«Если не знаешь названий, то теряется и познание вещей» К. Линней. В основу объединения технологий в классы положены наиболее существенные признаки: уровень применения; философская основа; методологический подход; ведущий фактор развития личности; научная концепция (механизм) передачи и освоения опыта; ориентация на личностные сферы и структуры индивида; характер содержания и структуры; основной вид социально- педагогической деятельности; тип управления учебно-воспитательным процессом.
Принимая во внимание тот факт, что существуют научно сформулированные понятия образовательной технологии, кратко опишем существующие классификации технологий, применяемых в образовании. Г.К. Селевко выделяет следующие образовательные технологии:
- Современное традиционное обучение.
- Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса.
- Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
- Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.
- Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.
- Частнопредметные педагогические технологии.
- Альтернативные технологии.
- Природосообразные технологии.
- Технологии развивающего обучения.
-Педагогические технологии авторских школ [6, с. 10].
За прошедшие с момента издания книги Г.К.Селевко «Современные образовательные технологии» годы классификация образовательных технологий уточнялась, переосмысливалась, и поэтому актуальной стала следующая мысль: «В настоящее время все активнее проявляют себя две ведущие тенденции модернизации педагогического процесса: первая связана с технологическим подходом к его проектированию и осуществлению, вторая – с гуманизацией и гуманитаризацией образования» [4, с.6]. Исходя из вышеназванной тенденции, выделяют предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии. Значит, существуют различные подходы в работе с технологиями, находящимися в области предметно-ориентированных и, соответственно, в области личностно-ориентированных, это, следовательно, означает, что будут различными критерии в оценке эффективности применения данных технологий.
|
Перейдем теперь к характеристике различных технологий, как «образовательных», так и «педагогических», хотя границы данных понятий, как будет видно далее из таблиц, весьма размыты - в обоих случаях, как показывает обзор источников, авторы подразумевают, прежде всего, технологии обучения. Приведем две сравнительные таблицы. Первая составлена по материалам электронного курса «Образовательные системы: сущность, содержание, управление». В ней представлена классификация основных групп образовательных технологий. Во второй таблице показано многообразие педагогических технологий в современном образовании (по Г.К. Селевко).
Кстати, весьма распространенным среди практиков является разделение педтехнологий на «новые» и «не новые». Здесь следует заметить, что когда речь идет о «новых» педтехнологиях, имеется в виду не временной контекст (новые, как только что или недавно появившиеся), хотя в определенной степени и он тоже, а несколько иной контекст - новые как отличающиеся от привычных, традиционных. К так называемым «новым» относятся гуманистически ориентированные технологии обучения, предусматривающие учёт и развитие индивидуальных и личностных особенностей обучающихся.
|
Примечательно, что в первой таблице технологии разноуровневого обучения и модульного обучения принадлежат наряду с объяснительно-иллюстративным обучением к группе технологий традиционного обучения, а во второй - к этой группе отнесены только объяснительно-иллюстративные технологии обучения. На самом деле все попытки модернизации традиционного обучения не решают проблему его преобразования. По своей сути и разноуровневое обучение, и модульное обучение остаются хотя и более прогрессивными, но все-таки традиционными, поскольку, как и прежде, направлены на то, чтобы «приспособить» ученика под существующее содержание образования. Ученик же как был лишен права выбора содержания образования, так и не получил этого права и с применением технологий разноуровневого или модульного обучения. Справедливости ради заметим, что данные технологии, во всяком случае, реализуют вариативный компонент образования - выбор содержания в границах учебных программ.Технологии, будь они образовательными или педагогическими, невозможно рассматривать вне контекста конкретной образовательной системы.