Глава III.Опытно- экспериментальная проверка эффективности управления самостоятельной работой студентов в процессе обучения экономике в техникуме




Глава I.Состояние проблемы управления самостоятельной работой студентов в процессе обучения в техникуме

1.1. Особенности самостоятельной работы студентов в процессе обучения экономике в техникуме

1.2. Управление самостоятельной работой студентов техникума как система

1.3.Организационно-педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов в процессе обучения экономикев техникуме.

Вывод по 1 главе.

Глава II.Методическое обеспечение эффективности управления самостоятельной работой студентов в процессе обучения экономике в техникуме

2.1. Содержание обучения экономике в техникуме

2.2.Проектирование самостоятельной работы студентов в процессе обучения экономике в техникуме

2.3.Контроль и оценка самостоятельной работы студентов в процессе обучения экономике в техникуме

Вывод по 2 главе.

Глава III.Опытно- экспериментальная проверка эффективности управления самостоятельной работой студентов в процессе обучения экономике в техникуме

3.1. Организация и методы исследования.

3.2.Реализация организационно- педагогических условий повышения эффективности самостоятельной работы студентов в процессе обучения и техникуме

3.3. Анализ и интерпретация результатов исследования.

Методические рекомендации преподавателю экономики по управлению самостоятельной работой студентов.

Вывод по 3 главе.

Заключение

Список литературы

Приложение


 

Введение

Актуальность исследования. Одним из основных требований Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) является усиление роли самостоятельной учебной деятельности студентов. В этом случае при получении образования студент из пассивного потребителя знаний переходит в активного их созидателя, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, достичь оптимального конечного результата и доказать правильность выбранного пути. При этом активная самостоятельная работа студентов - будущих специалистов представляет собой фундамент нового образовательного процесса.

Переход к единой европейской системе образования ставит перед преподавателями среднего профессионального обучения проблему организации самостоятельной работы как основной составляющей учебного процесса, необходимой для качественной подготовки будущего специалиста к его профессиональной деятельности. При подготовке профессионала своего дела требуется создание соответствующего инновационного методического обеспечения и разработка различных педагогических подходов к организации самостоятельной работе студентов.

В исследованиях, посвященных планированию и организации самостоятельной работы студентов (Л.Г. Вяткин, М.Г. Гарунов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый и др.[ ]) раскрыты многие стороны исследуемой проблемы в традиционном дидактическом аспекте. Однако, в настоящее время особое внимание требуется уделить решению вопросов мотивационного, процессуального, технологического обеспечения самостоятельной познавательной деятельности студентов.

В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов.

Первое - это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого направления требует от преподавателя разработки различных методик и форм организации аудиторных занятий, способствующих обеспечению высокого уровня самостоятельности студентов и улучшению качества профессиональной подготовки.

Второе - повышение активности студентов при выполнении самостоятельной работы во внеаудиторное время, которое связано с рядом трудностей. Большинство студентов, как впрочем, и преподавателей, ни в профессиональном, ни в психологическом аспектах пока не готовы к внеаудиторной работе. Следует отметить, что имеющееся информационное обеспечение учебного процесса недостаточно как для эффективной организации.

В основу исследования E.H. Рябиновой [ ] положена концепция адаптивной системы персонифицированной профессиональной подготовки студентов, которая позволяет конструктивно подойти как к организации самостоятельной работе студентов, так и к оперативной системе мониторинга студентов, квалиметрировать (определять количество и качество учебных элементов) и назначать индивидуальный, необходимый для каждого отдельного обучаемого объем дополнительной учебной информации, подлежащий усвоению с целью формирования компетенций не ниже базового уровня. Согласно этой концепции в качестве системообразующего фактора организации самостоятельной работы студентов можно принять матричную модель, обеспечивающую не только механизм необходимой систематизации учебного материала, но и выбор дисциплинарных модулей, разработку тестовых заданий для периодической квалиметрии, создание методики внешней поддержки познавательного процесса обучаемого в виде дополнительной самостоятельной работы студентов, а также саму технологию проведения самостоятельной работы студентов. Подобная структуризация учебного материала делает процесс усвоения измеримым, при этом понятие измеримости становится разрешимым как в количественном плане (сколько структурированных элементов усвоено), так и в качественном (какие из предъявленных к усвоению познавательно-деятельностные элементы усвоены и какие нет).

Учитывая вышеизложенное, можно выделить противоречия между:

- потребностью общества в специалистах, обладающих высоким уровнем самостоятельности и существующим традиционным профессиональным образованием, ориентированным на трансляцию готового знания;

-необходимостью развития самостоятельной учебной деятельности, системного мышления, творческих способностей студента и недостаточной разработанностью подходов к управлению самостоятельной работой студентов в процессе реализации федеральных государственных образовательных стандартов;

- необходимостью в новых критериях контроля эффективности управления самостоятельной работой студентов и недостаточной разработанностью учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов, позволяющего индивидуализировать систему профессиональной подготовки.

Указанные противоречия определяют актуальность данного исследования, проблем а которого - какие организационно-педагогические условия нужно создать, чтобы повысить эффективность самостоятельной работы студентов в процессе обучения экономике в техникуме.

Объектом исследования: процесс обучения экономике в техникуме.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов в процессе обучения экономике в техникуме.

Цель исследования: определить и апробировать организационно-педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов в процессе обучения экономике в техникуме.

В качестве гипотезы исследования выдвинуты предположения о том, что активная самостоятельная работа студентов в аудиторное и внеаудиторное время будет способствовать повышению уровня подготовки студентов техникума, направленной на формирование компетенций каждым студентом не ниже базового уровня, если будут созданы следующие организационно-педагогические условия: по п.1.3.

- системообразующим фактором организации самостоятельной работы студентов будет являться познавательно-деятельностная матрица усвоения учебного материала, обеспечивающая механизм необходимой систематизации учебного материала, выбор дисциплинарных модулей и технологию самостоятельной работы студентов как основной составляющей образовательного процесса;

- педагогическая технология организации самостоятельной работы студентов будет спроектирована с учетом возможностей освоения учебной дисциплины студентами разных форм обучения и с разным уровнем подготовки;

- учебно-методический комплекс для проведения самостоятельной работы студентов позволит индивидуализировать систему профессиональной подготовки и применять инновационные критерии контроля (самоконтроля) образовательного процесса.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Выявить особенности управления самостоятельной работой студентов в процессе обучения экономике в техникуме.

2. Определить организационно-педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов в процессе обучения экономике в техникуме.

3. Апробировать организационно-педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов в процессе обучения экономике в техникуме.

4. Разработать методические рекомендации по управлению самостоятельной работой студентов в процессе обучения экономике в техникуме.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; моделирование, тестирование, педагогический эксперимент; статистическая обработка данных; анализ и обобщение результатов исследования.

Методологической основой исследовани я являются системный подход к проблемам формирования и развития профессиональных компетенций (Н.В. Бордовская, В.И. Загвязинский, А.К. Маркова, A.B. Мудрик, В.А. Сластенин и др.), личностно - ориентированный (Л.Г. Вяткин, B.А. Сухомлинский, И.С. Якиманская) и деятельностный (JI.C. Выготский, A,Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, С.Л. Рубинштейн) подходы к организации процесса обучения, с опорой на принципы целостности, конкретности и непрерывности.

Теоретическая база исследования (УБРАТЬ ЛИШНИЕ ФАМИЛИИ):

- теория процесса профессионального обучения (М.А. Данилов, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин и др.);

- теория непрерывного профессионального образования и педагогической интеграции (A.C. Асмолов, Н.П. Бахарев, С.Н. Глазачев, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Кустов, В.М. Монахов, В.В. Сериков, Г.А. Ягодин и др.);

- теория создания и применения учебника (В.П. Беспалько, Д.Д. Зуев и др.);

- теория отбора содержания образования (Ю.К. Бабанский, С.Я. Батышев, В.В. Давыдов, B.И. Гинецинский, B.C. Леднев и др.);

- теории подготовки и организации тестовых заданий (B.C. Аванесов, А. Анастази, К. Ингенкамп, А.Н. Майоров и др.);

-концепция моделирования и конструирования педагогического процесса (С.А. Архангельский, B.C. Безрукова, E.H. Рябинова и др.);

- теория компетентностного подхода в педагогическом образовании (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, A.B. Хуторской, А.Н. Ярыгин и др.).

Практическая значимость исследования определяется тем, что в исследовании:

- спроектирована педагогическая технология организации самостоятельной работы студентов техникума, как системный метод организации учебного процесса с подробным описанием содержания, функционирования и взаимосвязанности как самих учебных модулей, так и их внутренних составляющих.

- предложен новый подход к выбору дисциплинарных модулей: их удобно выбирать по уровням сложности усвоения учебной информации с точки зрения познавательной деятельности. Каждый модуль содержит учебные задания только одного уровня сложности.

- создан учебно-методический комплекс, как средство реализации педагогической технологии организации самостоятельной работы студентов техникума, включающий в себя учебно-методическое пособие, обучающие и контролирующие программы, тесты для самопроверки, текущего и рубежного контроля.

База исследования: БОУ ОО СПО «Омский техникум легкой промышленности». Исследование осуществлялось в период с сентября 2013 года поянварь 2015 года.

На первом этапе проводилось изучение и анализ научной психолого-педагогической литературы по состоянию проблемы организации самостоятельной работы студентов в педагогической теории и практики, материалов исследований. В результате были выдвинуты исходные гипотезы, теоретические положения, сформулированы цель, объект, предмет изучения и задачи исследования.

На втором этапе разработана модель управления самостоятельной работой студентов техникума. Проведена поэтапная апробация учебно-методического комплекса, включающего в себя учебно-методическое пособие, в том числе и его компьютерную версию, обучающие и контролирующие программы, тесты для самопроверки, текущего и рубежного контроля, созданные для реализации спроектированной технологии организации самостоятельной работы студентов.

На третьем этапе выполнены анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, корректировка теоретической базы, формулирование выводов, оформление выпускной квалификационной работы.

Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпуская квалификационная, работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.


 

1. Теоретические основы управления самостоятельной работы студентов в процессе обучения экономике в техникуме

1.1. Особенности самостоятельной работы студентов в процессе обучения экономике в техникуме

В связи с введением в образовательный процесс нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ. По дисциплине экономика практикуются следующие виды и формы самостоятельной работы студентов:

- индивидуальные задания (решение задач, подготовка сообщений, докладов, исследовательские работы и др.);

- тестирование в учебных компьютерных классах, разработанное преподавателем;

- деловая игра; подготовка к контрольным работам, зачетам и экзаменам; отработка изучаемого материала по печатным и электронным источникам, конспектам лекций; изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы;

- подготовка к практическимзанятиям; выполнение контрольных, самостоятельных работ;

- выполнение семестровых индивидуальных заданий; подготовка кратких сообщений, докладов, рефератов, исследовательских работ, самостоятельное составление задач по изучаемой теме (по указанию преподавателя); работа над выполнением наглядных пособий (схем, таблиц и др.).

Самостоятельная работа может проходить в лекционном кабинете, во время внеклассных мероприятий, дома. Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу. Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени 30% от всего времени изучаемого цикла. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.

При определении содержания самостоятельной работы студентов следует учитывать уровень самостоятельности абитуриентов и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут.

Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:

- готовность студентов к самостоятельному труду;

- наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала;

- консультационная помощь.

Формы самостоятельной работы студентов определяются при разработке рабочих программ учебных дисциплин содержанием учебной дисциплины, учитывая степень подготовленности студентов.

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:

- аудиторная;

- внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины.

Видами заданий для внеаудиторнойсамостоятельной работы являются:

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др.), подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетов (графических работ), решение ситуационных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, опытно экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов по экономике:

- подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы, причѐм студенту предоставляется право выбора темы;

- самостоятельное решение ситуационных задач с использованием условий из задачников, имеющихся в кабинете, составление задач с представлением эталонов ответов;

- подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике;

- подготовка к участию в научно-практических конференциях как внутри, так и вне техникума;

- оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем, слайдового сопровождения докладов;

- подготовка схем, таблиц, кроссвордов, тестовых заданий;

Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельной работе студентов, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные задания, упражнения, решенные задачи, написанные сочинения, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы.

Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.

 

1.2. Управление самостоятельной работой студентов как система

Эффективное осуществление самостоятельной работы студентов связывается с ее управлением. Как указывается в "Советском энциклопедическом словаре", управление - это "функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей". Для того чтобы дать определение понятию "управление самостоятельной работой студентов", необходимо раскрыть его содержание, т.е. перечислить свойства.

Выявление общих свойств управления самостоятельной работой студентов возможно путем анализа управления как системы. Признание управления самостоятельной работы студентов системным объектом позволяет наделить его такими свойствами системы, как целенаправленность, целостность, структурная упорядоченность, функциональность, открытость. Это означает, что управление самостоятельной работой студентов представляет собой целенаправленную целостность, являющуюся частью системы более высокого порядка, находящуюся во взаимодействии с внешней средой, состоящую из элементов, свойства и функции которых определяются их местом в рамках целого, и взаимосвязь которых дает интегративный результат.

По мнению Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской, обучение выступает как процесс совместного действия преподавателя и обучающихся, в результате которого, с одной стороны, у обучающихся формируются личностно добытые знания, с другой, - развивается профессиональное мастерство преподавателя.

Как полагает В.Я. Ляудис, взаимодействие является ведущей переменной процесса обучения, т.к. обусловливает как характер мотивации учебной деятельности, так и эффективное развитие познавательных действий обучающихся.

Н.Ф. Радионова рассматривает взаимодействие педагога и обучающихся как развивающийся во времени и пространстве процесс. При этом она подчеркивает, что форма совместной деятельности педагога и обучающихся определяет тип их взаимосвязанности:

- в ситуации, когда педагог и обучающиеся вступают во взаимодействие с предметом совместной деятельности независимо друг от друга, их взаимосвязанность носит узкий характер или отсутствует;

- если педагог включается в процесс взаимодействия с предметом совместной деятельности с обучающимися опосредованно (через деятельность обучающихся), их взаимосвязанность проявляется через педагогическое руководство;

- в случае, когда педагог и обучающиеся вступают в непосредственное взаимодействие как друг с другом, так и с предметом совместной деятельности, имеет место взаимосвязанность типа сотрудничества.

В.П. Панюшкин определяет динамику становления совместной деятельности учителя и учащихся. Две фазы этого процесса включают шесть форм учебно-педагогического сотрудничества, меняющихся в процессе становления новой деятельности учащихся. Первая фаза - приобщение к деятельности - включает в себя следующие формы: 1) разделенные между учителем и учащимися действия; 2) имитируемые действия учащихся; 3) подражательные действия учащихся. Во вторую фазу динамики совместной деятельности - согласование деятельности учащихся с учителем - входят следующие формы: 4) соморегулируемые действия учащихся; 5) самоорганизуемые действия учащихся; 6) самопобуждаемые действия учащихся. В.П. Панюшкиным прогнозируется третья фаза - партнерство в совместной деятельности как результат ее освоения и развития.

Как указывает В.Д. Граждан, модель социального управления, при которой осуществляется горизонтальное упорядочение, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности или взаимодействие нескольких общностей характеризуются тождественностью, равновеликостью, называется координацией. При этом взаимоотношения социальных общностей не принимают характер односторонней зависимости и подчиненности. Равновесие между ними поддерживается равными возможностями и равными воздействиями.

Итак, управление самостоятельной работой студентов, при котором участники учебного процесса вступают в непосредственное взаимодействие (обсуждают совместные цели, программу предстоящих действий, разделение функций, координируют средства реализации поставленных целей, анализируют и оценивают полученные результаты), означает:

1) осуществление их взаимодействия в режиме сотрудничества;

2) суть сотрудничества состоит в неразрывности прямого и обратного воздействий, органичном сочетании изменений воздействующих друг на друга субъектов, координации их действий в достижении поставленных целей, базируется на взаимопонимании и уважении друг друга.

Взаимодействие участников учебного процесса - особенное социальное свойство системы управления самостоятельной работой студентов.

Признание управления самостоятельной работой студентов социальной педагогической системой побуждает искать единичные свойства управления как "отдельные, индивидуальные формы существования всеобщего в действительности" в специфике педагогического управления.

Положение о том, что управление должно быть гуманистически -, личностно-ориентированным, на сегодняшний день в теории управления педагогическими системами является основополагающим, что позволяет выделить еще одно особенное свойство управления самостоятельной работой студентов - его гуманистичность, т.е. признание ценности студента как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Субъектами управления самостоятельной работой студентов выступают участники учебного процесса.

Анализ управления самостоятельной работой студентов с позиции деятельностного и личностного подходов позволяет рассмотреть управление как процесс активного взаимодействия, направленного на изменение объекта управления для достижения поставленной субъектами цели. Объектом управления самостоятельной работой студентов выступают действия участников учебного процесса, обеспечивающее развитие субъектности студентов.

Исходя из этого, взаимодействие субъектов управления самостоятельной работой студентов рассматривается нами как целостная система, которая преднамеренно развертывается участниками учебного процесса с акцентом на самостоятельность управленческих решений студентов. Это позволяет выдвинуть на передний план самоуправление самостоятельной работой студентов, отразить его роль как одного из компонентов системы управления, который функционирует на основе координации с административным и педагогическим управлением.

Признание участников учебного процесса субъектами управления самостоятельной работой студентов дает возможность указать единичное свойство управления. Будучи субъектами управления самостоятельной работой студентов, участники учебного процесса проявляет субъективность, т.е. «способность присваивать явления бытия, превращая их в многообразие форм собственной жизнедеятельности». Основу субъективности управления самостоятельной работой составляет субъектная позиция студентов, проявляющаяся в их инициативно-ответственном отношении к себе как к деталям, целям, процессу и результатам работы.

Итак, с учетом результатов анализа общего, особенного и единичного в природе управления самостоятельной работой студентов в обобщенном виде выделено три его основных признака:

1) управление самостоятельной работой студентов представляет собой педагогическую систему;

2) система управления самостоятельной работой студентов реализуется посредством гуманистически ориентированного взаимодействия участников учебного процесса;

3) взаимодействие участников учебного процесса направленно на развитие субъективности студентов.

На основе выделенных признаков может быть сформировано определение понятия «управление самостоятельной работой студентов». Под управлением самостоятельной работой студентов понимается педагогическая система, представленная взаимодействием участников учебного процесса, обеспечивающим развитие субъектности студентов.

Содержание управления самостоятельной работой студентов – это выполнение его субъектами ряда функций – серии непрерывных взаимосвязанных действий, благодаря которым преобразуется объект управления и достигается планируемый результат. Опора на классификацию основных функций управления А. Файоля представленную предвидением, организацией, распорядительством, согласованием и контролем, позволяет определить набор функций управления самостоятельной работой студентов, включающий целеполагание, планирование, организацию и контроль.

Основой построения процедуры управления самостоятельной работой студентов служат представления о цикличности процесса управления. Под управленческим циклом понимается целостная совокупность ориентированных на достижение цели действий субъектов, выполняемых в определенной последовательности.

Указанная позиция согласуется с точкой зрения А.А. Леонтьева, который называет действия, необходимые для осуществления акта взаимодействия преподавателя и студентов в процессе осуществления ими самостоятельной работы:

- планирование содержания самостоятельной работы;

- отбор средств, позволяющих раскрыть это содержание;

- быстрая и верная ориентация в меняющейся обстановке при проведении самостоятельной работы;

- применение механизма обратной связи.

По мысли исследователя, если какое-либо из этих звеньев будет нарушено, взаимодействие преподавателя и студентов окажется неэффективным.

Разделяя точку зрения В.А. Сластенина, понимающего под педагогическими средствами все то, что способствует достижению целей образования, целостным средством управления самостоятельной работой студентов можно признать совокупность методов, форм взаимодействия участников учебного процесса, обеспечивающих развитие субъектности студентов.

Определение функционального содержания управления самостоятельной работой студентов дает возможность обозначить его основным интегративным результатом согласованность действий преподавателя и студентов, обеспечивающих развитие субъективности студентов. Результат управления самостоятельной работой студентов отражает фактический уровень развития взаимоотношений между его субъектами. В качестве показателей согласованности действий преподавателя и студентов в учебном процессе выступают: осознанность, направленность, информированность участников учебного процесса обо всех аспектах взаимодействия.

Поскольку эффективность – это степень приближения полученных результатов к заданным целям, эффективность управления самостоятельной работой студентов определяется путем соотнесения его результатов с обозначенной целью. Основным критерием эффективности управления самостоятельной работой студентов признается степень взаимодействия участников учебного процесса, обеспечивающая развитие субъективности студентов. В качестве показателей взаимодействия участников учебного процесса в управлении самостоятельной работой студентов выступают:

- отношение к сотрудничеству;

- проявление активности, ответственности в выборе, принятии и реализации задач совместной деятельности;

- полнота цикла совместной деятельности.

В соответствии с этим можно условно выделить три уровня эффективности управления самостоятельной работой студентов.

Первый (низкий) уровень эффективности управления самостоятельной работой студентов – приобщение к совместной деятельности - отличают: ситуативное отношение к взаимодействию; неразвитость чувства сопричастности к управлению самостоятельной рабой студентов; неполнота (незавершенность) цикла совместной деятельности.

Второй (средний) уровень эффективности управления самостоятельной работой студентов – согласованность действий участников учебного процесса - характеризуют: инициативное отношение к взаимодействию; установка на продуктивное осуществление функции управления самостоятельной работой студентов; полнота цикла совместной деятельности.

Третьему (высокому) уровню эффективности управления самостоятельной работой студентов – партнерству участников учебного процесса в совместной деятельности – присущи: мотивационно-целостное отношение к взаимодействию; активная, ответственная позиция в системе управления самостоятельной работой студентов; полнота цикла совместной деятельности.

В педагогике является общепринятым, что ведущая роль в управлении самостоятельной работой студентов принадлежит преподавателю. Преподаватель как субъект управления стремится создать максимально благоприятные для осуществления самостоятельной работы студентов условия.

 

1.3.Организационно-педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов в процессе обучения в техникуме


 

2. Методическое обеспечение эффективности управления самостоятельной работой студентов в процессе обучения экономике в техникуме

2.1. Содержание обучения экономике в техникуме

Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных, банк расчетных, моделирующих, тренажерных программ и программ для самоконтроля, автоматизированные обучающие и контролирующие системы, информационные базы дисциплины или группы родственных дисциплин и другое. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса.

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:

- входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;

- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;

- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;

- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;

- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

В последние годы наряду с традиционными формами контроля - коллоквиумами, зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы, то есть организация самостоятельной работы студентов производится на основе современных образовательных технологий. В качестве такой технологии в современной практике высшего профессионального образования часто рассматривается рейтинговая система обучения, позволяющая студенту и преподавателю выступать в виде субъектов образовательной деятельности, т.е. являться партнерами.

Рейтинговая система обучения предполагает многобалльное оценивание студентов, но это не простой переход от пятибалльной шкалы, а возможность объективно отразить в баллах расширение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: