Тема: Роль, значение и функции правоохранительных органов.




ЕКИБАСТУЗСКИЙ ГУМАНИТАРНО – ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «______________________________________»

Вариант № _____

 

 

Выполнил:

студент группы __________(з)

________________________

Ф.И.О.

«____»___________2018 г.

Проверил

преподаватель

_________________________

«____»_____________2018 г.

Оценка:___________________

Подпись:

 

Екибастуз 2019

Тема: Роль, значение и функции правоохранительных органов.

1. Функция и назначение правоохранительных органов

Функции правоохранительных органов - это основные направления их деятельности. Функции, присущие правоохранительному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие правоохранительные функции: конституционный контроль, осуществление правосудия, расследование преступлений, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность, прокурорский надзор.

Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, административную деятельность.

Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности, и органами налоговой полиции, и еще некоторыми другими органами. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства.

Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.

2. Законодательство о правоохранительных органах.

Одними из главных задач государства являются защита прав и свобод человека и гражданина, охрана стабильности и порядка в обществе, пресечение и раскрытие преступлений. Решение этих задач возложено на правоохранительные органы. В соответствии со статьей 3 Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе», к правоохранительным органам относятся: органы прокуратуры, внутренних дел, финансовой полиции, уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, таможенные органы Республики Казахстан.

В этой связи в рамках данной статьи следует проанализировать законы Республики Казахстан, регулирующие деятельность вышеперечисленных государственных органов, а также правовые новеллы, принятые в целях реализации Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года (далее — Концепция) и Указа Президента Республики Казахстан «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» от 17 августа 2010 года (далее — Указ).

1. Органы прокуратуры

Руководствуясь положениями Концепции, анализ законодательства следует начать с органов прокуратуры, поскольку согласно этому документу они являются ядром правоохранительной системы. Правовой основой деятельности органов прокуратуры является Закон Республики Казахстан «О Прокуратуре», принятый 21 декабря 1995 года. В соответствии с ним, Прокуратура Республики Казахстан от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства. Также Прокуратура принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики, представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование.

Структура вышеназванного закона включает в себя 12 глав. В них определяются система органов прокуратуры и правовых актов прокуратуры (к ним отнесены: протест, постановление, предписание, заявление, санкция, указание, представление, обращение, предостережение, разъяснение закона, а также указания, распоряжения, положения, инструкции); задачи надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства; компетенции прокурора при представительстве интересов государства в суде; содержание, предмет и полномочия прокурора при надзоре за законностью оперативно-розыскной деятельности, следствия и дознания, административного и исполнительного производства; пределы уголовного преследования прокуратуры; служба в органах прокуратуры; взаимодействие прокуратуры с компетентными учреждениями иностранных государств, а также иные направления деятельности органов прокуратуры, ее организации и деятельности.

2. Органы внутренних дел

Особое положение в системе правоохранительных органов занимают органы внутренних дел Республики Казахстан (далее — ОВД РК), так как они имеют повышенную социальную значимость, определяемую более тесными, чем у других правоохранительных органов, связями со всеми без исключения слоями населения. Кроме того, по количеству личного состава, объему материального, технического и информационного обеспечения о преступлениях и иных правонарушениях, о лицах, их совершивших, о мерах профилактики и их результативности, они превышают другие правоохранительные органы. Количество выполняемых ОВД РК функций также гораздо больше, чем у других правоохранительных органов.

Правовую основу деятельности ОВД РК составляет закон Республики Казахстан «Об органах внутренних дел», принятый 21 декабря 1995 года. Закон определяет статус, структуру, полномочия и организацию деятельности ОВД РК. С этой целью его структура включает в себя 5 глав, в которых установлены общие положения, полномочия ОВД РК и правовое положение их сотрудников, а также финансовое и материально-техническое обеспечение ОВД РК.

В соответствии со статьей 1 данного закона, ОВД РК являются специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства.

3. Органы финансовой полиции

Касательно органов финансовой полиции Республики Казахстан (далее — органы финансовой полиции) в Концепции отмечается, что «они в полной мере оправдали свое предназначение. Вместе с тем, в условиях рыночной экономики органам финансовой полиции необходимо постоянно совершенствовать формы и методы работы, чтобы иметь возможность эффективно противостоять экономической и коррупционной преступности, постоянно мимикрирующей в современных условиях. Финансовой полиции необходимо на системной основе противостоять экономическим и коррупционным правонарушениям, выявлять и устранять причины и условия, способствующие возникновению коррупции. Одной из основных задач органов финансовой полиции является также обеспечение безопасности бизнеса, исключение необоснованного вмешательства в его деятельность»..

Законодательной основой деятельности органов финансовой полиции является Закон Республики Казахстан «Об органах финансовой полиции» от 4 июля 2002 года. Им определены правовой статус, задачи, принципы организации и деятельности, полномочия органов финансовой полиции, а также их система. Согласно статье 1 этого закона, органы финансовой полиции являются специальными государственными органами, осуществляющими правоохранительную деятельность, направленную на предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступных и иных противоправных посягательств на права человека и гражданина, интересы общества и государства в сфере экономической и финансовой деятельности, борьбы с коррупцией путем проведения оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия и дознания, административного производства в пределах законодательно установленных полномочий.

4. Органы уголовно-исполнительной системы

Проводимое реформирование затронуло и органы уголовно-исполнительной системы. Следует отметить, что деятельность этих государственных органов регулируется Законом Республики Казахстан «Об органах юстиции» от 18 марта 2002 года. Определение уголовно-исполнительной системы органов юстиции Республики Казахстан закреплено в статье 10 этого закона. В соответствии с данной нормой, уголовно-исполнительная система – это система органов и учреждений, осуществляющих исполнительные и распорядительные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний и содержания под стражей в следственных изоляторах подозреваемых и обвиняемых, а также организаций, обеспечивающих жизнедеятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.

Кроме того, в вышеназванном законе закреплены такие положения, как структура уголовно-исполнительной системы; общественный контроль за обеспечением прав и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы; функции органов юстиции в сфере уголовно-исполнительной деятельности; права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы; персонал органов уголовно-исполнительной системы; правовое регулирование труда сотрудников уголовно-исполнительной системы, их специальные звания, а также особые условия службы в уголовно-исполнительной системе.

5. Органы государственной противопожарной службы

Деятельность государственной противопожарной службы регулируется Законом Республики Казахстан «О пожарной службе» от 22 ноября 1996 года. Определение органов государственной противопожарной службы предусмотрено в статье 9 закона. Они являются специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан предупреждение пожаров, контроль в области пожарной безопасности и тушение пожаров.

Данный закон содержит 42 статьи, в 8 из них закреплены компетенция уполномоченного органа — Комитета противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан и органов государственной противопожарной службы и их статус, финансирование; нормы об учебных заведениях в области пожарной безопасности, а также устанавливающие правовое регулирование труда сотрудников и их специальные звания. Также как и в отношении других правоохранительных органов, в Закон Республики Казахстан «О пожарной безопасности» были внесены поправки, направленные на совершенствование деятельности государственной противопожарной службы и реализующие положения Концепции и требования Указа.

К примеру, в статье 10 Закона Республики Казахстан «О пожарной безопасности» предусматривается, что трудовые отношения сотрудников органов государственной противопожарной службы регулируются Трудовым кодексом Республики Казахстан с особенностями, предусмотренными Законом Республики Казахстан «О правоохранительных службе». Следует отметить, что ранее предусматривалось, что трудовые отношения сотрудников органов государственной противопожарной службы регулируются трудовым законодательством и законодательством о государственной службе Республики Казахстан с особенностями, предусмотренными Законом Республики Казахстан «О пожарной безопасности» и иными нормативными правовыми актами, установленными для сотрудников органов государственной противопожарной службы, т.е. в целом законодательством. Таким образом, в отличие от ранее существовавших положений, ныне правовую основу трудовых отношений сотрудников государственной противопожарной службы составляют только два нормативных правовых актах – это Трудовой кодекс Республики Казахстан и Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе».

3. Признаки правоохранительной деятельности.

Правоохранительные органы есть репрессивный силовой блок государственного аппарата

Признаки правоохранительной деятельности:

1) правоохранительная деятельность осуществляется не любым способом, а с помощью применения юридических мер воздействия – принуждения

Защищая одни права, правоохранители объективно ограничивают другие права (досмотр в аэропорту).

Деятельность по охране права сопровождается принуждением, а принуждение есть ограничение прав.

2) Применяемые меры должны строго соответствовать предписаниям закона.

Не вся правоохранительная деятельность может быть полностью урегулирована законом. Контртеррористическая операция (правовой режим, устанавливаемый законом). Но: есть такие возможные ситуации в этом режиме, которые НЕЛЬЗЯ заранее предусмотреть в законе.

3) Реализуется в установленном законом порядке, т.е. с соблюдением определенных процедур.

Уголовный процесс есть совокупность процедур, в ходе которых устанавливается виновное лицо, определяется мера наказание, применяются меры принуждения.

4) деятельность реализуется специально уполномоченными государственными органами.

5) обязательность решений, принимаемых правоохранительными органами.

6) гарантирована возможность обжалования решений, принимаемых правоохранительными органами или должностными лицами, установлена ответственность государства за вред, причиненный при осуществлении правоохранительной деятельности с установлением возможности требовать компенсации причиненного вреда.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В принципе весь государственный аппарат должен признавать, охранять и защищать права человека.

Правоохранительные органы – специальные органы, созданные для обеспечения законности и правопорядка, борьбы с преступностью и иными правонарушениями. То есть в собственном (узком) смысле слова правоохранительные.

Правоохранительная деятельность – это деятельность связанная с применением государственного принуждения. И в этом парадокс: правоохранительная деятельность неразрывно связана с ограничением прав. Апофеоз такого ограничения – контртеррористическая операция (пик ограничения прав).

4. Тест по теме.

1. Органы внутренних дел наделены функцией….

А. Расследования преступлений;

B. Оперативно- розыскной;

С. Предупреждения правонарушений;

D. Все вышеперечисленное.

2. Какой механизм выступает основным субъектом осуществления государственной власти?

А. Правовой;

В. Государственный;

С. Правоохранительный;

D. Розыскной.

3. Основным отличием каких органов институты наделённые государством полномочиями осуществлять по охране прав человека и гражданина?

А. Правоохранительные;

В. Финансовые;

С. Судебные;

D. Органы внутренних дел.

4. Основными задачами каких органов является взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей?

А. Таможенные;

В. Судебные;

С. Органы федеральной службы;

D. Органы местного самоуправления.

 

Ключ к тесту:

1. D

2. В

3. А

4. А

 

 

Список использованной литературы.

1. Закон Республики Казахстан «О Прокуратуре» от 21 декабря 1995 года.

2. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года. Информационная система «ЮРИСТ».

3. Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» от 17 августа 2010 года.

4. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования деятельности органов прокуратуры» от 29 декабря 2010 года.

5. Закон Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» от 21 декабря 1995 года.

6. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности» от 29 декабря 2010 года. — Информационная система «ЮРИСТ».

7. Закон Республики Казахстан «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан» от 4 июля 2002 года. — Информационная система «ЮРИСТ».

8. Указ Президента Республики Казахстан «Вопросы Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции)» от 21 апреля 2005 года. -Информационная система «ЮРИСТ».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: