01 июня 2015 года | г. Москва |
Бабушкинский районный суд в составе:
председательсвующего судьи Лагуновой О.Ю.
при секретаре Земница А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданской дело № 2-1359/15 по заявлению Лебедева Е.И., Никитина Д.С. об оспаривании распоряжения Префектуры СВАО г.Москвы от 19.12.2012г. № 18-766 об утверждении Акта о выборе земельного участка для проектирования и строительства православного храмового комплекса, обязании устранить допущенное нарушение прав и свобод заявителей,
УСТАНОВИЛ:
заявители Лебедев Е.И. и Никитин Д.С. обратились в суд с заявлением об оспаривании распоряжения Префектуры СВАО г.Москвы от 19.12.2012г. № 18-766 об утверждении Акта о выборе земельного участка для проектирования и строительства православного храмового комплекса, обязании устранить допущенное нарушение прав и свобод заявителей, ссылаясь в обоснование требований на то, что проживают в районе Лосиноостровский СВАО г.Москвы, в жилых домах, расположенных в непосредственной близости от озелененной территории общего пользования - объекта природного комплекса № 65 СВАО г.Москвы "Парк на Изумрудной ул." 09.09.2014г. во время проведения согласованного Префектурой СВАО г.Москвы митинга жителей против незаконного отчуждения озелененных территорий под строительство, заявители узнали о том, что в парке на ул.Изумрудной планируется строительство православного храмового комплекса по адресу: г.Москва, Осташковский проезд, вл.4. 20.09.2014г. заявителям стало известно из письма Бабушкинской межрайонной прокуратуры г.Москвы, адресованного Никитину В.С., что Распоряжением Префектуры СВАО г.Москвы от 19.12.2012г. утвержден акт о выборе земельного участка для проектирования и строительства православного храмового комплекса по адресу: г.Москва, Осташковский проезд, вл.4. Оспариваемое решение является незаконным и нарушает права заявителей. Так, Префектурой СВАО г.Москвы были нарушены требования о порядке выбора земельного участка для строительства, предусмотренные ч.ч.2, 5 ст.31 Земельного кодекса РФ. Согласно Генеральному плану г.Москвы вся территория в контурах объекта природного комплекса № 65 Москвы выделена в зону охраняемого природного ландшафта, где в соответствии с п.4 ст.62 Градостроительного кодекса Москвы строительство осуществляется, в том числе на основе историко-культурного опорного плана, а также в соответствии с установленными режимами зон охраны объектов культурного наследия, что не было учтено Префектурой СВАО Москвы. В нарушение п.1 ст.35 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" строительство храма на территории парка не может обеспечить благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность жителей района. Согласно Генеральному плану г.Москвы вся территория объекта природного комплекса № 65 СВАО Москвы "Парк на Изумрудной ул." относится к природной и озелененной территории общего пользования, сформированной в установленных границах, соответственно размещение капитального объекта (храма) на этой территории недопустимо. Префектура СВАО Москвы не согласовала размещение указанного объекта с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы и Департаментом культурного наследия г.Москвы. На основании изложенного просят признать недействительным Распоряжение Префектуры СВАО Москвы от 19.12.2012г. № 18-766 об утверждении акта о выборе земельного участка для проектирования и строительства православного храмового комплекса по адресу: г.Москва, Осташковский проезд, вл.4, обязать Префектуру СВАО Москвы устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителей.
В судебное заседание заявители Лебедев Е.И., Никитин Д.С. не явились, уполномочили представлять интересы Медведева И.Р., который в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении, просил удовлетворить.
|
|
Представители заинтересованных лиц: Префектуры СВАО г.Москвы, Комитета по архитектуре и градостроительству г.Москвы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Ранее представителями заинтересованных лиц представлены письменные возражения, в которых просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Суд, выслушав представителя заявителей, исследовав материалы дела, приходит к выводу в отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
|
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Исследованными в судебном заседании материалами дела установлено, что распоряжением Префектуры Северо-Восточного административного округа города Москвы от 19.12.2012 г. № 18-766 "Об утверждении акта о выборе земельного участка для проектирования и строительства православного храмового комплекса по адресу: г.Москва, Осташковский поезд, вл.4 район Лосиноостровский" в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 24.02.2010г. № 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы", от 27.01.2009г. № 46-ПП "Об изменении порядка принятия решений о предоставлении земельных участков и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы об образовании, предоставлении земельных участков и арендной плате за землю", распоряжением Правительства Москвы от 20.10.2010г. № 2367-РП "Об обеспечении мероприятий по выбору земельных участков для проектирования и строительства православных храмовых комплексов на территории города Москвы" утвержден Акт о выборе земельного участка для проектирования и строительства православного храмового комплекса по указанному адресу.
Распоряжением Префектуры Северо-Восточного административного округа города Москвы от 14.07.2014 г. № 01-18-319 внесены изменения в вышеуказанное оспариваемое распоряжение в части площади земельного участка для проектирования и строительства православного храмового комплекса по адресу: г.Москва, Осташковский проезд, вл.4 район Лосиноостровский".
Согласно ст. 31 Земельного кодекса РФ выбор земельного участка осуществляется на основании обращения граждан, юридических лиц или по обращению исполнительного органа государственной власти, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, в исполнительный орган государственной власти, наделенный полномочиями по принятию решений о выборе земельных участков. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях, [для] установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются [оформл]енные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Пунктом 2.3.12 Положения о Префектуре административного округа города Москвы, [утве]ржденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010г. № 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы", префектуры
[надел]ены полномочиями по принятию решения об утверждении актов о выборе земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, собственность на которые не разграничена о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения для проектирования и строительства объекта религиозного назначения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение было принято в пределах полномочий органа государственной власти города Москвы, в связи с чем доводы стороны заявителей о нарушении требований о порядке выбора земельного участка для строительства, предусмотренные ч.ч.2, 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ, несостоятельны и не могут быть приняты судом во внимание.
Согласно п.1.1. Положения о составе, порядке подготовки, согласования и предоставления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 06.04.2010 № 270-ПП, проект планировки территории является документацией по планировке территории, подготавливаемой для [выделе]ния элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого [...]ия элементов планировочной структуры, в целях установления параметров планируемого размещения объектов. Утвержденный проект планировки территории является основой для подготовки проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков, а также проектной документацией линейных объектов, проектов благоустройства природных и озелененных территорий, территорий общего пользования.
1.2. Основанием для подготовки проекта планировки территории является правовой акт Москомархитектуры, который содержит решение о подготовке проекта планировки территории с указанием территории или описанием границ территории, государственного заказчика, физического или юридического лица, осуществляющего подготовку проекта планировки территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - лицо, осуществляющее подготовку проекта планировки территории), источника финансирования и сроков подготовки проекта планировки территории.
1.3. Проект планировки территории подготавливается в соответствии с Генеральным планом города Москвы, Правилами землепользования и застройки города Москвы, нормами и [правилами] градостроительного проектирования в городе Москве, техническими регламентами и иными законами, а также территориальными, отраслевыми схемами. До введения в действие норм и правил градостроительного проектирования в городе Москве утвержденные Правительством Москвы нормы и правила проектирования планировки и застройки в городе Москве действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации и градостроительному кодексу города Москвы.
1.4. Подготовка проекта планировки территории осуществляется с учетом границ территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, зон с любыми условиями использования территорий (в том числе зон охраны объектов культурного наследия, территорий исторических поселений, водоохранных зон, прибрежных защитных и береговых полос, санитарно-защитных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения), с учетом режимов использования территорий и градостроительных регламентов в зонах с особыми условиями использования территорий, порядок установления которых регламентируется законодательством Российской Федерации и города Москвы. Данное положение не распространяется на проекты планировки особо охраняемых природных территорий. Проекты планировки особо охраняемых природных территорий подготавливаются в соответствии с требованиями законодательства в области охраны особо охраняемых природных территорий, земельного, лесного и водного законодательства.
Постановлением Правительства Москвы от 30.04.2013 № 280-ПП "Об утверждении проекта планировки части территории объекта природного комплекса № 65 Северо-Восточного административного округа города Москвы "Парк на Изумрудной ул." по адресу: Осташковский проезд, вл. 4" в соответствии с Градостроительным кодексом города Москвы и постановлением Правительства Москвы от 6 апреля 2010 г. № 270-ПП "Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве" утвержден проект планировки части территории объекта природного комплекса № 65 Северо-Восточного административного округа города Москвы "Парк на Изумрудной ул.", выделен из его состава участок территории площадью 0,2 га, и образован новый объект природного комплекса № 65а "Территория храмового комплекса на Осташковском проезде", с [определе]нием его границ согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
Таким образом, поскольку вышеуказанным постановлением изменены границы объекта природного комплекса № 65 Северо-Восточного административного округа города Москвы "Парк на Изумрудной ул." и из его состава выделен участок территории площадью 0,2 га, образованный в новый объект природного комплекса № 65а "Территория храмового комплекса на Осташковском проезде", соответственно, спорный земельный участок находится в территориальной зоне, допускающей строительство храмового комплекса, в связи с чем Распоряжение Префектуры Северо-Восточного административного округа города Москвы от 19.12.2012 г. № 18-766 "Об утверждении акта о выборе земельного участка для проектирования и строительства православного храмового комплекса по адресу: г.Москва, Осташковский проезд, вл. 4 район Лосиноостровский" с учетом Распоряжения Префектуры Северо-Восточного административного округа города Москвы от 14.07.2014 г. № 01-18-319 о внесении изменений, законодательству не противоречит, а потому доводы стороны заявителей о том, что согласно Генеральному плану г.Москвы вся территория объекта природного комплекса № 65 СВАО Москвы "Парк на Изумрудной ул." относится к природной и озелененной территории общего пользования, сформированной в установленных границах, соответственно размещение капитального объекта (храма) на этой территории недопустимо, вся территория в контурах объекта природного комплекса № 65 Москвы выделена в зону охраняемого природного ландшафта, где в соответствии с п.4 ст.62 Градостроительного кодекса Москвы строительство осуществляется, в том числе на основе историко-культурного опорного плана, а также в соответствии с установленными режимами зон охраны объектов культурного наследия, что не было учтено Префектурой СВАО Москвы, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона и фактических обстоятельствах дела.
Кроме того, доводы стороны заявителей о том, что в нарушение п.1 ст.35 ФЗ 10.01.2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" строительство храма на территории парка не может обеспечить благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность жителей района, суд находит необоснованными и несостоятельными, доказательственно не подтвержденными, поскольку храмовый комплекс не производит каких-либо вредных выбросов в окружающую среду, которые могут повлиять на качество окружающей среды.
Доводы стороны заявителей о том, что Префектура СВАО Москвы не согласовала размещение указанного объекта с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы и Департаментом культурного наследия г.Москвы не служат основанием для признания недействительным распоряжение Префектуры СВАО г.Москвы от 19.12.2012г. № 18-766 об утверждении Акта о выборе земельного участка для проектирования строительства православного храмового комплекса.
Поскольку требование об оспаривании распоряжения Префектуры СВАО г.Москвы от 19.12.2012г. № 18-766 об утверждении Акта о выборе земельного участка для проектирования и строительства православного храмового комплекса являются необоснованными и не подлежат удовлетворению, не имеется оснований для принятия решения об обязании Префектуру СВАО Москвы устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителей, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления Лебедева Е.И., Никитина Д.С. об оспаривании распоряжения Префектуры СВАО г.Москвы от 19.12.2012г. № 18-766 об утверждении Акта о выборе земельного участка для проектирования и строительства православного храмового комплекса, обязании устранить допущенное нарушение прав и свобод заявителей - ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Бабушкинский районный суд г.Москвы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме
Судья | О.Ю.Лагунова |