Цели и задачи конференции
Привлечение международной и российской научной и творческой общественности к осмыслению роли Баухауза (Веймар, Дессау, Берлине 1919-1931) в развитии мировых школ архитектуры и дизайна ХХ века, исследованию взаимных контактов между авангардными художественными школами Европы, Америки и России, изучению теоретического, учебно-методического и практического проектного наследия Баухауза как художественной и проектной школы нового типа и роли этого наследия в современной проектно-художественной культуре.
Научная проблема конференции
Современный этап развития дизайна и архитектуры, коммуникативных и информационных процессов, художественные поиски в сфере актуального искусства отличаются междисциплинарными связями, повышенным вниманием к стилеобразующим процессам. Возрастает роль школ не только как центров профессиональной подготовки, но и как институций, активно влияющих на развитие практики, стилеобразования, формирование новых моделей и направлений профессиональной проектной и творческой деятельности. Каковы уроки Баухауза как школы, интегрирующей различные виды и жанры проектной и художественной деятельности, образование и профессиональную практику?
Для современных исследователей представляет интерес структура школы, взаимоотношения между творцами различных творческих направлений, педагогами и студентами, проектировщиками и социально-политической средой, заказчиками, общественностью. Фактически сама школа все больше стала своеобразным метапроектом, направленность, цели и задачи которого рождались во взаимном влиянии и взаимодействии множества факторов: индивидуальных, творческих, личностных установок, а также политической и экономической ситуацией.
|
Баухауз как школа зарождался и развивался в период наиболее активных художественных поисков мирового авангарда. Естественно, это не могло не отразиться и на художественных образах, настроении педагогов и учащихся, зачастую ощущавших себя равноправными участниками единого художественного процесса. Представления о модернизме часто сводятся к упоминанию о геометрической абстракции и минимализме, родоначальниками которого в Европейском искусстве были такие течения как супрематизм, конструктивизм, Де Стиль. Вместе с тем, палитра художественных поисков гораздо шире, причем каждое художественное направление обладало потенциалом и учебно-методическим, позволяющем на основе формально-композиционных поисков того или иного художника формировать целостные модели искусства. Это заметно как на примере Баухауза, так и московского ВХУТЕМАСа. Каково взаимоотношение и взаимодействие этих художественных направлений внутри художественных школ?
Столетие спустя многие результаты и опыт воспринимаются иначе, чем непосредственно в годы их формирования и функционирования. Возникает потребность в создании своего представления о них, реконструкций их истории, общедоступных архивов, позволяющих детально представить себе этапы эволюции различных аналогичных школ во всем мире, сравнить учебные программы.
Тематические блоки и секции конференции:
- Роль Баухауза в системе художественного и художественно-промышленного образования.
- Баухауз и формирование проектной культуры.
- Взаимодействие и синтез искусств в системе педагогики Баухауза.
- Современная судьба идей Баухауза в дизайне и архитектуре.
- Виртуальный музей Баухауза и художественных школ эпохи авангарда: проблемы создания электронных информационных ресурсов и баз данных. с визуально-образной и интуитивно понятной архитектурой: концепции, модели, методология.
|
Вопросы для обсуждения:
Каковы формы пропаганды деятельности художественных школ этого периода?
Какую роль играет исторический материал в современной практике дизайна и архитектуры?
Каковы международные контакты между школами эпохи авангарда?
Какова роль базовой модели образования, заключающейся в сочетании пропедевтических упражнений, экспериментальных поисков и реальных проектных задач?
Как отражаются в деятельности школы проблемы стилеобразования?
Каково влияние учебно-методической работы Баухауза и других школ на профессиональную проектную деятельность, архитектуру и дизайн?
Какова была в эпоху авангарда идеальная модель потребителя, на которого ориентировались программы художественных школ в области проектирования жилой среды?
Какую роль играет сегодня наследие Баухауза и художественных школ эпохи авангарда в сфере профессионального дизайнерского и архитектурного образования и реальной практики?