Иллюстрация в художественной литературе




Оформление книги

 

Работа художника книги существенно отличается от работы графика. В то время как последний ищет новые изобразительные средства, к чему его побуждает, по меньшей мере, необходимость иметь собственный стиль, оформитель книги должен быть верным и тактичным слугой написанного слова, облечь слово в видимую форму, при этом форма никогда не должна подавлять содержание. Работа графика должна отвечать требованиям дня и срок ее жизни, если не считать графических собраний (коллекций), редко продолжителен. Книга же должна пережить века. Цель графика – самоутверждение, задача художника книги, который сознает свою ответственность и свой долг – это отказ от собственного “Я”. Поэтому книга не объект для тех, кто хочет “запечатлеть облик настоящего времени” или создать “новое”. В типографском искусстве ничего нового в строгом смысле этого слова быть не может. За прошедшие века были разработаны методы и правила, которые уже не улучшишь и которые надо пробуждать к новой жизни и вновь использовать, потому что на протяжении последнего времени о них все больше и больше стали забывать. Лишь таким путем можно делать современные книги. Совершенство, полное приспосабливание полиграфии к содержанию такова цель, подлинного книжного искусства. Новизна и сюрприз – это цель, к которой стремится рекламная графика.

Книжная графика не должна служить целям рекламы. Используя модные шрифты (например, из шрифтов ручного набора), которые бывают и красивыми, но в книге выглядят претенциозно, то тем самым, книгу превращают в модный товар. Это может быть верно, только тогда, когда речь идет о книгах, рассчитанных на малый срок службы. Чем значимее книга, тем в меньшей степени график имеет право утверждать своим персональным “стилем”, что именно он, а не кто-то другой оформил эту книгу. Художники чисто визуально созерцающие, лишенные литературных интересов, как оформители не пригодны, так как им трудно понять, что искусство их проектов приводит к утрате уважения к литературе, которой они должны были бы служить.

Поэтому настоящее книжное оформление это дело такта, и прежде всего, хорошего вкуса, который в наше время лишь изредка получает должную оценку. От совершенного оформления, к которому стремится художник книги, как и от всего совершенного, почти всегда один шаг до скучного; люди у которых отсутствует тонкий вкус, зачастую путают шедевры и скучные вещи. Поэтому совершенные произведения не являются ходким товаром, особенно если люди гонятся за сенсацией. Действительно хорошо сделанная книга признается как таковой только элитой; подавляющее же большинство читателей – не ощущает ее исключительного качества. Красивая книга и внешне не должна быть чем-то новым, а всего лишь более совершенной.

Оформление книги тесно связано с общим развитием изобразительного искусства. Историческое изменение стилей изобразительного искусства сказывается на оформлении книги, – не только на иллюстрации, но и на всем облике книги в целом. Оформление книги через содержание последней связано с литературой и всем кругозором эпохи, через технику изготовления книги – с еще более широкими областями. Вот почему оформители книги должны тщательно изучать огромное наследство, оставшееся от предыдущих эпох.

Современная книга с точки зрения производства представляет собой совокупность печатных листов, объединенных одной обложкой или переплетом. Эта форма книги, возникла не сразу.

Первоначально книга представляла собой свиток. Уже в египетских свитках из папируса довольно часто встречаются иллюстрации в виде контурных рисунков, иногда раскрашенных. Греки и римляне также нередко иллюстрировали свои книги. Наряду с сюжетными иллюстрациями в свитках встречаются и декоративные украшения. Интересно отметить, что у греков иллюстрация к литературным произведениям первоначально появилась не в книге, а на вазах, чашах и других предметах.

Книга в современном значении слова впервые появилась в начале нашей эры, в виде четырехугольных книг, состоящих из листов, вложенных один в другой и сшитых на месте сгиба. Эта форма окончательно утверждается к V в. Рукописная книга, преимущественно религиозного содержания, пышно расцветает в IX–XV вв. К XII–XIII вв. в процессе изготовления книги установилось строгое разделение труда. Одно лицо писало текст, другое – заголовки и красные строки. Инициалы и рисунки также исполнялись специальным лицом и т. д. Художественное оформление многих рукописей достигло очень большой высоты. Наиболее тщательно исполненные и украшенные рукописные книги относятся к XIV–XV вв., причем построения этих книг (композиция разворота, инициалы и т. д.) определили во многом оформление первоначальных книг. С ростом буржуазной культуры все более увеличивается и потребность в книге. Изобретательская мысль направлена в сторону изыскания способа размножения оригинала, более совершенного, чем переписка. Способ этот подсказывается гравюрами на дереве и металле, которые были известны в Европе с конца XIV в.

Резчики гравюры, рядовые ремесленники, изготовлявшие картинки листовки для народных масс, положили начало печатной книге. Если раньше малограмотному населению нужна была только картинка, то постепенно возникает потребность книге с большим количеством текста. Эта потребность наталкивает на изобретение печатания с отдельных литер. С середины XV в., основным элементом книги становится текст. К концу XV в. книга достигает очень большой высоты в художественном отношении. Основное достоинство оформления состоит в том, что каждая страница является изобразительно целостной единицей, композиционная схема которой чрезвычайно организована. Мастер работает с одинаковым вниманием над компоновкой шрифта и над иллюстрацией. Техника книгопечатания быстро прогрессирует.

В последние годы XV в. в оформлении книги окончательно побеждает одноцветная черная гравюра. Иллюстрация, которая в начале в значительной степени предназначалась для раскраски и была лишь дешевым суррогатом живописи, начинает говорить на своем собственном языке – на языке графики. Еще в XV в. оформление книжной полосы достигает большого совершенства.

Мы видим, что ранняя книжная иллюстрация была схематична, давая порой некий символ вещи, анне реальную вещь. Изображение было двухмерно, перспективное построение в нем отсутствовало. С течением времени иллюстрация становится реалистичной, на что потребовался достаточно большой срок (XVI–XVII вв.).

В истории книги гранью между двумя основными этапами графики обычно считают 1500 г. Собственно говоря, классический стиль в оформлении книги начинается уже в 90-х годах XV в.

В классической книге иллюстрация, декоративное украшение и сам текст составляют единое гармоническое целое. Иллюстрация выполнена четким и ясным штрихом, безупречно строящим форму изображения. Блестящим образцом книжного оформления этой эпохи является “Сон Полифила”. Не смотря на свою пышность, книга XVII в. по сравнению с книгой XVI в., заметно ухудшается в отношении графического оформления.

Книга XVIII в. выполнена в стилистике рококо. Это книга небольшого формата, украшена иллюстрациями первоклассных мастеров. Иллюстрация в книге рококо выполняется в основном при помощи офорта. Оформление книги XVIII в. не знает дифференциации по видам литературы. В научной книге и в беллетристике применяются часто одни и те же заставки и концовки. В конце XVIII в. полиграфия имела четкие и красивые шрифты, применяла уже стереотип и набор в металлическую верстатку, располагала усовершенствованным печатным станком, ввела типометрию - свою особую систему типографских мер, добилась очень высокой техники гравюры на меди.

В начале XIX в. оформление книги меняется коренным образом. Пышная медная гравюра уступает место четкому и простому изображению, воскрешающему иногда технику контурной медной гравюры, предназначенной для раскраски, и даже технику обрезной деревянной гравюры. Во второй половине XIX в. ксилография постепенно теряет характер самостоятельной художественной формы, все более становясь репродукционной техникой.

Полиграфия в XIX в. все более машинизируется. Появляются скоропечатные, а затем и ротационные машины наборные и словолитные. Эта машинизация делает печатное произведение все более дешевым. Одновременно ухудшая качество рядовой книги.

В зависимости от типа книги (энциклопедия, словарь, учебник, монография и др.), её структура может меняться, но обычно в ней присутствуют следующие части:

1. Суперобложка — бумажная обложка поверх переплета книги.

2. Переплёт — прочная, обычно твёрдая, крышка из картона, кожи, ткани, бумаги, в которую заключаются (вклеиваются) сброшюрованные листы книги.

3. Обложка (мягкая или полутвёрдая, на ней указываются название и автор книги)

4. Форзац — двойные листы плотной бумаги, расположенные в книге между блоком и переплетной крышкой. Соединяет блок с книжкой и защищает крайние страницы книги от загрязнений.

5. Корешок — место, где сшиты листы книги, тетради.

6. Титульный лист (содержит заглавие книги, её автора)

7. Выходные сведения (в советских и российских изданиях) или импрессум (в изданиях некоторых других стран)

8. Шмуцтитул — отдельный лист книги с вынесенным на него заглавием последующего раздела или части книги.

9. Аннотация (краткое описание издания для покупателей, продавцов и библиотекарей)

10. Вступление — раздел, предшествующий главной теме произведения или одной из его частей и подготовляющий её появление.

11. Текст самой книги — книжный блок

12. Предметный указатель (Глоссарий)

13. Содержание (литература) или Оглавление (иногда находятся в начале)

 

Иллюстрация в художественной литературе

 

Образное богатство художественного произведения даёт большие возможности для оформления по сравнению с таким же изданием научного произведения. Кроме средств чисто композиционных (формат, поля, набор и т.д.), отвлечённо-декоративных (фактура материала, цвет, рисунок шрифта и т.д.), предметно-декоративных (эмблемы, предметный орнамент и т.д.), здесь можно широко пользоваться (в сочетании с вышеперечисленным) иллюстрацией как изображением условно-символического характера и как изображением прямого сюжетно-тематического действия. Такое богатство и гибкость средств позволяют с большей или меньшей полнотой выразить в оформлении не только тему произведения, но и характерно-типические черты содержания, дают возможность приблизиться к образному воплощению в оформлении основной идеи произведения, его лейтмотива, стиля, признаков описываемого в нём времени и т.д.

Иллюстрирование произведений, появившихся в наши дни, повествующих о нашем времени, тоже имеют свои особенности. Здесь художник и писатель должны стать соавторами. Современная литература охватывает различные сферы жизни, деятельности и быта людей. Постоянное и глубокое изучение нашей действительности поможет редактору правильно оценить иллюстрации к данной литературе.

Особого отношения требует работа редактора над зарубежной литературой. Редактору следует оценить иллюстрации к классической зарубежной литературе так, как и иллюстрации к классической русской литературе. При оценке современного зарубежного произведения и иллюстраций к нему редактор должен иметь хорошее представление о культуре зарубежных стран, их национальных традициях, о быте и образе жизни иностранцев. При работе над иллюстрацией как художникам, так и редакторам необходимо хорошо почувствовать особенности классической и современной литературы.

Особенности иллюстрирования художественной литературы в зависимости от возраста читателя. Каждая книга имеет своего адресата. Подготовка её текста и иллюстраций проходит при учёте той группы читателей, которой она предназначена. Группа читателей характеризуется их подготовленностью к чтению. Недооценка или переоценка подготовленности читателя при издании иллюстрированных книг приносит вред литературному тексту.

Редактор при оценивании иллюстраций должен знать возраст читателя, для которого предназначена книга, должен считаться с его запросами и интересами при выборе темы для иллюстрирования. Всех читателей можно более компактно разделить на три группы: дети, юношество и взрослые. Специфика литературы и иллюстраций для каждой группы читателей выражается в подборе соответствующей тематики и стиля изложения. Возраст читателя так или иначе свидетельствует о границах познания мира.запасе слов. психологическом складе и чувстве прекрасного. Если сравнивать детей и взрослых в восприятии текста и иллюстраций книг, можно отметить, что у детей более сильно развито, а в младшем возрасте почти целиком преобладает конкретное, наглядно-образное мышление, а у взрослых кроме этого развито мышление понятийное, логическое. Поэтому иллюстрации литературно-художественных изданий, предназначенных для детей, должны быть ясны по теме, чётки по композиции, просты и лаконичны по технике исполнения. Они должны быть такими, чтобы, рассматривая их, ребёнок смог сразу понять, о чём идёт речь, узнать уже знакомые предметы и представить себе то, что он ещё никогда не видел. Книга с иллюстрациями для детей должна рассматриваться редактором со стороны идеологической, художественной и педагогической ценности. Книга для ребёнка должна играть большую роль в воспитании.

Для взрослых используются более сложные иллюстрации, книги для взрослых можно издавать и без рисунков. Редактор должен знать, что выбор тем иллюстраций для той или иной группы читателей необходимо проводить с учётом её заинтересованности и воспитательной для данного возраста ценности. Например, юношей в отличие от детей особенно остро интересуют вопросы любви, дружбы, приключенческие и научно-фантастические романы; взрослых же в отличие от детей и юношества — вопросы морали, воспитание, психологические драмы и др. Стиль иллюстрации зависит от того, к кому она обращена. Недосказанность в рисунках, лаконизм в применении выразительных средств, рассчитанные обычно на дополнительное воображение читателя, могут быть лишь в тех книгах, которые предназначаются для людей с соответствующей подготовкой и опытом. Такие рисунки могут быть понятны взрослому человеку и совсем не понятны ребёнку.

Особенности иллюстрирования литературно-художественных произведений в зависимости от их типа. Художественное оформление книг. Иллюстрирование художественной литературы всегда зависит от типа издания. Тип издания обуславливается кругом читателей, которому оно адресуется, поводом, по которому оно готовится, тиражом и др.

Массовые издания обращены к широкому кругу читателей. Для этих книг характерны скромное, лаконичное и не дорогостоящее оформление, полное отсутствие или небольшое количество иллюстраций, большой тираж книги, бумажная обложка, простота брошюровки. Невысокие сорта бумаги требуют от редактора сокращения иллюстраций. В конечном счёте здесь можно ограничиться иллюстрированной обложкой для взрослых и небольшим количеством однокрасочных иллюстраций в тексте для детей.

Юбилейные издания посвящаются какому-нибудь писателю, поэту или знаменательному событию или выдающейся личности. Эти издания имеют хороший переплёт, высокие сорта бумаги, сложную брошюровку книжных блоков, объединение нескольких способов печати и, конечно же, иллюстрации. Задача оформителя – показать необычность издания. Редактору к этому типу издания можно подобрать ранее выполненные иллюстрации различными художниками или заказать новые.

Академические издания. Их характерная черта – научно-исследовательская направленность, издания снабжены предисловиями, ссылками, аналитическими статьями. Все эти особенности академических книг выражать через иллюстрации нет необходимости.

Особого подхода требуют специально иллюстрированные и подарочные издания. При работе с этими книгами редактору нужно уделять большое внимание иллюстрациям. Ему следует избегать в специально иллюстрированном издании таких недостатков и ошибок как излишнее количество иллюстраций, несоответствие их тексту, разнобой по технике их исполнения, пренебрежение к архитектонике книги, архаизм в иллюстрациях.

Все типы изданий могут быть серийными и несерийными. Иллюстрации к серийным книгам должны быть выполнены в едином формате и технике их исполнения, книги одной серии должны иметь единое художественно-техническое оформление. Иллюстрирование несерийных книг в каждом отдельном случае проводится оригинально.

В основе современного художественного оформления книги лежит абсолютная гармония всех её элементов. Суть гармонии — соотношение пропорций. Пропорции встречаются во всём: в размере полей, в соотношении пробелов между строками, в выключке слов и во многом другом. Гармоничное сочетание элементов в совокупности образует архитектонику книги. Вопросы, связанные с оформлением современной книги, касаются работы художественных редакторов. Он должен быть не только профессионально грамотным, хорошо знать производство и обладать хорошим вкусом, но и быть человеком широко образованным, творческим, способным глубоко проникнуть в дух и стиль издаваемого произведения и к тому же знать художников, индивидуальные особенности и потен-циальные возможности их творчества.

Редактор должен следить за тем, чтобы книга была удобочитаемой, прочной, опрятной. Она должна быть привлекательна во внешнем оформлении, организована и гармонична от титульного листа до выходных сведений, а её иллюстрации должны содержать подлинно художественные образы и быть гармоничными частями книжных страниц. При этом редактор должен иметь в виду, что “повествовательная, истолковывающая сторона иллюстраций должна быть ведущей, а украшение книги идти попутно с решением главной задачи и органически сливаться с ней воедино” редактора должно быть серьёзное, вдумчивое отношение к литературному произведению. Простота, выразительность, гармония, соответствие облика книги её содержанию и внутренней структуре, удобочитаемость – такими критериями должна обладать любая книга.

Особенностью работы над художественным оформлением и иллюстриро-ванием книги состоит в одновременной работе редактора и художника. Её результаты – окончательный список тем иллюстраций. После этого начинается работа редактора над планом иллюстрирования, который является частью общего проекта художественно-полиграфического оформления книги. Он включает в себя: список тем иллюстраций, виды иллюстраций и решение архитектоники книги. Список тем иллюстраций возникает после тщательного выбора мест литературного произведения для иллюстрирования. Редактору необходимо выбирать для иллюстрирования те места текста, которые наиболее ярко могут передать идейный замысел писателя или поэта, глубоко раскрыть образы героев, передать соответствующее настроение и ритм литературного произведения средствами изобразительного искусства. Такой подход к выбору тем возможен лишь после тщательного изучения рукописи.

После редактор должен выбрать виды иллюстраций, которые будут использоваться, и количество иллюстраций. Определение количества зависит от того, кому адресуется книга, вида литературы.её значения и полиграфических и материальных возможностей издательства и типографии. Редактору нужно помнить, что в книге могут быть только необходимые ей иллюстрации. Затем начинается работа редактора над архитектоникой книги, которую наиболее ярко выражают иллюстрации. Архитектоника книги — это соотношение отдельных частей текста (глав, подглав и т.д.) и иллюстраций, образующих единое целое — книгу. Правильно созданная архитектоника помогает читателю верно истолковать текст. Редактору нужно стремиться использовать различные виды иллюстраций так, чтобы они располагались по всей книге, ритмично.

Редактору необходимо добиваться того, чтобы литературный текст, иллюстрации и оформление сливались в единое целое, воспринимались неотрывными друг от друга и способствовали удовлетворению высоких требований читателя. Оформление художественного произведения без раскрытия его иллюстрациями не есть одностороннее, неполноценное и недостаточное решение, как это иногда рассматривают. Наоборот, отсутствие иллюстраций вносит только своеобразную сложность в художественную задачу, требующую острой и уплотнённой выразительности от тех немногих элементов оформления, которыми располагает в таком случае художник (максимально это суперобложка, переплёт, форзац, титульный лист, шмуцтитулы, оформление начальных и концевых страниц, заголовки, буквицы, небольшие отдельные украшения и некоторые ещё более мелкие и незначительные элементы).

Оформление без иллюстраций может быть художественно законченной и цельной композицией, не нуждающейся в дополнении каким-либо иллюстрационным материалом, и это зависит только от того, как сумеет решить свою задачу художник. Поэтому нужно, чтобы изучение произведения имело достаточно глубокий характер. И, так как в этом случае обыкновенно можно ограничиться однократным чтением с возвратом к отдельным местам, то читать надо с внутренним заданием на метод изобразительного решения возникшей идейно-художественной проблемы. Не менее глубоко и с такого же рода заданием должен изучить произведение и художественный редактор.

Что касается участия в замысле оформления ведущего редактора и автора, то, если такое участие возможно, оно так же интересно и полезно, как и в работе над произведениями научного типа, с той только разницей, что консультация в этом случае имеет менее обязательный характер и художнику необходимо всегда своё собственное решение, независимо от того, будет ли оно одобрено или нет. Самостоятельная точка зрения на решение задачи оформления должна быть и у художественного редактора.

Архитектоника произведений художественной литературы, как правило, очень проста, и выражение её системой рубрик – графическая интерпретация её в книге – не вызывает каких-либо особых затруднений, кроме отдельных редких и по-своему чрезвычайно интересных случаев. Классический пример сложного построения произведения, трудного для выражения в системе рубрикации, – архитектоника лермонтовского “Героя нашего времени”.

Изучение иллюстрируемых произведений художественной литературы очень просто и в то же время своеобразно сложно. Изучить такое произведение нетрудно самостоятельно, но при этом требуется понять множество разных его свойств и особенностей, которые должны найти себе выражение на другом, изобразительном языке, что уже совсем не просто. Большую помощь в изучении может также оказать знакомство с литературно-художественным анализом произведения во вступительных статьях к изданиям, в литературоведческих и критических работах.

Художник и художественный редактор, изучая произведение художественной литературы, следят за развитием характеров и судьбой героев,

за движением сюжета и фабулы, замедлением и ускорением в развитии действия, за кульминационными моментами, они останавливают своё внимание на описаниях пейзажа и интерьера, на особенностях языка автора и героев, на вне сюжетных вставках, вникают в композиционное построение, соотносят его с авторской архитектоникой, стремятся понять, какими средствами пользовался писатель для создания образов, какие черты определяют художественность произведения, его эстетическое воздействие, какова возникающая из образного строя произведения, его эгоистическое воздействие, какова возникающая из образного строя произведения идея, её значение и действенность и т.д.

Весь этот сложный идейно-эстетический анализ произведения имеет большое значение для иллюстрирования, убранства и внешнего оформления издания, и его надо делать не один раз, углубляя и совершенствуя с каждым новым чтением. На той же подготовительной стадии, о которой идёт речь и в течении которой создаётся основа будущего оформления, в первую очередь изучают композицию произведения с его сюжетной стороны, без которой, как без канвы, невозможны никакие круги и системы иллюстраций, в какие бы узоры они ни выливались. Любая серия иллюстраций, если она композиционная, а не куча случайных рисунков на тему произведения, всегда отражает в себе его композицию, хотя это отражение и возможно под бесконечно разнообразными углами.

Насколько важно для иллюстрирования произведения уяснить его композиционные основы, показывают конкретные примеры разбора композиции.

Большой рассказ И. С. Тургенева “Муму” никак не расчленён ни заголовками, ни даже порядковыми номерами глав, и, таким образом, его композиция не нашла никакого отражения в архитектонике. Тем не менее, рассказ построен по очень строгой схеме, вскрыть которую нетрудно. Он состоит из общего вступления, двух самостоятельных глав (каждая из них содержит по несколько сцен, имеет внутренние вступления и концовки), общего заключения и эпилога.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: