МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФГОУ ВПО МОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф. УШАКОВА
Кафедра судовождения
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА СУДНА ПО 2-М ЗВЁЗДАМ
Методические указания к выполнению лабораторных работ
по мореходной астрономии
Специальность 180402
Составил: Н.А.Мищик
Новороссийск
Цель работы: | В соответствии с обязательными минимальными требованиями для диnломирования вахтенных помощников капитана судов, изложенных в Кодексе ПДМНВ в разделе А-II/1, ВПК должен уметь «использовать небесные тела для определения местоположения судна». |
Пособия и инструменты: | Морской астрономический ежегодник; Таблицы ВАС-58; Калькулятор; Остро оточенный простой карандаш; Резинка. |
Теория.
Большинство задач мореходной астрономии на определение места судна (ОМС) решается методом Высотных Линий Положения (ВЛП). Элементами ВЛП являются перенос n = ho - hc и счислимый азимут Ас. Элементы ВЛП вычисляются аналитически в три этапа:
- расчет по МАЕ местных часовых углов и склонений светил;
- расчет по таблицам ВАС (или на калькуляторе) счислимых высот и азимутов;
- исправление высот, приведение к одному зениту и расчет переносов.
Далее выполняется графическая прокладка (на карте или на листе бумаги в штурманской тетради) с расчетом обсервованных координат.
Покажем эту последовательность на следующей задаче.
Задача 1. 24 марта Тс=05ч32м, ол = 14,5, судно следует ИК = 180º со скоростью v=16,0 уз. Счислимые координаты φс = 29º57,0′N, λс = 121º47,8′W. Измерены высоты двух звезд:
|
Альтаир | Тхр1=1ч28м25с | ОС1 = 50°32,4¢ |
Aнтарес | Тхр2=1ч34м13с | ОС2 = 31°49,7′ |
Дополнительные данные: Поправка хронометра uхр = –2м15с, высота глаза е=19,0 м, i+s= –1,5′
Вычисления
Первый блок вычислений – это расчет по МАЕ местных часовых углов и склонений наблюдаемых звезд.
Комментарий | ||||
+ | Тс | 05ч32м 24.03 | ||
Nп | 8W | |||
прТгр | 13ч32м 24.03 | 1 и 1а | ||
(146) | (117) | Номера звезд в МАЕ на стр. 320 | ||
+12ч | Тхр | 13ч28м25с | 13ч34м13с | |
uхр | –2м15с | –2м15с | ||
Тгр | 13ч26м10с | 13ч31м58с | ||
tтγ | 17º04,0′ | 17º04,0′ | ||
Δt | 6º33,6′ | 8º00,8′ | ||
– | tгр | 23º37,6′ | 25º04,8′ | 2. +360° |
λ | 121º38,0′W | 121º47,8′W | ||
tм | 261º49,8′ | 263º17,0′ | ||
τ | 62º17,7′ | 112º37,9′ | ||
tм* | 324º07,5′W | 375º54,9′W | ! Всегда W-ый. | |
35º52,5′Е | 15º54,9′W | Перевод в полукруговой счет | ||
δ | 8º52,1′N | 26º26,0′S |
Комментарий к вычислениям
1. Вычитая (или прибавляя) номер пояса и получая приближенное гринвичское время (еще в уме) и не написав его, сразу же необходимо проконтролировать себя, посмотрев на показания хронометра – часы должны или совпадать или отличаться на 12ч. В последнем случае к показаниям хронометра необходимо прибавить 12ч. Если при вычислениях будут потеряны, то ошибка в часовых углах составит приблизительно в 180º, они будут достаточно большими (150º - 170º), а при таких часовых углах светила чаще всего бывают под горизонтом, поэтому невозможно войти в основные таблицы ВАС-58.
1а. Обязательно писать получившуюся гринвичскую дату, ибо ошибка в одни сутки приводит к ошибке в часовых углах звезд почти в 1° и как следствие получаются большие переносы.
|
2. При ОМС по одновременным наблюдениям 2-х звезд, время вторых измерений приблизительно на 4м больше времени первых измерений. Эта разница в 4м приводит к тому, что гринвичское звездное время и далее местное звездное время второй звезды приблизительно на 1° больше, чем для первой звезды. В нашей задаче время между наблюдениями составляет около 6 минут, поэтому разница в звездном времени – около 1,5°. Это надо знать для контроля вычислений.
Второй блок вычислений – это расчет счислимых высот и азимутов по таблицам ВАС-58 (или на калькуляторе).
q = 53 | h т | 50°22,4¢ | А т | 114,5° | |
j | 30° – 3,0¢N | D h j | + 1,2 | D А j | –0,0 |
d | 9° – 7,9¢N | D h d | – 4,7 | D А d | +0,1 |
t | 36° – 7,5¢Е | D h t | + 5,9 | D А t | +0,1 |
j и d одноименные | hс | 50°24,8¢ | А c | 114,7 NE |
q = 164 | h т | 31°56,4¢ | А т | 163,0 | |
j | 30° – 3,0¢N | D h j | + 2,9 | D А j | +0,0 |
d | 26° + 26,0¢S | D h d | – 25,0 | D А d | +0,1 |
t | 16° – 5,1¢W | D h t | + 1,3 | D А t | +0,1 |
j и d разноименные | hс | 31°35,6¢ | А c | 163,2NW |
3. Таблицы ВАС-58 позволяют на начальном этапе производить контроль вычислений. Войдя в основные таблицы, необходимо произвести сравнение табличной высоты с отсчетом секстана. Разница между ними не должна превышать 30'-40'. Если же |hт - ос |> 1°, то либо допущена ошибка в МАЕ, либо неправильно вошли в таблицы ВАС-58. В этом случае необходимо найти на первом этапе ошибку. Если же |hт - ос |< 30' - 40', то дальше выбираются или вычисляются по формулам поправки высоты.
Третий блок вычислений – это исправление высот, приведение к одному зениту и получение переносов.
|
ОС | 50°32,4¢ | 31°49,7′ | ||||||
i+s | – 1,5¢ | – 1,5¢ | ||||||
Δhd | – 7,7¢ | – 7,7¢ | ||||||
hв | 50°23,2¢ | 31°40,5¢ | ||||||
Δhρ | – 0,8¢ | – 1,6¢ | ||||||
Δht+B | +0,0¢ | +0,0¢ | ||||||
ho | 50°22,4¢ | 31°38,9¢ | ||||||
Δhz | + 0,7 | – | ||||||
– | прho | 50°23,1¢ | 31°38,9¢ | |||||
hc | 50°24,8¢ | 31°35,6¢ | ||||||
n | – 1,7 | + 3,3 | ||||||
Aпк | 114,7 NE | 163,2 NW | ||||||
– | Акр | 114,7 | ||||||
ИК | 180,0 | |||||||
КУ | 294,7 | |||||||
Δhz1м | +0,11 | |||||||
ΔТм | 5,8 | |||||||
Приведение к одному зениту.
Приведение к одному зениту вызвано тем, что измерения высот 2-х звезд производились с движущегося судна из разных точек, в которых высота одного и того же светила в одно и то же время разная. Аналитический способ приведения к одному зениту основан на формуле
hz = (v/60)cos(Aкр - ИК) ΔТ.
Обычно приводят первую звезду, т.к. счислимые координаты снимаются с карты после 2-х измерений. В МАЕ на странице 285 и на форзаце ВАС-58 есть таблица, позволяющая приводить к одному зениту. Входными аргументами являются скорость и курсовой угол КУ = А - ПУ. Знак поправки зависит от величины курсового угла. Если светило впереди траверза, то знак поправки положительный, при этом в таблицу входим сверху. Если же светило находится позади траверза (вход снизу), то знак поправки отрицательный. Однако, это правило справедливо, если приводим к последующему зениту. Получив поправку hz1м - изменение высоты за одну минуту, далее её надо умножить на интервал времени ΔТ в минутах между наблюдениями первой и второй звезд.
Прокладка.
Масштаб: 1 см = 1 мор.миля.
С прокладки снимаем РШ и ОТШ. РШ = 2,5 к S ОТШ = 3,0 к W |
Кроме аналитического способа перевода ОТШ в РД существует табличный и графический способ.
Получение обсервованных координат
φс | 29º57,0′N | λ с | 121º47,8′ W | |
РШ | 2,5 к S | РД | 3,5к W | |
φо | 29º54,5′N | λ о | 121º44,3′W |
Решим задачу 2.
24 марта Тс=05ч26м, ол = 13,0, судно следует ИК = 180º со скоростью v=16,0 уз. Счислимые координаты φс = 29º57,0′N, λс = 121º47,8′W. Измерены высоты двух звезд:
Альтаир | Тхр1=1ч28м25с | ОС1 = 50°32,4¢ |
Aнтарес | Тхр2=1ч34м13с | ОС2 = 31°49,7′ |
Дополнительные данные: Поправка хронометра uхр = –2м15с, высота глаза е=19,0 м, i+s= –1,5′.
Как видите, условие этой задачи полностью совпадает с условием задачи 1 за исключением одного пункта – судового времени Тс = 05ч26м. Следовательно, и обсервованные координаты необходимо найти на данное время.
Вычисления данной задачи будут тождественны предыдущей, за исключением приведения к одному зениту.
При расчете часовых углов необходимо произвести сравнение минут судового времени с минутами точного гринвичского времени 1-х и 2-х наблюдений.
Из этого сравнения видно, что судовое время снятия счислимых координат, а также судовое время получения обсервованных координат совпадает с временем первых наблюдений. Следовательно, необходимо привести к одному зениту вторую звезду. Т.е. привести к предыдущему зениту.
Покажем более подробно этот блок вычислений, т.к. все предыдущие вычисления точно такие же, как в задаче 1.
ОС | 50°32,4¢ | 31°49,7′ | ||
i+s | – 1,5¢ | – 1,5¢ | ||
Δhd | – 7,7¢ | – 7,7¢ | ||
hв | 50°23,2¢ | 31°40,5¢ | ||
Δhρ | – 0,8¢ | – 1,6¢ | ||
Δht+B | +0,0¢ | + 0,0¢ | ||
ho | 50°22,4¢ | 31°38,9¢ | ||
Δhz | – | – 1,5 | ||
– | прho | 50°22,4¢ | 31°37,4¢ | |
hc | 50°24,8¢ | 31°35,6¢ | ||
n | –2,4 | + 1,8 | ||
Aпк | 114,7 NE | 163,6 NW | ||
Акр | 196,8 | |||
ИК | 180,0 | |||
КУ | 16,8 | |||
Δhz1м | –0,25 | |||
ΔТм | 5,8 |
Т.к. приведение производится к предыдущему зениту, то знак в поправке Δhz1м необходимо изменить на противоположный.
Прокладка.
Масштаб: 1 см = 1 мор.миля.
С прокладки снимаем РШ и ОТШ. РШ = 1,0 к S ОТШ = 3,0 к W |
Получение обсервованных координат
φс | 29º57,0′N | λ с | 121º47,8′ W | |
РШ | 1,0 кS | РД | 3,5к W | |
φо | 29º56,5′N | λ о | 121º44,3′W |
Графическое приведение к одному зениту
Решим еще раз задачу 1, пи покажем графическое приведение к одному зениту. Обсервованные координаты необходимо получить на момент последних наблюдений.
Если необходимо получить обсервацию на момент 2-х наблюдений, то необходимо сместить первую ВЛП (без поправки Δhz) вперед по курсу на величину плавания.
1. Вычисления производим по следующей схеме.
ОС | 50°32,4¢ | 31°49,7′ | ||
i+s | – 1,5¢ | – 1,5¢ | ||
Δhd | – 7,7¢ | – 7,7¢ | ||
hв | 50°23,2¢ | 31°40,5¢ | ||
Δhρ | – 0,8¢ | – 1,6¢ | ||
Δht+B | +0,0¢ | + 0,0¢ | ||
– | ho | 50°22,4¢ | 31°38,9¢ | |
hc | 50°24,8¢ | 31°35,6¢ | ||
n | –2,4 | + 3,3 | ||
Aпк | 114,7 NE | 163,2NW |
2. Находим интервал времени между измерениями
ΔТ = Тгр2 – Тгр1 = (13ч31м58с ) – (13ч26м10с ) = 5м48с =5,8м
3. Рассчитываем плавание, которое проходит судно за данный промежуток времени
ΔS = (v/60)∙ ΔТ = 1,5 м.миля
Прокладка.
4. Из счислимой точки прокладываем первый и второй азимуты.
5. Проводим линию ИК=180°, который упирается в счислимое место. Одновременно прокладываем вперед по курсу отрезок плавания МсА = ΔS.
6. Опускаем на первый азимут перпендикуляр АВ.
7. Из точки В откладываем перенос n1 = – 2,4.
(Заметим, что отрезок МсВ представляет собой поправку Δhz. Если перпендикуляр опускается на положительную часть азимута, то поправка Δhz положительна, а если перпендикуляр опускается на отрицательную часть азимута, то поправка Δhz отрицательна).
8. Второй перенос n2 = + 3,3 откладываем по второму азимуту от счислимой точки Мс.
Масштаб: 1 см = 1 мор.миля.
С прокладки снимаем РШ и ОТШ. РШ = 2,5 к S ОТШ = 3,0 к W |
Получение обсервованных координат
φс | 29º57,0′N | λ с | 121º47,8′ W | |
РШ | 2,5 к S | РД | 3,5к W | |
φо | 29º54,5′N | λ о | 121º44,3′W |