2015 год, разведка
Маршрут на Саук-Джайляу Центральную просматривался нами ещё в сентябре 2015 года, тогда мы прошли в ущелье Арчаканыш из альп.лагеря «Дугоба» через перевал Акташ и далее – вниз по леднику. День наблюдения и день на попутку восхождения – это всё, чем мы располагали в тот год. В процессе «распутывания» ледопада (уч. R0-R1) после снегопада, стало понятно, что прохождение данного маршрута «нон-стоп», в данных условиях, не представляется возможным. Восхождение было отложено на неопределённое время.
Год
В начале августа участники команды собрались в альп.лагере «Дугоба», сходили несколько разминочных восхождений: «Столб» САГУ 5Б и левое ребро «Шаита» 6А, после чего, отдохнув в лагере, выдвинулись в район Сауков новым путём – через ущелье Шаит и перевал Трум.
4 сентября, подход и наблюдение
Команда поднялась в цирк Саук-Джайляу, установили АВС, провели день, наблюдая за горой. На фото ниже – ледовый обвал правее нашего маршрута.
5 сентября, отсидка под горой
По плану был намечен выход на маршрут, но погода внесла коррективы: туман и тучи утром, переменная облачность весь день. К счастью, в этот раз запас еды на непогоду у нас был.
Вид то палатки в сторону горы.
6 сентября, 1й день восхождения, первым работал Антон Кашевник
6.00 - вышли из АВС под начало маршрута.
7.00 – начали маршрут, R0. Движение попеременное, редко – одновременное.
Вид на ночёвку R1.
12.00 – пролезли до R1 – удобной полки для палатки, установили бивуак, остались на ночёвку, т.к. выше возможности ночевать нет.
Бивуак на R1.
7 сентября, 2й день восхождения, первым работал Алексей Тюлюпо
5.00 – Начали лезть основную часть маршрута.
|
Вид с R1, на разминку короткий участок льда крутизной 100º.
Движение от ночёвки сначала вертикально вверх, после скальных «островков», влево под 45º - к основанию огромного внутреннего угла с ледовыми речками. Прохождение льда в углу требует внимательности и аккуратности: иногда лёд отстаёт от скалы, в некоторых местах корка льда истончается до 5-10 сантиметров. Движемся вверх по левой «речке», когда она заканчивается, лезем по скале на ледовых инструментах, забирая вправо, к основанию кулуара. Страховка на закладных элементах.
Участок R2-R3 - середина, в кадре Алексей Тюлюпо.
Участок R2-R3 – верхняя часть, в кадре Алексей Тюлюпо.
Участок R3-R4 – «станция» на скале, т.к. толщина льда небольшая.
Участок R3-R4, верх – «станция» на скале и льду.
Участок R4-R5, движение по льду, далее – вправо по скале. Ключевой участок.
После прохождения ключевого участка появляется возможность надёжно страховаться на ледобурах, что очень радует, однако до хорошего места до бивуака лезть ещё около 250 метров. Лёд в углу становится твёрже, чем внизу, так как угол совсем не освещается солнцем и относительная высота приближается к 5000м. В связи с тем, что лёд скалывается «линзами», страхующему стоит находиться в стороне от лезущего, лучше всего прижиматься к скалам в правой части внутреннего угла.
Место для ночёвки мы нашли, сделав траверс влево на 20м. Бивуак поставили в 19ч.
Участок R5-R6 – начало. Выше «ключа» начинается хороший лёд.
Участок R5-R6 – нижняя треть.
Участок R5-R6 – середина. Встречаются слегка нависающие участки льда.
|
8 сентября, 3й день восхождения, первым работал Антон Кашевник
7.00 – собрали бивуак, оставили его в месте ночёвки и продолжили движение по маршруту.
Место ночёвки – скально-осыпной островок в 20м левее «нитки» маршрута.
Участок R5-R6 – верхняя часть, продолжение маршрута.
Через 120 метров лазания по льду внутреннего угла, выходим к участку залитых льдом скал, ведущему к гребню на вершину. Скалы не сложные, но разрушенные, так что страховаться стоит за лёд, а потом на гребне.
Гребень представляет из себя сначала несложные скалы 30м, потом фирно-ледовую речку 50м. Далее – «шапка»: 35м по несложному льду до вершины.
Вид с R6 – участок разрушенных скал, ведущий на гребень.
Вид с R6 вниз. В кадре - лезущий руководитель.
Участок R9-R10 – «шапка».
3.2 Фото команды на вершине у контрольного тура, записка, вершинный тур.
Кашевник Антон и Тюлюпо Алексей на вершине, 16.30, 8.09.2019.
К сожалению, полчаса поисков тура, не дали результатов. На вершине есть несколько подготовленных площадок для ночёвок, видно, что люди тут были, а тур, видимо разрушился естественным путём; мы сложили новый.
3.3. Оценка безопасности маршрута.
По нашему общему мнению, данный маршрут можно ходить исключительно в сентябре или октябре. В связи с тем, что весной попасть в район Саук-Джайляу не представляется возможным, в летний период вся башня, включая и внутренний угол, простреливается из-за активного таяния льда, а после первых снегопадов попадание в район крайне проблематично, выброска же из него, если начнётся зима, возможна только вертолётом.
|
Варианты наличия связи на маршруте: спутниковый телефон; есть очень слабый шанс поймать мобильную сеть на горе.
Рекомендации для последующих восходителей: обязательно наблюдение за горой, аккуратность при страховке на микстовых участках.
Подробная информация о спуске с вершины: спуск по пути подъёма с использованием проушин; возможен спуск на юг, но нет информации о мостах (в этом случае, всё равно, придётся возвращаться за АВС).
3.4. Заключение о предварительной оценке маршрута.
Маршрут привлекает своей логичностью, обилием разнообразного рельефа, необходимостью правильного расчёта тактики движения и ресурсов, а ещё отдалённостью от цивилизации (минимум 3 дня пути от а./л. «Дугоба», подход снизу, из Исфайрамсая, сейчас невозможен, в связи с объявлением района заповедником). Сложность данного маршрута начинается с выбора подходящего сезона (летом маршрут опасен, а после снегопадов поздно лезть); маршрут требует обязательного предварительного наблюдения, хорошего прогноза погоды и благоприятной лавинной обстановки. Основная часть маршрута – снежно-ледовая, однако лёд здесь встречается всех возможных консистенций: внизу мягкий с фирновой коркой, в середине маршрута – отстающий от скалы тонкий слой без возможности застраховаться, наверху – жёсткий перемороженный «бутылочный», скалывающийся линзами. Скальные участки маршрута требуют хорошей техники передвижения с ледовыми инструментами и умения страховаться закладными элементами с лазания. Протяжённость маршрута подразумевает необходимость нести бивуак и заранее планировать места для ночёвок. Основной проблемой маршрута является протяжённый внутренний угол, крутизной более 80º, в котором нет хорошего места для бивуака, а значит – нужно пролезать участок за день, а ночевать ниже него и далее - выше.
Отдельно хочется упомянуть о полной автономности нашего восхождения: 3,5 дня подхода под гору, 1,5 дня наблюдения, 2,5 дня до вершины, спуск - почти целый день (2 по 0,5 дня, с ночёвкой) и 2,5 дня возвращения в «Дугобу».
Пройденный маршрут потребовал от участников полной концентрации, отдачи и применения большого количества знаний и умений, присущих альпинистам. По нашим оценкам, категория маршрута – 6А.