Слитное выполнение движений при навыке проявляется в легкости, взаимосвязанности двигательного действия.




Ведущей задачей физического воспитания является формирование системы двигательных умений и навыков.

Особенности осваиваемых двигательных действий, а также закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом определяют дидактические подходы в процессе физического воспитания.

Обучая двигательным действиям, решают следующие конкретные задачи:

Научить управлять движения, выполняемыми основными звеньями двигательного аппарата, на основе чего будет создана база для более сложных форм двигательной деятельности.

Обучить тем действиям, которые будут использоваться как «подводящие» упражнения или как средства подготовительные, избирательно действующие на развитие физических качеств.

3. Сформировать, а также довести до определенной степени совершенства основные двигательные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни. В зависимости от особенностей изучаемых двигательных действий и характера вышеприведенных задач для процесса обучения характерны следующие особенности:

– неодинаковые затраты на освоение техники;

– зависимость методов и особенностей построения процесса обучения от структурной сложности формируемых действий

Так, при разучивании простых действий избирается метод разучивания в целом; при разучивании сложных – по частям. Иногда разучивание движений идет с основной фазы (отталкивание в прыжках в высоту), в других с подготовительной, иногда с завершающей фазы – обучение приземлению в прыжках детей младшего возраста. Особенности обучения движениям зависят и от специфики проявляемых в них физических качеств (если предмет обучения – движение, не требует высокого проявления двигательных качеств, то ему обучают с помощью метода стандартно-повторного упражнения, доводя двигательные навыки до автоматизма) Двигательные умения и двигательные навыки – это определенные функциональные образования, своеобразные формы управления движениями, которые возникают в процессе, а также и в результате освоения двигательных действий. Двигательные умения и двигательные навыки имеют специфические отличия, которые вытекают из характера управления движениями и выражаются в различной степени владения действием.

Двигательное действие возникает на основе самого необходимого минимума знаний о технике, имеющегося двигательного опыта и общей физической подготовленности. При этом происходит постоянный поиск рационального способа выполнения действия, который осуществляется при ведущей роли создания в управлении движениями. Все это определяет сущность двигательного умения.

Двигательное умение характеризуется таким уровнем овладения двигательным действием, при котором управление движением осуществляется сознательно с повышенной концентрацией внимания на составные операции и проявляется нестабильными способами решения двигательной задачи.

При многократном повторении двигательного действия, координационные механизмы, обеспечивающие его, постепенно автоматизируются – двигательное умение переходит в двигательный навык. Главной чертой навыка является автоматизированное управление движениями.

Двигательный навык можно охарактеризовать как такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движением происходит автоматизированно и действие отличается высокой надежностью.

Двигательное умение:

· Неавтоматизированное управление движениями

· Концентрация внимания на самом действии

· Расчлененность движений

· Нестабильность

Двигательный навык:

· Автоматизированное управление движениями

· Концентрация внимания на цели и условиях действия

· Устойчивость, надежность действия

· Стабильность

Двигательные умения являются переходными ступенями, стадиями формирования двигательного навыка в тех случаях, когда нужно добиться прочного совершенного владения техникой какого-либо двигательного действия. Иногда двигательные умения играют вспомогательную роль, служат подводящими упражнениями при обучении двигательным действиям. В таком случае их не нужно доводить до навыков. Двигательные умения имеют образовательную ценность, так как в их основе лежит активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений. Значение двигательных навыков определяется следующими особенностями.

Автоматизированное управление движениями – это определяющая особенность навыка. При этом сознание высвобождается от постоянного контроля за деталями движений, облегчается функционирование высших механизмов управления движениями; мышление может переключаться на

Результат и условия действия. Но автоматизированное управление движениями в двигательном навыке все-таки происходит сознательно. Человек приказывает себе в нужный момент выполнить действие, контролирует ход его выполнения и результат, может изменить движение или прекратить его.

Слитное выполнение движений при навыке проявляется в легкости, взаимосвязанности двигательного действия.

Надежность двигательного действия при навыке характеризуется сохранением его эффективности при различных неблагоприятных факторах: психологические состояния (волнения, страх и др.); сниженные физические возможности, вызванные утомлением, недомоганием; неблагоприятные внешние факторы. Надежность двигательного действия тесно связана с его вариативностью.

Двигательные навыки имеют большое значение в подготовке человека к трудовой, военной, спортивной деятельности. Формирование двигательных умений и навыков подчиняется естественным закономерностям, знание которых дает возможность эффективно строить процесс обучения.

Основу поведенческих актов человека составляет механизм рефлекторной деятельности. Исследования в области биологии, нейрофизиологии, кибернетический подход к их толкованию позволили создать учение о «функциональной системе» как физиологической основе поведенческого акта

Под функциональной системой понимают экстренно складывающееся функциональное образование, объединяющее деятельность тех систем организма, которые необходимы для осуществления поведенческого акта. При этом избирательно вовлекаются и объединяются физиологические структуры и процессы в рамках четко ограниченного действия.

Важным моментом функционирования такой системы является обратная связь от рецепторов (обратная афферентация), которая несет информацию о ходе и результатах действия.

Функциональная система возникает в коре больших полушарий головного мозга при проявлениях комплекса чувствительных возбуждений («афферентный синтез»), которые служат предпосылкой к принятию решения осуществить действие. Принятие решения связано с выработкой программы действий и формированием сличительного аппарата (акцептора действия).

Каждое двигательное действие начинается с того, что в коре головного мозга происходит синтез чувствительных возбуждений. Афферентный синтез (возбуждение передается от иннервируемых тканей к ЦНС) осуществляется на основе доминирующей мотивации, создаваемой извне всевозможными стимулирующими воздействиями (требования педагога, различные игровые ситуации). Возникающее мотивационное возбуждение вызывает анализ и оценку обстановки предстоящего двигательного действия. Получаемая при этом информация о внешних условиях, ситуация оценивается и систематизируется. Сведения о технике двигательного действия, получаемые в процессе обучения, позволяют отобрать в двигательной памяти образы и ощущения знакомых движений, которые могут послужить основой предстоящего действия.

Возникает программа действия, т. е. система исполнительных возбуждений, они доводятся до органов движения. Одновременно с программой действия появляется сличительный аппарат как чувственная модель предстоящего действия: сличаются сигналы о протекании и результатах двигательного акта. Сигналы при двигательных действиях зрительные, проприоцептивные (от рецепторов мышц, сухожилий, кожи, суставов, внутреннего уха), тактильные, т. е. кожные (на прикосновение, давление, вибрацию), которые отражают различные характеристики движений (кинематические, динамические, ритмические и др.). Такое сличение результатов действия с запрограммированными – важная часть функциональной системы при управлении движениями. Поэтому в методике обучения движениям следует особое внимание уделять методам срочной информации об изучаемом движении (о его параметрах).

Оборотная афферентация складывается из текущей (направляющей движения по ходу действия) и результативной. Поэтапная результативная афферентация – это комплекс чувственных раздражений, которые инфор­мируют о завершении какой-то части движения.

Функционирующая обратная афферентация сигнализирует о заверше­нии двигательного действия, и по ней можно оценить его конечный результат.

 

 

«Медицинский университет Астана»

Кафедра профилактической медицины и питания

 

 

Реферат

Тема: Лечебная физическая культура. Цели, задачи, средства.

 

Подготовила Огаева А.М.

Проверил Кравченко В. Н.

 

 

Астана 2018

Лечебная физкультура (ЛФК) представляет собой цикл физических упражнений, целью которых является терапия и профилактика различных патологий. Лечебная физкультура включается в процесс реабилитации больных с инфекционными заболеваниями, травмами, в послеоперационном периоде. Назначением лечебной физкультуры занимается специалист, который сможет подобрать наиболее актуальные и эффективные упражнения.

Основной терапевтический метод ЛФК - это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Основное средство ЛФК - физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.

Форма лечебной физической культуры - это та организационная форма, в рамках которой применяются средства лечебной физкультуры и осуществляются методы ЛФК.

Методы (методики) ЛФК по сути, являются задачами ЛФК. В наименовании методики ЛФК указывают то заболевание или патологическое состояние, при котором этот метод применяется. Например, "ЛФК при артрозе тазобедренного сустава в форме индивидуальных занятий утренней гимнастикой" или "ЛФК при хронической ишемической болезни сердца в форме группового занятия ЛФК", или "ЛФК при ахиллите", "Обучение ходьбе с опорой на трость в форме индивидуального занятия ЛФК".

 

Цели и задачи ЛФК

Лечебная физкультура включает в себя упражнения физической культуры, которые способствуют восстановлению органов и систем организма. Целью лечебной физкультуры является:

· усиление терапевтического эффекта при различных патологиях;

· укрепление оборонительных свойств организма;

· общее оздоровление;

· внушение уверенности в своих силах;

· улучшение настроения.

 

Лечебную физкультуру используют в лечении инфекционных заболеваний (например, при пневмонии), переломах, растяжениях и других травмах, после инсульта, инфаркта, трансплантации, хирургических операций и др. ЛФК также эффективна при неврологических и психологических расстройствах. Она показывает хороший результат в лечении хронической депрессии.

Упражнения отличаются в зависимости от заболевания и требуемого терапевтического эффекта. Их задачей может быть общее укрепление организма или разработка определенной части тела. В связи с этим упражнения делят на общие и специальные. Поэтому очень важно, чтобы назначением лечебной физкультуры занимался профессионал. Подбирая занятия учитывают следующие моменты:

· характер патологии, ее стадия;

· возраст пациента;

· особенности его организма, наличие сопутствующих заболеваний;

· физические возможности.

Лечебная физкультура позволяет улучшить подвижность суставов, нормализовать питание мышц, улучшить обменные процессы в тканях, сбросить лишний вес, укрепить здоровье и повысить тонус. ЛФК замедляет или полностью останавливает прогрессирование заболевания, значительно ускоряет сроки лечения, повышает эффективность комплексной терапии. Упражнения ЛФК также используют для профилактики различных патологий. Регулярные занятия лечебной физкультурой способствуют исключению рецидива уже пролеченного заболевания и укрепляют организм.

 

 

Средства и методы ЛФК

Лечебная физкультура может охватывать различные средства физического воспитания. Она может сочетать разные виды спорта, активные игры, лечебную гимнастику. Лечебная физкультура может включать:

· статические и динамические движения;

· ходьбу;

· бег;

· плаванье;

· лыжи;

· греблю;

· дыхательную гимнастику;

· элементы восточной гимнастики и единоборств;

· элементы различных танцев и многое другое.

 

Занятия лечебной физкультурой в больнице могут проводиться в группах или индивидуально, с помощью спортивных снарядов и без них. Некоторые упражнения предполагают использование гантелей, эспандера, гимнастической палки, мяча и др. Также лечебная физкультура может выполняться на специальных тренажерах.

 

В занятиях лечебной физкультурой важно четко выполнять требования инструктора и не пропускать занятия. Стабильные тренировки способствуют постепенной адаптации к нагрузкам, повышают выносливость организма. Лечебная физкультура обязательно выполняется курсом. Не стоит ждать эффект после третьего-четвертого занятия, должно пройти минимум десять занятий. В некоторых случаях реабилитация может занимать месяцы (например, при переломе шейки бедра, после инсульта). Реабилитация с помощью ЛФК происходит плавно, а ее результат закрепляется надолго.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: