Взаимоотношения с Золотой Ордой




Укрепление власти московского князя проходило в период, когда саму Золотую Орду терзали внутренние междоусобицы. Шла постоянная борьба между татарскими ханами за верховную власть.

Учитывая все эти условия, Дмитрий Иванович сделал первый шаг против Орды и отказался платить дань. Даром это пройти не могло, и Орда, несмотря на все свои внутренние проблемы, решает наказать Дмитрия. Она напала на Нижний Новгород и взяла его штурмом. Но поход на Москву в 1378 году оказался неудачным, войско Мамая было разбито (Битва на реке Воже).

Но главное событие в биографии Дмитрия Ивановича произошло 8 сентября 1380 года. Именно в этот день на Куликовом поле, на берегу рек Непрядвы и Дона, состоялось сражение, которое вошло в историю как Куликовская битва. Объединенное русское войско разгромило войско Мамая. Дмитрий Иванович принимал участие в битве. По сведениям летописцев, был ранен. За эту победоносную битву великого Московского князя прозвали Донским.

На время прекратилась выплата дани Золотой Орде. Произошло окончательное слияние Владимирского и Московского княжеств, а Москва по праву стала объединяющим центром русских земель.

Полностью сбросить монголо-татарское иго в этот раз не удалось. Уже через два года объединенные войска Золотой Орды под руководством хана Тохтамыша взяли Москву. Разорение было значительным, столица вновь ослабла. Междоусобицы продолжились, а Дмитрий Донской вновь был вынужден платить дань – правда, в более усеченном размере.

Дмитрий Иванович Донской умер 19 мая 1389 года в возрасте 39 лет. Похоронен был в Москве, в Архангельском соборе. После смерти Донского управление княжествами перешло к его сыну Василию I.

Куликовская битва

после победы в Куликовской битве 1380 г.

Причиной Куликовской битвы стало обострение отношений с Золотой Ордой и рост влияния Московского княжества. Однако формальным поводом к началу конфликта стал отказ Московского князя увеличить размер выплачиваемой дани. Мамай планировал вооруженное столкновение с московской дружиной еще в 1378 г. Но войско мурзы Бегича потерпело серьезное поражение на реке Воже. Несмотря на серьезное усиление Москвы Дмитрию была необходима поддержка других удельных князей. Во многом для этого князь искал и получил благословение Сергия Радонежского, иконы которого можно увидеть сегодня во многих церквях. Но, несмотря на это ни Рязань, ни Тверь не откликнулись на его призыв. А князья Суздаля вообще выступили на стороне Мамая.

Участники Куликовской битвы стремились собрать как можно больше войск. В распоряжении Дмитрия Донского были только воины Московского и Владимирского княжеств, а так же, воины князя Андрея Ольгердовича. По современным оценкам историков общая их численность достигала 50 – 100 тыс. человек. К ордынскому войску, составлявшему, по оценкам разных специалистов от 60 до 150 тыс. воинов, спешил литовский князь Ягайло. Дмитрий стремился не допустить соединения войск Мамая и это ему удалось. Так же, в войске Мамая было около 4 тыс. генуэзцев, наемников мусульман, ясов и других.

Из летописных источников известно, что Куликовская битва произошла в районе устья Непрядвы и Дона. Однако достоверно известно, что в тот период левый берег Непрядвы был покрыт лесом. А существующее и сегодня небольшое поле слишком мало для того, чтобы на нем произошла столь масштабная битва. В этих местах не было найдено ни древнего оружия, ни останков. Таким образом, вопрос о месте сражения для многих исследователей остается открытым.

Краткое описание Куликовской битвы, произошедшей 8 сентября 1380 г. не займет много времени. Из жития Сергия Радонежского известно, что битву предварял поединок двух богатырей Пересвета и Челубея. Однако в ранних источниках о нем не упоминается. Перед началом Куликовской битвы, 7 сентября, русские войска были выстроены в боевые порядки. Основной полк располагался в центре и находился под командованием окольничего Вельяминова. Полк правой руки был отдан под командование Андрея Ольгердовича, литовского князя, полком левой руки командовал Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский. Где размещался засадный полк точно не известно. Вероятно – позади полка левой руки. Именно он и решил исход сражения.

Итогом Куликовской битвы стало бегство Мамая и его войска. При чем засадный полк преследовал врагов еще 50 верст до реки Красная Меча. Сам Дмитрий Донской в этом сражении был сбит с коня. Его нашли только по окончании битвы.

Последствия Куликовской битвы оказали серьезное влияние на дельнейшую историю Руси. Хотя ордынское иго не закончилось, как многие надеялись, но размер взимаемой дани уменьшился. Авторитет Москвы и князя Дмитрия возрос, что позволило Московскому княжеству стать центром объединения земель Руси. Значение Куликовской битвы еще и в том, что она показала возможность окончательной победы над ордынцами и близость окончания ига.

Междоусобная война в Московской Руси (1425—1453) — война за великое княжениемежду потомками Дмитрия Донскогокнязем Московским Василием II (Тёмным) Васильевичем и его дядей, князем звенигородским и галичским Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием (Косым) и Дмитрием Шемякой в 1425—1453 годах. Великокняжеский престол несколько раз переходил из рук в руки

Основными причинами войны были: усиление противоречий среди русских князей в связи с выбором путей и форм централизации государства в обстановке татарских набегов и литовской экспансии; политическая и экономическая консолидация княжеств.[1] Результатом стала ликвидация большинства мелких уделов в составе Московского княжества и укрепление власти великого князя. Последняя междоусобная война на Руси и одна из последних в Европе.

Автокефалия русской церкви.

Автокефалия Русской церкви — обретение Русской Церковью с центром в Москвесамостоятельности и независимости от Константинопольского патриархата с правом самостоятельного избрания предстоятеля Русской Церкви собором епископов. Фактическим началом автокефалии Русской Церкви принято считать избрание епископа Рязанского Ионы митрополитом Киевским и всея Руси на поместном соборе 1448 года. Причиной, которая привела к самостоятельному избранию митрополита в Москве, стала уния, подписанная в 1439 году представителями восточных православных церквей и Римской церквии утверждённая императором Иоанном VIII Палеологом. Русская церковь с центром в Киеве и далее продолжала оставаться в юрисдикции Константинопольского патриархата. В 1589 года московские митрополиты получили патриаршее достоинство и формальное признание автокефалии в пределах Русского царства— от Константинопольского патриарха Иеремии II и остальных Восточных патриархов[1].

Завершение объединения Руси

Этот период является временем развития поместной системы. Поместья давались на срок службы и поэтому формально не могли быть проданы, заложены, переданы по наследству, но на практике нередко наследовались, шли как приданое за дочерьми и т. д. Рост поместного землевладения шел за счет сокращения «черных» земель.

Увеличивалось и церковное землевладение. Монастыри пытались прибрать к рукам и земли соседних черносошных (живших на «черных» землях) крестьян, что приводило к многочисленным тяжбам. Обычно великий князь поддерживал черносошных крестьян, ибо они платили больше налогов в казну, тогда как вотчинные и монастырские крестьяне были освобождены («обелены») от части государственных повинностей.

Описываемый период был временем хозяйственного подъема, его называют «золотым веком» русской деревни. Этому способствовало освоение новых земель, переход к трехполью, умеренность налогов. Возникали новые села (крупные селения, обычно имевшие церковь), деревни, починки (селения из 1 - 2 дворов); налицо был демографический рост.

Повысился социальный статус селян. Слово «крестьянин» не имело такого бранно-презрительного оттенка, как древнее «смерд». Согласно Судебнику 1497 года, определившему их юридическое положение, «лучшие» из крестьян должны были участвовать в суде наместника, свидетельские показания крестьян и мелких феодалов в делах о разбое были равны. Судебник ограничивал похолопение крестьян, чтобы не падало число тяглецов - плательщиков государственного налога, тягла. Был установлен единый для всей страны срок ухода крестьянина от своего господина - неделя до и после осеннего Юрьева дня (26 ноября) - при условии уплаты пожилого за прожитые на земле хозяина годы. Но должники такой возможности не имели. Наиболее бесправная их часть называлась кабальными людьми.

Интенсивно развивались города, крупнейшими из которых были Москва, Новгород, Псков, Тверь. Районы, где жило простонародье, назывались посадами, а их обитатели - посадскими людьми. Их низовые сословные организации оказывали заметное влияние на городскую жизнь. В городах большой размах приобрело каменное строительство, что было показателем экономического подъема.

Возросли объемы внешней торговли. Преобладающее значение имела торговля с Востоком; экономическим связям с Западом мешало отсутствие портов. Единственный русский порт на Балтике, Ивангород, имел ограниченное значение, ибо европейские купцы обычно совершали торговые сделки в соседней Нарве. Главными товарами русского экспорта были воск, пушнина, лен, конопля, сало, ворвань. Ввозились же сукна, оружие, соль, металлы, сера.

Укрепление власти

Об укреплении самодержавной власти русских государей свидетельствовала торжественная церемония венчания «шапкой Мономаха» Дмитрия — внука государя Ивана III (сына рано умершего наследника Ивана Ивановича Молодого), состоявшаяся в феврале 1498 г. в Успенском соборе в Москве. За Дмитрием отныне было закреплено звание великого князя Владимирского и наследника русского престола. Венчание Дмитрия шапкой, якобы полученной киевским князем Владимиром Мономахом от византийского императора, отражало рост международного престижа Московского государства.

новая система



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: