомства,
Как труп в земле, схоронена.

О жертвы мысли безрассудной,
Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить!

Едва, дымясь, она сверкнула,
На вековой громаде льдов,
Зима железная дохнула –
И не осталось и следов.

 

Стихотворение посвящено восстанию декабристов на Сенатской площади, о чем говорит его название, и обращено к его участникам – декабристам. Первая строка сразу может показаться выражающей осуждение. Так понимали ее пафос многие, и требуется внимательное чтение и вдумчивый подход, чтобы увидеть тютчевскую позицию. В строке нет политического неприятия восстания. Обратите внимание, что стихотворение написано во второй половине 1826 г., т.е. поводом к нему явилось, скорее всего, не само восстание, а участие к осужденным декабристам.

Необходимо разобраться, что такое «самовластье». Нельзя отождествлять его полностью с самодержавием как формой власти или правления. Ученые склонны видеть в нем не власть, а произвол власти. И произвол, как состояние общественной жизни, поражает всех подобно заразному заболеванию. В вольнолюбивой лирике самовластье бичевалось как величайший порок и общественный, и личный. Вспомните Пушкина: «И на обломках самовластья…» или «Самовластительный злодей…». Это понятие вмещает в себя и своеволие, и произвол, и заблуждение, и ложное поведение. Самовластье – это нравственнаяошибка человечества, и в этом смысле надо понимать глагол «развратить».

Далее стихотворение описывает последствия безрассудного самовластного поступка. Не надо понимать его как принижение декабристов, уповавших на исполнение великих целей. Тютчев пишет свое послание, как ни парадоксально, чтобы открыть им глаза на заблуждение, тем самым ободрить их, потому что прозрение всегда направляет нас к пониманию правды. Поэтому выражение «ваша скудная кровь» не оскорбительно, все должны знать, что самовластно, в одиночку, против Закона жизни невозможно растопить «вечный полюс … вековой громады льдов».

Г 1. Вспомните, что такое пафос? Каков пафос данного стихотворения? Какие изобразительные средства использует поэт для его выражения?

 

 

Стихотворение «SILENTIUM»

Silentium!

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои-

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи,-

Любуйся ими - и молчи.

 

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи,-

Питайся ими - и молчи.

 

Лишь жить в себе самом умей-

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи,-

Внимай их пенью - и молчи!..

<1830>

 

Стихотворение написано в 1830 г., в период службы Тютчева в Мюнхене. В нем выразились и личные переживания поэта, и общий философский смысл. Первая строка задает тон всему стихотворению, это обращение «Молчи, скрывайся и таи…». Понятно, что поэт не обращается к кому-либо конкретно, или к самому себе. Думается, это обращение, как откровение, обращено ко всем – к человеку. При поверхностном чтении можно подумать, что автор настойчиво рекомендует воображаемому слушателю скрывать свои мысли, чувства, мечты от людей, не доверять им, таиться от них, остерегаться.

Однако дело, конечно, не в банальной осторожности. Смысл стихотворения вовсе не в этом и он непостижимо глубок. Вы помните выражение Пушкина в стихотворении «Деревня» (1819): «И ваши творческие думы в душевной зреют глубине». Так и у Тютчева: душевный мир человека должен быть собран в нем, потому что только он один ответственен за его чистоту и целостность, нельзя расплескать это богатство и таинство на суету, и человек обязан взращивать этот мир, чтобы его чувства и мечты, восходили безмолвно, как звезды, и были внятны людям.

Ключевая фраза для понимания стихотворения - «Взрывая, возмутишь ключи». В ней объединяются реальность и философская метафора. Ключи – будто подземные источники чистой воды, и если их взорвать, то замутнится вода, выплеснувшись наружу. Так и с душевными источниками жизни и духа человека, их надо сохранять в первозданной нетронутости и не смущать пошлой обыденностью. Покинув свою тайную обитель, мысль пропадет в «наружном шуме», о чем говорит высеченная, как на мраморе, строка: «Мысль изреченная есть ложь». Неудивительно, что стихотворение написано парными, мужскими рифмами, и создается впечатление, словно каждая следующая строка усиливает звучание и значение предыдущей.

 

Г 1.Объясните, почему Тютчев использует в стихотворении форму обращения к собеседнику.

2. Каков философский смысл стихотворения? Какие поэтические образы помогают его раскрыть?

 

Стихотворение «НЕ ТО, ЧТО МНИТЕ ВЫ, ПРИРОДА»

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

.......
.......
.......
.......

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеи́л?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..

.......
.......
.......
.......

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звезда́х нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

‹1836›

 

 

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» написано в 1836 г., в год публикации 24 стихотворений Тютчева в пушкинском «Современнике». Начинается оно с обращения, формы характерной для лирики поэта, на этот раз звучащего полемически. Первые слова («не то») задают тон стихотворения – возражение, последовательно разворачивающееся в тексте. Структура стихотворения такова: возражение («Не то, что мните вы, природа/Не слепок, не бездушный лик») – утверждение («В ней есть душа, в ней есть свобода,/В ней есть любовь, в ней есть язык») – поэтическая аргументация (последующие строфы).

Обратите внимание на четыре качества, которыми Тютчев наделяет природу: душа, свобода, любовь, язык. Поэт знает, что люди понимают природу по-разному: для одних это, к сожалению, просто пейзаж, как на картинке; другие чувствуют, что природа – живой организм; и, наконец, избранных, как Тютчев, посещает озарение, что природа являет собой совершенство, к которому всегда стремится человек.Душа означает вечную жизнь, свобода – абсолютное, непротиворечивое бытие, любовь – дух Божий, язык – гармонию.

При чтении стихотворения непременно покажется, что главную мысль Тютчев выразил, будто отчеканил в первой строфе. Остальной же текст, включая две утраченные строфы, поясняет мысль стихотворения на одну тему. Дело в том, что ко времени его написания в лирике Тютчева еще не сложился в полной мере жанр фрагмента-четверостишия как отдельного самодостаточного произведения, что произойдет в 1860-е годы. Однако, если судить по первой строфе, то можно утверждать, что этот жанр был органичен для поэтики Тютчева. Попросите любящих и знающих поэзию знакомых вспомнить это стихотворение, и вы увидите, что многие затруднятся продолжить строки: «В ней есть душа, в ней есть свобода,/В ней есть любовь, в ней есть язык».

Г. 1.Объясните, как композиция стихотворения (текст-рассуждение) воплощает его философское содержание.

 

Стихотворение «О, КАК УБИЙСТВЕННО МЫЛЮБИМ…»

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

 

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

 

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.

 

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебны взоры, речи
И смех младенческо-живой?

 

И что ж теперь? И где ж всё это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

 

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

 

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.

 

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

 

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль злую, боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

 

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..

 

Первая половина 1851

 

Стихотворение написано в 1851 г. Прошел год взаимной любви Тютчева и Елены Денисьевой. Все пережитое за год вычитывается из стихотворении довольно ясно. Лирический герой не говорит о своем изменении, однако в его душе совершаются страшные открытия: любимая утратила сияние и прелесть молодости, волшебство взора, очарование речи, исчез младенческий живой смех, и теперь ее удел «боль без отрады и без слез». Почему это произошло? Кто повинен в этом? Сам герой, непреложный закон жизни, страсть и необычная любовь, судьба, толпа..?

В лирическом стихотворении не следует отыскивать прямые ответы, в нем нет информации и житейской логики как таковых. Лирика есть художественно переживаемая правда. Как обнаружить, как понять суть того или иного произведения? Необходимо, прежде всего, найти в нем «ключ» к его смыслу. Любой талантливый лирический текст содержит подсказку. Она проявляется в форме, в том, как устроен художественный текст. Стихотворение «О, как убийственно мы любим» создано по принципу кольцевой композиции: оно открывается и заканчивается совершенно одинаковыми строфами. Следовательно, нужно определить, какую художественную роль играет этот прием. Мы понимаем, что эти строфы обрамляют личную историю любви, представляя собой обобщение, сказанное для всех нас (неслучайно, лирический субъект в них – «мы»). Да и повторяющиеся строфы, к тому же, не равны по значению: начало стихотворения звучит как утверждение, которое подтверждается горьким личным опытом: присмотритесь, после строки «О, как убийственно мы любим» в начале стихотворения поставлена запятая, в конце – восклицательный знак.

Таким образом, мы должны понимать, что стихотворение не сводится к отражению личных отношений, соединяясь воедино, личная история и судьба каждого человека образуют вечную загадку человеческого сердца:

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Г. 1.Раскройте обобщенный, философский смысл стихотворения. Какие изобразительные средства используются для его воплощения?

 

 

Стихотворение «ОНА СИДЕЛА НА ПОЛУ…»

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело ...

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой !..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, —
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

 

Стихотворение написано в 1858 г., возлюбленные были вместе уже восемь лет, и лирическая ситуация, организующая стихотворение, насыщена атмосферой семейных интимных отношений:

Она сидела на полу

И груду писем разбирала.

Первое впечатление от этих строк – интонация умиления, любования. Однако далее лирическое повествование углубляется: старые письма, некогда исполненные живых чувств, сравниваются с остывшей золой, и героиня бросает их на пол, как постылых свидетелей прошлого. Поэт усиливает мотив расставания с «невозвратимо пережитой» жизнью, вводя еще одно сравнение: она смотрит на «знакомые листы» так чудно, т.е. с удивлением, словно бы не узнавая, «как души смотрят с высоты на ими брошенное тело…». Эти слова не следует понимать прямо, но и метафорически. Души – это не вовсе не обязательно души умерших, как может показаться, это вечно живые души стараются припомнить горести и радости, бывшие столь важным когда-то, а «брошенное тело» - земная жизнь.

Так мотив умиления переходит в тему прощания с прошлым, к осознанию его невозвратимости, что выражено в словах «страшно грустно». Смысл стихотворения разворачивается в последовательности метафор: «остывшая зола» (бывший огонь) – «брошенное тело» (бывшая жизнь), «тень» (последнее слово – призрачный след).

Тем не менее, стихотворение не стоит рассматривать как упадочное по духу, так как в последней строфе есть строка, в которой видится светлая перспектива отношений между людьми, возлюбленными, и значит – жизни

И пасть готов был на колени…

Г. 1.Как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения? Как это отражено в смене интонации?

2. Какова роль метафор в этом стихотворении?

 

 

ТРИ ШЕДЕВРА

(«Умом Россию не понять», «Нам не дано предугадать», «Природа сфинкс»)

* * *

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

28 ноября 1866

* * *

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...

27 февраля 1869

 

* * *

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Август 1869

 

Три четверостишия-фрагмента написаны в 1860-е гг. Каждое из них представляет собой законченное, с ясно выраженной мыслью произведение. Благодаря своей четкости и афористичности все три прочно вошли в русскую культуру. Пожалуй, каждый русский человек со школьной парты помнит хотя бы одно из них наизусть. Чаще всего - четверостишие «Умом Россию не понять» (1866), поскольку в нем утверждается такая особенность России и ее народа, которая выделяет их числа других государств. Может показаться, что первая строка принижает нашу страну, что, мол, все в ней нелогично. Нет! Выражение «особенная стать» говорит о ее уникальной роли в месте в мире и что она живет по высшим законам, открытым только вере в нее.

Стихотворение «Нам не дано предугадать» (1869) адресовано, прежде всего, литераторам: писателям, поэтам, драматургам, - да и всем, чьим инструментом воздействия на общество выступает слово.Не надо, тем не менее, думать, что речь идет только о них: если понимать фразу «чем наше слово отзовется» глубже, то «слово» может означать и наш поступок, и наш пример, и наши взгляды, наши чувства. Пафос стихотворения заключается в том, что мы ответственны за все сказанное и сделанное, что мы тем более должны осознавать, поскольку не можем знать возможные последствия. Наверное, трудности вызовет вторая половина четверостишия: как понимать в этом контексте слова «сочувствие» и «благодать»? Поэт, думается, хочет сказать, что, нам дается, например, талант писать стихи как благодать, и он должен использоваться только в сочувствии с другими людьми.

Поражает своим изяществом и тонким смыслом четверостишие «Природа – сфинкс…» (1869). Почему природа губит человека, чем она искушает его? И предположение, что у нее, может быть, нет и не было никакой загадки удивляет своей парадоксальностью. Между тем, ничего неясного или нелогичного здесь нет. Во-первых, искус исходит не от природы - сам человек видит в ней загадку, поскольку не может постигнуть ее суть.ее безупречность. Однако ведь совершенство – не загадка! Природа такая, какая она есть, и человек напрасно пытается разрешить так называемую загадку, которую он ей и навязал.

Г. Можно ли все три фрагмента назвать философскими стихотворениями? Дайте развернутый аргументированный ответ.

 

АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ

Портрет

(1820-1892)

 

Афанасий Афанасьевич Фет – один из лучших русских поэтов, создатель утонченной лирической поэзии. Самое удивительное, что Фет был русским лириком немецкого происхождения. Брак отца, Иоганна-Петера-Карла-Вильгельма Фета, и матери, Шарлотты-Елизаветы Беккер, распался за несколько месяцев до рождения мальчика, когда Шарлотту-Елизавету увез в Россию русский богатый и родовитый дворянин Афанасий Шеншин, ставший приемным отцом будущего поэта. Эти обстоятельства повлияли на дальнейшую жизнь Фета, длительное время добивавшегося официального признания себя русским дворянином, и, скорее всего, на характер его творчества.

Первоначальное образование Фет получил в Эстонии, затем окончил словесное отделение Московского университета. Первая известность как поэту пришла к нему в 1840 г. после публикации сборника стихов «Лирический Пантеон». Сборник был замечен и даже удостоился похвальных отзывов в частности Белинского. И очень скоро Фет создает замечательные лирические произведения «На заре ты ее не буди» (1842), «Кот поет, глаза прищуря» (1842), «Я пришел к тебе с приветом…» (1843) и др.

С 1845 по 1858 гг. Фет находился на военной службе, таким образом стремясь выслужить себе русское дворянство, в котором ему было отказано по праву рождения. Все эти четырнадцать лет Фет продолжает сочинять лирику, и посмотрите, поищите в ней хотя бы один явный признак социального состояния поэта – военный, с 1846 г. офицер. Перечислим хотя бы некоторые из его наиболее показательных стихотворений того периода: ««Офелия гибла и пела…» (1846), «Шепот, робкое дыханье…» (1850), «Вечер» (1855), «Еще майская ночь» (1857). Эти и другие лирические произведения свидетельствуют, что Фет был ярчайшим представителем направления чистого искусства в поэзии, которое основывалось на трех принципах: цель искусства – постижение его формами красоты, художественное произведение самоценно, искусство независимо от конъюнктуры внешнего мира. Следовательно, поэзия Фета не подчиняется так называемым требованиям времени, она свободна от социальной ангажированности и суеты, от чего в высокой степени была далека также лирика Тютчева. Неудивительно, что в пору становления таланта Фета его поддерживал теоретик чистого искусства критик Аполлон Григорьев, активно опекал Тургенев, горячо сочувствующий поэзии и другие корифеи русской литературы. Тем не менее, литературная позиция Фета всегда оставалась предметом дискуссии.

В 1860-е – 1870-е гг. отмечены длительным творческим молчанием Фета. Поэт купил имение и погрузился в размеренную барскую жизнь и исполнение социальных обязанностей. Примечательно, что в течение 10 лет он был мировым судьей вМценском уезде. Однако призвание взяло свое: Фет возвращается к созданию лирики и в 1880-е гг. издает четыре сборника стихотворений «Вечерние огни». В них по-новому зазвучали темы, всегда отличавшиеся единством темы человека и природы, расцвели философская и пейзажная лирика. К этому периоду относится, например, стихотворение, гармонично выразившее основные мотивы его поздней лирики «Учись у них – у дуба, у березы» (1883).

О лирике Фета часто говорят, что он был поэтом-импрессионистом. Импрессионизм – направление в искусстве второй половине XIX в., которое получило наибольшую известность во французской живописи. Его название происходит от impression (франц. – впечатление) и говорит само за себя: художник создает художественный мир в движении, слагая его из постоянных ежемгновенно меняющихся образов-впечатлений. Может быть, самое показательное в этом плане стихотворение у Фета – «Шепот, робкое дыханье…» (1850). Посмотрите, как переливаются впечатления, словно картины в нем вещественные, красочные, бесконечно подвижные:

… Серебро и колыханье

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебный изменений

Милого лица.

Удивительно, что Фет создал это стихотворение за 14 лет до первой выставки французских художников-импрессионистов. Поэзия Фета, ее ритмика, строфика, тропы, художественные приемы не только опередили свое время, но и во многом определили русскую поэзию начала XX в. Блока, Ахматовой, Есенина и др.

Читатели иногда, когда твердо не знают тексты Тютчева и Фета, затрудняются их различить. Видимо, поэтика стиха этих автором подчас содержит много общего, поскольку они относятся к одному поэтическому времени и творили в русле общей русской лирической традиции. Невозможно у Фета найти строчки типа тютчевских: «О, как убийственно мы любим!», и, наоборот, у Тютчева – фетовские: «Одним толчком согнать ладью живую».

Игорь Валентинович, может быть, Фета сначала похоронить, а потом сопоставлять с Тютчевым?

Фет умер 3 декабря 1892 г.

Г. 1. Объясните, что такое чистое искусство? Как это понятие связано с особенностями лирики Фета?

2. Что такое импрессионизм? Почему лирику Фета относят к этому направлению в искусстве?

 

СТИХОТВОРЕНИЕ «ШЕПОТ, робкоеЛЕГКОЕ ДЫХАНЬЕ»

* * *

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

<1850>

Стихотворение написано в 1850 г., в год тридцатилетия поэта, когда талант его раскрывался полно и свободно. Поэтические находки Фета в нем позволяют лучше понять истоки импрессионизма в его лирической манере. Ощущение движения и постоянной изменчивости природного и чувственного, создаваемого мира достигается благодаря скольжению, нескончаемому переходу впечатлений и состояний лирического героя.

Как Фету удается достичь этого эффекта? Поэт находит исключительный по выразительности художественный прием. Не раз отмечалось, что в стихотворении отсутствуют глаголы, это обстоятельство, например, дало основание литературоведу М.Л. Гаспарову назвать свою статью «Фет безглагольный». Что же привнес в лирическое произведение этот прием? Вы знаете, что предложение в языке возникает только, если в нем есть сказуемое – оно организует остальные слова, дает подлежащему жизнь. Однако существуют назывные предложения, в них всегда содержится глагольный потенциал (ученые-лингвисты иначе называют его предикатом). Так, строку «шепот, робкое дыханье» мы воспринимаем: слышится шепот, легко выдыхаемый из уст. Что это дает? Фет создает художественный мир, понимаемый, чувствуемый нами сразу, мир живой и живущий, и изначальная цель поэта – таким его и изобразить.

Однако передача смены впечатлений не может быть самоцелью для художника, а станет лишь полотном, на котором изображается мелькание бликов. Ведь настоящее произведение искусства несет в себе особый, недоступный другим способам постижения мира смысл и правду. Поэтому стихотворение «Шепот, робкое дыханье» представляет не прихотливо расположенные впечатления, и для понимания его следует найти лежащую в основе лирическую ситуацию – здесь любовное свидание в полноте события, мгновениях, чувствах и ощущениях. Поскольку свидание, как и другие события, длится во времени, то мы можем проследить по смене впечатлений в стихотворении движение жизни от сумерек до утра: «трели соловья … сонный ручей» (начало свидания), «ночные тени … волшебные изменения милого лица» (страсть), «пурпур розы… лобзания и слезы … заря, заря!» (утро).

Г. Как в «безглагольном» стихотворении передается движение, смена состояний? Дайте развернутый аргументированный ответ.

 

 

СТИХОТВОРЕНИЕ «ВЕЧЕР»

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

 

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

 

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханьи ночном, —
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.

<1855>

 

 

Стихотворение «Вечер» написано в 1855 г., через 50 лет после элегии Жуковского «Вечер» (1806), словно бы отмечая юбилей первой русской самобытной элегии. Подобно тому как «Вечер» Жуковского дал начало новой русской лирике, стихотворение Фета связывает поэтические времена русской литературы. Общее название говорит об очень частом обращении поэтов к теме вечера, при этом, конечно, не столько ко времени суток, сколько к состоянию мира, природы, жизни человека. В Летнем саду в Петербурге круглую площадку украшают четыре скульптурные фигуры, выражающие четыре возраста человека и названные «утро», «день», «вечер», «ночь». Неудивительно, что к обращение к теме вечера носило особый характер, поскольку всегда было связано с грустными, печальными интонациями прощания с прошедшим.

Картины вечера изображались и насыщались лирическим содержанием и раздумьями в зависимости от стиля и поэтической эпохи. В лирике сентименталистов стада бегут, толпятся над рекой, пахарь возвращается домой, завершается, как жизнь, день, и безмолвные могилы венчают образы заката. Жуковский-романтик в своей новаторской элегии включил наступление вечера и ночи в вечный круг бытия: человек уходит, но утро наступает непременно. Углубил тему «вчера-сегодня-завтра» Пушкин в стихотворении «Элегия» (1830), подчеркивая этим переход к реализму, или поэзии дествительности Фета создается через 25 лет, в середине XIX в., когда лирика, даже представляющая чистое искусство, обратилась к явлениям повседневной жизни, сохраняя, разумеется, вечные мотивы в изображении природы, человека и его чувств.

У Фета наступающий вечер извещает о себе криком птицы над ясной рекой, звенящим голосом на лугу, загоревшимся на другом берегу костром. Художественный природный мир насыщает все пространство стихотворения, и далее оно, как волшебное полотно ширится, разворачивается вдаль и устремляется ввысь («убегает на запад река», разлетелись, как дым облака»). Наконец, вечер воцаряется над землей: на пригорке смешиваются вечерняя роса и остывающая жара, солнце теплится зарницей, отражаясь внизу голубым и зеленым огнем. Так пластично, осязаемо, красочно опускался вечер в элегии Жуковского, и можно утверждать, что пейзажная лирика Фета берет начало в романтической элегии, сохраняя в реалистической поэзии середины века изысканность формы и чистоту поэтического чувства.

Большую роль всегда в поэзии Фета играет ритм стихотворения. Так, если для пер



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: