Методика обучения технике легкоатлетических видов спорта.
План лекции:
Обучение как педагогический процесс.
Методические принципы обучения.
Методы, средства и задачи обучения.
Обучение как педагогический процесс.
Является одной из главных сторон физического воспитания, в процессе обучения ярко выражены два момента: обучающая деятельность преподавателя (преподавание) и учебно-познавательная деятельность обучающихся (учение). Суть процесса обучения -взаимодействие преподавателя и обучающихся с целью передачи знаний, умений навыков первым и приобретения их вторым с последующим совершенствованием.
Можно выделить следующие формы обучения: самостоятельная, контролируемая, самостоятельно-контролируемая.
При самостоятельной форме обучения ученик сам изучает те или иные действия, анализирует их, подбирает средства обучения. Эта форма эффективна при изучении простых движений.
При контрольной форме обучения преподаватель выступает в роли учителя-наставника, который обучает ученика тем или иным действиям, анализирует их, подбирает методы и средства обучения и исправляет различные неточности в действиях ученика. Эта форма применяется почти во всех случаях, особенно на первых этапах обучения.
При самостоятельно-контролируемой форме обучения преподаватель обучает ученика, ученик анализирует свои действия, преподаватель контролирует не исполнение этих действий, а анализ самого ученика. Эта форма применяется в совершенствовании техники движений, при изучении новой техники спортсменов высокой квалификации.
Также можно квалифицировать формы обучения по связям:
- преподаватель-ученик -возможное обучение (ученик может или не может научиться тем или иным действиям), обучение простейшим движениям;
|
- преподаватель-ученик-преподаватель -контролируемое обучение с одной (не полной) обратной связью (преподаватель обучает -ученик исполняет –преподаватель анализирует), обучение сложным движениям;
- преподаватель –ученик – ученик –преподаватель –контролируемое обучение с двойной обратной связью (преподаватель обучает –ученик исполняет –ученик анализирует и корректирует своё исполнение –преподаватель анализирует его действия), закрепление и совершенствование техники сложных движений;
Процесс обучения рассматривает три варианта контактов:
1) бригадно-групповой (2-3 преподавателя обучают 25-30 учеников);
2) индивидуально-групповой (1 преподаватель обучает 10-15 учеников);
3) индивидуально-индивидуальный (1 преподаватель обучает 1-3 учеников);
Общение преподавателя с учеником в процессе обучения проходит по трём блокам:
Объяснение – в период изучения нового материала происходит повторное объяснение старого;
Исправление – в период изучения материала возникают ошибки, которые преподаватель объясняет и устраняет;
Задание – подключает обучающегося к самостоятельной работе с целью закрепления изученного материала или с целью исправление каких-либо допущенных ошибок, а также для закрепления правильных действий с помощью домашних заданий.
Преподаватель –ведущий, управляющий элемент системы преподаватель –ученик, ученик –ведомый, управляемый элемент этой системы. Для достижения оптимального результата обучения необходимо чтобы принципы, методы и способы управления совпали с принципами, методами и способами восприятия. На каждый контакт общения должна быть своя система управления и тактика общения. Иными словами, система преподаватель –ученик не единственное звено, единое для всех.
|
В процессе обучения перед преподавателем стоят следующие задачи:
1. Уметь различать психологические особенности каждого учащегося.
2. Уметь доходчиво объяснять новый материал с учётом психологических особенностей учащихся.
3. Уметь исправлять ошибки, учитывая психологические особенности каждого обучающегося.
4. Уметь сформировать задание так, чтобы учащиеся его поняли и выполнили как можно точнее.
5. Уметь выбрать правильную тактику общения с каждым учащимся с учётом их психологических особенностей.
Надо помнить, что в процессе обучения на первый план выступают не знания преподавателя, а способности каждого обучающегося.
Методические принципы обучения.
При обучении двигательным действиям используют следующие методические принципы: сознательность и активность; наглядность; систематичность; последовательность; постепенность; индивидуализация.
Принцип сознательности и активности. Чтобы в совершенстве овладеть техникой изучаемого двигательного действия, обучающийся должен сознательно и целеустремлённо применять свои способности для достижения как конечной цели так и поэтапных целей, преодолевая трудности и неудачи. Процесс обучения нереален без активного участия обучающегося в нём, невозможно обучить равнодушного, а тем более ленивого. Активность подразумевает осмысленность изучаемого материала: понимание значения каждого элемента движения, контроль за движением, анализ ошибок и поиск путей их устранения.
|
Принцип наглядности – создание определённого понятия и образа действия, созерцания внешней картины движений и выявление простейших механизмов движения в том или ином элементе техники. Образ разучиваемого двигательного действия создаётся не только за счёт зрительного восприятия, но и за счёт ощущений слухового и вестибулярного анализаторов. Совокупность этих ощущений со словесным описание действия центральной нервной системы создаёт полную картину двигательного действия.
Необходимо понимать, что один человек лучше воспринимает через зрительный, а другой – через слуховой анализаторы. Определение ведущего анализатора поможет повысить эффективность процесса обучения, применяя для одного – предметно-чувствительного, а для другого – словесно-логическое объяснение материала.
Большое значение для принципа наглядности имеет обратная связь: выполнение выполняемых движений перед зеркалом, использование видеосъёмок и тому подобное. Следует таr;е учитывать, что в младшем возрасте ведущую роль занимает чувствительное восприятие, создаваемая посредством образов и образных представлений.
Принцип систематичности или повторности выполнения двигательных действий непосредственно связан с достижениями совершенной техники движений. Двигательное действие, особенно сложное по технике, изучается и закрепляется только при многократном его повторении через оптимальные промежутки времени.
Систематичность выполнения двигательного действия формирует следовой эффект в ЦНС и создаёт оптимальную интегральную функциональную систему данного действия (по П.К. Анохину). Необходимо помнить, что повторное выполнение действия должно выполняться прежде, чем начнут исчезать следы от предыдущего исполнения.
Для более эффективного изучения двигательных действий необходимо помнить о следующих положениях:
- изучаемое действие закрепляется и совершенствуется толь при повторном его выполнении;
- выполнение двигательных действий приводит к мышечному утомлению и утомлению ЦНС, поэтому необходимо время для отдыха и восстановления сил;
- во время выполнения двигательных действий и после них организм начинает приспосабливаться к условиям нагрузки, происходит изменения, которые сохраняются некоторое время, поэтому их надо подкреплять.
Таким образом, при обучении двигательным действиям они должны иметь оптимальную повторяемость выполнения и оптимальный промежуток времени между ними для восстановления, чтобы сохранить положительные сдвиги от предыдущих действий.
Принцип последовательности в процессе обучения заключается в таких правилах: от усвоенного – к неусвоенному, от простого – к сложному, о соответствии уровня развития физических качеств требованиям технического исполнения двигательного действия.
Техника двигательного действия, изучаемая впервые, всегда опирается на уже знакомые, изученные движения. Поэтому необходимо расширять диапазон простых двигательных действий, на которые впоследствии можно опереться при изучении новых видов техники.
Порой, перед изучением техники двигательного уровня развитие тех или иных физических качеств, требуемых для успешного овладения техникой. Поэтому всегда надо подбирать те упражнения для обучения, которые соответствуют уровню физического развития обучающегося, и по мере необходимости подтягивать его слабые стороны физической подготовленности.
Принципы постепенности напрямую связаны с применением (техники выполнения) физических нагрузок в процессе обучения и с усложнением техники выполняемых двигательных действий.
Следует всегда помнить, что чрезмерная нагрузка негативно влияет на организм новичка, поэтому необходимо подбирать для него оптимальные нагрузки. Сложностью подбора оптимальных нагрузок является то, что величина нагрузок зависит от многих факторов: пола спортсмена, его возраста, уровня тренированности и других.
Нельзя забывать, что однообразные, постоянно применяющиеся упражнения вызывают адаптацию организма к ним, поэтому эффективность от их исполнения снижается. Чтобы расширить двигательный диапазон, надо применять разнообразные, но схожие по структуре упражнения, направленные на решения основной задачи. Нагрузку необходимо чередовать по объёму и интенсивности, постепенно её увеличивать, чтобы происходило привыкание организма.
Процесс обучения неразрывно связан с каждым конкретным учащимся, а значит, мы обязаны учитывать его индивидуальные особенности.
Принцип индивидуализации в обучении возникает с разным уровнем подготовленности; с половыми и возрастными различиями; с анатомо-физиологическими особенностями индивидуума; его психологическими особенностями и различной степени реагирования организма каждого человека на процесс обучения; с индивидуальным стилем обучения самого педагога.
Индивидуализация процесса обучения не означает обучение по схеме 1 педагог – 1 ученик, хотя на этапе высшего спортивного мастерства она применяется довольно часто. На начальных этапах обучения, когда ещё обучающиеся не проявили своих особенностей наиболее эффективно групповое обучение. Но даже при групповом обучении преподаватель при индивидуальном выявляет ошибки в технике и помогает их исправить.
Особое внимание при обучении двигательным действиям надо обращать на половые различия.
Надо учитывать особенности женского организма и не использовать те методы и средства обучения, которые применяются у мужчин.