Смех без причины и грех уныния.




Сегодня мы поговорим о том, что лежит в основе христианской радости, и в чём заключается порочность греха уныния.

Не редко можно услышать братские ободрения по типу: «если тебе больно, начни радоваться». А если такое ободрение не помогает, в ход пускается тяжёлая артиллерия – печалящийся человек обвиняется в грехе уныния, который в свою очередь в православной традиции считается, чуть ли не смертным грехом, после чего человеку естественно ничего не остаётся, как со слезами на глазах пуститься в пляс. Итак, обо всём по порядку.

Христианская радость, по крайней мере, в евангельских кругах часто мыслится как некое оружие против восстающих на человека суровых обстоятельств жизни, то есть если тебе тяжело начни радоваться и тогда будет легко. Другими словами радость берётся не как естественное следствие определённых причин, например, меня обрадовали и я радуюсь, а как некий самостоятельный, ничем не обусловленный принцип или ключ к решению текущих проблем, то есть, когда я, вопреки своим мрачным чувствам, без всяких на то оснований, стараюсь из себя выдавить нечто светлое.

В Библии действительно речь идёт о радости и порой даже в повелительном наклонении:

 

Фил.4:4. «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь».

 

Но распространённая ошибка заключается в том, что само понятие радости берётся, как мы уже сказали, совершенно самостоятельно игнорируя контекст, то есть, то смысловое пространство, куда помещено слово «радость» или повеление радоваться. В Библии нигде не идёт речь о беспричинной радости, смех без причины признак известного состояния ума, именуемого в народе дурачиной.

Так что же означает повеление Павла радоваться. Ответ кроется даже в этом отдельно взятом стихе: радуйтесь всегда в Господе. Радость христианская, это не психологическое насилие над собой, к которому мы иногда понуждаем друг друга, а радость в Господе или как Павел говорит тем же самым филипийцам в третьей главе своего послания:

 

Фил.3:1. «Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе».

 

Ну а радость о Господе это, конечно же, радость о прощении грехов, радость о пришествии Господнем, радость о воскресении мёртвых, радость о вечной жизни – радость о Спасении.

Теперь повеление радоваться от Иакова:

Иак.1:2-4. «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка».

Опять-таки радуйтесь не ни на что, не опираясь, а радуйтесь, зная, зная, что эти обстоятельства ведут к вашему усовершенствованию - чтобы вы были совершенны во всей полноте. Далее:

Деян.5:41. «Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие».

 

Ученики радовались, что пострадали за Христа, но почему:

Мф.5:11-12. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».

Радовались, потому что велика награда на небесах. Другими словами ученики не радовались самим страданиям, это было бы глупо, да и кто может радоваться, когда ему причиняют боль, только какие-нибудь мазохисты. Радость учеников по-прежнему находится в контексте Христа и небесного воздаяния, то есть имеются конкретные причины для радости:

 

1Пет.1:8. «Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною».

 

Как видите «радуетесь, веруя», а не просто так, на пустом месте. Ну и напоследок классика жанра из Ветхого завета:

 

Неем.8:9-12. «Тогда Неемия, он же Тиршафа, и книжник Ездра, священник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: день сей свят Господу Богу вашему; не печальтесь и не плачьте, потому что весь народ плакал, слушая слова закона. И сказал им: пойдите, ешьте тучное и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено, потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом - подкрепление для вас. И левиты успокаивали весь народ, говоря: перестаньте, ибо день сей свят, не печальтесь. И пошел весь народ есть, и пить, и посылать части, и праздновать с великим веселием, - почему же с великим веселием, может быть, потому что им приказали левиты, нет - ибо поняли слова, которые сказали им ».

 

Радость народа Израилева случилась не по приказу, не вынужденно, а в результате понимания ими слов Закона, который им читали Неемия и Ездра.

Таким образом, говоря о христианской радости, ещё раз подчеркнём, что не нужно её выдавливать из себя, не нужно ломать психику ни себе, ни окружающим, Бог не выворачивает наши эмоции на изнанку:

Иак.5:13. «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы».

 

Нужно лишь познавать Христа, то есть уразумевать превосходящую всякое разумение любовь Христову, и ту дорогую цену, которой мы куплены, и в свете этой цены делать переоценку окружающих нас обстоятельств, и именно в этом находить причины и силы радоваться. Об этом в частности слова Христа:

 

Ин.8:32. «и познаете истину, и истина сделает вас свободными».

 

Теперь об унынии. Так происходит, что мы протестанты сегодня стали использовать чисто православный термин «грех уныния». Происхождение термина лично для меня не проблема, проблема в другом, в том, что мы до конца, не разобравшись в значении этого термина «грех уныния», используем его в большинстве случаев совершенно не к месту.

Ну, начнём с того, что Библия ничего не говорит о грехеуныния. Конечно, Христос вдохновляет нас всегда молиться и не унывать, но мы нигде не видим нравственной оценки унылого состояния человека, то есть, чтобы оно квалифицировалось как грех. В то же время мы знаем, что как человеку свойственно радоваться, также ему свойственно и печалиться, грустить, тосковать, скорбеть и так далее, от чего не был свободен ни апостол Павел, ни его соратники:

Фил.2:25-28. «Впрочем, я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей, потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни. Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали. Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и я был менее печален ».

Как видно Павел был печален, а теперь будет менее печален, но как мы понимаем, всё же печален. И мало того тот же Павел даёт повеление не только радоваться, но и плакать:

 

Рим.12:15. «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».

 

Мы не должны быть судьями навешивающими ярлыки «грех уныния», но должны уметь сострадать страдающим, и радоваться с радующимися. А радоваться тоже нелегко, так как зависть к чужой радости, не позволяет мне радоваться.

Обратимся к опыту самого Христа:

 

Ин.11:32-38. «Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней».

 

Феофилакт Болгарский: «Иисус плакал и скорбел по сочувствию, ибо не иметь сочувствия и слез - свойственно зверям».

 

Поэтому:

 

Деян.8:2. «Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали

великий плач по нем».

Потому как:

Еккл.3:1,4. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом:… время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать».

Прит.17:22. «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».

 

Опять-таки речь не идёт здесь о грехе уныния, но констатируются свойства человеческой природы, как собственно и множество высказываний в Притчах Соломона или Екклесиасте, носят информационный характер, характер житейской мудрости и опыта без всякой нравственной оценки. Например:

Прит.17:18. «Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего Своего».

 

Грешно ли ручаться, нет, просто опасно. Конечно, быть жизнерадостным лучше, это действительно полезно для здоровья. Известно, что люди, настроенные на выздоровление выздоравливают быстрее тех, что настроены негативно или скептически.

 

Мф.26:38. «Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною».

Лк.22:43. «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его».

 

Мы с вами должны быть такими ангелами, которые укрепляют ближнего состраданием, а не разрушают надуманными обвинениями.

В свете прочитанных текстов, мы не можем провести знак равенства между грехом уныния и различными негативными состояниями нашей психики. И здесь действительно следует разобраться, а какое именно состояние души или даже духа православная традиция называет грехом уныния.

Игнатий Брянчанинов: «Отчаяние или уныние называется тягчайшим грехом из всех грехов на свете, ибо этот грех отвергает всемогущество Господа нашего Иисуса Христа, отвергает дарованное Им спасение — показывает, что в этой душе прежде господствовали самонадеянность и гордость, что вера и смирение были чужды ей».

 

Уныние как грех – это когда внешние обстоятельства отлучают человека от любви Божьей, когда трагедия этих обстоятельств оценивается им выше трагедии жертвы Христовой.

 

Рим.8:35-39. «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».

Таким образом, для радости всегда нужен повод, и этим поводом для нас является любовь Божья во Христе Иисусе Господе нашем. Поэтому, чтобы радоваться и никогда даже не приближаться к состоянию, граничащему с грехом уныния, необходимо познавать Господа Иисуса Христа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: