Организация и учебно-методическое руководство практикой осуществляется в соответствии с настоящей программой. В период производственной практики студенту предстоит осуществить:
1 этап: Ознакомление с организацией – базой прохождения практики.
2 этап: Углубленное изучение специфики работы отдельных структурных подразделений или рабочих мест:
Отдел 1 (наименование).
Отдел 2 (наименование).
Отдел 3 (наименование).
3 этап: Подготовка отчета о прохождении практики и приложений к нему.
На первом этапе практики осуществляется:
1. Изучение организационной структуры организации, ее Устава, наличие и порядка лицензирования основных видов ее деятельности.
2. Проведение анализа учредительных документов, регламентирующих деятельность организации (положения, инструкции, должностные обязанности, нормативы и т.д.).
3. Изучение функциональной структуры данной организации, области ответственности линейных и функциональных подразделений, ее основные цели, задачи, специализацию.
4. Изучение структуры филиалов и их роль в функционировании организации.
5. Ознакомление с высшими органами управления, а также взаимодействием высших, контрольных и исполнительных органов.
На втором этапе практики студент должен:
1. Изучить формы финансовой отчетности организации, бухгалтерский баланс, состав отчетности перед бюджетными, внебюджетными фондами, отчеты о деятельности ее филиалов, о прибылях и убытках, ценных бумагах, депозитарных операциях и др.
2. Изучение вопросов налогообложения организации, расчетов с бюджетом и влияния этих расчетов на финансовые результаты работы организации.
3. Изучить порядок заключения, оформления и ведения документов по финансовым сделкам, договорам, контрактам.
|
4. Оценку финансового состояния организации и состояние расчетов.
5. Определить способы управления заемными средствами и финансовыми обязательствами перед налоговыми органами и внебюджетными фондами.
6. Изучить методы финансового планирования, анализа и прогнозирования.
7. Дать общую характеристику безналичным расчетам и указать преимущественную форму для предприятия – объекта практики.
8. Ознакомление с методами сбора, обработки и хранения внешней информации о социально-экономических процессах в РФ, действующих законах и других нормативных актах, о конъюнктуре фондовых, финансовых, инвестиционных и товарных рынков и степени использования этой информации в управлении организацией.
9. Изучение структуры и способов сбора, обработки и хранения внутренней информации (статистической, бухгалтерской, экономической финансовой, коммерческой, маркетинговой). Оценку уровня использования этой информации в управлении организацией.
10. Исследование влияния реализации управленческих решений на финансовое состояние организации.
На третьем этапе практики осуществляется подготовка отчета о прохождении практики и других необходимых документов. Студент должен изложить полученную информацию в соответствии с предъявляемыми требованиями, оформить и скомпоновать документы, подтверждающие прохождение практики.
В методических рекомендациях, приведенных ниже, конкретизированы практические вопросы, которые должны быть решены при прохождении производственной практики в организациях, куда наиболее часто направляются студенты.
|
Примерные методические рекомендации
по прохождению производственной практики
Производственная практика в организации
(любой организационно-правовой формы)
При прохождении производственной практики в организации необходимо ознакомиться с организацией (предприятием), изучить структуру и особенности деятельности финансовой службы, а также основные показатели, характеризующие ее деятельность за предыдущие годы, результаты проверок, проведенными самим предприятием и другими организациями (налоговой инспекцией, аудиторской фирмой и др.)
Студент должен проанализировать:
Использование основных производственных фондов (ОПФ). Состав и структуру. Динамику и коэффициент обновления ОПФ. Износ оборудования. Методы расчета амортизационных отчислений. Формы и источники воспроизводства основных фондов. Аренда и лизинг основных фондов. Методика определения величин арендной платы и лизинговых платежей.
Эффективность использования ОПФ. Факторы, влияющие на уровень эффективности и пути улучшения использования ОПФ.
Оборотные средства (ОС). Их состав, структура и уровень использования. Обеспеченность предприятия оборотными средствами. Методы нормирования и планирования потребности предприятия в ОС. Эффективность использования оборотных средств. Пути ускорения оборачиваемости и повышения эффективности использования ОС в организации.
Себестоимость продукции. Состав и структура затрат, включаемых в себестоимость. Показатели себестоимости: смета затрат на производство, себестоимость (калькуляция) отдельных видов продукции, затраты на 1 рубль продукции. Расчет влияния снижения материалоемкости, роста производительности труда на себестоимость продукции.
|
Прибыль и рентабельность. Динамика прибыли на предприятии. Структура прибыли предприятия. Система льгот по налогообложению прибыли на предприятии в отчетном году. Количественная оценка факторов прибыли: изменение объемов производства, издержек производства, цен на продукцию и др. Распределение и использование прибыли на предприятии. Рентабельность производства и продукции в отчетном году.
Ценообразование. Структура цен изделия. Причины высокой и низкой рентабельности некоторых изделий. Резервы увеличения прибыли и роста рентабельности продукции на предприятии, рекомендации по их использованию.
После изучения работы финансового отдела и функций каждого ее подразделения студенты дают описание основных направлений финансового управления организации (предприятия). Одним из важнейших направлений повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности является финансовое планирование и бюджетирование в организации, поэтому студент должен проанализировать выполнение финансовых планов и бюджетов.
При анализе инвестиционной деятельности студент должен ознакомиться с видами инвестиций и проанализировать взаимосвязи между инвестиционными сферами. Рассмотреть и оценить экономические последствия различных видов инвестиций. Рассмотреть информационную базу для использования финансовых методов анализа. Достоинства и недостатки финансовых методов анализа.
Содержание анализа прямых и портфельных инвестиций. Информационная база анализа. Программа анализа и ее основные элементы и этапы. Анализ рисков: виды основных рисков и их классификация; фазы возникновения рисков и способы их покрытия. Анализ выбора форм финансирования проекта, оценка их достоинств и недостатков.
При определении устойчивости предприятия:
Определить финансовую устойчивость и кредитоспособность предприятия. Проанализировать изменения общей величины капитала предприятия и основных источников его формирования.
Оценить наличие собственных источников финансирования оборотных средств.
Определить величину денежных потоков предприятия за год с распределением их по сферам деятельности – текущая, инвестиционная, финансовая. Оценить влияние денежных потоков на общую величину финансовых ресурсов, которыми располагает предприятие.