Искусство Древнего цapcтва




Искусство Древнего Египта

Слово Египет («загадка», «тайна») греческого происхож­дения, египтяне же называли свою страну Кемет («чёрная зем­ля»). В III в. до н. э. египетский жрец Манефон написал на греческом языке «Историю Египта», в которой выделил периоды Древнего, Среднего и Ново­го царств, а также перечислил тридцать одну династию фараонов.

Географическое положение Египта — узкая плодородная долина могучей африканской реки Нила, тес­нимая с запада и востока песками пустынь, — ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по сво­им законам, редко подвергаясь внешним вторжениям, которые выпали на долю других стран и народов Древнего мира.

Природа Египта — просторы неба и земли, огненный диск солнца, ог­ромная, медленно текущая река, горы с плоскими вершинами, пальмовые ро­щи, заросли папируса и цветы лотоса — дарила искусству мотивы и фор­мы, служила источником вдохновения.

Все жители Древнего Египта подчинялись неограниченной власти фара­она. В жизни древнеегипетского общества главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, рас­тения, зверей, птиц и поклонялись множеству богов. Важнейшее место в религии Древнего Египта занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека продолжается и после физической смерти, но при условии, если его тело остаётся нетленным. Так возник обы­чай мумифицировать тела умерших (подвергать их специальной обработ­ке, благодаря которой они сохраняются очень долго). Именно религия определила особенности древнеегипетского искусства: таинственное, сокровенное, оно было обращено не столько к миру живых, сколько к царству мёртвых. Спрятанные в гробницах произведения искус­ства не предназначались для осмотра – они должны были помогать усопшему в его путешествии в мир вечности. В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные формы (пирамида, обелиск, колонна), новые виды скульп­туры и живописи.

Искусство Древнего цapcтва

Город Мемфис стал главным религиозным и художественным центром страны. Древнее царство — эпоху создания письменности, религиозных и светских законов, основных принципов художественного творчества — можно счи­тать подлинно золотым веком египетского искусства.

Египетские пирами­ды считаются первым из семи чудес света. Ар­хитектурные памятники последую­щих эпох (например, крупнейший христианский храм Европы — со­бор Святого Петра в Риме) кажутся карликами рядом с пирамидой Хе­опса, основание которой в два раза превосходит по ширине Красную площадь в Москве. Пирамида фа­раона Джосера — первый гигантский архитектурный памятник Древнего Египта. В конструкции этой пирамиды, которую обычно называют «матерью египетских пирамид», отражены три основных принципа возведения подобных сооруже­ний — гигантские размеры, пирами­дальная форма, использование камня как строительного материала.

На западном берегу Нила в Гизе возвышаются грандиозные пирамиды фараонов IV династии: Хеопса,Хефрена,Микерина. Основание пирамид име­ет форму квадрата, а гладкие грани образуют равнобедренные тре­угольники. Величайшая из них — пирамида Хеопса, её создатель — пле­мянник фараонаХеопса – Хемиун. Пирами­да (высотой около 147 метров, со стороной основания 233 метра) сложена из блоков золотистого известняка ве­сом от 2,5 до 30 тонн. Они удерживаются на месте силой собственной тяжести. Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой ка­менные блоки обрабатывались и ставились один на другой. Зазоры между ними не превышают полмиллиметра. На северной стороне пирамиды Хеопса неприметный вход ведёт в тесный, а затем более просторный коридор. Пройдя по ним, можно попасть в маленькую, тщательно скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру с гранитным, давно опустошённым саркофагом фараона. По венти­ляционной системе в камеру посту­пал сухой воздух пустыни, который способствовал сохранению мумии фараона.

Пирамиды в Гизе составляли центр огромного по­гребального ансамбля, в который входит знаменитый лежащий Боль­шой сфинкс длиной 57 и высотой 20 метров — вы­рубленное в основной своей части из скалы изображение льва с чело­веческим лицом. Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески. Молодой царевич, будущий фараон Тутмос IV, однажды после охоты в пустыне задремал в его тени и услышал голос каменно­го исполина, просившего освобо­дить его от тяжести песка. Став фа­раоном, Тутмос IV исполнил эту просьбу и приказал украсить сфин­кса плитой с рельефом и надписью, повествующей об этом событии. Плита существует и поныне.

В искусстве Древнего царства ог­ромную роль играла скульптура. Египетские статуи исполнялись со­гласно канону (греч. «норма», «пра­вило»): спокойствие, симметрия и равнове­сие величественных и застывших поз, однообразие жестов, бесстраст­ность лиц. При выполнении рельефов (скульптурных изображений на пло­скости) и настенных росписей ис­пользовался традиционный приём плоскостного расположения фигуры: её ноги и лицо изображались в про­филь, глаз в фас, а плечи и нижняя часть туловища — в трёхчетвертном развороте. Наряду с плоским, почти не вы­ступающим над поверхностью сте­ны рельефом возник, а позже широ­ко распространился так называемый углублённый рельеф: врезанное изо­бражение заполнялось краской, и появлялся цветной силуэт.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: